Сугыш.
план-конспект занятия (11 класс)

Гыйлванова Рәмилә Рафаил кызы

Якташ язучылыр иҗатында сугыш темасы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Дәрес планы. Презентация.1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение срдняя общеобразовательная школа села Красная Горка муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан

Тема урока:

« Великая Отечественная война в творчестве писателей и поэтов Нуримановского района»

(Методическая разработка  урока

по истории и культуре Башкортостана в  9 классе)

Разработала: учитель культуры и истории Башкортостана

МБОУ СОШ с.Красная Горка

                                                 Гильванова Рамиля Рафаиловна

Красная Горка-2015

Тема: «Великая Отечественная война в творчестве писателей и поэтов Нуримановского района».

Цели урока:

1.Формировать у учащихся интерес к предмету «История и культура Башкортостана».

2.Дать сведения о знаменитых людях района.

3.Рассказать о героях-земляках, участниках Великой Отечественной войны.

4.Расширить кругозор, активизировать познавательную деятельность.

5.Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине.

Форма урока: урок-лекция.

Тип урока: объяснение нового материала.

Технология:  развивающего обучения.

Оборудование:  выставка книг, компьютер, мультимедийный проектор.

На уроке используется авторская презентация, разработанная учителем.                                             

Ход урока.

Учитель.  Переворачивая страницы истории Отечества, мы часто имеем дело с военными событиями, Куликовская битва, Северная война, сражения с армией Наполеона, Первая мировая война…. Но, думается, ни одна из войн так не сплотила народы нашей страны, как Великая Отечественная война.

   Какой же огромной ценой досталась нам эта победа над врагом. Сколько солдат не вернулось по всей стране? Сколько разрушенных городов, сёл, деревень? Сколько разрушенных планов и жизней? Счёт идёт на десятки миллионов. В прошлое ушли суровые дни войны и её ветеранов с каждым годом остаётся  всё меньше.  Они уходят из жизни тихо, незаметно.

    Но остаётся память о доблестных защитниках, память о Великой Победе. Весь наш народ совершил подвиг, равного которому не знало человечество. Он не только отстоял свободу - он спас мир от фашизма.

  Пламя войны  опалило и нашу республику. Тысячи людей из нашей республики ушли защищать родину.

   Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о состоянии промышленности и сельского хозяйства в годы Великой Отечественной войны. Какой вклад внесла промышленность нашей республики в победу над фашизмом?

  А сейчас обратимся к литературному компасу, с помощью которого рассмотрим самые яркие страницы летописи Великой Отечественной войны, оставленные нашими героями земляками

 Показ слайдов №1,2.

 1.Начало войны

Учитель. Как вам уже известно, в начале войны первую серьезную преграду на своем пути  немцы ощутили в Брестской крепости. 22 июня в 4:15 по крепости был открыт артиллерийский огонь, заставший гарнизон врасплох. В результате были уничтожены склады, водопровод, прервана связь, нанесены крупные потери гарнизону. В 4:45 начался штурм. Неожиданность атаки привела к тому, что единого скоординированного сопротивления гарнизон оказать не смог и был разбит на несколько отдельных очагов. Сильное сопротивление немцы встретили на Волынском и особенно на Кобринском укреплении, где дело дошло до штыковых атак.

    Участником тех событий стал наш земляк Рашит Салихович Исмагилов.

Показ слайда №3.

Просмотр  трейлера фильма «Брестская крепость».

Показ слайдов №4,5.

2. Подвиг земляка.

Учитель.   Жил в нашем районе замечательный человек, участник Великой Отечественной войны, писатель Леонард  Ахметович  Ерикеев. В своих книгах Л.А. Ерикеев рассказывает о разных человеческих судьбах: о ветеранах войны и труда, об известных тружениках, о людях ярких и талантливых. Большинство героев его книг – уроженцы нашего района.

Наиболее известная книга Л.А. Ерикеева – «Подвиг на Одере», которая посвящена нашему земляку, Герою Советского Союза Г.Г.Аскину.

Показ слайдов №6,7.

Просмотр фрагмента документального фильма «Висло-Одерская операция» (3 минуты)

3. Дети войны

Учитель: Война и дети... Трудно представить что-то более несовместимое. Какое сердце не обожжет память огненных лет, ставших суровым испытанием для миллионов советских ребят. Война разом оборвала их звонкие песни. Черной молнией пронеслась она по  дворам и околицам - всюду солнечное утро 22 июня предвещало новый радостный день летних каникул. Затрубили тревожно горны: «Война!»

Уходили на фронт отцы, старшие братья. Рвались и мальчишки в бой, осаждая военкоматы. От мирных, привычных забот не осталось и следа. Срочно перестраивали работу заводы, фабрики, колхозы, все учреждения. «Все для фронта! Все для победы!» - этот лозунг военного времени требовал огромной работы, полной отдачи сил от каждого.

Зиннур Насибуллин, как и многие мальчишки и девчонки того времени стал взрослей непогодам. Ушли на фронт отец и старший брат. Скоро на отца пришла похоронка. Спустя годы поэт написал стихотворение  на своем родном татарском языке «Кара шәле килә сөйрәлеп…”

Показ слайда №8.

Выразительное чтение стихотворений обучающимися.

4. Память жива...

Халису Сагитовну Мударисову мы знаем давно и очень любим ее творчество. Хотя она родом из Ишимбая, вся ее последующая жизнь связана с нашим районом. Здесь написаны ее лучшие стихи, рассказы, повести. А песни, написанные на ее слова, радует нас своей искренностью и задушевностью. Большое значение Халиса Мударисова придает родному языку. Она считает, что именно в языке находит воплощение быт и традиции каждого народа.

 В одном из последних произведений «Сонгы сер» («Последняя тайна»)

Х.Мударисова тоже обратилась к теме войны.

Показ слайдов №6,7.

Пересказ содержания произведения детьми.

 Учитель. Да они отстояли право на жизнь, мечту, человеческое достоинство. Наш человеческий долг всегда помнить о тех,  кого нет с нами, кто пал на войне. Урок я хочу закончить такими словами:

Память, память за собою позови

В далёкие промчавшиеся дни.

Ты друзей моих ушедших оживи,

А друзьям, живущим,  молодость верни,

Память… Память!

Ты же можешь,  ты должна

На мгновенье эти стрелки повернуть.

Я хочу не просто вспомнить имена,

Я хочу своим друзьям в глаза взглянуть.

Память…Память…Память!

Остановись время! Замри! Замри!

И оглянись в прошлое, оглянись

На тех, кто в камне с высоты

Своих памятников смотрит на нас,

Кто отдал за нас свои жизни.

Домашнее задание:  Прочитать одно из  произведений .

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бөек Ватан сугышы елларында этләр батырлыгы. .

Рус төркемендә укучы балалар белән Бөек Ватан сугышы елларында этләр күрсәткән батырлыклар белән танышу, яңа сүзләр өйрәнү....

Әмирхан Еникинең сугыш чоры хикәяләренең үзенчәлеге.

Анализ рассказов о войне Амирхана Еники о войне....

Презентация к уроку "Йөзьеллык сугыш"для 6 класса

Презентация по истории средних веков по теме "Столетняя война" для 6 класса на татарском языке. Презентация раскрывает причины столетней войны, познакомит с вооружениями средневековья, дает ссылку на ...

Бөек Ватан сугышы поэзиясендә вәгъдә, ант темасы.

Курс эше  БӨЕК ВАТАН СУГЫШЫ ПОЭЗИЯСЕНДӘ ВӘГЪДӘ, АНТ ТЕМАСЫ....

Каһарман шагыйрь Муса Җәлилнең сугыш чоры иҗаты

.           Муса Җәлилнең туган илгә тугрылык белән сугарылган шигырьләрен...