Методическая разработка для урока родной русской литературы в 7 классе по теме: "Баллада".
методическая разработка (7 класс)
Урок был создан для дистанционного изучения, поэтому он поделен на две части:
1 часть - теоретическая. В нее входит понятие баллады, история происхождения баллады, особенности жанра. Дети знакомятся с переводчиком и создателем баллад в России - В.Жуковским, узнают об истории создания баллады "Скупой рыцарь".
2 часть - практическая. В нее входит анализ баллады "Скупой рыцарь", ответы на вопросы по теории.
Данный материал поможет вам при проведении самостоятельной работы в рамках дистанционного обучения, но при подготовке к традиционному уроку стоит внести изменения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ballada.docx | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое баллада?
Баллада – от итал. ballare – «плясать» - хоровая песня в средневековой западноевропейской поэзии, и позднее – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай.
В музыке баллада – вокальное произведение, написанное на фантастический, исторический либо драматический сюжет, или инструментальная пьеса.
В 5 классе вы изучали балладу «Вересковый мёд», послушайте ее.
Особенности жанра:
1) Реальное в балладе нередко сочетается с фантастическим.
2) Баллада имеет завязку, кульминацию, развязку.
3) Баллада как произведение эпическое имеет сюжет, героев, но как произведение лирическое выражает мысли и чувства автора по отношению к рассказываемому.
На юге Франции издавна с наступлением мая существовал обычай встречать приход весны. Это был настоящий праздник. В этот день парни уходили в лес и возвращались с громадными охапками зеленых ветвей. Ими украшали окна и двери домов. А среди самых красивых девушек выбирали «майскую королеву» - хозяйку праздника. Все плясали и водили хороводы. Песни, под которые танцевали, прославляя весну, назывались балладами, что означало «танцевальные песни».
Со временем баллады утратили свой плясовой характер, и название «баллада» закрепилось за поэтическим произведением повествовательного характера, исполнение которого часто сопровождалось игрой на каком-либо инструменте.
Баллады создавал народ, они передавались их поколения в поколение. Много баллад было создано странствующими поэтами и музыкантами – жонглерами, трубадурами, менестрелями. Одни баллады повествовали о битвах, сражениях с вражеским нашествием, другие – прославляли храбрость и ум простых людей. Нередко встречались баллады, наполненные фантастикой, шуткой, юмором.
Баллады пользуются большой популярностью во всех странах.
Самым известным переводчиком баллад на русский язык был великий русский поэт 18 – 19 вв. Василий Андреевич Жуковский. Он был прекрасно образован, был поэтом, переводчиком. Царь Николай I пригласил Жуковского к своим детям в качестве наставника. Также поэт был учителем и другом А.С. Пушкина. Вот какой незаурядной личностью был Василий Андреевич Жуковский, как, впрочем, и все герои романтических произведений, над которыми работал поэт.
Свободный перевод стихотворения Людвига Уланда «Graf Eberhards Weißdorn» («Боярышник графа Эбергарда»). Сюжет баллады Уланда основан на предании о ветке боярышника, вывезенной из Палестины первым герцогом Виртембергским, графом Эбергардом (1445—1496). Сняв приуроченность баллады к конкретным событиям и лицам, Жуковский усилил её обобщённо-лирическое, меланхолическое звучание. Ветку боярышника Жуковский заменил оливой.
Текст баллады "Старый рыцарь"
Он был весной своей
В земле обетованной,
И много славных дней
Провёл в тревоге бранной.
Там ветку от святой
Оливы оторвал он;
На шлем железный свой
Ту ветку навязал он.
С неверным он врагом,
Нося ту ветку, бился,
И с нею в отчий дом
Прославлен возвратился.
Ту ветку посадил
Сам в землю он родную,
И часто приносил
Ей воду ключевую.
Он стал старик седой,
И сила мышц пропала;
Из ветки молодой
Олива древом стала.
Под нею часто он
Сидит, уединённый,
В невыразимый сон
Душою погружённый.
Над ним, как друг, стоит,
Обняв его седины,
И ветвями шумит
Олива Палестины;
И, внемля ей во сне,
Вздыхает он глубоко
О славной старине
И о земле далёкой.
Таким образом, мы познакомились с вами с жанром баллады и можем сделать вывод, что они пишутся для того, чтобы:
· перенимать историческую память поколений,
· донести до потомков память о прошлых временах,
· напомнить о недопустимости вещей, основополагающих для данного общества,
· поговорить о мистическом и философском начале нашей жизни, о смыслах бытия.
Практическое задание:
Опишите чувства, настроение, которое вы испытали после прочтения произведения. *
Кратко напишите сюжет баллады: *
Какой предмет напоминает графу о былом походе?
Что имеется в виду под словами: «Он был весной своей В земле обетованной»?
Вспомните Мифы Древней Греции. Какой символикой обладает оливковая ветвь? *
Как вы думаете, зачем герой привязал ветку к шлему? *
Найдите в стихотворении метафору (1 пример) *
Найдите в стихотворении сравнение (1 пример) *
Найдите в стихотворении эпитет (1 пример) *
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка (конспект) урока по русскому языку. 4 класс. Программа "Школа России".
Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения.Методическая разработка (конспект) урока по русскому языку. 4 класс. Программа "Школа России"....
Методическая разработка интегрированного урока по русскому языку и литературе.
"Стилистические особенности предложений на тпримере художественного текста комедии Н.В.Гоголя "Ревизор". Подробная разработка урока с технологической картой и комментарием....
Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе. 7 класс.
Программа по учебному предмету «Родной русский язык и родная русская литература» призвана научить детей рассматривать язык как материал словесности и произведения как явления искусства сло...
Методическая разработка интегрированного урока-конкурса русского языка и литературы 8 класс
Игра- конкурс не только благотворно влияет на отношение школьников к русскому языку и литературе как к учебным предметам, но и способствует развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной ...
Дистанционный урок родной русской литературы. 6 класс. Миф о Орфее и Эвридике.
Предложен материал для самостоятельного изучения древнегреческого мифа....
Урок родной русской литературы в 9 классе Тема урока «Читая Астафьева… Думы о рассказе «Далёкая и близкая сказка»
Урок родной русской литературы в 9 классе. Тема урока «Читая Астафьева… Думы о рассказе «Далёкая и близкая сказка» . Работа с текстом на уроке ст...
Тема: «Фольклорные сюжеты и образы в русской литературе: Баба Яга» Конспект урока родной (русской) литературы в 7-8 классе
Баба Яга – один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе и заметает свой след помелом. Баба Яга в...