Родной русский язык. 9 класс. (Программа)
рабочая программа (9 класс)
Рабочая программа по родному (русскому)языку для 9 (литера) класса разработана на основе следующих нормативных документов:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г. №273-ФЗ).
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 12. 2010 г. № 1897, с изменениями).
3. образовательная программа школы
4. Учебный план школы.
5. Учебный календарный график на текущий учебный год.
6. Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования» (утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2018 года №2/18).
7. Русский родной язык: 9 класс: методическое пособие / [О. М. Александрова,
О. В. Загоровская, Ю. Н. Гостева и др.; под ред. О. М. Александровой.] — М.: Учебная литература, 2018. — 56 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_kl.rodnoy_yazyk.docx | 43.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор программы: Габриелян Юлия Викторовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «СШ №72», г. Ульяновска
Пояснительная записка.
Рабочая программа по родному (русскому)языку для 9 (литера) класса разработана на основе следующих нормативных документов:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г. №273-ФЗ).
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 12. 2010 г. № 1897, с изменениями).
3. образовательная программа школы
4. Учебный план школы.
5. Учебный календарный график на текущий учебный год.
6. Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования» (утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2018 года №2/18).
7. Русский родной язык: 9 класс: методическое пособие / [О. М. Александрова,
О. В. Загоровская, Ю. Н. Гостева и др.; под ред. О. М. Александровой.] — М.: Учебная литература, 2018. — 56 с.
Количество часов в неделю – 1
Количество часов на учебный год – 18
Количествоконтрольных работ:
Контрольная работа 3
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебника:
О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов, Л. А. Вербицкая, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина, А. Г. Нарушевич, Е. И. Казакова, И. П. Васильевых. «Русский родной язык. 9 класс», - М.: Учебная литература, 2018
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Выпускник 9 класса научится:
- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета (на своем уровне);
- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
- использовать знание алфавита при поиске информации;
- различать значимые и незначимые единицы языка;
- проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
- классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
- членить слова на слоги и правильно их переносить;
- определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
- опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
- проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
- проводить лексический анализ слова;
- опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
- опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
- проводить морфологический анализ слова;
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
- находить грамматическую основу предложения;
- распознавать главные и второстепенные члены предложения;
- опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
- проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
- соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
- опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
- опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
- использовать орфографические словари.
Выпускник 9 класса получит возможность научиться:
- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- опознавать различные выразительные средства языка;
- писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
- использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
№п/п | Раздел (тема) | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты | ||
Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | ||||
1 | Язык и культура | Понимать значение русского языка как национального; осознавать эстетическую ценность русского языка, формировать уважительное отношение к родному языку, чувство гордости за него. | Объяснять изменения в русском языке как объективный процесс; понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений; приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества; приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи | Формулировать цели; осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения. | Извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; | Владеть всеми видами речевой деятельности, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
2 | Культура речи | Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую принадлежность. | Осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека; сознавать свою ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность; соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имен прилагательных; глаголов (в рамках изученного); различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы; употреблять слова с учетом стилистических вариантов орфоэпической нормы. | Определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме | Овладеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; уметь вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. | Владеть различными видами монолога и диалога; выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участвовать в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации. |
3 | Речь. Речевая деятельность. Текст | Испытывать устойчивый интерес к учению; быть готовым к самообразованию и самовоспитанию; следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Анализировать структурные элементы и языковые особенности текста; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения; анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма | Осуществлять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; планировать; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Владеть основами ознакомительного изучающего чтения; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное; понимать главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. | Взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения, во время совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладевать национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. |
Содержание учебного предмета.
Раздел | Кол-во часов | Основные вопросы | Контрольные и практические работы | |
Язык и культура | 6 | Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Важнейшие функции русского языка. Понятие о русской языковой картине мира. Орфографический и пунктуационный практикум. Активизация процесса заимствования иноязычных слов | Контрольная работа №1 | |
Культура речи | 6 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. Лексическая сочетаемость слова. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости | Контрольная работа №2 | |
Речь. Речевая деятельность. Текст | 6 | Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение. Этикет интернет-переписки. Функциональные разновидности языка. Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация. Орфографический и пунктуационный практикум. Виды преобразования текстов: конспект. | Контрольная работа №3 | |
Итого часов | 18 |
Тематическое планирование.
№ | Раздел. Тема урока | Кол-во часов |
Язык и культура речи | 6ч | |
1 | Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). | 1 |
2 | Важнейшие функции русского языка. | 1 |
3 | Понятие о русской языковой картине мира. | 1 |
4 | Активизация процесса заимствования иноязычных слов | 1 |
5 | Орфографический и пунктуационный практикум . | 1 |
6 | Контрольная работа №1 | 1 |
Культура речи | 6ч | |
7 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. | 1 |
8 | Современные толковые словари. | 1 |
9 | Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. | 1 |
10 | Лексическая сочетаемость слова. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость | 1 |
11 | Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости | 1 |
12 | Контрольное работа №2 | 1 |
Речь. Речевая деятельность. Текст. | 6ч | |
13 | Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. | 1 |
14 | Контактное и дистантное общение. Этикет интернет-переписки. | 1 |
15 | Функциональные разновидности языка. | 1 |
16 | Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация. Орфографический и пунктуационный практикум. | 1 |
17 | Виды преобразования текстов: конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации | 1 |
18 | Контрольная работа №3 | 1 |
Итого часов | 18 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел. Тема урока | Кол-во часов | Дата | Корректировка (проведенная коррекция, причины). | ||
план | факт | |||||
Язык и культура речи | 6ч | |||||
1 | Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). | 1 | ||||
2 | Важнейшие функции русского языка. | 1 | ||||
3 | Понятие о русской языковой картине мира. | 1 | ||||
4 | Активизация процесса заимствования иноязычных слов | 1 | ||||
5 | Орфографический и пунктуационный практикум . | 1 | ||||
6 | Контрольная работа №1 | 1 | ||||
Культура речи | 6ч | |||||
7 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. | 1 | ||||
8 | Современные толковые словари. | 1 | ||||
9 | Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. | 1 | . | |||
10 | Лексическая сочетаемость слова. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость | 1 | ||||
11 | Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости | 1 | ||||
12 | Контрольное работа №2 | 1 | ||||
Речь. Речевая деятельность. Текст. | 6ч | |||||
13 | Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. | 1 | ||||
14 | Контактное и дистантное общение. Этикет интернет-переписки. | 1 | ||||
15 | Функциональные разновидности языка. | 1 | . | |||
16 | Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация. Орфографический и пунктуационный практикум. | 1 | ||||
17 | Виды преобразования текстов: конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации | 1 | ||||
18 | Контрольная работа №3 | 1 | ||||
Итого часов | 18 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в школах национальных Республик РФ...
"Родной русский язык" Рабочая программа 5-9 класс
Рабочая программа по предмету "Родной руский язык" разработана для 5-9 классов. Включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование на каждый класс с 5 по 9 к учебникам О.М...
Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...
Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...
Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...
Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...
Рабочие программы. 9 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 9 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- ...