конспект урока
план-конспект урока (6 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Советская СОШ»
Технологическая карта
урока литературы в 6 классе
по УМК автора-составителя Г.С.Меркина
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Кияева Альфия Талгатовна
С.Советское
2019 г.
Технологическая карта
урока
Технология проведения.
№ этапа | Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирующиеся УУД | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||
1 | Мобилиз.начало Психологический настрой. | Здравствуйте , ребята. Начнем наш урок литературы с необычного вопроса: Как вы думаете, когда человек чувствует себя по-настоящему несчастным? Действительно, человек всегда должен чувствовать окружение близких и дорогих ему людей. А что вы ощущаете, когда слышите слово «одиночество»? Увы, эмоции далеко не положительные. В моей руке маленький кораблик. Что это? С одной стороны это свобода , когда ты рассекаешь морские волны, сила, когда ты борешься один на один со стихией. А с другой - это крошечный кораблик, посреди огромного водного пространства. И сегодня мы с этим корабликом совершим путешествие по небольшой части творчества . | Приветствуют учителя. Когда болеет; Когда получает плохие оценки; Когда у него нет друзей; Когда одинок. грусть, растерянность, печаль и т.д. | Умение вести диалог. | Способность к коммуникации. | |
2 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Подводит к формулированию темы урока: - Рассматривали акварель М.Ю.Лермонтова, о ком и о чём пойдет речь на уроке? - Если мы говорим о чувствах, какой род литературы будем изучать? -Верно, мы будем говорить о парусе, как будет называться произведение? -Определим тему нашего урока. Скажите, как образовалось слово «Вольнолюбие» ? Подберите синонимы к слову «вольнолюбие» - Теперь поставим цели. Добавляет цели. Открывайте тетради, запишите число, тему: | Видят изображения с лодкой, парусником. О творчестве М.Ю.Лермонтова
Лирику Стихотворение «Парус»
«Вольнолюбивые мотивы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус». от слов «воля» и «любить» свободолюбие Ставят цели
Пишут в тетрадях | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. | Формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма. | |
3 | Актуализация знаний | В течение урока вы сами будете себя оценивать, потом подсчитаете свою оценку.-раздаёт оценочные листы. И ещё: по ходу урока будем заполнять кластер Проверим ваши знания по биографии поэта Сверьте ваши ответы с ответами на доске, оцените себя слайд 1 | Решают тест-индивидуально Выполняют тест Сверяют ответы, оценивают | Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа). | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
| Противоречие между жизнью вообще и человеческой личностью, вечно стремящейся к чему-либо и не знающей счастья ни в покое, ни в |
4 | Работа по теме урока | Включает запись шума моря Ребята, закройте глаза. Попробуйте представить себя на скалистом берегу, а у ваших ног, искрясь, переливаясь в бликах солнца, плещется, волнуется, самое прекрасное, нежно-голубое, сказочно-необъяснимое море. Оно шумит и зовёт в голубую даль. Вы слышите крик чаек, свист дельфинов, зов затонувших кораблей, которые манят вас в эти бесконечные просторы. -Что вы увидели? А лодку видите? Люди строили лодки, крепили к ним паруса. Парус для человека всегда был символом надежды, светлой мечты. Какие чувства может испытывать человек в этот момент? -Начнём работать с кластером напишите, с чем ассоциируется у вас парусник -Сколько лет было Лермонтову, когда он написал стих-е «Парус»? Расскажите историю создания стих-я Анализ стих-я 1.Выразительно читает стихотворение М.Ю Лермонтова «Парус». -У каждого человека своё прочтение, послушайте запись – Скажите, что общего и чем различны прочтения? -Попробуем «погрузиться» в художественный мир стихотворения. 2. Выявляет первоначальные читательские впечатления: - Понравилось стихотворение? - Что представляли, слушая его? - Хотели бы оказаться под парусом? Связь с живописью Лермонтовские стихи – готовая картина, её хочется нарисовать . А прежде нас, одновременно с созданием стихотворения, это сделал М.Ю.Лермонтов. Вглядитесь в его картину и картины других художников Удалось ли художникам передать эти чувства с помощью красок, перспективы, сюжета картин? Связь с музыкой Лермонтов заворожил и околдовал нас трепетными и таинственными словами. Читая стихотворение «Парус», будто слушаешь музыкальные аккорды. Свыше 50 композиторов написали музыку к этому стихотворению (Римский-Корсаков, Свиридов, Рубинштейн). Но самое известное произведение, ставшее народной песней – это романс А. Варламова Прослушаем романс - Ваши впечатления? -Вы увидели, услышали мотив свободы в этих произведениях? Как он выражается? Подойдите и дополните кластер новыми впечатлениями. -Прежде, чем приступим к анализу стих-я, вспомним литературоведческие термины, необходимые в работе с текстом Раздаёт карточки с заданием №2 Сверьте свои ответы с правильными (на слайде), оцените себя. Организует физкультминутку. |
человек волнуется, гордится, любуется красотой моря чертят схему: рассказ-т твор.историю стих-я
слушают сравнивают Отвечают на вопросы. Слушают учителя. Смотрят Слайды с картинами парусников да Слушают романс В романсе сливаются музыка и поэзия. И исполнитель тоже привносит что-то своё. И мы разделяем вместе с поэтом и композитором восхищение дерзновенной отвагой, которой наделён парус. Неуспокоенность, бесконечные поиски идеала прекрасны, они возвышают душу. Образы бури, моря и паруса, свобода поэтически связывается с одиночеством, мятежными стихиями Пишут на доске Читают и выполняют задание №2 самостоятельно.
Сверяют, оценивают Море волнуется раз… | Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа).
Владение литературоведческими терминами: антитеза, инверсия, метафора и т.д. | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста. | Противоречие между жизнью вообще и человеческой личностью, вечно стремящейся к чему-либо и не знающей счастья ни в покое, ни в буре. Формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма. |
5 | Первичное закрепление материала. Работа с текстом. | Организует исследовательскую работу с текстом. Сколько строф в стихотворении? Какова его композиция? Каждая пара работает с одной строфой-даю вам по 5 мин на подготовку, потом отвечаем- Раздаёт карточки с заданиями №3 Зачем нужны антитезы, контрасты? -Итак. Сколько образов в стих-и? Работа в группах: 1-с образом паруса 2-с образом моря Слово учителя - Стихотворение «Парус» философское, т.к. оно о смысле жизни. Работа со словарём. Найдите в словаре значение слова «Мятежный» - (словарь Ожегова). - Почему именно этим эпитетом Лермонтов заканчивает стихотворение? - Почему жизнь поэта можно назвать мятежной? На какого человека похож парус? Есть у вас что-то дописать в кластере? Познакомимся с новым понятием - инверсией. На стр.153 учебника есть определение, зачитайте его, дома запишите в тетрадь . Найдите в тексте. Вывод: инверсия – одно из выразительных средств стихотворной речи. Она помогает передать настроение. | Работа в парах отвечают Три.
Контрасты пейзажей выявляют противостояние паруса любой среде, открывают его мятежность, вольнолюбие, неутомимость его движения, вечное несогласие паруса с миром 2-парус и море Выполняют задания, делают выводы по исследовательской работе:
тревожный, неспокойный, бурный Буря прошла, но парус не успокоился, он не в силах находиться в покое Лермонтов воспевает сильного, свободного, борющегося человека, гордится им пишут Читают вслух Белеет парус одинокий.. | Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа). Понимание авторской позиции и свое отношение к ней. Понимание авторской позиции и свое отношение к ней. | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста. | Противоречие между жизнью вообще и человеческой личностью, вечно стремящейся к чему-либо и не знающей счастья ни в покое, ни в буре. Формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма. |
6 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Даёт задание на дом: выучить стих-е, закончить анализ стих-я | Записывают задание в дневниках. | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации | Формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма. | |
7 | Рефлексия (подведение итогов занятия). | Организует формулирование вывода: - Какова тема урока? Что можно считать выводом?
Работа с кластером Проводит беседу: - Парус всегда является символом надежды и мечты, так вот пусть у вас всегда будут светлые и радостные надежды и пусть всегда исполняются все ваши мечты. Возьмите в руки кораблики и напишите, достигли мы цели урока? Что понравилось? Что было сложно? Что – интересно? Выставляет отметки за работу на уроке. Хочется закончить словами: Парус его поэзии все белеет… Он победил и врагов, и время Бессмертный Парус его поэзии все белеет (Кайсын Кулиев) | Записывают: Постоянный поиск истины – непременное условие обретения свободы. Пишут выводы, прикрепляют кораблики к морю. Герой в них одинокий, страдающий, свободолюбивый | Понимание авторской позиции и свое отношение к ней. | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации |
Постоянный поиск истины — непременное условие обретения гармонии. |
Тест «Биография М. Ю. Лермонтова».
1.В каком году родился М. Ю. Лермонтов?
а)1814; б)1825; в)1841,
2.Где родился М. 10. Лермонтов?
а) В Тарханах; б) в Пензе; в) в Москве.
3.Кому принадлежало поместье в Тарханах?
а) Самому Лермонтову; б) бабушке; в) отцу.
4.Куда возила бабушка лечиться своего внука?
а) В Крым; б) за границу; в) на Кавказ.
5.Какими еще языками владел М. Ю. Лермонтов?
а) Итальянским и немецким; б) французским и немецким; в) английским и немецким.
6. Где учился тринадцатилетний М. Ю. Лермонтов?
а) Царскосельский лицей; б) Благородный пансион; в) Пажеский корпус.
- После окончания Школы в Петербурге М. Ю.. Лермонтов стал:
а) военным; б) чиновником; в) дипломатом. - В каком возрасте погиб М. Ю. Лермонтов?
а) 33; б) 26; в) 29.
Тест «Биография М. Ю. Лермонтова».
1.В каком году родился М. Ю. Лермонтов?
а)1814; б)1825; в)1841,
2.Где родился М. 10. Лермонтов?
а) В Тарханах; б) в Пензе; в) в Москве.
3.Кому принадлежало поместье в Тарханах?
а) Самому Лермонтову; б) бабушке; в) отцу.
4.Куда возила бабушка лечиться своего внука?
а) В Крым; б) за границу; в) на Кавказ.
5.Какими еще языками владел М. Ю. Лермонтов?
а) Итальянским и немецким; б) французским и немецким; в) английским и немецким.
6. Где учился тринадцатилетний М. Ю. Лермонтов?
а) Царскосельский лицей; б) Благородный пансион; в) Пажеский корпус.
- После окончания Школы в Петербурге М. Ю.. Лермонтов стал:
а) военным; б) чиновником; в) дипломатом. - В каком возрасте погиб М. Ю. Лермонтов?
а) 33; б) 26; в) 29.
Задание 2.
Впишите термин по его определению
1._________________- образное определение.
2.___________________ - употребление слова в переносном значении на основании сходства одного предмета или явления с другим. Скрытое сравнение.
3._________________- построение художественного произведения
4.__________________-созвучие окончаний слов, завершающее стихотворные строчки или части строк
5._________________-резко выраженное противопоставление понятий или явлений.
6. _______________- группа стихов, составляющих единство.
7.______________- группа слогов, состоящая из одного ударного и одного или нескольких безударных, повторение которых определяет размер стиха.
8.__________________- часть темы или устойчивый элемент сюжета.
9._________________- двусложный размер с ударением на втором слоге в стопе.
10.________________ - двусложный размер с ударением на первом слоге в стопе.
Задание 2.
Впишите термин по его определению
1._________________- образное определение.
2.___________________ - употребление слова в переносном значении на основании сходства одного предмета или явления с другим. Скрытое сравнение.
3._________________- построение художественного произведения
4.__________________-созвучие окончаний слов, завершающее стихотворные строчки или части строк
5._________________-резко выраженное противопоставление понятий или явлений.
6. _______________- группа стихов, составляющих единство.
7.______________- группа слогов, состоящая из одного ударного и одного или нескольких безударных, повторение которых определяет размер стиха.
8.__________________- часть темы или устойчивый элемент сюжета.
9._________________- двусложный размер с ударением на втором слоге в стопе.
10.________________ - двусложный размер с ударением на первом слоге в стопе.
Задание 2.
Впишите термин по его определению
1._________________- образное определение.
2.___________________ - употребление слова в переносном значении на основании сходства одного предмета или явления с другим. Скрытое сравнение.
3._________________- построение художественного произведения
4.__________________-созвучие окончаний слов, завершающее стихотворные строчки или части строк
5._________________-резко выраженное противопоставление понятий или явлений.
6. _______________- группа стихов, составляющих единство.
7.______________- группа слогов, состоящая из одного ударного и одного или нескольких безударных, повторение которых определяет размер стиха.
8.__________________- часть темы или устойчивый элемент сюжета.
9._________________- двусложный размер с ударением на втором слоге в стопе.
10.________________ - двусложный размер с ударением на первом слоге в стопе.
Ответы: 1-а; 2-в; 3-б; 4-в; 5-б; 6-б; 7-а; 8-б.
Задание №3 – 1пара
- Как читаем 1 строфу? (Спокойно, повествовательно)
2. Где находится читатель, откуда он видит парусник? Издалека.
3.Какими словами рисует Лермонтов море? (Голубое)
4.Каким эпитетом о парусе поэт начинает стихотворение?
( Парус назван одиноким, и это вызывает чувство тоски, грусти, сожаления)
5. Что обозначает слово отдаленный?
( Отдаленный - только о парусе, а одинокий - не только о парусе, но и о человеке, о человеческой жизни.)
А теперь проследим роль глаголов – той части речи, главное значение которой и есть выражение динамики, изменчивости.
6. Какие глаголы относятся к парусу? Парус белеет. Это очень важный глагол. Он позволяет увидеть не просто признак (белый), а признак и движение паруса.
7. А где находится по отношению к нам парус: далеко или близко? Докажите.
(Парус белеет, это можно заметить только с берега.)
Парус ищет, кинул. Что – не знаем. Два риторических вопроса без ответа. Парус пронизан стремлением к непокою, движению.
8. А есть ли глаголы, относящиеся к морю? (Нет.)
Движения в картинах природы нет. Везде царствует покой.
- Выпишите антитезы из стихотворения.
- - Для чего используется этот прием?
(Чтобы ещё раз показать, что парус мечется между покоем и бурей и как не может определиться, что ему нужно)
- Прочитайте выразительно.
Задание №3 – 2пара
- Что видим? ( парус, шторм, волны, ветер, мачта)
- Как читаем? (взволнованно, неспокойно) Природа и море оживают (играют волны, ветер свищет).
3.Лермонтов часто использует прием олицетворения, чтобы подчеркнуть тесную связь всего в этом мире с его состоянием души: «играют волны», «ветер свищет», парус «ищет», «бежит», «просит». А парус? ( и парус также полон напряжения: мачта гнётся и скрипит)
4.А где сейчас по отношению к нам находится парус?
(близко, мы слышим скрип мачты)
Именно в час бури герой « счастия не ищет и не от счастия бежит». Одиночество паруса отступает в час бури. Герой забывает о нём, когда вокруг бушует море и свищет ветер. Одиночество, которое гонит его, заставляет двигаться, в этот момент поглощено более мощным движением – оно поглощается борьбой с внешней стихией.
5. Выпишите антитезы из стихотворения. Для чего используется этот прием?
(Чтобы ещё раз показать, что парус мечется между покоем и бурей и как не может определиться, что ему нужно)
6. Прочитайте выразительно.
Задание №3 – 3 пара
- Что видим?
(Ослепляющий своей красотой морской пейзаж)
- Как читаем?
(Светло, торжественно)
- А где находится парус?
(Одинокий парус между небом и морем)
- Сколько раз употребляется в стихотворении слово парус?
(Один)
- Чем потом заменяется оно?
(Местоимением; ищет он, кинул он, он счастия не ищет, он просит бури)
- Можно ли так говорить о неодушевлённом предмете? Почему Лермонтов так пишет о парусе? Почему, читая стихотворение, мы начинаем относиться к парусу, как к живому существу?
(Лермонтов пишет о парусе, как о живом; говорит, что он оставил родной край; ищет не счастья, а бури. Так можно говорить о людях, гордых и смелых.)
Парус затерялся между покинутым родным краем и неведомой далёкой страной.
7. Выпишите антитезы из стихотворения. Для чего используется этот прием?
(Чтобы ещё раз показать, что парус мечется между покоем и бурей и как не может определиться, что ему нужно)
8. Прочитайте выразительно.
Задание №4 -1 группа. Образ паруса.
Найти и выписать слова, относящиеся к парусу, сказать, что или кто подразумевается под парусом
Вывод:
Задание №4 -2 группа. Образ моря.
Найти и выписать слова, относящиеся к морю, сказать, что или кто подразумевается под морем
Вывод:
Оценочный лист учащегося _________________________________________________- 6 класса
Сколько правильных ответов | Оценка | Средний балл-оценка | ||
1.Тест по биографии М.Ю.Лермонтова | ||||
2.Знание терминов | ||||
3.Работа в паре | ||||
4.Работа в группе |
Критерии оценивания:
«5» - нет ошибок «4»-1-2 ошибки «3»-3-5 ошибок «2»-больше 5 ошибок
Оценочный лист учащегося _________________________________________________- 6 класса
Сколько правильных ответов | Оценка | Средний балл-оценка | ||
1.Тест по биографии М.Ю.Лермонтова | ||||
2.Знание терминов | ||||
3.Работа в паре | ||||
4.Работа в группе |
Критерии оценивания:
«5» - нет ошибок «4»-1-2 ошибки «3»-3-5 ошибок «2»-больше 5 ошибок
Оценочный лист учащегося _________________________________________________- 6 класса
Сколько правильных ответов | Оценка | Средний балл-оценка | ||
1.Тест по биографии М.Ю.Лермонтова | ||||
2.Знание терминов | ||||
3.Работа в паре | ||||
4.Работа в группе |
Критерии оценивания:
«5» - нет ошибок «4»-1-2 ошибки «3»-3-5 ошибок «2»-больше 5 ошибок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....