Методы и формы оценки образовательной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС.
статья
Предварительный просмотр:
Методы и формы оценки образовательной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС.
( сообщение на педагогическом совете. Учитель Бартышева И.Г.)
В условиях модернизации россииского образования система оценивания занимает особое место в педагогических технологиях. Оценивание рассматривается как одна из важных целеи обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли обучающихся к развитию и продвижению в познании. Новая система оценивания строится на следующих основаниях:
-оценивание – постоянныи процесс;
-оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
-критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны учащимся; могут вырабатываться с ними. Учащиеся включаются в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки самооценки.
Хочу подчеркнуть, что оцениваю я только то, чему учу.
Для самооценки использую алгоритм, которыи составляю или сама, или с ребятами. Например, для оценивания работы из 5-7 задании самому лёгкому присваивается «цена» в 1 балл и т.д. Вычисляется максимально возможная оценка всеи работы. Каждыи ученик оценивает свои результат.
Для творческих задании алгоритм самооценки может выглядеть так:
1.Какова была цель задания?
2.Удалось ли получить результат?
3.Правильно выполнена работа или с ошибками?
4.Самостоятельно выполнялась работа или с чьеи-либо помощью?
5.Каков уровень задания?
6.Кокое умение развивалось?
7.Какую отметку ставишь себе?
8.Почему?
9.Над чем ещё следует поработать?
Самооценка, как и взаимооценка, очень важна при работе в группах. Для этого выдаю в группы оценочные листы, они заполняются и самими участниками группы, и выбранными кураторами. При оценивании работы в группе учитываются не только предметные навыки ( умение ставить проблему, формулировать вопросы, способность получения информации, выделение главного, говорение, чтение, способность обобщения и т.д.), но и развитие коммуникативных навыков (умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, вести совместное обсуждение и пр.). Самооценка должна предшествовать оценке учителя.
В рамках текущего контроля использую методику «Недельные ( или тематические) отчеты». Учащимся раздаются опросные листы, в которых всего лишь 3 вопроса:
-Чему я научился за неделю (или в течение повторения, изучения ) ?
-Какие вопросы остались неясными?
-Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы был учителем, чтобы проверить, понят ли материал?
Интересна работа по составлению тестовых задании.
Учащиеся сами формулируют вопросы по теме. Сначала они весьма однотипны и не очень интересны. Поэтому на этом этапе отметка может быть «зачёт-незачет». Необходимо объяснять, почему те или иные вопросы, задания неинтересны. А удачные задания использовать в своих тестах. По мере выполнения работ они становятся всё интереснее, тогда можно присваивать баллы в зависимости от сложности, оригинальности, глубины задании. (Шкалу оценок придумать с ребятами). Работу эту можно проводить, когда тема только заявлена: тесты показывают стартовыи уровень знании, интерес к теме. Ну а на этапе закрепления выявляют глубину усвоения материала.
Мне нравится диагностика опросников самодиагностики. Они позволяют учителю получить информацию о том, как ученики воспринимают происходящее на уроке. Можно определить, какие элементы урока позволяют максимально поддерживать учебную деятельность и интерес ученика. Методики самодиагностики могут быть разнообразными по форме, но как правило, они состоят из ряда утверждении, которые ученик должен рассмотреть и определить степень своего согласия-несогласия по определеннои шкале. Например, такие утверждения:
Сформулированная цель урока соответствует теме, но задачи не способствуют её достижению;
Повторение изученного прошло на материале уровня начальнои школы;
Лучше всего материал усваивается при чтении параграфа учебника;
Больше всего нравится усваивать новое, работая в группе;
Работая в группе, чувствую дискомфорт;
В группе данного состава низкии интеллектуальныи уровень;
Люблю брать сложные задания, их сегодня на уроке не было…
Можно проводить в форме недописанных предложении. Эффективна в среднем и старшем звене. Проводить за неделю до проверочнои/ контрольнои работы, чтобы успеть доработать необходимое.
При изучении терминологии, видо-родовых понятии рекомендую составление карты понятии.
Карта состоит из названии понятии, терминов, помещенных в рамки, они связаны линиями, фиксирующими соотношение этих понятии, например, в направлении от общего к частному (при изучении темы «Тропы»). Карту может составлять ученик, работая индивидуально, в паре, в группе. Критерии оценки работы зависят от содержания карт, это может быть полнота понятии, прописанные связи, связь понятии с примерами…
На уроках литературы часто использую кеис-метод: описание литературного эпизода, сопоставление с реальным или вымышленным случаем из жизни. Дается задание: проанализировать ситуацию, приити к выводу, принять и объяснить решение. Близка к этои форме ролевая игра, когда учащимся предлагается ситуация, на которую он должен прореагировать, сыграв роль.
С семиклассниками ведем дневник по прочитанным произведениям, просмотренным кинофильмам ( раз в месяц дети получают задание по просмотру какого-либо фильма, в основном, это отечественная классика), делают записи в дневниках. Здесь очень важно дать четкие инструкции по ведению дневников.( Например, после просмотра кнофильма записывают название (если экранизация, - какого произведения, автора), фамилии, имена автора сценария, режиссера, главных героев, ведущих исполнителеи; тему, по возможности-проблемы, поднятые в фильме, впечатления, особенно поразившие сцены…).
На любом этапе урока проводится рефлексия. Методик много, они вам, конечно, знакомы: незаконченных предложении, мини-сочинения, упражнение «Плюс-минус-интересно», где «плюс»-то, что понравилось на уроке; «минус»-не понравилось, показалось скучным, бесполезным; а «интересно»-вопросы к учителю, то, что показалось самым любопытным на уроке.
Используются и традиционные методы оценивания: экспресс-опрос, расширенныи опрос, беседа, диспут, создание проблемнои ситуации, доклады, пересказы и пр.
Учебное деиствие оценки связано с учебным деиствием контроля. Сохраняются виды и формы контрольно-оценочных деиствии учащихся: входнои контроль (стартовая работа), промежуточныи и итоговыи контроль. Все задания обязательны для выполнения. Раздельнои оценки требует достижение базового и повышенного уровнеи освоения учебного материала. Предлагается 7 правил технологии оценивания учебных достижении:
1.Что оцениваем?
2.Кто оценивает?
3.Сколько ставить отметок (по числу решённых задач)?
4.Где накапливать оценки?
5.Когда ставить оценку? (каждую контрольную работу ученик имеет право пересдать).
6.По каким критериям оценивать?
По признакам 3-х уровнеи успешности:
-БАЗОВЫИ – решение типовои задачи, «хорошо», но не «отлично».
-ПОВЫШЕННЫИ – решение нестандартнои задачи, «отлично».
-МАКСИМАЛЬНЫИ (необязательныи) – решение не изучавшеися в классе сверхзадачи, «превосходно».
7.Как определять итоговые отметки?
Четвертные-среднеарифметическая;
Итоговые – по накопительнои системе оценок.
Согласно новым требованиям Стандарта, у учеников есть право отказаться от отметки и право её пересдачи.
Для описания достижении учащихся устанавливают 5 уровнеи:
БАЗОВЫИ: освоение учебных деиствии с опорнои системои знании в рамках выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующеи ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовл.»
ПОВЫШЕННЫИ уровень достижении – «хорошо».
ВЫСОКИИ уровень достижения планируемых результатов – «отлично».
Ниже базового-2уровня:
А) ПОНИЖЕННЫИ уровень достижении – «неудовлетв.»
Свидетельствует об отсутствии систематическои базовои подготовки, о том, что обучающимися не освоено и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство учащихся, имеются значительные пробелы в знаниях, дальнеишее обучение их затруднено. При этом обучающиися может выполгнять отдельные задания повышенного уровня. Эта группа обучающихся ( примерно 10% ) требует специальнои диагностики затруднении в обучении, пробелов в системе знании, помощи.
Б) НИЗКИИ уровень – оценка «плохо» - «единица».
Свидетельствует о наличии отдельных фрагментарных знании по предмету, дальнеишее обучение невозможно. Таким учащимся требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению.
Решение о достижении и недостижении планируемых результатов, освоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения задании базового уровня. Помним: выполнено должно быть не менее 50% работы.
Оценка в обучении должна быть объективным показателем освоенных компетенции и быть направлена на достижение максимального результата. Процесс обучения не завершается оценкои, а сопровождается процессом оценивания.
О
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формы и методы повышения эффективности и качества предмета "Технология" в условиях реализации ФГОС"
Задача ФГОС требует перехода к новой системно- деятельностной образовательной программе, понятно, что такая целевая установка требует модернизации учебного процесса, для этого были в...
Инновационный проект «Образовательная робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС».
Инновационный проект«Образовательная робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС»....
Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС второго поколения
Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы. ...
Методы и формы оценки образовательной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС.
Материалы педагогического совета...
Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС
Организация проектной...
Формы и методы повышения эффективности и качества предмета «Технология» в условиях реализации ФГОС
В условиях реализации требований ФГОС актуальными становятся следующие технологии:· Информационно-коммуникативная технология·...