Повествовательная структура рассказов В. Шукшина.
статья (11 класс)
В данной статье я попыталась показать удивительный лаконизм "малой прозы" В.Шукшина как мир больших художественных открытий: мир живых, подлинных человеческих характеров; мир внешне очень простой, даже обыденный, но полный глубокого внутреннего смысла; мир...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povestvovatelnaya_struktura_rasskazov_v.docx | 16.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Повествовательная структура рассказов В. Шукшина.
В иерархии прозаических жанров всегда не последнее место занимал рассказ. Святым правилом рассказа является достижение максимума возможного при минимальной затрате словесного материала.
Рассказы Шукшина – один из удивительных феноменов русской литературы. Их внешняя безыскусность никогда не переходит в примитивность. «Простая» жизнь и «простые» люди неожиданно обнаруживают глубину и сложность. Механизм достижения такого эффекта вызывает большой интерес. Одним из способов раскрытия «загадки» Шукшина является исследование структуры созданных им текстов.
Шукшин пользуется известными в литературе формами словесного изображения: повествование, прямая речь. Соотношение между ними варьируется, но, как правило, прямая речь преобладает над повествованием. Герои Шукшина полностью раскрываются в диалогах, «выговариваются» в них. В диалогах проявляются характеры людей, обнажается смысл ситуаций, в которых они оказываются. Характер многих рассказов определяется общением персонажей посредством диалога («Горе», «Космос, нервная система и шмат сала»), развернутыми монологами героя («Миль пардон, мадам!») или сочетанием того и другого («Раскас»).
Шукшину присуще удивительное мастерство в передаче устной живой речи. Он использует как широко известные, традиционные способы речевой характеристики (введение разговорных слов, оборотов, обыгрывание литературной лексики на фоне противоречия), так и редко до него употреблявшиеся приемы передачи речевого общения (обрывистость, незавершенность фраз). Подобная недосказанность выражает накал эмоций или демонстрирует движение мысли, сопровождающееся неумением ясно сформулировать её. Естественность диалогов персонажей такова, что производит впечатление стенограммы, хотя очевидна художественная созданность речи героев, связанная с отражением сущностного, характерного. Один из основных принципов художественного творчества – в частном, по видимости случайном – закономерное – наглядно проступает и в непритязательных разговорах шукшинских героев.
В рассказах писателя диалог зачастую существует автономно, не отягощенный авторскими замечаниями. В ряде случаев авторский текст вторгается в диалог в виде кратких пояснений, реплик, напоминающих ремарки драматического произведения. Авторские ремарки усиливают эмоциональную тональность диалога, раскрывают состояние его участников.
Таким образом, сжатая динамика рассказов Шукшина определяет и формы авторского повествования.
Шукшин прибегает и к таким способам передачи прямой речи, как развернутый монолог героя перед слушателями («Миль пардон, мадам!»), внутренний монолог, отдельные, не произнесенные вслух фразы персонажа («Правда»).
Эквивалентом душевного состояния героя, показателем его жизненного опыта и образовательного уровня становится письменная речь («Сельские жители», «Раскас»). Она повторяет речевые особенности устного высказывания, подтверждает характер и стиль мышления персонажей, проявленные в диалоге, в то же время дополняя речевую и личностную характеристику человека. Необычность и непривычность ситуации (письменное самовыражение – событие для героя) порождает причудливое смешение просторечия с литературной лексикой, книжными и канцелярскими оборотами. Человек в этом случае как бы приподнимается над собой, демонстрируя максимум своих интеллектуальных и речевых возможностей.
Одной из форм воспроизведения прямой речи является цитирование: повторение высказываний некоторых лиц автором или его героями, введение в текст песен, народных или сочиненных персонажами, отражающих характер ситуации и духовный мир их исполнителей.
Промежуточной формой, объединяющей авторское начало с индивидуальностью персонажа, является прямая речь. Слияние голосов автора и героя наглядно демонстрирует связь в общей структуре произведения прямой речи и повествования.
Важной составляющей рассказов Шукшина является авторское слово в его традиционных формах: повествование, описание, рассуждение. Текст от автора занимает равное или подчиненное по отношению к прямой речи место, но не является преобладающим. Писатель внешне скупо расходует свое право на повествование, отдавая предпочтение активности героев. Авторский текст уточняет и поясняет то, что связано с бытием персонажей в рамках данного рассказа: дает описание места действия, ситуации и возникших в результате последствий, внешности, характера, душевного состояния и общественного положения героев, их привычек, образа жизни. Все это дополняется комментариями, выражающими соображения автора по тому или иному поводу.
Функция авторской речи у Шукшина традиционна, но её характер – краткость, простота, порой безыскусность, как бы дублирующие речевую манеру персонажей, - обуславливает индивидуальность малой прозы писателя. При этом автор, глубоко понимающий своих героев, сочувствующий им, с любовной иронией показывающий их недостатки, смешные стороны поведения, не растворяется в своих персонажах. «Обедненность повествовательной манеры: лапидарность речи, игнорирование известных художественных эффектов – высвечивает то главное, что постиг писатель в человеке и – через человека – в жизни.
Многие сейчас изумляются изобилию шукшинских сюжетов, характеров и не могут взять в толк, где это и когда он успевал находить «фактуру», собирать «материал» для рассказов. Сегодня шукшинская жизнь и его герои бесследно исчезли или на время притаились, замерли в ожидании нового летописца.
Кухаренок Надежда Викторовна
Учитель русского языка и литературы ГБОУ
СОШ №625 с углубленным изучением
математики Невского района города Санкт-
Петербурга имени героя Российской
Федерации Дудкина В.Е.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 11 классе по рассказам В. Шукшина "О красоте человеческих лиц".
Знакомство с тематикой рассказов Шукшина, с разнообразием человеческих характеров в его произведениях, простотой и образностью речи героев....
Анализ эпического произведения малой формы (на примере рассказа В.Шукшина "Обида") Литература 11 класс (2 урока)
Дать ряд приемов, с большей или меньшей эффективностью применимых в комплексном анализе текста малой эпической формы практически любого образца....
Проблема социальной неудовлетворённости и неустроенности героя рассказа В.Шукшина "Срезал".
анализ...
Повествовательная структура публицистической статьи (на материале британской прессы о жизни королевской семьи)
За последние пятнадцать лет произошли существеннейшие изменения в функционировании английского языка, и прежде всего в сфере массовой коммуникации, предопределенные экстралингвистическими факторами - ...
«Нравственность есть правда» (по рассказу В. Шукшина «Чудик»)
Конспект урока литературы...
Сценарий внеклассного мероприятия по рассказу В. Шукшина «Обида» «Что такое творится с людьми?»
Сценарий внеклассного мероприятия по рассказу В. Шукшина «Обида» «Что такое творится с людьми?»...
Рассказы Василия Шукшина
quot;Логика жизни" в рассказах Шукшина...