Рабочая программа по русской словесности 8 кл. для УМК под ред. Р.И.Альбетковой
рабочая программа (8 класс)
Рабочая программа по русской словесности 8 кл. для УМК под ред Р.И.Альбетковой. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по русской словесности 8 кл. для УМК под ред. Р.И.Альбетковой | 145.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа № 17 городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей _______________________
Протокол № __ от __ ________ ____ г.
Руководитель ______/______________
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
______________
«__» _______________ _____ г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Школа № 17
____________
«__» _______________ _____ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
составлена на основе примерной программы основного общего образования
(8 класс)
по предмету «Русская словесность»
и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
Составители: Шаймарданова О.Л. – руководитель ШМО учителей русского языка и литературы, учитель высшей категории
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями
- федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 года № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года №189 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях 2.4.2. 2821-10, зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Федерации 03.03.2011 г., регистрационный № 19993;
- постановления от 24.11.2015 №81 «О внесении изменений №3 в СанПин 2.4.2.2821–10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18.12.2015 регистрационный № 40154;
- образовательной программы основного общего образования МБОУ Школа № 17;
- учебного плана МБОУ Школа № 17;
- авторской программы «Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы». Автор программы Р.И. Альбеткова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
Программа реализуется через УМК, в состав которого входят: «Русская словесность. От слова к словесности: 8 кл».: учебное пособие/Р.И. Альбеткова. - 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011;
Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности. 8 класс»: Пособие для учителя/ Р.И. Альбеткова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007 .
Программа рассчитана на 35 часов учебного времени (из расчета 1 учебный час в неделю). Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом образовательного учреждения.
Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой. Иными словами, предмет словесности – рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка – всего того, что позволяет языку служить материалом словесности, и рассмотрение произведения словесности как органического единства идейно-художественного содержания и словесной формы выражения содержания как явления искусства слова.
Программа по основам русской словесности для 5-9 классов соотнесена с программами по русскому языку и литературе, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности—изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определенных писателей, то программа по словесности—прежде всего как явления искусства слова.
Программа «Основы русской словесности. От слова к словесности» предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый—начальный этап, первоначальные сведения о словесности—5-6 классы, второй—более глубокий, основы словесности, базовые категории искусства слова—7-9 классы. Вслед за этим программа для 10-11 классов, составленная А.И.Горшковым, определяет углубление, обобщение и завершение изучения предмета.
В каждом классе сначала изучаются свойства языка, а затем речь идет о произведении словесности, которое осваивается через его словесную ткань, от наблюдений над языком—к смыслу, идее произведения словесности.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, коммуникативной (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой. В этом направлении приоритетами являются осознанное, творческое чтение художественных произведений различных жанров; выразительное чтение художественного текста; различные виды пересказа; ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста; заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; анализ произведения; написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
Цели и задачи изучения курса русской словесности.
Практическая направленность изучения словесности служит выработке у учащихся умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях.
Цель практического освоения словесности:
- совершенствовать читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые выразительные языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями; учить наиболее ярко и точно выражать средствами языка собственные мысли и чувства; развивать личность школьника через творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества.
Задачи изучения словесности:
1 .Изучение многообразных выразительных возможностей языка, форм словесного выражения содержания для овладения языком.
2.Формирование основного читательского умения: воспринимать произведение в единстве его содержания и словесной формы выражения содержания.
3.Обучение творчеству, творческому чтению произведений, творческому использованию языка.
В 8 классе ученики осваивают такие важнейшие для словесности понятия, как автор, рассказчик, разновидности авторского повествования, учатся различать автора, рассказчика и героя в эпическом произведении, видеть авторское отношение к изображаемому, выраженное средствами языка, понимать значение средств языкового выражения содержания в произведениях всех родов.
Место предмета в учебном плане.
Занятия по предмету проводятся в форме уроков. Данная рабочая программа предусматривает следующее базовое распределение часов:
8 класс: 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ) «РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ»
8 класс
Личностными результатами являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
4) формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;
5) совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
6) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка, основанных на изучении выдающихся произведений российской культуры, мировой культуры;
7) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Метапредметные результаты расширяют сферу практического применения сведений и навыков, сопутствующих изучению словесности. Они включают:
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится: Осознавать эстетическую ценность русской словесности. Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Ученик получит возможность научиться: Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится: Осуществлению контроля в констатирующей и предвосхищающей позиции. Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться: Адекватной оценке трудностей. Адекватной оценке своих возможностей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится: Работать в группе. Осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра
Ученик получит возможность научиться: Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижений целей в совместной деятельности. Осуществлять коммуникативную рефлексию.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета; осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов); подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов, устанавливать аналогии.
Ученик получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий; - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям); - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
1.Аудирование и чтение
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, интернет-ресурсы; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
- умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.
2. Говорение и письмо:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
- соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;
- способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
- умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом;
- участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно - целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты изучения словесности предполагают:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места русского языка и литературы в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
4) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 5) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
6) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы;
8) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
При изучении русской словесности к концу 8 класса обучающиеся должны освоить следующие умения, навыки и способы деятельности :
-умение видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения;
-применять различные языковые способы выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных высказываниях;
-понимать сущность комического, развивать чувство юмора;
-умение выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски;
-развивать «чувство стиля»;
-умение оценить качества текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля цели высказывания;
-умение редактировать и совершенствовать текст;
-умение видеть героя, рассказчика и автора, разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя;
-умение анализировать стихотворения;
-понимать идею драматического произведения, значение средств словесного выражения; понимать идейно-художественного смысла использования традиций духовной литературы, мифологии, фольклора;
-умение видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого;
-умение создавать стихи, сочинения с использованием в них различных способов выражения идеи.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 класс
Раздел 1. Средства языка художественной словесности
Многообразие языковых средств и их значение.
Лексическое значение слова, определяемое в словаре, и семантика слова, словосочетания, оборота речи, которая возникает при употреблении языка. Способность языка изобразить предмет и выразить авторскую точку зрения.
Семантика фонетических средств языка. Значение интонации: роль лексики и синтаксиса, логического и эмоционального ударения, паузы, мелодики (повышения и понижения голоса). Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.
Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых сложных слов.
Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Роль архаизмов, историзмов, славянизмов. Роль неологизмов и заимствованных слов. Употребление переносного значения слов — тропов. Художественное значение метафоры, олицетворения, метонимии.
Раздел 2. Словесные средства выражения комического
Возможность выразить в слове авторскую оценку явления. Комическое как вид авторской оценки изображаемого.
Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха.
Языковые средства создания комического эффекта. Своеобразие речи героев в юмористическом и сатирическом произведении, использование «говорящих» имен и фамилий, парадокса, каламбура, остроумия.
Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.
Раздел 3. Качество текста и художественность произведения
Текст и его признаки. Тема и идея текста. Основные требования к художественному и нехудожественному тексту: правильность, точность, последовательность, соответствие стиля цели высказывания. Высказывание как выражение мысли.
Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении.
Выбор необходимых языковых средств, соответствие стилистической окраски высказывания его цели. Богатство лексики и емкость слова в художественном произведении.
Стройность композиции, последовательность изложения, соразмерность частей.
Выражение авторской индивидуальности, оригинального взгляда на мир. Открытие нового.
Великие художественные произведения.
Раздел 4. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении
Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности употребления повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении. Прямая речь в диалоге, включенном в повествование, и несобственно-прямая речь в монологе.
Понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический герой. Литературный герой, изображенный средствами языка, как способ воплощения мыслей автора о человеке и мире.
Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выражения авторской идеи.
Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования: повествование от лица «всеведущего автора», от лица рассказчика — участника или свидетеля событий. Сказ.
Раздел 5. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении
Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и чувства автора в лирическом произведении.
Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова.
Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов, словосочетаний, предложений для выражения мысли и чувства автора. Значение соотношения ритма и синтаксиса. Перенос как выразительное средство в стихах.
Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения мысли автора. Рифма в лирическом произведении. Звукопись.
Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, монорим.
Раздел 6. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении
Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога как главных средств изображения жизни и выражения авторской точки зрения в драматическом произведении. Отличие этих форм словесного выражения содержания в драматическом произведении от их употребления в эпическом и лирическом произведениях.
Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра.
Характеры героев, изображенные посредством языка, как способ выражения авторской позиции.
Значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции.
Значение композиции драматического произведения, роль диалога и авторских ремарок, художественной детали, подтекста для выражения идеи произведения.
Раздел 7. Взаимосвязи произведений словесности
Взаимовлияние произведений словесности — закон ее развития. Взаимосвязи произведений словесности в качестве реминисценций или на уровне языка, образа, сюжета, композиции, темы, идеи, рода, вида, жанра, стиля.
Воздействие Библии на русскую литературу. Черты влияния Библии в летописи, произведениях древней русской литературы, словесности нового времени.
Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов.
Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной словесности, тем, мотивов. Переосмысление сюжетов и образов фольклора с целью решения современных автору проблем. Использование стиля народной поэзии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ИЗУЧЕНИЕ КАЖДОГО РАЗДЕЛА
8 класс (35 часов)
№ п/п | Тематические разделы | Количество часов |
1. | Средства языка художественной словесности | 7ч |
2. | Словесные средства выражения комического | 5ч |
3. | Качество текста и художественность произведения | 4ч |
4. | Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении | 7ч |
5. | Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении | 4ч |
6. | Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении | 4ч |
7. | Взаимосвязи произведений словесности | 4ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русской словесности 5 класс к учебнику Р.И.Альбетковой
Данная рабочая программа разработана методически верно и полностью соответствует программе Р.И.Альбетковой "Русская словесность. От слова к словесности"...
Рабочая программа по русской словесности 6 класс к учебнику Р.И.Альбетковой
Данная рабочая программа разработана методически верно и полностью соответствует программе Р.И.Альбетковой "Русская словеснорсть. От слова к словесности"...
Рабочая программа по русской словесности для 5 класса (Р.И. Альбеткова).
Программа курса «Русская словесность. От слова к словесности» на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функци...
Рабочая программа по русской словесности для 9 класса (Р.И. Альбеткова).
Данная рабочая программа разработана на основе программы Р.И. Альбетковой (Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы. // Программы для общеобразовательных учреждений. - М...
Рабочая программа по русской словесности для 7 класса (Р.И. Альбеткова).
Данная рабочая программа разработана в соответствии сФедеральным Законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;государ...
Рабочая программа по русской словесности для 8 класса (Р.И. Альбеткова).
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Р.И. Альбетковой (Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы. // Программы для общеобразовательных учрежд...
Рабочая программа по русской словесности для 6 класса (Р.И. Альбеткова).
Программа разработана на основе авторской программы Альбетковой Р.И. «Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы» // Программы для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009....