Публичная презентация о результатах педагогической деятельности
статья

«Некоторые подходы к формированию речевых навыков в процессе изучения бурятского языка и литературы » Спецификой учебных предметов бурятского языка и литературы является то, что основой образовательного процесса становится коммуникативно-речевая деятельность. Одной из главных задач учителя является создание условий для практического овладения бурятским языком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnaya_prezentatsiya.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

 Публичная презентация общественности и

профессиональному сообществу результатов

педагогической деятельности Монголовой Галины Степановны,

учителя бурятского языка и литературы,

МБОУ «Улюнская средняя общеобразовательная

школа имени С.Хамнаева»

«Некоторые подходы к формированию речевых навыков

в процессе изучения бурятского языка и литературы »

Переход к информационному обществу, усиление межкультурного взаимодействия, является одним из основных направлений современного образования и обуславливает особую важность коммуникативной и информационной компетентности личности. В связи с этим, образовательный процесс необходимо построить на основе принципов межкультурной коммуникации, создании языковой поддержки владения родным языком. Л.С.Выготский указывал, что оперируя родным языком, ребёнок усваивает определённую систему анализа, синтеза, обобщения, явлений действительности, а также других мыслительных операций, которая запечатлена в данном языке. Учитель создаёт условия для формирования независимой личности, способной неординарно мыслить, активно действовать, принимать решения и нести за них ответственность, анализировать и прогнозировать ситуации.

Спецификой учебных предметов бурятского языка и литературы является то, что основой образовательного процесса становится коммуникативно-речевая деятельность. Одной из главных задач учителя является создание условий для практического овладения бурятским языком.

На сегодняшний день уровень речевой культуры учащихся невысокий. Это отражается в неумении облекать свою мысль в строго логическое высказывание, в неспособности точно и чётко сформулировать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, обнаруживают речевую беспомощность. Одной из характерных причин, препятствующих успешному овладению необходимых умений и навыков, является недостаточное внимание учителей, уделяемое речевому развитию учащихся, отсутствие прозрачных параметров и критериев оценивания, наличие диалектных различий, непонимание литературного языка, скудость словарного запаса. Необходимо развивать языковое чутьё, формировать речевые навыки ещё в дошкольном возрасте, в младших классах. И здесь приемлемо использование разговорной речи и диалекта.

А в средних и старших классах необходимо развивать навыки литературной речи. Речевое общение, как известно, осуществляется посредством таких видов речевой деятельности, как говорение, аудирование, чтение и письмо. Речевое общение представляет собой особое и вместе с тем сложное умение и потому обучение должно быть направлено на отработку правильности структурно-грамматического, лексического и стилистического построения высказывания, а также на соответствие речевого высказывания коммуникативной цели, ситуации.

Следует отметить, что в процессе формирования коммуникативной компетенции необходимо организовывать обучение таким образом, чтобы оно было максимально приближено к процессу общения. Для этого необходимы специальные упражнения, ситуации на уроках, разнообразные методы и приемы работы, что может способствовать организации эффективного учебного процесса в школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Так, на уроках бурятского языка и  литературы при выявлении новой темы,  совместном целеполагании, актуализации знаний и т.д. побуждаю учащихся к мотивированной речевой деятельности. Для правильного управления речевой деятельностью ставлю перед ними определённые коммуникативные задачи. Использую различные учебно-речевые ситуации, стимулирующие речевую деятельность. Очень важно создать у учащихся потребность пользования бурятским языком. Например, на уроках использую диалог, при котором развиваются навыки речевого этикета (приветствие, знакомство, благопожелания и т.д.) Игра «Репортёр» формирует навыки говорить экспромтом, без предварительной подготовки и обдумывания, игра «Репортаж» формирует умения и навыки последовательно рассказать о событиях, работа по картине развивает умение описать увиденное. Проведение семинара в старших классах очень хорошо формирует навыки рассуждать, высказывать тезисы, аргументировать, делать умозаключения. Эффективными являются приёмы «Согласен - не согласен», «Прогнозирование», когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора. Например, Чулуун-Бата экзамена тушаажа шадаагүй,гэртээ бусаха гү, али үгы гү? «Чтение с остановками», “Багшашни хэн бэ?” гэһэн зохёолой гол нюурай Чулуун-Бата гэжэ  нэрэнь юу гэршэлнэб? – Зохёолой эхиндэ эрхэ, бэлэн дээрэ ябаһан хүбүүн аад, багшын хүмүүжүүлгэ доро шулуун шэнги хатуу зоригтой боложо,  бата бэхи эрмэлзэл гаргажа хүн болоошонь элеэр харагдана г.м.  Для формирования речевых навыков на стадии рефлексии применяю следующие приёмы: написание памятки, инструкции, письмо по кругу, синквейн, способствующие творчески интерпретировать информацию.

Древнеримский оратор, писатель, политический деятель Цицерон считал, что правильно построенная речь содержит ответы на семь вопросов:  Кто? (Что?) Как? Когда? Где? Чем? Зачем? Почему? Применение данного алгоритма является очень эффективным на уроках литературы в старших классах. Жэшээнь: «Төөригдэһэн хуби заяан» Хэн? - Аламжа , Яагаад? –бэеэ һорёод, Хэзээ?- Туваан хамбын найрай болохо үедэ, Хаана? – Хаан Уулын үбэртэ, Юугээр?- бүхэ барилдаагаар, Юундэ? – шанда хүртэхын тула, Яахадаа? – һааха үнеэтэй байха гэртэй болохын тула.

       Активно использую метод «Фишбоун», который позволяет развивать критическое мышление учащихся в наглядно-содержательной форме, позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

К необходимым условиям успешного овладения обучающими навыками речи относится сформированность различных видов контроля и самоконтроля. Безусловно, контроль и диагностика имеют важное значение при формировании речевых навыков. Совместно с учащимися разрабатываются основные параметры и критерии оценивания устной и письменной монологической речи, выразительного чтения. Уровень сформированности навыков в целом определяется такими показателями речи, как количество фраз за определённое время, развёрнутость высказываний, количество сложных и простых предложений, языковая правильность высказывания, соответствие речевого высказывания коммуникативной цели, ситуации, умения анализировать и рассуждать. Учащиеся сдают зачёты, ведётся диагностика, каждый ученик знает свой уровень и стремится повысить его.                 Применение вышеназванных методов позволяет значительно повысить интерес к бурятскому языку и литературе, о чём свидетельствуют достижения обучающихся на международном, региональном, муниципальном уровне: победитель международного онлайн-диктанта, победитель и призеры региональной олимпиады, победители республиканских конкурсов «Уран гуурhан», «Д. А.Улзытуев», призеры республиканского конкурса «Эдир жэгүүр», «Гуламта», «Бамбарууш», «Эхэ хэлэн- манай баялиг», районных конкурсов «Жигжитовские чтения», «Выразительного чтения», «Самый грамотный» и т.д.

        Таким образом, в процессе изучения бурятского языка и литературы в школе,  средствами своего предмета максимально использую возможности  формирования и развития речевых  навыков обучающихся, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, что является актуальной задачей современного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная презентация результатов педагогической деятельности

Публичный отчет о результатах педагогической деятельности учителя начальных классов. Выполнен в рамках подготовки к муниципальному конкурсу "Лучший учитель города Бийска"....

Публичная презентация профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности Борисковой Натальи Ивановны

В статье обобщается опыт работы и результаты педагогической деятельности  по гражданско - патриотическому воспитанию обучающихся....

Публичная презентация профессиональному и местному сообществу результатов педагогической деятельности

Публичная презентация профессиональному и местному сообществу результатов педагогической деятельностиучителя информатики и ИКТ Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразов...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности

Здесь представлены результаты моей педагогической деятельности за последние три года.В презентации не будут работать гиперссылки на материалы из Приложения из-за ограничений объёма загружаемой работы...

Публичная презентация результатов педагогической деятельности и инновационной работы

Презентация на Конкурс лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокие достижения в педагогической деятельности в 2013 году. Видео отчет: http://youtu.be/hH...

презентация о результатах педагогической деятельности учителя биологии Анохиной Е.И.

учитель биологии Анохина Е. И. выступала с публичным докладом в виде презентации «Результаты педагогической деятельности» в рамках ЕМД, а также опубликовала данную презентацию для ознакомления обществ...