Тема урока: Прилагательные полные и краткие
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Селиверстова Виктория Викторовна
  • Цель:

    создать условия для осознания учащимися понятия о полных и кратких прилагательных

  • Задачи :
  • познакомить учащихся с краткой формой качественных прилагательных, с образованием их форм;
  • содействовать развитию умений различать полные и краткие прилагательные
  • развивать умение распознавать в тексте краткие имена прилагательные, определять, каким членом предложения они являются;
  • развивать умение употреблять в речи краткие прилагательные; уметь правильно писать, произносить наиболее употребительные из них
  • повторить сведения по фонетике, орфоэпии, морфемике, морфологии, орфографии;
  • развивать умение выделять существенную информацию, систематизировать ее, представлять в графическом виде, обобщать, развивать творческое воображение поисковые способности, общую эрудицию;
  • совершенствовать коммуникативные качества (умение сотрудничать, аргументировать свою точку зрения) ;
  • продолжить обучение  сотрудничеству в малых группах под девизом "Помогая другим, учимся сами»  ;
  • Развитие умения размышлять, осмысливать, делать самоанализ (рефлексия);
  • Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kratkie_prilagatelnye.docx29.93 КБ
Файл kr_prilagatelnoe.docx29.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Прилагательные полные и краткие 

  • Урок русского языка в 5 «Б» классе МБОУ СОШ №9
  • Учитель русского языка и литературы Селиверстова В.В.
  • Цель:

    создать условия для осознания учащимися понятия о полных и кратких прилагательных

  • Задачи :
  • познакомить учащихся с краткой формой качественных прилагательных, с образованием их форм;
  • содействовать развитию умений различать полные и краткие прилагательные
  • развивать умение распознавать в тексте краткие имена прилагательные, определять, каким членом предложения они являются;
  • развивать умение употреблять в речи краткие прилагательные; уметь правильно писать, произносить наиболее употребительные из них
  • повторить сведения по фонетике, орфоэпии, морфемике, морфологии, орфографии;
  • развивать умение выделять существенную информацию, систематизировать ее, представлять в графическом виде, обобщать, развивать творческое воображение поисковые способности, общую эрудицию;
  • совершенствовать коммуникативные качества (умение сотрудничать, аргументировать свою точку зрения) ;
  • продолжить обучение  сотрудничеству в малых группах под девизом "Помогая другим, учимся сами»  ;
  • Развитие умения размышлять, осмысливать, делать самоанализ (рефлексия);
  • Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная
  • Ход урока:
  • Постановка проблемы:
  • Что вы знаете о именах прилагательных?

Прилагательное -         это

  • Взаимопроверка между командами
  • Критерии оценивания
  • Разминка

Индивидуальная работа

  • 1.        Фонетическая разминка.

   В каком слове звуков больше, чем букв?

  А. синий

   Б. ясный

   В. честный

   Г.  белый

   

  • 2.        Орфоэпическая разминка.

    В каком слове ударение падает на первый слог?

  А. звонит

   Б. квартал

   В. торты

   Г. щавель

 

  • 3.        Морфемный разбор

Какое слово соответствует схеме:

   

   А. местность

   Б. исписала

   В. безбрежный

   Г. разговор

 

  • 4.Лексическая разминка

Подбери антоним к слову   весёлый

  А. счастливый

   Б. печальный

   В. радостный

   Г.  смешной

  • 5.Орфографическая разминка

Определите слово с   чередующейся безударной гласной в корне?

А. предложить

 Б. заболеть

 В. выписать

 Г.  гитара

В каком слове на конце после шипящего пишется Ь

А. овощ?

 Б. из туч?

 В. вещ?

 Г.  съеш?

  • 7. Синтаксическая разминка

Выпиши определение из предложения.

Весной в родные края возвращаются перелетные птицы.

  • Взаимопроверка

1-Б

2-В

3-А

4-Б

5-А

6-В

7-перелетные

  • Критерии оценивания

7 +            - «5»

6 – 5 +      - «4»

4 – 3  +     - «3»

2 -1- 0 +   - «2»

  • Цель:

    создать условия для осознания учащимися понятия о полных и кратких прилагательных

  • Задачи :
  • познакомить учащихся с краткой формой качественных прилагательных, с образованием их форм;
  • содействовать развитию умений различать полные и краткие прилагательные
  • развивать умение распознавать в тексте краткие имена прилагательные, определять, каким членом предложения они являются;
  • развивать умение употреблять в речи краткие прилагательные; уметь правильно писать, произносить наиболее употребительные из них
  • повторить сведения по фонетике, орфоэпии, морфемике, морфологии, орфографии;
  • развивать умение выделять существенную информацию, систематизировать ее, представлять в графическом виде, обобщать, развивать творческое воображение поисковые способности, общую эрудицию;
  • совершенствовать коммуникативные качества (умение сотрудничать, аргументировать свою точку зрения) ;
  • продолжить обучение  сотрудничеству в малых группах под девизом "Помогая другим, учимся сами»  ;
  • Развитие умения размышлять, осмысливать, делать самоанализ (рефлексия);
  • Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная
  • Обратиться за помощью

Будьте добры, подскажите, как…

Будьте любезны, помогите….

Пожалуйста, скажите…

  • Догадаться

?

  • Краткие прилагательные
  • Проблема.

В сказке девочка жила

Как она была мила!

Как умна она была!

  • Краткие прилагательные
    Вопрос?

мила (---------------?)    милая

умна (---------------?     умная

 

Род ?

  • Краткие прилагательные

К основе кратких прилагательных ж.р. ед.ч. присоединяется окончание -а (-я).

Пример: молода, красива, могуча.

                                                                  милый

                                                                  умный

В м.р. ед.ч. окончание "убегает", т. е. становится нулевым.

А к  основе кратких прилагательных ср.р.ед.ч. присоединяется окончание -о (-е).

Пример: красиво, молодо.

К основе кратких прилагательных мн.ч. присоединяется окончание -ы (-и).

Пример: милы, красивы, умны,

  • Краткие прилагательные
  • Проблема

И. умный                                  умЁн

Р.  умного

Д. умному

В. умного

Т. умным

П. об умном

Вывод?

  • Каким членом предложения являются краткие прилагательные?

Как найти краткое прилагательное?

…Из шатра,

Толпой любимцев окруженный,

Выходит Петр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен…

Вывод?

Лик его ужасен.

Движенья быстры.

Он прекрасен

  • Критерии оценивания
  • Проблема

В словах нет ни корней, ни приставок, ни суффиксов – одни окончания. Узнайте, где спряталось полное прилагательное, а где – краткое, запишите номера правильных ответов.

1. _ _ _ ая                 4. _ _ _ ий                7. _ _ _ ое

2. _ _ _ а                   5. _ _ _ ы                8. _ _ _ ее

3. _ _ _                   6. _ _ _ ые         9. _ _ _ о

  • Самопроверка - самооценка

2,3,5,9

  • Физминутка

Вы наверное устали

И поэтому все встали

 Дружно вытянули шеи

И как гуси зашипели,

Зашипели, помолчали

 И как зайки поскакали.

 Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

 Раз, два - выше голова

 Три, четыре - руки шире,

 Пять, шесть - тихо сесть

белый – бел, бела́, бело́ и бе́ло, белы́ и бе́лы;

 больной – бо́лен, больна́, больно́, больны́;

великий – вели́к, велика́, велико́, велики́;

высокий – высо́к, высока́, высо́ко (допустимо – высоко́), высоки́ и высо́ки;

глубокий – глубо́к, глубока́, глубо́ко (допустимо – глубоко́),

далёкий – далёк, далека́, далёко (допустимо – далеко́), далеки́ и далёки;

красный – кра́сен, красна́, красно́ и кра́сно, красны́ и кра́сны;

малый – мал, мала́, мало́, малы́;

мёртвый (лишённый жизненности, бесплодный) – мёртв, мертва́, мертво́ (допустимо – мёртво), мертвы́ (допустимо – мёртвы);

общий (не конкретный, схематичный) – общ, обща́, общо́, о́бщи (допустимо – общи́)

   низкий – низок;       яркий – ярок;  

ломкий – ломок;       узкий – узок;

 тяжкий –  тяжек;      горький – горек; бедный – беден;    грозный – грозен; честный – честен;  угодный – угоден; возможный – возможен.

  • Орфоэпическая норма

     В речи достаточно частотными являются ненормативные (!) формы:

бледно́, важно́, видно́, грязно́, длинно́ и др. Такое произношение недопустимо в литературной речи!

  • Употребляются только в краткой форме.

        рад

должен

надобен

горазд

  • Из истории кратких прилагательных
  • Краткая форма прилагательных в современном русском языке носит преимущественно книжный характер, полная форма является нейтральной.
  • В русском языке от кратких форм произошли полные, т. к. в праславянском языке существовали только прилагательные, ставшие сейчас краткими.

    Свидетельство тому - словоупотребление кратких форм в косвенных падежах сохранились во фразеологизмах и устойчивых выражениях

по белу свету

на босу ногу

от мала до велика

средь бела дня

1) ____ золотник, да ____ . 2) Корень ученья ____, а плод ____. 3) Всякому ____ своя сторона. 4) На чужой стороне и весна не ____. 5) ____ труд, когда порядка нет. 6) Не ____ свет, когда друга нет. 7) В зимний холод всяк ____. 8) Кто ____, тот и людям ____. 9) Цветок розы ____, да ____. 10) Рыбка ____, да уха ____.

Слова для справок: малый, дорогой, горький, сладкий, милый, красный, напрасный, молодой, аккуратный, приятный, пахучий, колючий.

  • Обращение с просьбой

Будьте добры, подскажите, как…

Будьте любезны, помогите….

Пожалуйста, скажите…

  • Проверка

 1) Мал золотник, да дорог.        

2) Корень ученья горек, а плод сладок.

3) Всякому мила своя сторона.        

4) На чужой стороне и весна не красна.

5) Напрасен труд, когда порядка нет.

6) Не мил свет, когда друга нет.

7) В зимний холод всяк молод.

8) Кто аккуратен, тот и людям приятен.

9) Цветок розы пахуч, да колюч.

10) Рыбка мала, да уха сладка.

  • Критерии оценивания

14 + - «5»

13 – 10 + - «4»

9 - 7 + - «3»

  • Этимологическая минутка
  • Вспомни правило
  • Проблема

Слова какой части речи записаны?

Сформулируй правило правописания.

горяч

тощ

свеж

хорош

  • Правило

Необходимо запомнить - краткие прилагательные м.р. с основой, оканчивающейся  на шипящие, пишутся

 без «ь»  на конце.

  • Классификация

1) Стрич?, 2) колюч?, 3) могуч?, 4) задач?, 5) грач?,

6) реж?    7) свеж?, 8) трескуч?, 9) сыпуч?, 10) горяч?,

11) ветош?, 12) печ?, 13) брош?, 14) лож?, 15) береч?,

16) глуш?, 17) горюч?, 18) пахуч?, 19) блиндаж?, 20) строиш?,

21) мыш?, 22) бежиш?, 23) сжеч?, 24) привлеч?, 25) молодеж?

  • Ь        –        –        –        –
  • ь        –        –        –        –
  • ь        ь        ь        ь        ь
  • ь        –        –        –        ь
  • ь        ь        ь        ь        ь

     Соедините мягкие знаки. Если у вас получился большой мягкий знак, вы справились с этим заданием на “отлично”.

  • Найдите предложение с грамматической ошибкой

Река быстрая и широкая.

Река быстра и широка.

Река быстра и широкая

Река быстрая и широкая.

Река быстра и широка.

Река быстра и широкая

  • Сказка "Лягушка - невеста"

  Сейчас я вам прочту сказку, а вы попробуйте найти в ней краткие прилагательные. Как услышите краткое прилагательное, ударите карандашом о парту. Не волнуйтесь, вы их отыщете, все краткие прилагательные отвечают на квакающие вопросы:

Ква - ква - какова?

Ква - ков - каков?

 Сказка наша будет про лягушку

  • Проверка

Подчеркни грамматическую основу предложения.

Лягушка     зелена.

Крокодил

Уж

Бобр

  • Домашнее задание
  1. Лингвистическая сказка про краткие прилагательные.
  2. Сочинение о друге (краткие прилагательные)
  3. Упр. 596
  4. Упр.597
  • Итог

Задай вопрос другой команде на знание нового  (о кратких прилагательных)

  • Рефлексия

Тест

  • Самопроверка

1 – а,

2 – в,

3 – в,

4 – а,

5 – а,

6 – б,

  • Отметка за урок.

Если утверждение, по вашему мнению, верное, вы ставите рядом с номером вопроса «+», если утверждение неверное -  «-»

1)        Краткие прилагательные обозначают признак предмета

2)        Краткие прилагательные отвечают на вопросы КАКОВ? КАКОВА? КАКОВО? КАКОВЫ?

3)        Окончания кратких прилагательных состоят из одной буквы или имеют нулевое окончание

4)        Краткие прилагательные изменяются по родам

5)        Краткие прилагательные не имеют падежа

6)        Краткие прилагательные в предложении являются сказуемыми

7)        В нашей речи можно обойтись без кратких прилагательных

Какие эти деревья ... (высокий). Какая она ... (бледный). Какой ты ... (худой). Он так ... (ленивый). Морской воздух так ... (полезный). Этот лес такой ... (густой). Как он ... (ловкий). Как он ещё после болезни ... (слабый). Как этот дом ... (высокий). Зимняя ночь так ... (длинный), а как ... (короткий) зимний день. Он так ... (умный).  



Предварительный просмотр:

 Тетрадь участника урока для самостоятельной работы

Ф.И.________________________

Прилагательные полные и краткие

Задание 1

Задание 2 Разминка

1

2

3

4

5

6

7

Задание 3

Моя цель на уроке: _________________________________________________

_________________________________________________________________

Задание 4

Задание 5  Краткие прилагательные

ж.р.

м.р.

ср.р.

мн. ч

Задание 6

В словах нет ни корней, ни приставок, ни суффиксов – одни окончания. Узнайте, где спряталось полное прилагательное, а где – краткое, обведи номера правильных ответов.

1. _ _ _ ая                 4. _ _ _ ий                7. _ _ _ ое

2. _ _ _ а                   5. _ _ _ ы                8. _ _ _ ее

3. _ _ _                   6. _ _ _ ые                  9. _ _ _ о

Задание 7

1) ____ золотник, да ____         . 2) Корень ученья ____     , а плод ____         . 3) Всякому ____       своя сторона. 4) На чужой стороне и весна не ____     .

5) ____        труд, когда порядка нет. 6) Не ____          свет, когда друга нет.

7) В зимний холод всяк ____        . 8) Кто ____     ,       тот и людям ____.        9) Цветок розы ____      , да ____       . 10) Рыбка ____     , да уха ____    .

               Слова для справок: малый, дорогой, горький, сладкий, милый, красный, напрасный, молодой, аккуратный, приятный, пахучий, колючий.

Задание 8

1) Стрич?, 2) колюч?, 3) могуч?, 4) задач?, 5) грач?,

6) реж?    7) свеж?, 8) трескуч?, 9) сыпуч?, 10) горяч?,

11) ветош?, 12) печ?, 13) брош?, 14) лож?, 15) береч?,

16) глуш?, 17) горюч?, 18) пахуч?, 19) блиндаж?, 20) строиш?,

21) мыш?, 22) бежиш?, 23) сжеч?, 24) привлеч?, 25) молодеж?

Задание 9 Сказка "Лягушка - невеста"допиши краткое прилагательное, подчеркни грамматическую основу предложения.

Лягушка

Крокодил

Уж

Бобр

Задание 10 Тест “Проверь себя”

1. Краткие прилагательные можно образовывать:

а) усечением окончания;

б) присоединением суффикса;

в) усечением приставки.

2. Краткие прилагательные не изменяются:

а) по родам;

б) по числам;

в) по падежам.

3. Краткие прилагательные выполняют в предложении функцию:

а) подлежащего;

б) определения;

в) сказуемого.

4. Краткие прилагательные связаны:

а) с именем существительным;

б) с глаголом;

в) с наречием.

5. На конце кратких прилагательных после шипящих:

а) никогда не пишется ь;

б) всегда пишется ь;

в) написание ь зависит от рода.

6. Употребление кратких прилагательных характерно для:

а) разговорного стиля; б) книжных стилей;  в) всех стилей речи.

Сказка "Лягушка - невеста"

Сейчас я вам прочту сказку, а вы попробуйте найти в ней краткие прилагательные (запомнить и записать, не менее 5) . Как услышите краткое прилагательное, ударите карандашом о парту. Не волнуйтесь, вы их отыщете, все краткие прилагательные отвечают на квакающие вопросы:

Ква - ква - какова?

Ква - ков - каков?

 Сказка наша будет про лягушку

  • Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух:
  • "Конечно, я немного толста, слишком зелена, лупоглаза, не особенно молода и немного прыщава. Зато я мила, сообразительна, интересна и весьма симпатична. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки и разнообразны.
  • Несомненно, я хороша. Кого же из женихов мне предпочесть? Крокодила не считаем: он глуп, ленив и зол. Съест ещё!
  • Чёрный уж приятен, ловок, изворотлив, тонок, весел, внимателен и, прямо скажем, красив.
  • Зато бобр богат, умён, знатен, настроение его всегда ровно, спокойно. Доходы его велики.
  •  Пожалуй, выйду за бобра!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в стану прилагательных.(Прилагательные полные и краткие)

Научиться распознавать краткие прилагательные от полных. Материал для 5 класса...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие" с применением технологии проблемно-диалогического обучения

Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, соответствует ФГОС ООО, урок открытия новых знаний....

Технологическая карта урока по ФГОС в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие". (Маршрутный лист, групповая и индивидуальная формы работы. Самоанализ урока)

Урок русского языка Класс: 5Тема: «Прилагательные полные и краткие»Тип урока: изучение нового материалаФормы и методы: слово учителя, беседа, анализ языкового материала, наблюдение, орфографическ...

Технологическая карта урока по ФГОС в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие". (Маршрутный лист, групповая и индивидуальная формы работы. Самоанализ урока)

Урок русского языка Класс: 5Тема: «Прилагательные полные и краткие»Тип урока: изучение нового материалаФормы и методы: слово учителя, беседа, анализ языкового материала, наблюдение, орфографическ...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие"

Методическая разработка  включает конспект урока + презентацию...

Дистанционный урок для 5 класса по теме "Прилагательные полные и краткие"

Урок русского языка в 5 классе Дата проведения: 16 апреля Тема урока: «Прилагательные полные и краткие» (параграф 104) 1. ПОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ: 1. ВИДЕОУРОК (обязательно пос...

Дистанционный урок для 5 класса по теме "Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных"

Урок русского языка в 5 классе Дата проведения: 17 апреля Тема урока: «Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных» (параграф 104) 1. ПОВТОРЕНИЕ ТЕМ...