РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК» 9 КЛАСС
рабочая программа (9 класс)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п. Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» — рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod_rus_9.docx | 30.03 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»
9 КЛАСС
Содержание учебного предмета
«Русский родной язык» в 9-м классе
Раздел 1. Язык и культура (22 ч)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п. Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» — рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (22 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш — по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге — рецензия на книгу, обидеться на слово — обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы — приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности форм родительного и творительного падежей. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета.
Этикет интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (22 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение. Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. Функциональные разновидности языка Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. Публицистический стиль. Проблемный очерк. Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Резерв учебного времени — 2 ч.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский родной язык» в 9-м классе
Изучение предмета «Русский родной язык» в 9-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русского родного языка, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 9-м классе. Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце года изучения курса русского родного языка в основной школе выпускник при реализации содержательной линии «Язык и культура» научится:
• объяснять изменения в русском языке как объективный процесс;
• понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;
• приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• понимать и истолковывать значения русских слов с национально- культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;
выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в исторических текстах;
• приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;
• понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
• распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);
• правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
• понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;
• характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения;
• понимать процессы заимствования лексики как результат взаимодействия национальных культур;
• характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках изученного);
• комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка;
• понимать особенности освоения иноязычной лексики;
• определять значения лексических заимствований последних десятилетий; характеризовать неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;
• распознавать и корректно употреблять названия русских городов; объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);
• регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов
«Культура речи» научится:
• осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
• осознавать свою ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
• соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имен прилагательных; глаголов (в рамках изученного);
• различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;
• употреблять слова с учетом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
• понимать активные процессы в области произношения и ударения современного русского языка;
• правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;
• соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;
• употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;
• корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);
• опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;
• различать слова с различной стилистической окраской; употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм современного русского языка;
• анализировать и различать типичные речевые ошибки;
• редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
• выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
• объяснять управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания‚ употребление предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением; построение простых предложений с причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов;
• распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений; редактировать предложения с целью исправления синтаксических и грамматических ошибок; анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка;
• редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей; соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
• использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;
• соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;
• использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии;
• понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;
• использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;
• использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;
• использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;
• использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
• использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи;
«Речь. Речевая деятельность. Текст» научится:
• использовать различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное, критическое интерактивное) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи; пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
• владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;
• уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.;
• уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантном общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.;
• владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;
• анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;
• анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать деловые письма;
• создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;
• строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
• анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк).
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Основное содержание |
Раздел 1. Язык и культура | ||
1 | Отражение в русском языке культуры и истории русского народа | Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). |
2 | Важнейшие функции русского языка. | Понятие о русской языковой картине мира. |
3 | Орфографический и пунктуационный практикум | |
4 | Ключевые слова русской культуры | Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость |
5 | Основные тематические разряды ключевых слов русской культуры | Обозначение понятий и предметов традиционного быта; обозначение понятий русской государственности; обозначение понятий народной этики. |
6 | Ключевые слова, обозначающие мир русской природы; религиозные представления | Понятие о русской ментальности |
7 | Орфографический и пунктуационный практикум | |
8 | Крылатые слова и выражения в русском языке | Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. |
9 | Орфографический и пунктуационный практикум | |
10 | Развитие русского языка как закономерный процесс | Развитие языка как объективный процесс. |
11 | Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений | |
12 | Орфографический и пунктуационный практикум | |
13 | Основные тенденции развития современного русского языка | Общее представление об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). |
14 | Орфографический и пунктуационный практикум | |
15 | Новые иноязычные заимствования в современном русском языке | Активизация процесса заимствования иноязычных слов. |
16 | Орфографический и пунктуационный практикум | |
17 | Словообразовательные неологизмы в современном русском языке | Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» — рождение новых слов. |
18 | Орфографический и пунктуационный практикум | |
19 | Переосмысление значений слов в современном русском языке | Общее представление о процессах переосмысления имеющихся в языке слов; отражение в толковых словарях изменений в лексическом значении слов |
20 | Орфографический и пунктуационный практикум | |
21 | Стилистическая переоценка слов в современном русском литературном языке | Общее представление о процессах изменения стилистической окраски слов и их стилистической переоценке; отражение в толковых словарях изменений в стилистической окраске слов. |
22 | Орфографический и пунктуационный Практикум. Ключевые слова раздела. Обобщение материала. Проверочная работа | |
Раздел 2. Культура речи | ||
23-24 | Орфоэпические нормы современного русского литературного языка | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях |
25 | Активные процессы в области произношения и ударения | Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием |
26 | Орфографический и пунктуационный практикум | |
27 | Лексические нормы современного русского литературного языка | Современные толковые словари. |
28 | Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях | Словарные пометы. |
29 | Лексическая сочетаемость слова | Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. |
30 | Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости | |
31 | Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм | |
32 | Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. | |
33 | Орфографический и пунктуационный практикум | |
34 | Грамматические нормы современного русского литературного языка | Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы. |
35 | Управление: управление в словосочетаниях с предлогами благодаря, согласно, вопреки. | Типичные грамматические ошибки |
36 | Управление в словосочетаниях с предлогом по в распределительном значении и количественными числительными (по пять груш — по пяти груш). | Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге — рецензия на книгу, обидеться на слово — обижен словами). |
37 | Употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы — приехать с Урала). | Типичные грамматические ошибки |
38 | Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью | Типичные грамматические ошибки |
39 | Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений | |
40 | Орфографический и пунктуационный практикум | |
41 | Речевой этикет в деловом общении | Этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики |
42 | Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. | Правила сетевого этикета |
43 | Понятие нетикета. | |
44 | Орфографический и пунктуационный практикум. Ключевые слова раздела. Обобщение материала. Проверочная работа | |
Раздел 3. Речь. Текст | ||
45 | Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях | Контактное и дистантное общение |
46 | Этикет интернет-переписки. | |
47 | Орфографический и пунктуационный практикум | |
48 | Виды преобразования текстов: аннотация. Виды преобразования текстов: конспект. | |
49 | Текст как единица языка и речи | |
50 | Орфографический и пунктуационный практикум | |
51 | Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету Русский (родной) язык на 17 часов, 5 класс и КТП
Предлагаю программу, составленную по примерной И КТП к ней....
Рабочая программа учебного предмета "Русский родной язык" 9 класс
Рабочая программа учебного предмета "Русский родной язык" 9 класс...
Рабочая программа по предмету «Русский родной язык». 5 класс.
Составлена на основе "Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего образования"...
Рабочая программа по предмету «Русский родной язык». 7 класс.
Составлена на основе примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего образования....
Рабочая программа по предмету «Русский родной язык». 8 класс.
Составлена на основе примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего образования. Учеб...
Рабочая программа учебного курса "Русский родной язык" в 5 классах на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа (далее – программа) разработана на основе требований ФГОС ООО к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «...
Рабочая программа учебного курса "Русский родной язык" в 6 классах на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, примерной программы по учебному предме...