программа 5-9 род. яз.
материал

Мякина Марина Вячеславовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа 5-9 род. яз.102.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Курманаевская средняя  общеобразовательная школа»

(полное наименование образовательного учреждения)

«Утверждено»                                                   «Согласовано»                                                               Рассмотрено

директор МАОУ                                                зам. директора по УР                                                 на заседании МО

________Е.В.Скороходова                                  _________ С.Н.Родионова                                           протокол № 1

« 02»  сентября   2019г                                           « 30»   августа   2019г                                                       « 30»  августа 2019г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Русский родной язык»  

ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ

Учитель: Мякина Марина Вячеславовна

        

С.Курманаевка-2019

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»  (редакция от 29.12.2017г.)

2.   Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"  (в ред.изменений №1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 №85, изменений №2, утв. Постановлением Главного санитарного врача РФ от 25.12.2013 №72), изменений №3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 №81).

3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении государственного образовательного стандарта основного общего образования».

4.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2017 года № МОН-П-617 «Об изучении русского языка, родного языка из числа языков народов Российской Федерации»

5.Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» одобрена решением ФУМО по общему образованию от 31 января 2018 года (протокол № 2/18)

6.Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897"(Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937)

7.Примерная основная образовательная программа основного общего образования (в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию).

8. Приказ Министерства Просвещения РФ от 28 декабря 2018 г. N 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию  при реализации  имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего ,основного общего, среднего общего образования»

9.Положение о рабочей программе МАОУ «Курманаевская СОШ».

10. Учебный план МАОУ «Курманаевская СОШ» на 2019-2020 уч.г(протокол от 30 августа 2019г)

11.Календарный   учебный   график МАОУ «Курманаевская СОШ» на 2019-2020 уч.г

Целевой раздел

Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
  • совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Русский родной язык»

Личностные результаты

 формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувства других людей и сопереживания им.

 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

 формирование установки на безопасный здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия

в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 использование знаково-символических средств представления информации.

 активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

 использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

 готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

 определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.

 готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

 овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

 умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты должны отражать:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого
этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

5 класс

ученик научится:

  • Понимать взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:

осознавать роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; осознавать роли русского родного языка в жизни человека;

понимать значения слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи; понимать особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;

понимать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; осознавать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; распознавать, характеризовать;

понимать значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знать источник крылатых слов и выражений; правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в современных ситуациях речевого общения;

соблюдать нормы русского речевого этикета; понимать национальную специфику русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;

использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенности строения его словарной статьи: словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений, словарей эпитетов, метафор и сравнений.

2.Овладевать основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретать опыт использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремиться к речевому самосовершенствованию, овладевать основными стилистическими ресурсами лексики языка:

осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия основными нормами литературного языка;

соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;

обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

стремление к речевому самосовершенствованию;

формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;

осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие;

соблюдать основные орфоэпические и акцентологические нормы современного русского литературного языка: произношение имен существительных‚ прилагательных, глаголов‚ произношение сочетания чн и чт; осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов; употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

понимание активных процессов в области произношения и ударения;

соблюдать основные лексические нормы современного русского литературного языка: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;

употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом стилистических вариантов лексической нормы;

выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;

соблюдать основные грамматические нормы современного русского литературного языка: употребление отдельных форм имен существительных в соответствии с типом склонения, родом, принадлежностью к разряду одушевленности – неодушевленности; словоизменение отдельных форм множественного числа имени существительного‚ определение типичных грамматических ошибок в речи;

различение вариантов грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительного падежа множественного числа существительных мужского рода‚ форм существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ правильное употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с  учётом вариантов грамматической нормы;

правильное употребление синонимических грамматических конструкций с учётом смысловых и стилистических особенностей; редактирование текста с целью исправления грамматических ошибок;

выявление и исправление грамматических ошибок в устной речи;

соблюдать основные нормы русского речевого этикета: этикетные формы и формулы обращения; этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; употребление формы «он»;

Ученик получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • опознавать различные выразительные средства языка;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3.Совершенствовать различные виды устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

Владеть различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным) монологической речи, учебно-научных, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи;

уметь строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке)

оценивать устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимание основных причин коммуникативных неудач и объяснение их; оценивание собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.

6 класс

ученик научится:

  • Понимать взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:

характеризовать лексику с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная; понимать процессы заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние); распознавать старославянизмы, понимать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка; стилистическая характеристика старославянизмов ; определение значения современных неологизмов, характеристика неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске;

понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке; распознавать слова, заимствованные русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определять значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;

определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;

соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;

использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей.

2. Овладевать основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретать опыт использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремиться к речевому самосовершенствованию, овладевать основными стилистическими ресурсами лексики языка:

соблюдать основные орфоэпические и акцентологические нормы современного русского литературного языка:

различение произносительных различий в русском языке, обусловленных темпом речи и стилями речи;

различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы; употребление слов с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы;

употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

понимание активных процессов в области произношения и ударения;

соблюдать основные лексические нормы современного русского литературного языка: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности; нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;

соблюдать основные грамматические нормы современного русского литературного языка: употребление заимствованных несклоняемых имен существительных; сложных существительных; имён собственных (географических названий); аббревиатур‚ обусловленное категорией рода; употребление заимствованных несклоняемых имён существительных; склонение русских и иностранных имен и фамилий; названий географических объектов‚ употребление отдельных грамматических форм имен существительных, прилагательных (в рамках изученного); склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных; глаголов 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени; формообразование глаголов совершенного и несовершенного вида‚ форм глаголов в повелительном наклонении; употребление имен прилагательных в формах сравнительной степени‚ в краткой форме‚ употребление в речи однокоренных слов разных частей речи; определение типичных грамматических ошибок в речи;

различение вариантов грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительного падежа множественного числа существительных мужского рода‚ форм существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающихся по смыслу‚ литературных и разговорных форм глаголов‚ причастий‚ деепричастий‚ наречий;

правильное употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с  учётом вариантов грамматической нормы;

правильное употребление синонимических грамматических конструкций с учётом смысловых и стилистических особенностей; редактирование текста с целью исправления грамматических ошибок;

выявление и исправление грамматических ошибок в устной речи;

соблюдение основных норм русского речевого этикета: этикетные формы и формулы обращения; соблюдение этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов   этикетного  общения, лежащих в основе национального речевого этикета;

3.Совершенствовать различные виды устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

владение различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным, критическим‚ интерактивным) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

владение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

умение дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; классифицировать фактический материал по определённому признаку; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между выявленными фактами.

 Ученик получит возможность научиться:

осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировать речь с учетом её соответствия основными нормами литературного языка;

соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка и правил речевого этикета;

 языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие;

7 класс 

Ученик научится:

  • Понимать взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:

осознавать язык как развивающееся явление, взаимосвязь исторического развития языка с историей общества;

 национальное своеобразие, богатства, выразительность русского родного языка;

понимать причины изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов; определять значения устаревших слов с национально-культурным компонентом;

соблюдать нормы русского речевого этикета; понимать национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;

использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей,

2. Овладевать основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретать опыт использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремиться к речевому самосовершенствованию, овладевать основными стилистическими ресурсами лексики языка:

соблюдать основные орфоэпические и акцентологические нормы современного русского литературного языка: произношение полных причастий‚ кратких форм страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастий‚ наречий; постановка ударения в отдельных грамматических формах глаголов(в рамках изученного); в словоформах с непроизводными предлогами‚ в заимствованных словах;

употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

понимание активных процессов в области произношения и ударения;

соблюдать основные лексические нормы современного русского литературного языка: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности; нормы употребления паронимов; употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; различение стилистических вариантов лексической нормы;

различение типичных речевых ошибок;

редактирование текста с целью исправления речевых ошибок;

выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;

соблюдать основные грамматические нормы современного русского литературного языка: словоизменение отдельных форм множественного числа имени существительного‚ глаголов 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени; употребление в речи однокоренных слов разных частей речи; построение словосочетаний по типу согласования; управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов опоизс в составе словосочетания‚ употребление предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением; определение типичных грамматических ошибок в речи;

различение вариантов грамматической синтаксической нормы‚ обусловленных грамматической синонимией словосочетаний‚ простых и сложных предложений;

выявление и исправление грамматических ошибок в устной речи;

соблюдать основные нормы русского речевого этикета:

соблюдение русской этикетной вербальной и невербальной манеры общения;

использование в общении этикетных речевых тактик и приёмов‚ помогающих противостоять речевой агрессии;

3.Совершенствовать различные виды устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

владение различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным, критическим‚ интерактивным) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

владение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

умение дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; классифицировать фактический материал по определённому признаку; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между выявленными фактами;

умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план текста;

проведение анализа прослушанного или прочитанного текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем; основных типов текстовых структур (индуктивные, дедуктивные, рамочные / дедуктивно-индуктивные, стержневые/индуктивно-дедуктивные);

участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре;

создание устных и письменных текстов аргументативного типа (рассуждение, доказательство, объяснение) с использованием различных способов аргументации, опровержения доводов оппонента (критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации); оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении;

создание текста как результата проектной (исследовательской) деятельности; оформление реферата в письменной форме и представление его в устной форме;

чтение, комплексный анализ и создание текстов публицистических жанров (девиз, слоган, путевые записки, проблемный очерк; тексты рекламных объявлений.

Ученик получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • опознавать различные выразительные средства языка;
  • писать конспект, отзыв, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  1. класс

Ученик научится:

1.Понимать взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:

характеризовать лексику с точки зрения происхождения: распознавать старославянизмы, понимать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка; стилистическая характеристика старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие);

понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке; распознавать слова, заимствованные русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;

соблюдать нормы русского речевого этикета; понимать национальную специфику русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;

использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов.

2. Овладевать основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретать опыт использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремиться к речевому самосовершенствованию, овладевать основными стилистическими ресурсами лексики языка:

осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия основными нормами литературного языка;

соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;

обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

стремление к речевому самосовершенствованию;

формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;

осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие;

соблюдать основные орфоэпические и акцентологические нормы современного русского литературного языка: произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф'] и [в']; произношение мягкого [н] перед ч и щ.

соблюдать основные лексические нормы современного русского литературного языка: употребление терминов в научном стиле речи‚ в публицистике, художественной литературе, разговорной речи; опознавание частотных примеров тавтологии и плеоназма;

различение стилистических вариантов лексической нормы;

различение типичных речевых ошибок;

редактирование текста с целью исправления речевых ошибок;

выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;

соблюдать основные грамматические нормы современного русского литературного языка: согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного и существительным; согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными; построение словосочетаний по типу согласования; управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов опоизс в составе словосочетания‚ употребление предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением; определение типичных грамматических ошибок в речи;

различение вариантов грамматической синтаксической нормы‚ обусловленных грамматической синонимией словосочетаний‚ простых и сложных предложений;

правильное употребление синонимических грамматических конструкций с учётом смысловых и стилистических особенностей; редактирование текста с целью исправления грамматических ошибок;

выявление и исправление грамматических ошибок в устной речи;

соблюдать основные нормы русского речевого этикета:

использование в общении этикетных речевых тактик и приёмов‚ помогающих противостоять речевой агрессии;

3.Совершенствовать различные виды устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

владение различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным, критическим‚ интерактивным) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

владение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

умение дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; классифицировать фактический материал по определённому признаку; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между выявленными фактами;

умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план текста;

проведение анализа прослушанного или прочитанного текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем; основных типов текстовых структур (индуктивные, дедуктивные, рамочные / дедуктивно-индуктивные, стержневые/индуктивно-дедуктивные);

владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; приёмами работы с заголовком текста, оглавлением, списком литературы, примечаниями и т.д.; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использование графиков, диаграмм, схем для представления информации;

владение правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;

участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре;

рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;

владение умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения сущности объекта; оценки;

создание устных и письменных текстов аргументативного типа (рассуждение, доказательство, объяснение) с использованием различных способов аргументации, опровержения доводов оппонента (критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации); оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении;

создание текста как результата проектной (исследовательской) деятельности

Ученик получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • писать конспект, отзыв, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  • совершенствовать умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умения работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
  1. класс

Ученик научится:

1.Понимать взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:

осознавать изменения в языке как объективный процесс; понимать внешние и внутренние факторы языковых изменений; иметь общее представление об активных процессах в современном русском языке;

соблюдать нормы русского речевого этикета; понимать национальную специфику русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;

использовать словари, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений.

2. Овладевать основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретать опыт использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремиться к речевому самосовершенствованию, овладевать основными стилистическими ресурсами лексики языка: осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия основными нормами литературного языка;

соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;

обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

стремление к речевому самосовершенствованию;

формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;

осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие;

соблюдать основные орфоэпические и акцентологические нормы современного русского литературного языка: понимать активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.

соблюдать основные лексических нормы современного русского литературного языка: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности; употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; опознавание частотных примеров тавтологии и плеоназма;

различение стилистических вариантов лексической нормы;

различение типичных речевых ошибок;

редактирование текста с целью исправления речевых ошибок;

выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;

соблюдать основные грамматические нормы современного русского литературного языка: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов опоизс в составе словосочетания‚ употребление предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением; построение простых предложений с причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов;

определение типичных грамматических ошибок в речи;

различение вариантов грамматической синтаксической нормы‚ обусловленных грамматической синонимией словосочетаний‚ простых и сложных предложений;

правильное употребление синонимических грамматических конструкций с учётом смысловых и стилистических особенностей; редактирование текста с целью исправления грамматических ошибок;

выявление и исправление грамматических ошибок в устной речи;

соблюдать основные нормы русского речевого этикета:

использование при общении в электронной среде этики и русского речевого этикета;

соблюдение норм русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;

понимание активных процессов в русском речевом этикете;

3.Совершенствовать различные виды устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

владение различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным, критическим‚ интерактивным) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

умение дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; классифицировать фактический материал по определённому признаку; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между выявленными фактами;

умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план текста;

проведение анализа прослушанного или прочитанного текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем; основных типов текстовых структур (индуктивные, дедуктивные, рамочные / дедуктивно-индуктивные, стержневые/индуктивно-дедуктивные);

владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; приёмами работы с заголовком текста, оглавлением, списком литературы, примечаниями и т.д.; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использование графиков, диаграмм, схем для представления информации;

владение правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;

уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений, поздравление; и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.

участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре;

умение строить устные учебно-научные сообщения, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;

владение умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения сущности объекта; оценки;

создание текста как результата проектной (исследовательской) деятельности; оформление реферата в письменной форме и представление его в устной форме;

чтение, комплексный анализ и создание текстов публицистических жанров (девиз, слоган, путевые записки, проблемный очерк; тексты рекламных объявлений);

чтение, комплексный анализ и интерпретация текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.); определение фактуальной и подтекстовой информации текста, его сильных позиций;

создание объявлений (в устной и письменной форме); деловых писем;

оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения их эффективности, понимание основных причин коммуникативных неудач и объяснение их; оценивание собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.

Содержание учебного предмета «Русский родной язык»

5 класс

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. Роль родного языка в жизни человека. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа.

Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок, источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки Загадки. Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях (фразеологизмах)

Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. 

Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы.

Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Поэтизмы и слова-символы, обладающие традиционной метафорической образностью, в поэтической речи.  Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением

Русские имена. Исконные и заимствованные. Традиционные и новые. Популярные и устаревшие. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок.

Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий.

КУЛЬТУРА РЕЧИ. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы Постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах. Омографы: ударение как маркёр смысла слова. Роль звукописи

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления

Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Стилистические варианты нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в речи

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода

Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу. Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода

Речевой этикет.

Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он».

Речь. Речевая деятельность. Язык и речь. Виды речевой деятельности

Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.

Текст как единица языка и речи

Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста.

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное). Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.

Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.

Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ. Особенности языка фольклорных текстов.

6 класс

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Диалектизмы

Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы

Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Особенности освоения иноязычной лексики. Роль заимствованной лексики в современном русском языке.

Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске.

Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п.

КУЛЬТУРА РЕЧИ. Основные орфоэпические нормы

 Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения. Нормы произношения отдельных грамматических форм, заимствованных слов.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов.

Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов. Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов.

Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория склонения. Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения, родом, принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности, особенностями окончаний форм множественного числа

Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени. Варианты грамматической нормы. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.

Речевой этикет. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета. Этика и речевой этикет. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы похвалы, комплимента, благодарности, сочувствия‚ утешения.

Речь. Речевая деятельность. Язык и речь. Виды речевой деятельности.   Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Текст как единица языка и речи. Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение.

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».

Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Компьютерная презентация

Публицистический стиль. Устное выступление.

Язык художественной литературы. Описание внешности человека.

7 класс

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

 Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка.

Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы. Архаизмы.

Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте  

Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.

КУЛЬТУРА РЕЧИ.  Основные орфоэпические нормы. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени‚ совершенного и несовершенного вида‚ в повелительном наклонении.

 Нормы употребления в речи однокоренных слов.  Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий.  

Речевой этикет.  Русская этикетная речевая манера общения. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов.

Речь. Речевая деятельность. Текст. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога.

Текст как единица языка и речи. Основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур Заголовки текстов, их типы. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре.

Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.

Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Притча.

8 класс

Язык и культура.

Исконно русская лексика. Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка.

Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы

Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.

Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому. Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

 Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи произношение гласных [э], [о], согласных перед [е] безударного [а] после ж и ш; сочетания чн и чт; женских отчеств на -ична, -инична, твёрдого [н] перед мягкими [ф'] и [в']; мягкого [н] перед ч и щ.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Нормы употребления терминов в научном стиле речи, в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование сказуемого с подлежащим; с подлежащим, выраженным сочетанием числительного и существительным, с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода. Согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными. Нормы построения словосочетаний по типу согласования. Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках.

Речевой этикет. Активные процессы в речевом этикете. варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имен; их оценка. Речевая агрессия. Синонимия речевых формул.

Речь. Речевая деятельность. Текст. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Основные методы, способы и средства получения, переработки информации

Текст как единица языка и речи

Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства Способы опровержения доводов оппонента

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.

Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Учебно-научная дискуссия. Слово на защите реферата.

Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д.

9 класс

Язык и культура

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты)  

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений. Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум», активизация процесса заимствования иноязычных слов.

Культура речи Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными Правильное построение словосочетаний по типу управления. Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания. Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

Типичные ошибки в построении сложных предложений.

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

Речевой этикет

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

Язык и речь. Виды речевой деятельности        

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

Текст как единица языка и речи

Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Анекдот, шутка.

Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.

Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.

Публицистический стиль. Проблемный очерк. 

Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.

Приложения

Контрольные диагностические работы по русскому(родному) языку

Темы проектных и исследовательских работ

Простор как одна из главных ценностей в русской языковой картине мира.

Образ человека в языке: слова-концепты дух и душа.

Из этимологии фразеологизмов.

Из истории русских имён.

Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.

О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов.

Словарик пословиц о характере человека, его качествах, словарь одного слова; словарь юного болельщика, дизайнера, музыканта и др.

Календарь пословиц о временах года; карта «Интересные названия городов моего края/России».

Лексическая группа существительных, обозначающих понятие время в русском языке.

Мы живем в мире знаков.

Роль и уместность заимствований в современном русском языке.

Понимаем ли мы язык Пушкина?

Этимология обозначений имен числительных в русском языке.

Футбольный сленг в русском языке.

Компьютерный сленг в русском языке.

Названия денежных единиц в русском языке.

Этикетные формы обращения.

Как быть вежливым?

Являются ли жесты универсальным языком человечества?

Как назвать новорождённого?

Межнациональные различия невербального общения.

Искусство комплимента в русском и иностранных языках.

Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского языков).

Этикет приветствия в русском и иностранном языках.

Слоганы в языке современной рекламы.

Девизы и слоганы любимых спортивных команд.

Синонимический ряд: врач – доктор – лекарь – эскулап – целитель – врачеватель. Что общего и в чём различие.

Анализ примеров языковой игры в шутках и анекдотах.

Подготовка сборника «бывальщин», альманаха рассказов, сборника стилизаций, разработка личной странички для школьного портала и др.

Тематическое планирование уроков в 5 классе

№ п/п

Раздел, тема урока

Количество часов

Дата урока

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

Роль родного языка в жизни человека. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа.

1

Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок, источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки Загадки. Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях (фразеологизмах)

1

Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.

1

Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы.

1

Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Поэтизмы и слова-символы. Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением

 

1

Русские имена. Исконные и заимствованные. Традиционные и новые. Популярные и устаревшие. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок.

1

Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий.

1

КУЛЬТУРА РЕЧИ. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы Постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах. Омографы: ударение как маркёр смысла слова. Роль звукописи

1

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления. Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Стилистические варианты нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в речи

1

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода. Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу. Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода

1

Речевой этикет. Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он».

1

Речь. Речевая деятельность. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.

1

Текст как единица языка и речи

Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста.

1

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).

1

Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.

Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.

1

Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ. Особенности языка фольклорных текстов.

1

Защита проектов

1

6 класс

№ п/п

Раздел, тема урока

Количество часов

Дата урока

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка.

1

Диалектизмы. Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы

1

Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Особенности освоения иноязычной лексики. Роль заимствованной лексики в современном русском языке.

1

Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске.

1

Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п.

1

КУЛЬТУРА РЕЧИ. Орфоэпические нормы.

 Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения. Нормы произношения отдельных грамматических форм, заимствованных слов.

1

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности  употребления синонимов.

1

Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов. Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности  употребления лексических омонимов.

1

Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.

1

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория склонения. Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения, родом, принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности, особенностями окончаний форм множественного числа

1

Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени Варианты грамматической нормы. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.

1

Речевой этикет. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета. Этика и речевой этикет. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы похвалы, комплимента, благодарности, сочувствия‚ утешения.

1

Текст как единица языка и речи. Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение.

1

Функциональные разновидности языка Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».

1

Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Компьютерная презентация

Публицистический стиль. Устное выступление.

1

Язык художественной литературы. Описание внешности человека.

1

Защита исследовательских работ

1

 7 класс

№ п/п

Раздел, тема урока

Количество часов

Дата урока

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка.

1

Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы. Архаизмы.

1

Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте  

1

Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.

1

КУЛЬТУРА РЕЧИ.  Основные орфоэпические нормы. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях.

1

Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами.

1

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.

1

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени‚ совершенного и несовершенного вида‚ в повелительном наклонении.

1

Нормы употребления в речи однокоренных слов.  Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий.  

1

Речевой этикет.  Русская этикетная речевая манера общения. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов.

1

Речь. Речевая деятельность. Текст. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога.

1

Текст как единица языка и речи. Основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Заголовки текстов, их типы.

1

Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.

1

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре.

1

Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности

1

Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Притча.

1

Защита исследовательских работ

1

8 класс

№ п/п

Раздел, тема урока

Количество часов

Дата урока

Язык и культура.

Исконно русская лексика. Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка.

1

Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы

1

Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.

1

Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому. Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов.

1

КУЛЬТУРА РЕЧИ

 Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи произношение гласных [э], [о], согласных перед [е] безударного [а] после ж и ш; сочетания чн и чт; женских отчеств на -ична, -инична, твёрдого [н] перед мягкими [ф'] и [в']; мягкого [н] перед ч и щ.

1

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Нормы употребления терминов в научном стиле речи, в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.

1

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование сказуемого с подлежащим; с подлежащим, выраженным сочетанием числительного и существительным, с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода.

1

Согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными. Нормы построения словосочетаний по типу согласования.

1

Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках.

1

Речевой этикет. Активные процессы в речевом этикете. Варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имен; их оценка. Речевая агрессия. Синонимия речевых формул.

1

Речь. Речевая деятельность. Текст. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Основные методы, способы и средства получения, переработки информации

1

Текст как единица языка и речи

Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы и структура аргументации. Правила эффективной аргументации. Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Способы опровержения доводов оппонента

1

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.

1

Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Учебно-научная дискуссия. Слово на защите реферата.

1

Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д.

1

Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д.

1

Защита исследовательских работ ( промежуточная аттестация) за курс 8 класса

1

9 класс

№ п/п

Раздел, тема урока

Количество часов

Дата урока

Язык и культура

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты)  

1

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений. Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум», активизация процесса заимствования иноязычных слов.

1

Культура речи Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём

1

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

1

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы

1

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными

 

1

Правильное построение словосочетаний по типу управления.  Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания. Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.

1

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

1

Типичные ошибки в построении сложных предложений. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

1

Речевой этикет

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

1

Язык и речь. Виды речевой деятельности        

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

1

Текст как единица языка и речи

Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.

1

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Анекдот, шутка.

1

Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.

1

Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.

1

Публицистический стиль. Проблемный очерк. 

Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.

1

Защита проектов и исследовательских работ

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...