Природа-мир истина и красоты.Анализ лирического стихотворения А.А.Фета"Учись у них-у дуба,у берёзы"
план-конспект урока (6 класс)
Сегодня мы совершим путешествие в поэтический мир лирического произведения А.А.Фета , а начинается оно со слов Учись у них
Скачать:
Предварительный просмотр:
- Здравствуйте ,ребята! Сегодня урок литературы буду проводить я.
- Я для вас новый человек.
- Что даёт встреча с новым ? (новые эмоции, новые знания, открытия).Да, я согласна.
- Я желаю вам, чтобы сегодняшний урок остался у каждого из нас в памяти и чтобы каждый открыл для себя что-то новое.
- Сегодня мы совершим путешествие в поэтический мир лирического произведения А.А.Фета , а начинается оно со слов Учись у них..(слайд)
- Как вы думаете, у них - это у кого?(слайд дуб и берёза)
- Мы даже и не предполагали, что можем учиться у деревьев, у природы.
- Тема нашего урока.(слайд)
- Предположите, каковы цели нашего урока?(1. Учиться анализировать данное лирическое произведение,2.Познакомиться с содержанием произведения, 3. Через анализ понять мысль поэта.) ( слайд)
- Давайте посмотрим на стихотворение, что в нём необычного? (слайд)
- А что можно узнать по заголовку? (тему)
- Раз его нет , то о тематике стихотворения мы говорить не можем.
- Любой анализ произведения начинается с его прочтения, но мы с вами прослушаем запись Аллы Борисовны Покровской ,заслуженной актрисы советского театра и кино.
-Какое впечатление на вас произвело стихотворение?
- О чём оно?( о природе и не только)
- Чтобы глубже понять это стихотворение, разобраться в его смыслах , я предлагаю сделать анализ.
- У вас на партах есть план , к которому вы будете обращаться в течение всего урока. Около вопроса, который мы рассмотрим , ставьте +.
- Давайте посмотрим на стихотворение с точки зрения его построения, т.е. композиции. Сколько всего строф? Совпадает ли количество строф с количеством нарисованных картин в стихотворении?
- Я предлагаю вам подробнее остановиться на этих картинах.
- Перед вами таблица, которую нужно заполнить примерами из текста.1в.- зима, 2в.- весна. У вас 3 мин.
( на доске прикрепить зима- весна)
Зимняя природа | Весенняя картина |
Кругом зима | |
Жестокая пора(эпитет) | Промчится гений( метафора) |
Треснула кора | Теплом и жизнию дыша( метафора) |
Злей метель(Эпитет) | Для ясных дней (эпитеты) |
Рвет последние листы(олицетворение) | Для новых откровений( эпитет) |
Холод лютый(эпитет) |
- Какой изображена зима?( суровой, жестокой)
-Зачитайте, какие средства выразительности использует автор.
- А как весну? Какие средства выразительности использует здесь автор?
- Как осуществляется переход от первой части ко второй? (Союз НО) В литературе такой прием называется? (Антитезой,т.е.противопоставлением)
- Зачем , с какой целью А.Фет противопоставляет эти времена года?( Фет под зимой и весной подразумевает не только времена года, но и периоды, которые в жизни человека бывают трудными, как зима и радостными, как весна. )(?)
-Отметьте в анализе, что мы уже изучила.
-Давайте анализировать дальше стихотворение.
- Кто главные герои стихотворения? (Дуб и береза) прикрепить
-Дуб каким вы представляете ?записывать
-А как берёзу? записывать
- А как автор изображает эти деревья? Найдите и подчеркните в тексте. У вас полминуты.
-Зачитайте ,что нашли.( прикрепить) на них застыли слёзы,
треснула, сжимаяся, кора
рвёт последние листы
за сердце хватает холод лютый
они стоят ,молчат.
-Какими автор изобразил эти деревья?( несчастными,страдающими)
- А какие средства выразительности использует для этого?
- Почему такие разные деревья автор не разделяет, а выделяет только общие черты? Рисую круги Вена( стойко переносят свалившиеся на них несчастья, терпят трещины и застывшие слезы, молчат и ждут весны.)если не ответят ?
Физминутка
- А теперь встаньте и представьте себя в образе дерева(мальчики –дуба, а девочки-берёзки)
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
-Читаем стихотворение дальше.- Как названа поэтом весна? (гением)
-Что означает данное слово, кого называют гением?
-Человек, с выдающимися способностями , так и весна поэтом названа «гением» не случайно, именно она обладает способностью творить, пробуждать, обновлять, возвращать к жизни.
- Ч то означают слова Переболит – перенесёт какую-нибудь болезнь. Скорбящая – это печальная , страдающая.
-Значит для деревьев с приходом весны наступят тёплые дни ,и скорбящая боль стихнет.
-Посмотрите на стихотворение ,Фет использует 3 глагола в повелительном наклонении( учись ,молчи и верь)
- Какую роль они выполняют? ( обращение к человеку, читателю, разговор с ним)
Вывод: главное лицо не природа, а человек , которому предлагается у неё поучиться. Природа помогает понять состояние человека.
-А сейчас поработайте в паре и сопоставьте жизнь природы и человека. Заполнить таблицу № 2. Выпишите в левый столбик то, что приходится испытывать деревьям, а в правый похожие ситуации из жизни человека.
- У вас 4 мин.
Жизнь природы | Жизнь человека | |
Бури Грозы Метели Холода | Ссоры Измена Предательство Сплетня Одиночество Развод Болезнь | |
Треснула кора Застыли слёзы Болит душа Холод в сердце | Слёзы Переживания Душевная боль Обида Болит сердце Разочарование Злость Гнев |
-Ребята, обратите внимание как интересно автор построил своё стихотворение ,он не разделяет описание природы и обращение к человеку ни по строфам, ни на строчки.
Вернуться к вопросу , если не ответили.
- Какова же тема стихотворения? ( Природа неразрывно связана с жизнью и судьбой человека)
-А основная мысль ?( учиться у них, у молчаливых деревьев, которые не выставляют свои страдания напоказ, но верят, что скоро всё закончится.)
- Вернитесь к анализу и отметьте, что мы уже рассмотрели.
- Что у нас ещё осталось?( история создания)
- Как вы думаете, данное стихотворение написано ранним Фетом или в пору
его зрелого творчества? Докажите . ( слайд)
- Примерно так выглядел поэт, когда написал это стихотворение. Что можно о нем сказать? (человек пожилой. Много видел в жизни, много испытал. И поэтому смотрит на жизнь мудро.)
- Фету пришлось в жизни нелегко, он испытал унижения, бедность, болезнь. Он все переносил мужественно, проявлял большое терпение. А терпению он учился у природы. Природа - учитель человека. Стихотворение 31 декабря 1883 годом, Фету было 63 года. Случайно ли оно было написано в канун Нового года? ( Да, последний день в году. Не только празднование Нового года, но и подведение жизненных итогов)
- А давайте вы сами прочитаете стихотворение, получится ли у вас передать те чувства , которые испытывают деревья.
Вернуться к целям( слайд)
-А теперь давайте подведём итог урока.
-Что сегодня узнали нового? Чему научил урок литературы сегодня?
- Может ли полученный опыт пригодиться в жизни?
- На память я хочу подарить вам символ нашего урока дуб и берёзу и прошу выписать с обратной стороны строчки из стихотворения , которые станут вашим девизом в жизни или те, которые вам помогут поступить правильно в трудной ситуации.
- Может кто –то хочет прочитать , какие строчки он выписал?
- А я хочу вам пожелать, чтобы вы были наблюдательными, внимательными, учились находить вокруг себя и в природе образцы, примеры для подражания. Помните, что природа-это мир истины и красоты Никогда не унывайте и всегда храните веру в лучшее.
-Благодарю вас за общение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К изучению творчества А.А.Фета.Литературно-музыкальная композиция:"Учись у них:у дуба,у берёзы..."
Данная литературно-музыкальная композиция посвящена одному из замечательных поэтов "чистого искусства" - А.А.Фету. Приводятся не только интересные факты из жизни поэта, но и передаются основные этапы ...
Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Природа и человек в стихотворении А.А. Фета «Учись у них- у дуба, у березы…»
Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Природа и человек в стихотворении А.А. Фета «Учись у них- у дуба, у березы…»...
«А.А. Фет. «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у берёзы». Природа как мир истины и красоты, как мер`ило человеческой нравственности».
Цели: обучать анализу пейзажного стихотворения в единстве формы и содержания;пробудить интерес к поэзии А.А. Фета...
А.А. Фет "Учись у них - у дуба, у берёзы ..."
Анализ стихотворения. Словарная работа. Вывод.Можно использовать, как для письменного анализа, так и для индивидуальной работы....
Анализ стихотворения А.А. Фета «Учись у них – у дуба, у березы…»
Цель урока: Формирование умения извлекать информацию из текста стихотворения, обрабатывать ее и передавать основную мысль в собственном высказывании, логично, последовательно, связно.Задачи урока: 1....
Урок по стихотворению А Фета "Учись у них- у дуба, у березы"
Урок литературы по стихотворению А.Фета "Учись у них-у дуба, у березы"...
Презентация к уроку Анализ лирического стихотворения А.А.Фета "Учись у них-у дуба.у природы"
Презентация к уроку по А.А.Фету...