2019 год Методы и приёмы педагогической практики
опыты и эксперименты

Понамарева Галина Николаевна

В работе рассматриваются методы и приёмы педагогической практики, используемые на уроках учителя-филолога для достижения высоких результатов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_i_priyomy_pedagogicheskoy_praktiki_.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Понамарева Галина Николаевна

МОУ «Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №2» Томской области

Методы и приемы педагогической практики на уроках

русского языка и литературы

Из опыта работы

Меняется время, меняются задачи образования. Модернизация российского образования нацелила всё педагогическое сообщество на приведение образования в соответствие с требованиями времени и задачами страны.

Школа теперь должна выпускать не живые «банки данных», не людей, головы которых до краёв заполнены информацией (её легко может найти с помощью компьютера и  Интернета), а людей, способных пропускать эту информацию через собственные взгляды, то есть превращать полученную информацию в свою личностную. Мы должны выпустить из школы человека, понимающего своё место в жизни, постоянно развивающегося, всесторонне развитого, человека-труженика, экологически грамотного человека и, наконец, интегрированную личность, способную нести ответственность перед обществом не только за своё благополучие, но и благополучие других людей.

Таковым выпускник станет в том случае, если сам будет активным участником образовательного процесса. Подтверждение эта мысль находит  в словах  Л.Н. Толстого: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Отсюда вытекает главная цель современной школы – выявление и  развитие творческих способностей обучающихся.

Это далеко не новый в российском образовании вопрос. Он находит своё отражение в педагогической литературе: в трудах Ю. Бабанского, Л. Занкова, П. Гальперина, Н. Талызиной, много внимания этому вопросу отводит методика В. Бабайцевой. Обобщив взгляды учёных, я пришла к следующему выводу о том, что они едины во мнении: достижение цели обусловлено решением определённых задач. Учитель должен:

  • учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (Интернет);
  • формировать приёмы продуктивной деятельности (анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.);
  • поддерживать и развивать интерес к предметам;
  • формировать в обучающихся оптимистический взгляд на собственные способности;
  • прививать навыки исследовательской и проектной деятельности;
  • показывать практическую направленность знаний, получаемых на уроках и во внеурочной деятельности;
  • учить широко и перспективно мыслить, видеть роль и место русского языка и литературы в общечеловеческой культуре, выявлять их связь с другими науками;
  •  прививать бережное, ответственное отношение к русскому языку и литературе как к государствополагающим предметам.

Как обстоят дела в моей педагогической практике?

Решение данных задач осуществляю разными способами. Я осознаю, что сегодня необходимо использовать такие методы преподавания, которые научат детей учиться, и обучаемые будут испытывать удовольствие от процесса получения знаний.

Какие методы используются на практике? И какова их роль?

  • Словесные методы (диалог, монолог) дают возможность задать высокий уровень теоретических знаний.
  • Наглядные (демонстрации, иллюстрации, просмотры видеоматериалов, таблицы, информационные листы) помогают активизировать ребят с наглядно – образным мышлением.
  • Практическими методами (через лабораторные работы, конструирование, исследовательские задания, экскурсии, сбор краеведческих материалов) формирую практические навыки и различные компетенции.

В путешествиях, поездках учу ребят запоминать новые слова через связь их с какими-либо яркими образами, с чем-то необычным, захватывающим. Каждая наша поездка, экскурсия, путешествие заканчиваются созданием словаря путешествий, сочинением в жанре путевых заметок, портретных очерков, сочинений - рассуждений.

Используя деятельностные методы (проекты, исследования) формирую у школьников различные компетентности, создаю условия для творчества обучающихся. Эти методы служат также для развития самостоятельности мышления, проектных и исследовательских умений.

Учитывая направленность современного образования на формирование  творческих способностей учащихся, добиваюсь поставленных целей при помощи проблемно-поискового метода, который основан на создании проблемной ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов. Часто практикую использование проблемных заданий на уроке и в домашних работах.

«Мозговой штурм» - одна из форм решения проблемных заданий, которую  использую как в индивидуальной, так и в групповой деятельности. Смысл этого метода заключается в составлении списка идей, которые затем поочерёдно подвергаются исследованию. Среди множества высказанных идей находим подходящую, которую ещё можем подвергать переделке. В результате поиска можем  выработать и комбинированный вариант, состоящий из нескольких идей. Единственное правило «мозгового штурма» состоит в том, что принимаются все идеи, никто не должен стесняться предлагать необычные и шокирующие идеи. «Мозговой штурм» создаёт именно атмосферу творчества, где поощряется риск и нестандартные решения.

Например, урок русского языка в 9 классе по теме «Знаки препинания в ССП». Учащихся ставлю перед проблемой: «Почему между частями предложения, записанного на доске, - В Ясногорске дороги тонули в густой, колосистой пшенице и воздух был полон пчелиного предосенне-жалобного гуда- нет знака препинания?» В течение нескольких минут принимаю все предложенные варианты ответов и фиксирую на доске: «это простое предложение», «здесь есть что-то общее между частями», «здесь одиночный союз и», «вы забыли его поставить», «это просто ошибка», «мне кажется, что так и надо, а почему, не понимаю» и другие.

Окончив формирование списка, начинаем поэтапный отбор правильного ответа, направленный на осознание учащимися их представлений о лингвистическом понятии. Сначала разбираемся с тем, что точно можем доказать: подчёркиваем грамматические основы и отметаем первую версию, т.к. предложение сложное. Затем исключаем третью версию, т.к. при одиночном союзе и, соединяющем части сложного предложения, запятая ставится. Доходим до второго суждения и обращаемся к учебнику, чтобы утвердить или опровергнуть нашу мысль.

Буйный задор у ребят всех возрастов вызывает прием мистификации  под названием «Осторожно: ложные идеи!» На этапе актуализации или закрепления знаний я сознательно допускаю ошибки или подтверждаю ошибочные ответы ребят, вызывая на себя «противников», задача которых – аргументированно опровергнуть ошибочное утверждение. Такой приём не даёт расслабиться обучающимся в течение определённого этапа или, в зависимости от типа, весь урок. За своевременное, незамедлительное исправление чужих ошибок «зоркие» ученики получает хорошие оценки.

Не менее интересно организую работу с текстами, в которых заведомо искажена информация или запутаны определения, нарушена последовательность изложения, героям «присваиваются» чужие мысли и поступки, даются неверные толкования событий и процессов. И этот клубок ребятам предлагается быстро и качественно распутать.

Вообще приём мистификации - намеренного введения в обман, в заблуждение - в обучении очень эффективен. Дети, поставленные в положение добросовестных сыщиков, способны свернуть горы. Информация, добытая таким путем, усваивается наиболее эффективно.

В сочетании с деятельностным методом Л.Г. Петерсон данные методы и приёмы дают высокие результаты изучения предметов, которые я преподаю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Современные формы, методы и приёмы работы с родителями в практике учителя начальных классов"

Старый школьный афоризм гласит: "Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями". Мне захотелось поделиться своими паработками в этой области....

Педагогические методы и приёмы стимулирования и мотивации учения

Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной  деятельности. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности учителя. В самом названии “методы стимулирования и мотивации”...

Педагогические методы и приёмы формирования мотивации учения

Проблема создания заинтересованного отношения к учению, проходящая через всю историю педагогики, не потеряла актуальности и сегодня. Педагогу на каждом этапе обучения важно постоянно обращать вни...

Методическая рекомендация «Педагогические методы и приёмы стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся»

Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной деятельности. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности учителя.  Данная рекомендация создана для того, чтобы повысить...

11 декабря 2019 года пройдет межрегиональный мастер-класс «Лучшие педагогические практики преподавания родных языков народов России»

С целью информационного продвижения единого Банка педагогических практик преподавания родных языков народов России и тиражирования лучших педагогических практик по преподаванию родных языков народов Р...

Доклад на тему: Педагогические технологии, методы и приёмы по развитию творческого потенциала обучающихся на уроках родного языка и литературы (из опыта работы)

Родной язык - это, пожалуй, один из тех предметов, который умеет передать ребёнку связь поколений, приобщить его к культуре своего края, к народным идеалам, нравственным ценностям, сохранить связь вре...

План работы по внедрению в педагогическую практику приёмов технологии «Критического мышления»

Целью данной программы является выявление особенностей и уровня эффективности методов «критического мышления» на уроках русского языка и литературы....