Исследовательская работа "Природные образы Тунки в произведениях бурятских писателей"
творческая работа учащихся
Наша исследовательская работа посвящена рассмотрению образов природы Тункинской долины в бурятской литературе. Бесспорно, что природа Бурятии разнообразна и прекрасна, но для человека иной культуры образ бурятской природы традиционно осознается прежде всего как степной ландшафт. Природа Тункинской долины уникальна: с северной стороны ее окаймляют вершины Саянских гор, с южной стороны простираются хребты Тункинских гольцов, между ними, как в «котле» (Л. Тапхаев), располагается долина со множеством рек, ручьев, источников и аршанов. Изображение природы Тунки в художественной литературе сочетает и горный пейзаж, и водный, и лесной, все многообразие растительности и животного мира. Не случайно Тункинская долина стала малой родиной многих бурятских писателей и поэтов, человек с детства постигающий красоту окружающего мира, становится особенно эстетически восприимчивым к художественному слову. Из литературного объединения Тункинского района имени Мунко Саридака вышло несколько поколений замечательных бурятских поэтов и писателей. Природа Тунки стала достоянием не только тункинских писателей, Тункинская долина сознается в бурятской литературе как неотъемлемая часть ее национального пейзажа, природой Тунки восхищались и изобразили в художественных произведениях такие маститые бурятские писатели и поэты, как Дондок Улзытуев, Мэлс Самбуев и многие другие. Эта тема представляется важной и интересной, потому что в условиях развития современной цивилизации тема защиты природы, темы экологии становятся глобальной социальной и культурологической проблемой. В изображении природы родного края можно проследить традиционные для бурятского народа представления о взаимоотношениях человека и природы. Традиционное экологическое сознание диктует особо бережное отношение к природе, когда вся хозяйственная деятельность человека направлена на гармоничное сосуществование с окружающей средой. С другой стороны, обращение к такой локальной теме отражает особенности восточного художественного мировидения, когда художник не творит мир из себя, из своего воображения, а обращается к реалиям окружающего мира, раскрывая его красоту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prir_obr_tunki_.docx | 30.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ
МКУ «Управление образования АМО «Тункинский район»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Аршанская средняя общеобразовательная школа имени П.М.Билдаева»
Тема: Природные образы Тунки в произведениях бурятских писателей
Аршан
Оглавление:
- Введение.
- Основная часть.
2.1.Психологическая функция пейзажа в романе Д.Батожабая «Похищенное счастье»
2.2.Экологические традиции бурятского народа в проблематике тункинских писателей.
- Заключение.
- Литература.
Введение.
Наша исследовательская работа посвящена рассмотрению образов природы Тункинской долины в бурятской литературе. Бесспорно, что природа Бурятии разнообразна и прекрасна, но для человека иной культуры образ бурятской природы традиционно осознается прежде всего как степной ландшафт. Природа Тункинской долины уникальна: с северной стороны ее окаймляют вершины Саянских гор, с южной стороны простираются хребты Тункинских гольцов, между ними, как в «котле» (Л. Тапхаев), располагается долина со множеством рек, ручьев, источников и аршанов. Изображение природы Тунки в художественной литературе сочетает и горный пейзаж, и водный, и лесной, все многообразие растительности и животного мира. Не случайно Тункинская долина стала малой родиной многих бурятских писателей и поэтов, человек с детства постигающий красоту окружающего мира, становится особенно эстетически восприимчивым к художественному слову. Из литературного объединения Тункинского района имени Мунко Саридака вышло несколько поколений замечательных бурятских поэтов и писателей. Природа Тунки стала достоянием не только тункинских писателей, Тункинская долина сознается в бурятской литературе как неотъемлемая часть ее национального пейзажа, природой Тунки восхищались и изобразили в художественных произведениях такие маститые бурятские писатели и поэты, как Дондок Улзытуев, Мэлс Самбуев и многие другие. Эта тема представляется важной и интересной, потому что в условиях развития современной цивилизации тема защиты природы, темы экологии становятся глобальной социальной и культурологической проблемой. В изображении природы родного края можно проследить традиционные для бурятского народа представления о взаимоотношениях человека и природы. Традиционное экологическое сознание диктует особо бережное отношение к природе, когда вся хозяйственная деятельность человека направлена на гармоничное сосуществование с окружающей средой. С другой стороны, обращение к такой локальной теме отражает особенности восточного художественного мировидения, когда художник не творит мир из себя, из своего воображения, а обращается к реалиям окружающего мира, раскрывая его красоту.
Актуальность темы в том, что постижение литературой мира природы очень важно для осознания духовных ценностей общества.
Бурятские писатели и поэты с большим мастерством изобразили в своих произведениях картины родной природы, они пробуждают у читателей чувство прекрасного, учат тонкому и проникновенному восприятию мира природы, воспитывают чувство любви к своей родине.
Цель исследовательской работы:
- выявить художественные закономерности изображения природы Тункинского края в бурятской литературе;
- определить особенности пейзажа Тункинской долины в прозе.
Объектом исследования является художественное воплощение мира природы в произведениях бурятских писателей, предметом – художественные образы Тункинской природы в их литературном освещении.
В исследовательской работе применены методы проблемно-типологического, художественно-эстетического анализа литературных произведений.
Психологическая функция пейзажа в романе Д.Батожабая «Похищенное счастье»
Одним из первых упоминаний в бурятской литературе природы Тунки является роман Д.Батожабая «Похищенное счастье»(1959 год). В начале романа изображается приезд Тувана-хамбы в Агинские степи, где в общей толпе народа находится главный герой романа Аламжи. Из его воспоминаний о прежней жизни становится ясно, что путь его жизненных странствий начинается в тункинской долине. В общем хронотопе романа такое начало имеет определенный смысл: действие романа охватывает огромные просторы. В путешествии Аламжи по странам и весям раскрывается весь свет: тункинская долина, затем он попадает в баргузинскую тайгу, агинские степи, монгольские степи, таинственный Тибет, Китай, просторы степей Центральной Азии, которые бороздят воины Ван-Тумэра. В судьбах других героев раскрываются Англия, Германия, Маньчжурия, Китай, Япония. Запад и Восток даются в сопоставлении, связывают же их нити человеческих судеб, протянутые автором и через территорию родной Бурятии, и первая страница в этом путешествии по всему миру Тункинская долина, где отрывается от своих истоков герой. В сцене после конфликта с отцом, он покидает родной край и видит картины родной природы в последний раз:
«Золотистая поверхность реки Зун-Мурэн покрылась мелкими морщинами: с Байкала подул свежий ветерок. Аламжи потянулся к веслам, но, почувствовав невыносимую боль в руке застонал и положил голову на колени Жалмы. Весла жалобно заныли в уключинах, будто им передавалась боль, сковывающая тело Аламжи. Лодка по-прежнему кружила в водовороте. Отсюда отлично была видна снежная, будто срезанная острой саблей, вершина Хоймора» 9 Природа представляет собой контраст душевному состоянию героев. В душе героев – смятение и беспокойство, Аламжи посмел восстать против отца, тем самым он порвал очень существенные, исконные связи, в то же время героям кажется, что горы будто мечом срезаны, такое ощущение передает подавленное состояние их души. Показ природы в субъективированном повествовании помогает раскрыть психологическое состояние героев.
Природа Тунки упоминается и в связи с отцом Аламжи – Наваном-Чингизом, чья судьба складывается так же драматически. Дается его характеристика с народной точки зрения:
«Хадаhаа унаhан байдаг Тγнхэнэй хγγюур уhан Наваан-Чингиздэ хγсэеэ γгөө ха юм. Зундаа саhатай байдаг Мундаргын орой Наваан-Чингиздэ шулуун зγрхэ шудхаа. Тэрэнэй γнэн сэхэ зан номин Байгалай уhан шэнги арюун юм, гэжэ нютагай зон хэлсэдэг hэн.»9 Сравнение с природными образами поэтически возвышает героя, у которого непростой путь от смирения к бунту, от пути караванщика к разбою. В данном случае поэтическая образность восходит к фольклорной, так как проводимая связь человека и природы сродни эпическому возвышению благородных качеств богатыря.
Экологические традиции бурятского народа в проблематике тункинских писателей.
Сравнение с эпическими образами последовательно возникает при описании природы Тунки у самых разных писателей, обращающихся к этой теме. Так, тункинский писатель Б.Ябжанов в начале рассказа «Бар хγсэтэнэй хурим»2 сравнивает вершины гор с воинами Гэсэра. Такое же сравнение есть в песне о Тунке, т. е можно сказать, что оно стало традиционным. Описание Саянских гор с эпическим размахом закономерно, высота гор соответствует только высокой эпической интонации. Не случайно многие места в горных краях связываются в народном сознании с пребыванием Гэсэра на земле. (Тамхи баряааша).
Красота природы вызывает в душе ябжановского героя лирический всплеск чувств. Описание природы в начале рассказа имеет глубокий смысл в его общей проблематике, рассказ раскрывает традиционные для бурятского народа нерушимые связи с природным миром. Дается не просто перечисление и регистрация красот природы, а задается философская проблематика. Во-первых, задается авторская пантеистическая концепция понимания природы: ее непостижимой сути как волшебства, (природа есть тайна для человека) и веры в нее «байгаали–бурхан», во-вторых, на фоне вечной природы осмысливаются законы преходящей человеческой жизни. Традиционное анимистическое, тотемистическое понимание природы народом воплощается в речи старика, который говорит о том, что духом и хозяином чудесного озера является дух белого медведя.
Люди бездумно хотят ради сиюминутной выгоды осушить озеро.
В этом эпизоде рассказа угадывается реальная первооснова рассказа – в 70-е годы ХХ века в Тункинской долине была предпринята попытка осушения и мелиорация Койморских болот, были проведены осушительные канавы и т.д. Понадобилось время, чтобы осознать, какое важное место занимают болота в общей экосистеме долины, определяя ее микроклимат. Писатель же это нарушение всех экологических норм трактует с народных позиций, глубоко вскрывая народную философию природы, так формулируется закон природы: давая ростки, не обрывать корни.2
Философское понимание природы сочетает мифологическое отношение и буддийское мировоззрение.
Социально-политическая проблематика в связи с изображением природы Тунки раскрывается в повести В.Сыренова « Эрхγγ голой эхиндэ» (1985). Название повести содержит точное место действия, отсылая к конкретным местам у верховьев Иркута, которые в Тунке называют дээрэхи - верхняя (где располагаются села Туран, Хойтогол). Повесть содержит ярко выраженное документальное начало, в ней осознается жизненный опыт автора как руководителя крупного хозяйства, в повести наряду с персонажами, имеющими вымышленные имена, упоминаются реальные имена известных людей Тунки. Центральное место в повести занимает изображение хозяйственной деятельности людей в долине еще в условиях советского времени, когда сохранялись еще совхозы и колхозы, партийная система руководства. С одной стороны, прослеживается желание хозяйственников увеличить плановые показатели, интенсифицировать производственную деятельность. Это стремление приходит, с другой стороны, в противоречие с необходимостью бережного отношения к природе.
Сквозным образом в романе является образ Иркута, который вполне традиционно для литературы воплощает течение времени, течение человеческой жизни. Образ раскрывается с самого начала: «Эрхγγ мγрэн мγнгэн хуягһаа сγлѳѳржэ, тэрээндэ шудхан ородог хэды олон гол горходой уһые суглуулжа абаад, замта харгыдаа γшѳѳ саашаа эршэ хγсэ нэмэн урдахань бэзэ?»8. Он же замыкает повесть: « Урдажа байhан уhан хγнэй ажабайдалтай тон адли: нэгэл һабаараа урдахынгаа хажуугаар, шэб шэнэ уһаяа агшан зуураа асаржал байха..»8
Хозяйственная деятельность сопряжена с необходимостью влияния на природный мир. Преобразовательская деятельность человека вместе с тем требует осмотрительного отношения: «Если спрямить две излучины реки, обезопасить его от июльского затопления, то можно выгадать почти триста гектаров сенокосов, они будут стабильно давать около 9000 центнеров сена. Если осушить заболоченные участки на плато Зэнхи, то прибавка достигнет еще порядка 4000 центнеров лугового разнотравья. Обводнение богаров в том же Зэнхи позволит освоить под пашни около тысячи гектаров бросовых земель. Такой клин даст двадцать тысяч центнеров товарного зерна, если не больше»8. В таких ситуациях необходимо обратиться к опыту старшего поколения, что в конце концов и осознает герой: «Что ты сейчас в Зэнхи-то начал вытворять, а? ты же агроном по образованию, агроном и должен знать, предвидеть должен последствия своего дикого вмешательства в природу. Она тебе, поверь мне, о-ох, как еще отомстит…» 8. Слова старика Что ты вытворяешь? В традиционном народном понимании отношение к природе анимистическое – так , Эрхγγ- баабай, и к нему возможно только уважительное, почтительное отношение. В повести упоминаются многие реалии жизни и быта тункинцев, используются названия, легенды. Так, например, «дуунай һγлдэ урайда дэлхэйнгээ эрьен жэрьежэ ябаха зуураа, Хоймортомнай хоножо гараһан бэшэ, γнжэшэһэн юм гэлсэдэг бэлэй. Магад, мγнхэ байха һанаатайгаар дурлаһаншье байжа болоо ха. Тиимэһээ хойморойхид мγнѳѳ хуур-суур хоолойтой гγ?......Уурал һабажа, уухилжа байһан шэнги уулын һугаһаа мултаржа гараһан Хэнгэргын шууяатай нэрэдэнь хγрэмэ колхозой залуушуулай фольклорно ансамбль хэды жэлһээ наша бии болоод байхада, бидэ – бадарайхид юугээрээ тэдээнһээ дутуубибди, арадай ансамбль эмхидхэхэ арга манда бии…»8. Описание природы в данном тексте связано с постановкой проблемы сохранения традиционной культуры края.
В рассказе известного бурятского писателя А. Ангархаева «Вершины» в центре - лирическое самовыражение героя, и описание природы воспроизводит особенности восприятия мира. Повествование ведется от первого лица, внимательный и вдумчивый взгляд лирического субъекта подмечает малейшие изменения природы в оттенках красок, цветов. Именно цветовая характеристика является доминирующей. Изображение вершин сопровождается характеристикой игры света, лучей на протяжении суток.
Каждый раз горы становятся другими, можно сказать, что горный пейзаж у Ангархаева здесь импрессионистичен, то есть подмечаются малейшие детали, жизнь передается в движении, развитии, изменении. Интересно, вернее закономерно, обращение А. Ангархаева к легендам родного края, так в рассказе «Вершины» приводится легенда об источнике вечности, писателя поражает символическая глубина и многозначность народной легенды, не случайно в более поздний период он напишет поэму с таким названием: «Мγнхын аршаан» (2001). Легенда таит возможности для множества толкований. Стилевой доминантой прозы А.Ангархаева является, на наш взгляд, интеллектуальное, научное постижение, осознание проблем современности, интерес к современности, и в данном случае он не мог обойти проблемы века, например, добычи золота. Здесь опять приводится легенда, но уже с нравственным смыслом. Автор пытается построить рациональную концепцию природы, например, он включает элемент научного спора о территории между Байкалом и Хубсугулом, то есть фактически о Тункинской долине. Но даже рациональный, пытливый ум вынужден признать непостижимость мира природы – идея, которая, например, у Ябжанова дана изначально.
Лирический герой воспроизводит различные эпизоды своей жизни, так или иначе связанные с новым постижением, открытием мира родной природы, таково описание редкого природного явления – северного сияния. Писателю все-таки близко народное восприятие природы, так он говорит о погодных приметах. В финале рассказа – описание золотых Тункинских гор раскрывает еще раз ощущение сопричастности лирического героя миру родной природы. Можно сказать, что «Вершины» А.Ангархаева местами напоминают стихотворение в прозе, так много внимания уделяется выражению чувств героя, которые переполняют его душу. Красота родной природы вызывает восторг, рождает особое понимание красоты мира.
Заключение
Природа Тунки стала источником вдохновения многих бурятских поэтов и художников, как говорит герой Б. Ябжанова в повести «Саяанай Домог»: «Эдэ газарнууд нэгэшье поэдэй харасаһаа саана γлэдэггγй һэн. Нэгэ γльгэршэ ябана, нγгѳѳдэнь ерэнэ».
Освоение природы Тунки в литературе имеет в основе традиционное народное миропонимание. Бурятская литература достигает больших высот в изображении природного мира. Основные пути разработки темы природы в литературе второй половины ХХ века – это постановка в связи с изображением природы философских, нравственно-этических проблем. Именно такой подход реализуется в творчестве Балдана Ябжанова. Анализ рассказов писателя показывает, что они основаны на реальном жизненном опыте писателя, так, в показе природы угадывается природа Тункинской долины. В рассказе «Бар хγсэтэнэй хурим» раскрывается эпизод, относящийся ко времени осушения Койморских болот, при показе красот «чудесного озера», которое люди могут погубить, формулируется авторская концепция природы как «байгаали –бурхан». Взаимосвязь природы и человека таинственна, так, Б.Ябжанов приводит народные легенды, где «корни жизни связаны с ее ростками» ( «Бар хγсэтэнэй хурим» или же «одним выстрелом охотник прерывает не только волчью семью, но и корни своего рода» («Эхэ шоно»). У Б. Ябжанова философское понимание жизни человека и природы.
Социально-экономический аспект, результаты хозяйственной деятельности человека раскрываются в повести В. Сыренова «Эрхγγ голой эхиндэ», но и там важное значение имеет народный взгляд, так, в одном только названии «Эрхγγ –баабай» воплощаются анимистические воззрения.
Пейзаж Тунки разнообразен и примечателен по своим художественным возможностям, изображая природу, поэты и писатели, воспевают красоту родного края, Прозаические природные образы Тунки, изображающиеся в прозе бурятских писателей, выполняют различные функции. Это функция психологического пейзажа, картины природы способствуют раскрытию психологического состояния героев. Образы природы помогают писателям в выражении социально-экономических, экологических, философских, нравственно-этических, эстетических проблем.
Список литературы:
- Антология бурятской литературы. Ангархаев А. Вершины.
- Антология бурятской литературы. Б.Ябжанов. Медвежья свадьба
- Балданов С.Ж. Художественная деталь в бурятской прозе. - Улан-Удэ, 1987.
- Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. - М., 1983
- Гармаева С.И. Типология художественных традиций в прозе Бурятии. Улан-Удэ, 1997.
- Новые тенденции в современной литературе Бурятии. - Улан-Удэ, 1988.
- Осорова С.Г. Психологизм в бурятской прозе. - Новосибирск, 1992
- Сыренов В. ,Эрхγγ голой эхиндэ , Улан-Удэ, 1985г.
- Таежная, озерная, степная. 5 том. Д.Батожабай. Похищенное счастье.
- Фролова И.В. Религиозно-мифологическая основа рассказов Б. Ябжанова // Литература и религия: Проблемы взаимодействия в общекультурном контексте. Улан-Удэ, 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по теме:"Листопад. Осенняя окраска листьев. Образ осени в произведениях русских писателей, художников, поэтов и композиторов."
Цель данного урока - познакомить учащихся с причинами осенней раскраски листьев и листопада; показать явление листопада как приспособление к сезонным изменениям, увидеть красоту осени и показать...
Конспект урока«Образ Петербурга в произведении русских писателей рубежа XIX-XX и XX-XXI веков»
Конспект урока«Образ Петербурга в произведении русских писателей рубежа XIX-XX и XX-XXI веков»,презентация,план-навигатор....
Образ Родины в произведениях русских писателей
Конспект вводного урока по литературе, посвященного Дню знаний....
ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ХIХ ВЕКА
Статья посвящена символике растений в произведениях русской классической литературы...
Исследовательская работа "Особенности водного пейзажа Тункинской долины в поэзии бурятских писателей"
Исследовательская работа "Особенности водного пейзажа Тункинской долины в поэзии бурятских писателей"...
Историко-литературная конференция. Доклад " Семья и образ матери в произведениях современных писателей"
Доклад " Семья и образ матери в произведениях современных писателей"...
Образ Снегурочки в произведениях русских писателей и поэтов
В статье рассматриваются фольклорные источники образа Снегурочки. Автор анализирует стихотворные и прозаические произведения русских писателей XIX - XX веков, в которых встречается образ Снегуро...