Рабочая программа по предмету родная (русская) литература
рабочая программа
Рабочая программа по родной литературе 5-9 классов составлена на основе:
Закона РФ «Об образовании в РФ» (от29.122012г.№273-ФЗ);
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
Приказа Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»,
Примерной Основной образовательной программы основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. №03-1263);
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnaya_lit._2019-2020.docx | 68.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №1
к основной образовательной программе
основного общего образования, утвержденной
приказом от 19. 06. 2015 № 64
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родной (русской) литературе
5-9 классы
Авторы программы:
Булавинова С.В
(ФИО учителя, должность, квалификационная категория)
__учитель I квалификационной категории
Григорьева Н.Ю
(ФИО учителя, должность, квалификационная категория)
учитель, нет квалификационной категории
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
- Планируемые результаты изучения учебного предмета
- Содержание учебного предмета
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
- Учебно – методическое обеспечение учебного образовательного процесса
- Календарно – тематическое планирование по классам:
- родная (русская) литература 5 класс
- родная (русская) литература 6 класс
- родная (русская) литература 7 класс
- родная (русская) литература 8 класс
- родная (русская)литература 9 класс
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по родной литературе 5-9 классов составлена на основе:
Закона РФ «Об образовании в РФ» (от29.122012г.№273-ФЗ);
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
Приказа Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»,
Примерной Основной образовательной программы основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. №03-1263);
Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов МКОУ «2 Воробьевская основная общеобразовательная школа» (приказ №56 от 18.06.15г.)
Учебного плана МКОУ «2 Воробьевская основная общеобразовательная школа»
Данная рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература» для 5-9 классов составлена на основе авторской программы «Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной 5-9 классы» А в т о р ы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, Н. В. Беляева. // Издательство «Просвещение», 2014. Данная программа обеспечивается линией учебно-методических комплектов по литературе для 5—9 классов под редакцией В. Я. Коровиной, выпускаемой издательством «Просвещение».
2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве сосверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».
3. Планируемые результаты изучения курса родной(русской) литературы в 5-9 классах
5 класс
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Устное народное творчество | |
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения; сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); • выделять нравственную проблематику сказок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере; • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок. • учитывая жанрово-родовые признаки, выбирать сказки для самостоятельного чтения; • выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; • пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы; • выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной. | • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, • сочинять сказку и/или придумывать сюжетные линии. |
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Зарубежная литература | |
• адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ на основе наводящих вопросов; интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения; • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; • определять с помощью учителя для себя актуальную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; • выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, • создавать собственный текст интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос; • сопоставлять произведение словесного искусства и его иллюстрацию; • работать с книгой как источником информации. | • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; • оценивать иллюстрацию или экранизацию произведения; • создавать собственную иллюстрацию изученного текста; • сопоставлять произведения русской и мировой литературы под руководством учителя; • представление о самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформлять её результаты в форматах (работа исследовательского характера, проект). |
6 класс
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Устное народное творчество | |
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения; • выделять нравственную проблематику пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере; • обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения; • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию; | • сравнивая пословицы и поговорки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); • сочинять сказку или рассказ по пословице и/или придумывать сюжетные линии; • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; • устанавливать связи между пословицами и поговорками разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия). |
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Зарубежная литература | |
• адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ на основе наводящих вопросов или по данному плану; интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения; • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; • определять с помощью учителя или консультантов для себя актуальную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; • выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, • создавать собственный текст интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; • сопоставлять произведение словесного искусства и его иллюстрацию; • работать с книгой как источником информации. | • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; • оценивать иллюстрацию или экранизацию произведения; • создавать собственную иллюстрацию изученного текста; • сопоставлять произведения русской и мировой литературы под руководством учителя; • представление о самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформлять её результаты в форматах (работа исследовательского характера, проект). |
7 класс
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Устное народное творчество | |
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения; • выделять нравственную проблематику преданий и былин как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере; • обращаться к преданиям, былинам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения; • выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; • пересказывать былины и предания, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народного эпоса художественные приёмы. | • рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор; • сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии; • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера; • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия). |
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Зарубежная литература | |
• адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ на основе наводящих вопросов или по данному плану; интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения; • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; • определять с помощью учителя или консультантов для себя актуальную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; • выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, • создавать собственный текст интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики героев, ответа на проблемный вопрос; • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; • работать с книгой и другими источниками информации. | • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; • оценивать иллюстрацию или экранизацию произведения; • создавать собственную иллюстрацию изученного текста; • сопоставлять произведения русской и мировой литературы под руководством учителя; • представление о самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформлять её результаты в форматах (работа исследовательского характера, проект). |
8 класс
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Устное народное творчество | |
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения; • выделять нравственную проблематику народных песен как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере; • обращаться к фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения; • выразительно читать народные песни, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания. | • сравнивая произведения лирики разных народов, определять черты национального характера; • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия). • исполнять лирические народные песни |
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Зарубежная литература | |
• адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ самостоятельно или по составленному плану; интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения; • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; • определять для себя актуальную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; • выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, • создавать собственный текст интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос; • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; • работать с книгой и другими источниками информации. | • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; • оценивать иллюстрацию или экранизацию произведения; • создавать собственную иллюстрацию изученного текста; • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно или под руководством учителя; • представление о самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформлять её результаты в форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). |
9 класс
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
Устное народное творчество | |
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере; • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин; • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию; • выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; • пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы; • выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной; • видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку. | • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор; • сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии; • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера; • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия). |
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Зарубежная литература | |
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. | • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). |
4. Содержание учебного предмета
Основные теоретико-литературные понятия
- Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.
- Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.
- Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия, драма, трагедия).
- Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.
- Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф.
- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.
- Стихи и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений:
– акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные);
– устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа – пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений – рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного анализа;
– устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.
Своеобразие родной (русская) литературы.
Значимость чтения и изучения родной (русской) литературы для дальнейшего развития человека. Родная (русская) литература как национально-культурная ценность народа. Родная (русская) литература как способ познания жизни. Образ человека в литературном произведении. Система персонажей. Образ автора в литературном произведении. Образ рассказчика в литературном произведении. Слово как средство создания образа. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Прогноз развития литературных традиций в XXI веке.
Содержание учебного предмета «Родная (русская) литература»
5 класс
Введение. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека.(1)
Славянская мифология (2ч)
Из литературы XIX века (4)
Русские басни.
Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о писателе. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность. Основные темы басен. Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль.
В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц.
Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки. Социально-нравственная проблематика произведения. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям. Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка.
Сочинение "Зло и добро в сказке".
Из литературы XX века (6)
Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык сказки.
В.А. Сухомлинский. "Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе. Материнская любовь. Сыновняя благодарность. Особенности жанра. Значение финала.
Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.
Сочинение " Мир глазами ребёнка".
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Краткие сведения о писателе. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость, доброта). Нравственно-эмоциональное состояние персонажей. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.
В.Я. Ерошенко. Сказка «Умирание ивы». Краткие сведения о писателе. Тема природы и приёмы её реализации; второй смысловой план в сказке. Цельность произведения, взаимосвязанность всех элементов повествования, глубина раскрытия образа. Особенности языка писателя.
Родная природа в произведениях поэтов XX века (1)
В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о поэте. Образная система, художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние лирического героя. Выразительные средства создания образов.
М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…» Краткие сведения о поэте. Непревзойдённый мастер слова. Чудесное описание природы. Умение видеть природу, наблюдать и понимать её красоту. Единство человека и природы. Практикум выразительного чтения.
Творчество писателей и поэтов Новосибирской области (2) По выбору учителя.
6 класс
Введение (1) Книга как духовное завещание одного поколения другому.
Литературная сказка (1).
Н.Д. Телешов. «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим. Нравственные проблемы, поставленные в сказке.
Из литературы ХIХ века (3)
А.С. Пушкин. «Выстрел». Мотивы поступков героев повести. Чувство мести, милосердие, благородство.
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».
Поэтический образ Родины. И. С. Никитин. «Русь»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихов.
Из литературы ХХ века (11)
Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны». Главы «Где искать спасения?», «На Андрюшкин остров», «Война вокруг нас кружит…» (или другие по выбору учителя). Драматическая история жителей полесской деревушки, война и дети. Смелость, мужество героев, глубокая вера в человека, в его лучшие душевные качества.
А.П. Гайдар. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых и детей, тимуровское движение.
Сочинение «Тимуровцы сейчас?»
Стихи о прекрасном и неведомом. А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...», Н. Гумилёв «Жираф», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве...».
А.Г. Алексин. «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа. Почему семья нужна человеку? Необходимость бережного отношения к близким.
А.В. Масс. «Сказка о черноокой принцессе», «Сочинение на тему: «Моя подруга» (по выбору учителя). Духовно-нравственная проблематика рассказов. Позиция автора.
Ю. Кузнецова. «Помощница ангела». Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба.
Сочинение «Нравственные уроки произведений современной литературы».
Творчество писателей и поэтов Новосибирской области (1) (по выбору учителя).
7 класс
Введение (1) Значение художественного произведения в культурном наследии России. Роль родного слова в формировании личности человека.
Из литературы XVIII века (1)
И. И.Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях.
Из литературы XIX века (3)
Ф.Н.Глинка. Краткие сведения о поэте-декабристе, патриоте, высоко оценённом А.С.Пушкиным. Основные темы, мотивы. Стихотворения «Москва», «К Пушкину»
К.М.Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя.
В.М.Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал».
Из литературы XX – XXI века (10)
А. Т.Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко.
Ю.М.Нагибин. Основные вехи биографии Ю.М.Нагибина. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя)
В.О.Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.
Ю.Я.Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых». Средства выразительности в произведении.
В.Н.Крупин. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин».
Сочинение "Уроки жалости и скорби в русской литературе."
С.А.Баруздин. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет».
А.В. Масс. Фантазийный мир моего сверстника на страницах рассказа «Расскажи про Иван Палыча».
Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини произведения: красота внутренняя и внешняя.
Е.А. Евтушенко. Краткая биография. Стихотворение «Картинка детства». Взгляд на вопросы нравственности.
Творчество писателей и поэтов Новосибирской области (2) Ю. Магалиф, Е. Стюарт, Б. Богатков, В. Астафьев и др. по выбору учителя и учащихся.
8 класс
Введение. Родная литература как способ познания жизни. (1)
Из древнерусской литературы (1) Рассказы русских летописей XII – XIV веков (по выбору учителя). Образное отражение жизни в древнерусской литературе. «Гнездо орла».
Из литературы XVIII века (1)
Карамзин Н.М. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского».
Из литературы XIX века (6)
Бестужев-Марлинский А.А. "Вечер на бивуаке". Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа.
Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении «Водопад». Звукопись.
Гаршин В.М. "То, чего не было". Аллегорический смысл лирикофилософской новеллы. Мастерство иносказания.
Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…» Поэтические традиции XIX века в творчестве А.Н. Апухтина.
Чарская Л.А. Гимназистки. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе. Ранимость души подростка.
Сочинение «Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе»
Из литературы XX века (8)
Пантелеев Л. «Главный инженер». Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Жажда личного подвига во имя победы. Или Васильев Б.П. «Завтра была война». Образы подростков в произведениях о Великой Отечественной войне.
Рождественский Р.И. Стихотворения. Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На земле безжалостно маленькой…»
Пермяк Е.А. «Ужасный почерк». Жизненная позиция героя рассказа.
Яковлев Ю.Я. «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.
Козлов В.Ф. Рассказ «Сократ мой друг». Поступок героя как отражения характера.
Романова Л. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти». Одиночество подростков в современном мире.
Сочинение по творчеству данных писателей ( по выбору учителя).
Практикум выразительного чтения.
Ю. Левитанский «Диалог у новогодней ёлки», Б. Окуджава «Песенка о ночной Москве», А. Макаревич «Пока горит свеча». Мотив одиночества в лирике.
Творчество писателей и поэтов Новосибирской области (1) (по выбору обучающихся и учителя)
9 класс
Введение. Прогноз развития литературных традиций. ( 1)
Из русской литературы XVIII века (1)
Н. М. Карамзин «Сиерра Морена» – яркий образец лирической прозы русского романтического направления XVIII века. Тема трагической любви. Мотив вселенского одиночества.
Из литературы XIX века (3)
Поэтические традиции XIX века в творчестве А.Н. Апухтина. Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Анализ стихотворения
Л.Н. Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по выбору).
А.П. Чехов. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение героини.
Из литературы XX века (20)
Традиции литературы XX века. Малый эпический жанр.
А. М. Горький «Макар Чудра». Герои неоромантизма.
А.И. Куприн «Живое и мертвое» в рассказе Куприна А.И. «Габринус». Две героини, две судьбы.
Ю.П. Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма.
К.Д. Воробьёв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа.
В. Быков Повесть «Обелиск». Образы подростков в произведениях о Великой Отечественной войне.
Из современной русской литературы (8)
Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора. (Анализ отдельных миниатюр цикла по выбору).
Распутин В.Г. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы.
Т.Н. Толстая «Соня» Мотив времени. Тема нравственного выбора. Символические образы.
В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция. Средства выражения авторской позиции. Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный принцип. Красота вокруг нас. Умение замечать прекрасное. Главные герои, их портреты и характеры, мировоззрение (анализ миниатюр по выбору).
Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны.
Захар Прилепин «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа.
Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя.
Рождественский Р.И. Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На земле безжалостно маленькой…».
Творчество писателей и поэтов Новосибирской области. Любовь к малой родине (по выбору обучающихся и учителя).
5. Тематическое планирование с определение основных видов учебной деятельности
Раздел | Кол-во часов | Характеристика основных видов учебной деятельности |
5 класс | ||
Введение. Славянская мифология | 3 | Знакомство с славянским пантеоном богов. Славянские мифы. |
Из русской литературы XIX века | 4 | Актуализируют знания о литературе XIX века. Углубляют знания о жанре басни. Осваивают понятие об авторской сказке |
Из русской литературы XX века | 7 | Знакомятся с литературным процессом ХХ века. Учатся анализировать тексты писателей 1-й половины ХХ века |
Родная природа в произведениях поэтов XX века | 1 | Знакомятся с особенностями воспроизведения образа родной природы в стихотворениях поэтов ХХ века. Учатся сопоставлять их с изученными лирическими произведениями |
Творчество писателей и поэтов Новосибирской области | 2 | Знакомятся с творчеством писателей и поэтов Новосибирской области |
Итого 5 класс | 17 | |
6 класс | ||
Введение. Литературная сказка | 2 | Учатся воспринимать книгу как духовное завещание одного поколения другому. Актуализируют знания о литературной сказке. |
Из русской литературы XIX века | 3 | Актуализируют знания о литературе XIX века. Учатся анализировать аксиологические основы, заложенные в произведении. |
Из русской литературы XX века | 11 | Осваивают особенности литературного процесса ХХ века. Анализируют жанровородовую специфику произведений ХХ века. Создают письменное монологическое высказывание, аргументируя свое мнение примерами из литературы ХХ века. |
Творчество писателей и поэтов Новосибирской области | 1 | Знакомятся с творчеством писателей и поэтов Новосибирской области. Готовят презентации, минипроекты, выступления. |
Итого 6 класс | 17 | |
7 класс | ||
Введение. Из русской литературы XVIII века | 2 | Актуализируют знания о литературе XVIII века. Учатся осознавать значение художественного произведения в культурном наследии России, роль родного слова в формировании личности человека |
Из русской литературы XIX века | 3 | Актуализируют знания о литературном процессе XIX века. Анализируют произведения патриотической и нравственно-этической проблематики. Создают письменное монологическое высказывание на заданную тему. |
Из русской литературы XX – XXI века | 10 | Знакомятся с особенностями современного литературного процесса. Учатся анализировать произведения современной поэзии и прозы. |
Творчество писателей и поэтов Новосибирской области | 2 | Знакомятся с творчеством писателей и поэтов Новосибирской области. Готовят презентации, проекты, выступления. |
Итого 7 класс | 17часов | |
8 класс | ||
Введение. Из древнерусской литературы | 2 | Учатся анализировать произведения летописного жанра. Определяют специфику и уникальность жанра летописи |
Из литературы XVIII века | 1 | Актуализируют знания о литературном процессе XVIII века. Определяют специфику и уникальность жанра произведения |
Из русской литературы XIX века | 6 | Актуализируют знания о литературном процессе XIX века. Анализируют произведения духовно-нравственной проблематики. |
Из русской литературы XX века | 6 | Актуализируют знания о литературном процессе ХХ века. Отрабатывают навыки выразительного чтения наизусть. |
Творчество писателей и поэтов Новосибирской области | 1 | Знакомятся с творчеством писателей и поэтов Новосибирской области. Готовят презентации, минипроекты, выступления. |
Итого 8 класс | 17 часов | |
9 класс | ||
Введение. Прогноз развития литературных традиций | 1 | Обобщают знания о литературных традициях родной русской литературы, знакомятся с прогнозом их развития. |
Из русской литературы XVIII века | 1 | Актуализируют знания о литературе XVIII века. Знакомятся с прозой русского романтического направления 18 века |
Из русской литературы XIX века | 3 | Актуализируют знания о литературном процессе XIX века. Учатся анализировать произведения духовнонравственной направленности. |
Из русской литературы XX века | 20 | Актуализируют знания о литературном процессе ХХ. Учатся производить анализ художественного текста в аксиологическом аспекте. |
Из современной русской литературы | 8 | Знакомятся с особенностями современного литературного процесса. Анализируют произведение в его жанрово-родовой специфике. Создают письменное монологическое высказывание на заданную тему. |
Творчество писателей и поэтов Новосибирской области | 1 | Знакомятся с творчеством писателей и поэтов Новосибирской области. Готовят презентации, проекты, выступления. |
Итого 9 класс | 34 часов | |
Всего 5-9 класс | 104часов |
6. Учебно – методическое обеспечение учебного образовательного процесса
Словари
1. Зуева Т.В. Русский фольклор: Словарь-справочник. – М.: Просвещение, 2011.
2. Литература Древней Руси: Библиографический словарь / Под ред. О.В. Творогова. – М.:
Просвещение, 2013
3. Русские писатели XIX – начала XX века: Библиографический словарь / Под ред. Н.Н. Ска-
това. – М.: Просвещение, 2012
4. Русские писатели XIX века. Библиографический словарь. В 2 ч. / Под ред. П.А. Николаева.
- М.: Просвещение, 2011.
5. Русские писатели XVIII века: Библиографический словарь / Под ред. С.А. Джанумова. –
М.: Просвещение, 2013.
6. Русские писатели. XX век. Библиографический словарь. В. 2 ч. / Под ред.Н.Н. Скатова. –
М.: Просвещение,2010.
7. Чернец Л.В. и др. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение,
2012.
Хрестоматии
1. Древнерусская литература: Хрестоматия для 5-9 кл. / Сост. О.В. Творогов. – М.: Просве-
щение, 2013.
2. Наш XIX век / Сост. В.Я. Коровина, В.И. Коровин. – М.,2011.
3. Русская литература XIX века: Первая половина: Хрестоматия историко-литературных ма-
териалов / Сост. И.Е. Каплан, П.Г. Пустовойт. – М.: Просвещение, 2012.
4. Русская литература XIX века: Вторая половина: Хрестоматия историко-литературных ма-
териалов / Сост. И.Е. Каплан, М.Т. Пинаев. – М.: Просвещение, 2011.
Интернет-ресурсы
Художественная литература:
1.http://www.rusfolk.chat.ru–Русский фольклор
2.http://www.pogovorka.com. –Пословицы и поговорки
3.http://old-russian.chat.ru–Древнерусская литература
4.http://www.klassika.ru–Библиотека классической русской литературы
5.http://www.ruthenia.ru–Русская поэзия 60-х годов.
Справочно-информационные и методические материалы:
1.http://www.rol.ru–Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
2.http://www.1september.ru–Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Пер-
вому сентября»)
3.http://center.fio.ru–Мастерская «В помощь учителю. Литература»
Материально-техническая база
1 Компьютер
2 Проектор
3 Колонки
4 Экран
5 Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей
Экранно-звуковые пособия
1 Презентации к занятиям
2 DVD фильмы
Приложение №1
к рабочей программе по родной литературе (русской)
(в соответствии с приказом № 61 от 02.07.2019г.)
Календарно-тематическое планирование по родной (русской) литературе (русской)
в 5 классе на 2019-2020 учебный год.
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
План. | Факт. | ||||
Произведения писателей XX века. (17ч.) | |||||
1 | Н.А. Некрасов «Тройка». | 1 | |||
2 | Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. | 1 | |||
3 | А. П. Чехов «Злоумышленник". Приемы создания характеров и ситуаций. | 1 | |||
4 | И.А. Бунин. Детские и юношеские годы. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. | 1 | |||
5 | И.А. Бунин "Подснежник". | 1 | |||
6 | Л.Н. Андреев "Петька на даче". Противопоставление мира города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа. | 1 | |||
7 | В мире художественного слова А.И. Куприна. Рассказ «Золотой петух» | 1 | |||
8 | С.А. Есенин. Детские годы поэта. В есенинском Константинове. | 1 | |||
9 | А.П. Платонов. Краткие сведения о писателе. | 1 | |||
10 | П.П. Бажов. Краткие сведения о писателе. Сказы Бажова. | 1 | |||
11 | Н.Н. Носов. Краткие сведения о писателе. Наши любимые произведения Н.Н. Носова | 1 | |||
12 | В.П. Астафьев. "Васюткино озеро". | ||||
13 | Е.И. Носов "Как патефон петуха от смерти спас". Добро и доброта. Мир глазами ребёнка; юмористическое и лирическое в рассказе. | 1 | |||
14 | В.Г. Распутин "Век живи - век люби". | 1 | |||
15 | Защита исследовательских проектов по родной литературе. | 1 | |||
16 | Защита исследовательских проектов по родной литературе. | 1 | |||
17 | Заключительный урок. Игра-путешествие в мир книг родной литературы» | 1 |
Приложение №2
к рабочей программе по родной литературе (русской)
(в соответствии с приказом № 61 от 02.07.2019г.)
Календарно-тематическое планирование по родной (русской)литературе в 6 классе на 2019-2020 учебный год.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примечание | ||
План. | Факт. | |||||
Русская литература XX века. (17ч.) | ||||||
1 | Н.А. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…» | 1 | ||||
2 | Анализ глав повести Л. Толстого «Детство». («Детство», «Что за человек был мой отец?» | 1 | ||||
3 | Мастерская творческого письма. Уроки доброты Л.Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди». | 1 | ||||
4 | В.Г. Короленко «В дурном обществе». Дружба Васи, Валека и Маруси. | 1 | ||||
5 | Сатирические и юмористические рассказы А.П.Чехова. «Налим» и др. | 1 | ||||
6 | А.П. Чехов. Рассказ «Шуточка» | 1 | ||||
7 | Мир природы человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. « Не видно птиц. Покорно чахнет…» | 1 | ||||
8 | Краткие сведения об А.И. Куприне. «Белый пудель». | 1 | ||||
9 | А.И. Куприн «Тапёр». | 1 | ||||
10 | Краткие сведения о С.А. Есенине. «Песнь о собаке» | 1 | ||||
11 | М.М. Пришвин «Кладовая солнца» - сказка-быль. Особенности жанра. | 1 | ||||
12 | В мастерской художника слова М.М. Пришвина | 1 | ||||
13 | Краткие сведения о В.П. Астафьеве. «Последний поклон». | 1 | ||||
14 | В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Бабушка и внук. | 1 | ||||
15 | Н.М. Рубцов «Тихая моя родина». | 1 | ||||
16 | Защита исследовательских проектов по произведениям писателей родной литературы. | 1 | ||||
17 | Защита исследовательских проектов по произведениям писателей родной литературы. | 1 |
Приложение №3
к рабочей программе по родной литературе (русской)
(в соответствии с приказом № 61 от 02.07.2019г.)
Календарно-тематическое планирование по родной (русской) литературе
в 7 классе на 2019-2020 учебный год.
№ п/п | Тема раздела, тема и элементы содержания урока | Кол-во часов | Дата | Примечания | ||
План. | Факт. | |||||
Писатели XX века. (17ч.) | ||||||
1 | Н.С.Лесков. Биография писателя. «Лесков – писатель будущего». Повесть «Левша». | 1 | ||||
2 | Левша»: образный мир произведения. | 1 | ||||
3 | Общечеловеческое в лирике Фета; наблюдательность, чувства добрые, красота земли; стихотворение-медитация. | 1 | ||||
4 | «Смерть чиновника»: разоблачение чинопочитания, самоуничижения. Способы создания образов. Социальная направленность рассказов. Позиция писателя | 1 | ||||
5 | М. Горький. Повесть «Детство» (выборочные главы). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе. Становление характера мальчика | 1 | ||||
6 | И.А.Бунин. Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер…» Образ природы. | 1 | ||||
7 | А.И.Куприн «Куст сирени». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст, художественная идея | 1 | ||||
8 | С.А.Есенин «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…» Тема лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. | 1 | ||||
9 | И.С.Шмелёв «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя | 1 | ||||
10 | К.Г.Паустовский. Повесть «Мещерская сторона» (гл. «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» - по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов | 1 | ||||
11 | Н.А.Заболоцкий «Не позволяй душе лениться…» Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд – основное нравственное достоинство человека | 1 | ||||
12 | А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга. | 1 | ||||
13 | А.Т. Твардовский «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…». Сыновняя память – основные мотивы военной лирики поэта. | 1 | ||||
14 | В.М.Шукшин. Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах Шукшина. «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя. | 1 | ||||
15 | Б.Л. Васильев «Экспонат №…». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения; проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия. | 1 | ||||
16 | Русские поэты ХХ века о России. (Ахматова, Цветаева, Смеляков и др.) Своеобразие раскрытия темы России | 1 | ||||
17 | Итоговая игра по родной литературе "Что? Где? Когда?" | 1 |
Приложение №4
к рабочей программе по родной литературе (русской)
(в соответствии с приказом № 61 от 02.07.2019г.)
Календарно-тематическое планирование по родной (русской) литературе
в 8 классе на 2019-2020 учебный год
№ п/п | Тема раздела, тема и элементы содержания урока | Количество часов | Дата | Примечания | |||
План. | Факт. | ||||||
Русская литература конца XIX – начала XX веков. (17ч.) | |||||||
1 | М.Ю. Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Особенности композиции поэмы «Мцыри». Смысл эпиграфа к поэме. | 1 | |||||
2 | «Мцыри». Художественная идея поэмы. | 1 | |||||
3 | Краткие сведения о Н.В. Гоголе. Пушкин и Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы. Знакомство с афишей комедии. | 1 | |||||
4 | Хлестаков и городничий. Анализ второго действия комедии «Ревизор» | 1 | |||||
5 | Хлестаков – ревизор. Анализ четвёртого действия комедии «Ревизор» | ||||||
6 | Речь как средство создания образов комедии. Новаторство Н.В. Гоголя. Подготовка к сочинению – характеристике речи героев комедии. | 1 | |||||
7 | Анализ письменных работ (домашних сочинений на тему «Язык героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» как средство раскрытия характеров») | 1 | |||||
8 | И.С. Тургенев. «Ася». Господин Н.Н. и Гагин. Русские и немецкие литературные традиции в повести. | 1 | |||||
9 | Композиция повести. Образ Аси. | 1 | |||||
10 | Анализ письменных работ по произведению И.С. Тургенева «Ася» («Мотив России в повести», «Разное восприятие повести – свидетельство различных литературных вкусов или социальных убеждений?» и др.) | 1 | |||||
11 | Н.А. Некрасов «Зелёный шум». Подготовка к сочинению по картине А.А. Рылова «Зелёный шум». | 1 | |||||
12 | Анализ письменных работ (домашних сочинений – описаний по картине А.А. Рылова «Зелёный шум») | 1 | |||||
13 | А. А. Фет. «Учись у них – у дуба, у берёзы…» | 1 | |||||
14 | Краткие сведения об А.Н. Островском. Пьеса – сказка «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Элементы фольклора в сказке. | 1 | |||||
15 | Особенности конфликта пьесы – сказки А.Н. Островского «Снегурочка». Берендеево царство в пьесе. | 1 | |||||
16 | Краткие сведения о Л.Н. Толстом. «Отрочество». | 1 | |||||
17 | Защита рефератов по произведениям родной литературы. | 1 |
Приложение №5
к рабочей программе по родной литературе (русской)
(в соответствии с приказом № 61 от 02.07.2019г.)
Календарно-тематическое планирование по родной (русской) литературе
в 9 классе на 2019-2020 учебный год.
№ | Дата | Тема | Кол-во часов | Примечания | ||
План. | Факт. | |||||
Русская литература конца XIX – начала XX веков (34 часа) | ||||||
1 | Введение. Русская литература конца XIX – начала XX веков. | 1 | ||||
2 | А.П.Чехов – писатель нового времени. Чтение юморески «Моя “она”». | 1 | ||||
3 | РР Творческая мастерская: сочинение юмористического рассказа на предложенную тему. | 1 | ||||
4 | И.А.Бунин – певец русской природы. Анализ стихотворений «Вечер», «Осень», «Полевые цветы», «Последний шмель». | 1 | ||||
5 | РР Эссе «А счастье всюду…». | 1 | ||||
6 | Нравственные уроки доброты Д.С.Лихачёва в «Письмах о добром». | 1 | ||||
7
| Чтение вслух миниатюры «Молодость – вся жизнь». Урок-беседа по проблемному вопросу «Кого мы называем подлинными друзьями?» | 1 | ||||
8 | Чтение вслух миниатюры «В чём смысл жизни» и миниатюры «Космический Эрмитаж». | 1 | ||||
9 | Урок-беседа по проблемным вопросам «В чём смысл жизни?», «Почему Д.С.Лихачёв сравнивает планету Земля с Эрмитажем?» | 1 | ||||
10 | К.Г.Паустовский. Книга «Золотая роза» как попытка постигнуть тайны литературного творчества. | 1 | ||||
11 | К.Г.Паустовский. Смысл названия рассказа «Драгоценная пыль». | 1 | ||||
12 | В.П.Астафьев Фонограмма фрагмента из книги «Затеси», тетрадь 1, лирическая миниатюра «Падение листа». | 1 | ||||
13 | Беседа по прослушанному тексту В.П.Астафьева. | 1 | ||||
14 | РР Письменная работа «Как вы понимаете значение слова «затесь» после прослушивания миниатюры В.П.Астафьева?» | 1 | ||||
15 | Г.И.Успенский «Выпрямила» (отрывок из записок Тяпушкина). Чтение 1 главы. | 1 | ||||
16 | Дискуссия на тему: «Может ли искусство повлиять на душевное состояние человека?» | 1 | ||||
17 | Л. Улицкая «Детство сорок девять». | 1 | ||||
18 | Книга Л.Улицкой о послевоенном детстве. | 1 | ||||
19 | Анализ эпизодов из повести. Беседа «Нужно ли бороться за своё счастье?» | 1 | ||||
20 | Обзорная лекция «Никто не забыт – ничто не забыто». | 1 | ||||
21 | Стихи о войне. | 1 | ||||
22 | Е.И.Носов «Живое пламя». Тема подвига и памяти в рассказе. Смысл названия. | 1 | ||||
23 | Беседа «Как вы понимаете слова “жить без оглядки”»? | 1 | ||||
24 | А.Костюнин. «Поводырь» - рассказ о «светлом человеке». | 1 | ||||
25 | Отзыв о рассказе О.Павловой «Гришка». | 1 | ||||
26 | К.Д. Воробьев «Седой тополь». Борьба за жизнь в лагере военнопленных. | 1 | ||||
27 | К.Д. Воробьев, рассказ «Подснежник». | 1 | ||||
28 | История подвига матери в рассказе. | 1 | ||||
29 | РР Творческая работа «Почему К.Воробьёва называют “писателем правды”?» | 1 | ||||
30 | Групповой проект «Литературные места города Курска». | 1 | ||||
31 | Групповой проект «Литературные места города Курска». | 1 | ||||
32 | «Виртуальная экскурсия по литературным местам Курской области». | 1 | ||||
33 | Обобщение изученного за курс 9 класса. | 1 | ||||
34 | Обобщение изученного за курс 9 класса. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета "Родная (русская) литература", 8 класс
Рабочая программа по «Родной (русской) литературе» для 8 классов основной школы составлена на основе требований ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения осно...
Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература" для 8-9 классов
Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература" для 8-9 классов создана по инициативе УМО "Слово" (Курской обл.) в помощь молодым педагогам, работающим в восьмых - девя...
Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература»
Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература» для 5-9 классов...
Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература" 9 класс
Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература" 9 класс...
Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература" 7 класс
Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература" 7 класс...
Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература». 6-7 класс.
Рабочая программа по родной (русской) литературе представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования...
Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература». 5 класс.
Рабочая программа по родной (русской) литературе представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; содержание учебного предме...