Карточки для самостоятельной работы по русскому (родному) языку.
учебно-методическое пособие (7 класс)

Данный материал предназначен для самостоятельных и проверочных работ по русскому (родному) языку в 7 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Да будет честь и слава нашему языку, который в самом родном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса течёт, как гордая величественная река – шумит и гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только
в падении и возвышении человеческого голоса!
                          Николай Михайлович Карамзин — русский историк, писатель и поэт

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
                                                              Константин Георгиевич Паустовский - писатель

Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных,
быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется.
Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого.
                                             Александр Сергеевич Пушкин - поэт, драматург, прозаик

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.
              Николай Васильевич Гоголь – прозаик, драматург, поэт, критик, публицист

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?
Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
                                 Иван Сергеевич Тургенев – поэт, переводчик; член-корреспондент

                   императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности

Язык — это история народ. Язык — это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением
от нечего делать, а насущной необходимостью.
                                                                           Александр Иванович Куприн – писатель

Язык – это брод через реку времени, он ведет нас к жилищу ушедших;
но туда не сможет прийти тот, кто боится глубокой воды.
                                    Владислав Маркович Иллич-Свитыч - языковед-компаративист

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
                                Иван Сергеевич Тургенев – поэт, переводчик; член-корреспондент

                  императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности

Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по ея могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся.
                       Михаил Васильевич Ломоносов – литератор, историк, ученый, художник



Предварительный просмотр:

Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов

Нормативным является следующее образование форм глаголов настоящего, будущего времени:

ЕЗДИТЬ - Я ЕЗЖУ, ОН ЕЗДИТ

(неправильно Я ЕЗДИЮ, ОН ЕЗДИЕТ) ЛАЗИТЬ - Я ЛАЖУ, ОН ЛАЗИТ (неправильно Я ЛАЗИЮ, ОН ЛАЗИЕТ) ЖЕЧЬ (ЗАЖЕЧЬ, ПОДЖЕЧЬ, РАЗЖЕЧЬ) - Я ЖГУ, ТЫ ЖЖЕШЬ, ОН ЖЖЕТ, МЫ ЖЖЕМ, ВЫ ЖЖЕТЕ, ОНИ ЖГУТ.

ПЕЧЬ (ИСПЕЧЬ, ЗАПЕЧЬ) - Я ПЕКУ, ТЫ ПЕЧЕШЬ, ОН ПЕЧЕТ, МЫ ПЕЧЕМ, ВЫ ПЕЧЕТЕ, ОНИ ПЕКУТ

БЕРЕЧЬ (СБЕРЕЧЬ) - Я БЕРЕГУ, ТЫ БЕРЕЖЕШЬ, ОН БЕРЕЖЕТ, МЫ БЕРЕЖЕМ, ВЫ БЕРЕЖЕТЕ, ОНИ БЕРЕГУТ.

СТЕРЕЧЬ - Я СТЕРЕГУ, ТЫ СТЕРЕЖЕШЬ, ОН СТЕРЕЖЕТ, МЫ СТЕРЕЖЕМ, ВЫ СТЕРЕЖЕТЕ, ОНИ СТЕРЕГУТ.

Не следует путать глаголы НАДЕТЬ и ОДЕТЬ:

СЛОВО «ОДЕТЬ» имеет значение «покрыть чье-либо тело одеждой». ОДЕТЬ можно КОГО-НИБУДЬ ДРУГОГО, НО НЕ СЕБЯ: например, ОДЕТЬ РЕБЕНКА, ОДЕТЬ КУКЛУ.

СЛОВО «НАДЕТЬ» имеет значение «покрыть одеждой себя». НАДЕТЬ можно ЧТО-НИБУДЬ НА СЕБЯ: например, НАДЕТЬ ПАЛЬТО, ПЛАТЬЕ, ШАПКУ. НАДЕТЬ можно ЧТО-НИБУДЬ на ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА (НАДЕТЬ НА КОГО? ЧТО? - НАДЕТЬ НА РЕБЕНКА ПАЛЬТО)

Нормативное употребление глаголов КУШАТЬ и ЕСТЬ:

Глагол «КУШАТЬ» приторно вежливый и употребляется только для приглашения гостей к еде (КУШАТЬ ПОДАНО) или при обращении к ребенку (ВОВОЧКА, КУШАТЬ БУДЕШЬ?). В остальных случаях употребляется глагол «ЕСТЬ». Поэтому не рекомендуется говорить о себе «Я КУШАЮ», правильно будет сказать: «Я ЕМ». Лучше так не говорить: «Вы уже кушали сегодня?». Нормативное употребление: «ВЫ уже ели сегодня?».

НЕ следует использовать в речи следующую конструкцию: «Я ИЗВИНЯЮСЬ» (это можно понять так: «я извиняю себя»; именно такое значение придает возвратному глаголу суффикс «СЯ»). В этом случае правильно было бы сказать: «ИЗВИНИТЕ (ПРОСТИТЕ) МЕНЯ».

Нормативное употребление глаголов ЗАКОНЧИТЬ - ОКОНЧИТЬ:

ЗАПОМНИ: ЗАКОНЧИТЬ РАБОТУ, ДЕЛО; но ОКОНЧИТЬ ШКОЛУ, УНИВЕРСИТЕТ. НЕ следует употреблять выражение «закончить школу».

Нормативное употребление глаголов ОПЛАТИТЬ - ЗАПЛАТИТЬ: Глагол «ОПЛАТИТЬ» употребляется без предлога.

ЗАПОМНИ: ОПЛАТИТЬ ПРОЕЗД, ОПЛАТИТЬ МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН, но ЗАПЛАТИТЬ ЗА ПРОЕЗД.

Нормативное употребление глаголов САДИТЕСЬ - ПРИСЯДЬТЕ:

НЕ следует говорить, приглашая собеседника сесть: «ПРИСЯДЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА» (вследствие многозначности глагола «ПРИСЕСТЬ» эту фразу можно понять двусмысленно: вы рекомендуете собеседнику не сесть на стул, на диван, а «принять позу с согнутыми коленями», то есть «присесть на корточки»).

Нормативным является следующее употребление: «САДИТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА».

Слова «ЛОЖИТЬ» в русском литературном нормированном языке нет,
поэтому нельзя так говорить: «НЕ ЛОЖИ ШАПКУ НА СТОЛ». Глаголы «ПОЛОЖИТЬ»,
«СЛОЖИТЬ», «ОТЛОЖИТЬ» без приставок не употребляются.

ПРАВИЛЬНО следует говорить: «НЕ КЛАДИ ШАПКУ НА СТОЛ».

Нормативное образование именительного и родительного падежа множественного числа некоторых имен существительных

Образование падежных форм имен существительных вызывает наибольшее затруднение у сдающих ЕГЭ. Это связано с тем, что нет каких-либо определённых правил для запоминания написания окончаний имен существительных в И.п. и Р.п. множественного числа.

Нормативное образование форм родительного падежа множественного числа имен существительных

1. Имена существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют окончание -ОВ:

Родительный падеж множественного числа

АБРИКОСЫ  АБРИКОСОВ

АНАНАСЫ  АНАНАСОВ

АПЕЛЬСИНЫ   АПЕЛЬСИНОВ

БАКЛАЖАНЫ  БАКЛАЖАНОВ

БАНАНЫ  БАНАНОВ

ГРАНАТЫ  ГРАНАТОВ

ЛИМОНЫ  ЛИМОНОВ

МАНДАРИНЫ  МАНДАРИНОВ

ПОМИДОРЫ  ПОМИДОРОВ

ТОМАТЫ  ТОМАТОВ

НО:

Именительный падеж множественного числа

Родительный падеж множественного числа

ДЫНИ  ДЫНЬ

СЛИВЫ  СЛИВ

ЯБЛОКИ  ЯБЛОК

2. Имена существительные, обозначающие названия парных предметов, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:

Именительный падеж множественного числа

Родительный падеж множественного числа

ГОЛЬФЫ  ГОЛЬФОВ

ДЖИНСЫ  ДЖИНСОВ

КЕДЫ  КЕДОВ

КЛИПСЫ КЛИПСОВ

ЛАМПАСЫ  ЛАМПАСОВ

НОСКИ  НОСКОВ

РЕЛЬСЫ  РЕЛЬСОВ

3. Имена существительные, обозначающие название национальностей, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:



Предварительный просмотр:

     Задание:  поставьте правильно ударение.

      Квартал, дремота,  намерение,  издавна, позвонишь, проклял, предложить, агентство, документ,  озвучить, уведомить, столяр, путепровод, кулинария, искра, пиццерия, принял, домовая, премированный,  соболезнование, каталог,  щавель, исчерпан,  мизерный, втридорога, звонит, молода, редки, кухонный, обеспечение, ворота, астроном, диспансер, предположить, жалюзи, украинка, давнишний, избаловать, начал, электропровод, завидно,  апокалипсис,  камбала,  ободрить, гербовый, свёкла.

   

      Задание:  поставьте правильно ударение.

      Квартал, дремота,  намерение,  издавна, позвонишь, проклял, предложить, агентство, документ,  озвучить, уведомить, столяр, путепровод, кулинария, искра, пиццерия, принял, домовая, премированный,  соболезнование, каталог,  щавель, исчерпан,  мизерный, втридорога, звонит, молода, редки, кухонный, обеспечение, ворота, астроном, диспансер, предположить, жалюзи, украинка, давнишний, избаловать, начал, электропровод, завидно,  апокалипсис,  камбала,  ободрить, гербовый, свёкла.

     Задание:  поставьте правильно ударение.

      Квартал, дремота,  намерение,  издавна, позвонишь, проклял, предложить, агентство, документ,  озвучить, уведомить, столяр, путепровод, кулинария, искра, пиццерия, принял, домовая, премированный,  соболезнование, каталог,  щавель, исчерпан,  мизерный, втридорога, звонит, молода, редки, кухонный, обеспечение, ворота, астроном, диспансер, предположить, жалюзи, украинка, давнишний, избаловать, начал, электропровод, завидно,  апокалипсис,  камбала,  ободрить, гербовый, свёкла.

     Задание:  поставьте правильно ударение.

      Квартал, дремота,  намерение,  издавна, позвонишь, проклял, предложить, агентство, документ,  озвучить, уведомить, столяр, путепровод, кулинария, искра, пиццерия, принял, домовая, премированный,  соболезнование, каталог,  щавель, исчерпан,  мизерный, втридорога, звонит, молода, редки, кухонный, обеспечение, ворота, астроном, диспансер, предположить, жалюзи, украинка, давнишний, избаловать, начал, электропровод, завидно,  апокалипсис,  камбала,  ободрить, гербовый, свёкла.

     Задание:  поставьте правильно ударение.

      Квартал, дремота,  намерение,  издавна, позвонишь, проклял, предложить, агентство, документ,  озвучить, уведомить, столяр, путепровод, кулинария, искра, пиццерия, принял, домовая, премированный,  соболезнование, каталог,  щавель, исчерпан,  мизерный, втридорога, звонит, молода, редки, кухонный, обеспечение, ворота, астроном, диспансер, предположить, жалюзи, украинка, давнишний, избаловать, начал, электропровод, завидно,  апокалипсис,  камбала,  ободрить, гербовый, свёкла.

     Задание:  поставьте правильно ударение.

      Квартал, дремота,  намерение,  издавна, позвонишь, проклял, предложить, агентство, документ,  озвучить, уведомить, столяр, путепровод, кулинария, искра, пиццерия, принял, домовая, премированный,  соболезнование, каталог,  щавель, исчерпан,  мизерный, втридорога, звонит, молода, редки, кухонный, обеспечение, ворота, астроном, диспансер, предположить, жалюзи, украинка, давнишний, избаловать, начал, электропровод, завидно,  апокалипсис,  камбала,  ободрить, гербовый, свёкла.

     Задание:  поставьте правильно ударение.

      Квартал, дремота,  намерение,  издавна, позвонишь, проклял, предложить, агентство, документ,  озвучить, уведомить, столяр, путепровод, кулинария, искра, пиццерия, принял, домовая, премированный,  соболезнование, каталог,  щавель, исчерпан,  мизерный, втридорога, звонит, молода, редки, кухонный, обеспечение, ворота, астроном, диспансер, предположить, жалюзи, украинка, давнишний, избаловать, начал, электропровод, завидно,  апокалипсис,  камбала,  ободрить, гербовый, свёкла.

     

     Задание:  поставьте правильно ударение.

      Квартал, дремота,  намерение,  издавна, позвонишь, проклял, предложить, агентство, документ,  озвучить, уведомить, столяр, путепровод, кулинария, искра, пиццерия, принял, домовая, премированный,  соболезнование, каталог,  щавель, исчерпан,  мизерный, втридорога, звонит, молода, редки, кухонный, обеспечение, ворота, астроном, диспансер, предположить, жалюзи, украинка, давнишний, избаловать, начал, электропровод, завидно,  апокалипсис,  камбала,  ободрить, гербовый, свёкла.



Предварительный просмотр:

Культура речи. Лексические ошибки.

1.В каком предложении вместо слова представить нужно употребить предоставить?

1) Ему представили молодого сотрудника.

2) Я люблю представлять лай собаки.

3) Этот город представляет собой маленький  грязный городишко.

4) Мне представили отпуск летом.

2. В каком предложении правильно употреблен глагол одеть?

1) Я одену новый костюм.

2) Деревья одели свой осенний наряд.

3) Я одела свою куклу в праздничное платье.

4) Одень пальто, сегодня холодно.

3. В каком предложении значение слова не соответствует смыслу высказывания?

1) Директор школы посоветовал мне подать документы на конкурс.

2) Цель моего исследования – узнать, какие факторы влияют на выбор клички для собаки.

3) В начале XIX века в России по ланкастерской системе взаимного обучения работало несколько учебных заведений.

4) Он простой человек, выросший на деревенском привале.

Задание 2.Исправьте ошибку (если она есть) и запишите слово правильно, к каждому слову подберите пароним.

1.Глазастый мальчик  2.Памятливое событие  3.Гончая машина  4.Покупательный спрос 

5.Ароматный воздух   6.Редкостный талант  7.Красивый костный нож

Задание 3. Запишите предложения, выбрав нужное слово из скобок.

1. Это наказание носит чисто (воспитательский, воспитательный) характер.  

3. В нашем клубе часто бывают (драматический, драматичный) постановки.

4. У (запасный, запасливый) человека всегда есть нужный инструмент.

5.  Его (исполнительный, исполнительский) талант был высоко оценен критикой.

Культура речи. Лексические ошибки.

1.В каком предложении вместо слова представить нужно употребить предоставить?

1) Ему представили молодого сотрудника.

2) Я люблю представлять лай собаки.

3) Этот город представляет собой маленький  грязный городишко.

4) Мне представили отпуск летом.

2. В каком предложении правильно употреблен глагол одеть?

1) Я одену новый костюм.

2) Деревья одели свой осенний наряд.

3) Я одела свою куклу в праздничное платье.

4) Одень пальто, сегодня холодно.

3. В каком предложении значение слова не соответствует смыслу высказывания?

1) Директор школы посоветовал мне подать документы на конкурс.

2) Цель моего исследования – узнать, какие факторы влияют на выбор клички для собаки.

3) В начале XIX века в России по ланкастерской системе взаимного обучения работало несколько учебных заведений.

4) Он простой человек, выросший на деревенском привале.

Задание 2.Исправьте ошибку (если она есть) и запишите слово правильно, к каждому слову подберите пароним.

1.Глазастый мальчик  2.Памятливое событие  3.Гончая машина  4.Покупательный спрос 

5.Ароматный воздух   6.Редкостный талант  7.Красивый костный нож

Задание 3. Запишите предложения, выбрав нужное слово из скобок.

1. Это наказание носит чисто (воспитательский, воспитательный) характер.  

3. В нашем клубе часто бывают (драматический, драматичный) постановки.

4. У (запасный, запасливый) человека всегда есть нужный инструмент.

5.  Его (исполнительный, исполнительский) талант был высоко оценен критикой.



Предварительный просмотр:

Практическая работа по теме «Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов».  Вариант 1.

Исправьте ошибки в построении предложений с причастными и деепричастными оборотами.

  1. В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.
  2. Северо-восточнее села располагаются образованные болота путём оседания песков.
  3. Употребляя букву «ъ» на конце слов, в XIX веке это была лишь дань традиции.
  4. В «Василии Тёркине» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющим верность долгу и отчизне.
  5. Создавая метеорологический прогноз, учёными обрабатывается большой статистический материал.
  6. Каждый программист закреплён за определённым компьютером, следящего за его состоянием.
  7. Монастырь стоял вдоль реки, на довольно высоком её берегу, отделявшей людей от города.
  8. Занимаясь определённым делом, оно начинает хорошо получаться.
  9. Готовясь к устному выступлению, понадобится личная убеждённость оратора.
  10. Группа популяций разных видов, населяющие определённую территорию, образует сообщество.

Практическая работа по теме «Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов».  Вариант 1.

Исправьте ошибки в построении предложений с причастными и деепричастными оборотами.

  1. В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.
  2. Северо-восточнее села располагаются образованные болота путём оседания песков.
  3. Употребляя букву «ъ» на конце слов, в XIX веке это была лишь дань традиции.
  4. В «Василии Тёркине» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющим верность долгу и отчизне.
  5. Создавая метеорологический прогноз, учёными обрабатывается большой статистический материал.
  6. Каждый программист закреплён за определённым компьютером, следящего за его состоянием.
  7. Монастырь стоял вдоль реки, на довольно высоком её берегу, отделявшей людей от города.
  8. Занимаясь определённым делом, оно начинает хорошо получаться.
  9. Готовясь к устному выступлению, понадобится личная убеждённость оратора.
  10. Группа популяций разных видов, населяющие определённую территорию, образует сообщество.

Практическая работа по теме «Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов».  Вариант 1.

Исправьте ошибки в построении предложений с причастными и деепричастными оборотами.

  1. В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.
  2. Северо-восточнее села располагаются образованные болота путём оседания песков.
  3. Употребляя букву «ъ» на конце слов, в XIX веке это была лишь дань традиции.
  4. В «Василии Тёркине» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющим верность долгу и отчизне.
  5. Создавая метеорологический прогноз, учёными обрабатывается большой статистический материал.
  6. Каждый программист закреплён за определённым компьютером, следящего за его состоянием.
  7. Монастырь стоял вдоль реки, на довольно высоком её берегу, отделявшей людей от города.
  8. Занимаясь определённым делом, оно начинает хорошо получаться.
  9. Готовясь к устному выступлению, понадобится личная убеждённость оратора.
  10. Группа популяций разных видов, населяющие определённую территорию, образует сообщество.

Практическая работа по теме «Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов».  Вариант 1.

Исправьте ошибки в построении предложений с причастными и деепричастными оборотами.

  1. В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.
  2. Северо-восточнее села располагаются образованные болота путём оседания песков.
  3. Употребляя букву «ъ» на конце слов, в XIX веке это была лишь дань традиции.
  4. В «Василии Тёркине» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющим верность долгу и отчизне.
  5. Создавая метеорологический прогноз, учёными обрабатывается большой статистический материал.
  6. Каждый программист закреплён за определённым компьютером, следящего за его состоянием.
  7. Монастырь стоял вдоль реки, на довольно высоком её берегу, отделявшей людей от города.
  8. Занимаясь определённым делом, оно начинает хорошо получаться.
  9. Готовясь к устному выступлению, понадобится личная убеждённость оратора.
  10. Группа популяций разных видов, населяющие определённую территорию, образует сообщество.

 

Практическая работа по теме «Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов».  Вариант 2.

Исправьте ошибки в построении предложений с причастными и деепричастными оборотами.

  1. Масло эвкалипта - мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.
  2. Поражающий парк в Павловске своей красотой давно привлекает внимание туристов.
  3. В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.
  4. Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.
  5. Находясь в пути, всегда вспоминается дом.
  6. Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики.
  7. Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно.
  8. Научившись 40 тысяч лет назад добывать огонь, развитие человечества заметно ускорилось.
  9. Мы гордимся нашими футболистами, победивших английскую команду.
  10. Приехав в Москву, мне стало грустно.

 

 Практическая работа по теме «Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов».  Вариант 2.

Исправьте ошибки в построении предложений с причастными и деепричастными оборотами.

  1. Масло эвкалипта - мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.
  2. Поражающий парк в Павловске своей красотой давно привлекает внимание туристов.
  3. В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.
  4. Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.
  5. Находясь в пути, всегда вспоминается дом.
  6. Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики.
  7. Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно.
  8. Научившись 40 тысяч лет назад добывать огонь, развитие человечества заметно ускорилось.
  9. Мы гордимся нашими футболистами, победивших английскую команду.
  10. Приехав в Москву, мне стало грустно.

  Практическая работа по теме «Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов».  Вариант 2.

Исправьте ошибки в построении предложений с причастными и деепричастными оборотами.

  1. Масло эвкалипта - мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.
  2. Поражающий парк в Павловске своей красотой давно привлекает внимание туристов.
  3. В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.
  4. Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.
  5. Находясь в пути, всегда вспоминается дом.
  6. Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики.
  7. Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно.
  8. Научившись 40 тысяч лет назад добывать огонь, развитие человечества заметно ускорилось.
  9. Мы гордимся нашими футболистами, победивших английскую команду.
  10. Приехав в Москву, мне стало грустно.

  Практическая работа по теме «Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов».  Вариант 2.

Исправьте ошибки в построении предложений с причастными и деепричастными оборотами.

  1. Масло эвкалипта - мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.
  2. Поражающий парк в Павловске своей красотой давно привлекает внимание туристов.
  3. В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.
  4. Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.
  5. Находясь в пути, всегда вспоминается дом.
  6. Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики.
  7. Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно.
  8. Научившись 40 тысяч лет назад добывать огонь, развитие человечества заметно ускорилось.
  9. Мы гордимся нашими футболистами, победивших английскую команду.
  10. Приехав в Москву, мне стало грустно.



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа по темам «Причастие» и «Деепричастие». 7 класс. РРЯ.

Задание: Спишите текст, озаглавьте. Выделите границы причастных и деепричастных оборотов, подчеркните как член предложения.

Выпив чашку чая, Наташа шумно вздохнула, забросила косу за плечо и начала читать книгу в жёлтой обложке. Мать, стараясь не шуметь посудой, наливая чай, вслушивалась в плавную речь девушки. Но скоро, утомившись следить за рассказом, стала рассматривать гостей.

Павел сидел рядом с Наташей. Он был красивее всех. Наташа, низко наклонясь над книгой, часто поправляла сползавшие ей на виски волосы. Взмахивая головою и не понижая голоса, говорила что-то от себя, не глядя в книгу, ласково скользя глазами по лицам слушателей.

Хохол навалился широкой грудью на угол стола, косил глазами, стараясь рассмотреть издёрганные концы своих усов. Весовщиков сидел прямо, упираясь ладонями в колени… Не мигая глазами, он упорно смотрел на своё лицо, отражённое в блестящей меди самовара. Маленький Федя, слушая чтение, беззвучно двигал губами, точно повторяя про себя слова книги. А его товарищ согнулся, поставив локти на колени, и задумчиво улыбался. В комнате было как-то особенно хорошо.

Самостоятельная работа по темам «Причастие» и «Деепричастие». 7 класс. РРЯ.

Задание: Спишите текст, озаглавьте. Выделите границы причастных и деепричастных оборотов, подчеркните как член предложения.

Выпив чашку чая, Наташа шумно вздохнула, забросила косу за плечо и начала читать книгу в жёлтой обложке. Мать, стараясь не шуметь посудой, наливая чай, вслушивалась в плавную речь девушки. Но скоро, утомившись следить за рассказом, стала рассматривать гостей.

Павел сидел рядом с Наташей. Он был красивее всех. Наташа, низко наклонясь над книгой, часто поправляла сползавшие ей на виски волосы. Взмахивая головою и не понижая голоса, говорила что-то от себя, не глядя в книгу, ласково скользя глазами по лицам слушателей.

Хохол навалился широкой грудью на угол стола, косил глазами, стараясь рассмотреть издёрганные концы своих усов. Весовщиков сидел прямо, упираясь ладонями в колени… Не мигая глазами, он упорно смотрел на своё лицо, отражённое в блестящей меди самовара. Маленький Федя, слушая чтение, беззвучно двигал губами, точно повторяя про себя слова книги. А его товарищ согнулся, поставив локти на колени, и задумчиво улыбался. В комнате было как-то особенно хорошо.

Самостоятельная работа по темам «Причастие» и «Деепричастие». 7 класс. РРЯ.

Задание: Спишите текст, озаглавьте. Выделите границы причастных и деепричастных оборотов, подчеркните как член предложения.

Выпив чашку чая, Наташа шумно вздохнула, забросила косу за плечо и начала читать книгу в жёлтой обложке. Мать, стараясь не шуметь посудой, наливая чай, вслушивалась в плавную речь девушки. Но скоро, утомившись следить за рассказом, стала рассматривать гостей.

Павел сидел рядом с Наташей. Он был красивее всех. Наташа, низко наклонясь над книгой, часто поправляла сползавшие ей на виски волосы. Взмахивая головою и не понижая голоса, говорила что-то от себя, не глядя в книгу, ласково скользя глазами по лицам слушателей.

Хохол навалился широкой грудью на угол стола, косил глазами, стараясь рассмотреть издёрганные концы своих усов. Весовщиков сидел прямо, упираясь ладонями в колени… Не мигая глазами, он упорно смотрел на своё лицо, отражённое в блестящей меди самовара. Маленький Федя, слушая чтение, беззвучно двигал губами, точно повторяя про себя слова книги. А его товарищ согнулся, поставив локти на колени, и задумчиво улыбался. В комнате было как-то особенно хорошо.

Самостоятельная работа по темам «Причастие» и «Деепричастие». 7 класс. РРЯ.

Задание: Спишите текст, озаглавьте. Выделите границы причастных и деепричастных оборотов, подчеркните как член предложения.

Выпив чашку чая, Наташа шумно вздохнула, забросила косу за плечо и начала читать книгу в жёлтой обложке. Мать, стараясь не шуметь посудой, наливая чай, вслушивалась в плавную речь девушки. Но скоро, утомившись следить за рассказом, стала рассматривать гостей.

Павел сидел рядом с Наташей. Он был красивее всех. Наташа, низко наклонясь над книгой, часто поправляла сползавшие ей на виски волосы. Взмахивая головою и не понижая голоса, говорила что-то от себя, не глядя в книгу, ласково скользя глазами по лицам слушателей.

Хохол навалился широкой грудью на угол стола, косил глазами, стараясь рассмотреть издёрганные концы своих усов. Весовщиков сидел прямо, упираясь ладонями в колени… Не мигая глазами, он упорно смотрел на своё лицо, отражённое в блестящей меди самовара. Маленький Федя, слушая чтение, беззвучно двигал губами, точно повторяя про себя слова книги. А его товарищ согнулся, поставив локти на колени, и задумчиво улыбался. В комнате было как-то особенно хорошо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебные карточки для самостоятельной работы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Учебные карточки предназначены для самостоятельной работы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Учащимся предлагается составить словеный портрет одного из персонажей романа, использу...

Карточки для самостоятельной работы по теме "Обмен веществ"

разработка для контроля учащихся по теме "Обмен веществ"...

Методическая разработка «Самостоятельная работа по русскому языку в 8 классе по теме «Виды связи в словосочетании»» Составлена учителем русского языка и литературы МОБУ СОШ №19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светланой Анатольевной

Методическая разработка представляет десять вариантов самостоятельной работы для учащихся 8 класса на определение типов связи в словосочетании, а также отработку навыков разграничения словосочетаний о...

публичное представление собственного инновационного опыта работы учителя русского, родного языка и литературы

Представление опыта работы. Учителю-словеснику поручена   высокая духовная миссия: строить жизнь человека, заложить в души учеников высокие нравственные принципы. ...

Контрольная работа по русскому родному языку 8 класс

(1) В глубине Грузии есть местечко Гелати. (2) Здесь курятся сизой растительностью склоны гор и по белым развалинам старой академии, в которой, по преданию, учился гениальный певец этой земли Шота Рус...

Формирование читательской грамотности при обучении предметам «Русский родной язык» и «Родная литература (русская)»

Читательская грамотность — это умение обучающегося воспринимать тексты любого стиля и типа, пересказывать их, а затем использовать полученную информацию на практике. Читательская грамотность фор...