Поэты все единой крови… «Звонкий забулдыга-подмастерье»: Есенин и Маяковский.
консультация (11 класс)
Наш разговор посвящён взаимоотношениям Сергея Есенина и Владимира Маяковского и его тема - «звонкий забулдыга-подмастерье». Это слова Владимира Маяковского, его оценка Есенина. И оценка высочайшая. Итак, мы поговорим о поэтах.
Есенин и Маяковский – два равновеликих поэта в русской литературе 1920-х годов. Окружение каждого из них преувеличивало то, что их разъединяло. Их близкие фиксировали именно то, что их разъединяло. Народ – языкотворец, а Есенин – это его звонкий «Забулдыга-подмастерье»…При всей разности очевидно, что сложные и противоречивые взаимоотношения двух великих творцов эпохи Серебряного века убеждают: «поэты все единой крови»…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poety_vse_edinoy_krovi.docx | 28.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Поэты все единой крови…
«Звонкий забулдыга-подмастерье»: Есенин и Маяковский.
Наш разговор посвящён взаимоотношениям Сергея Есенина и Владимира Маяковского и его тема - «звонкий забулдыга-подмастерье». Это слова Владимира Маяковского, его оценка Есенина. И оценка высочайшая. Итак, мы поговорим о поэтах.
Есенин и Маяковский – два равновеликих поэта в русской литературе 1920-х годов. Окружение каждого из них преувеличивало то, что их разъединяло. Их близкие фиксировали именно то, что их разъединяло. А именно: они представители враждебных поэтических группировок – Маяковский – футурист, затем он основатель ЛЕФа, затем – нового ЛЕФа, затем – РЕФа. А Есенин – имажинист, хотя по сути имажинизм - постфутуризм.
Один из трёх идеологов имажинизма Вадим Шершеневич, возглавлявший это течение, начинал как футурист. Только не как кубофутурист , а эгофутурист. Шершеневич писал:
Обращайтесь с поэзами как со светскими дамами,
В них влюбляйтесь, любите, преклоняйтесь с мольбами,
Не смущайте их души безнадежными драмами,
Но зажгите остротами в глазах у них пламя.
Нарумяньте им щеки, подведите мечтательно
Темно-синие брови, замерев в комплименте,
Уверяйте их страстно, что они обаятельны,
И, на бал выезжая, их в шелка вы оденьте.
Это эгофутурист Вадим Шершеневич. Не правда ли, его поэзы так напоминают поэзы Игоря Северянина? А затем эгофутурист Вадим Шершеневич становится имажинистом. Как и Сергей Есенин.
Равновеликость двух поэтов подчёркивает в своих дневниковых записях Тарас МачтЕт, писатель-народник: «Да, у нас сейчас и есть из крупных Есенин да Маяковский, на кого валит публика!» Только поэтические вечера В. Маяковского и С. Есенина собирали огромное число слушателей, с которым не сравнится ни один другой поэт.
Есенин написал частушку в адрес Маяковского. И в ней он обыгрывает такой момент: Есенину представляется, что у Маяковского нет корней, нет Родины в его творчестве. Когда он говорил, чем отличаются их произведения, - это всегда была тема Родины. Вот, например, Вольфу Эльриху он говорил: «Знаешь, почему я поэт, а Маяковский так себе, непонятная профессия? У меня Родина есть, у меня Рязань. Я вышел оттуда, и какой ни на есть, вернусь туда же. Нет поэта без родины». А ещё Есенин говорил о себе и Маяковском , пророча собственную судьбу и судьбу своего антипода: «Маяковский доживёт до 80 лет, ему памятники поставят, а я сдохну под забором, на котором его стихи расклеивают. И всё-таки я с ним не поменяюсь». Не будем комментировать это пророчество. За полгода до своей трагической гибели Сергей Есенин скажет иное. И в этот раз не ошибётся…
Вернёмся к частушке. Есенин считал, что Маяковский – это русский Уитмен (а тогда говорили Уитман):
«Ах, сыпь, ах, жарь,
Маяковский – бездарь.
Рожа краской питана,
Обокрал Уитмана».
<1915–1917>
Слово «бездарь» ввёл в активный словарь Игорь Северянин. До него знали только слово «бездарность». Это литературное слово, оно и длинное, и аморфное (здесь женский тип ударения на второй слог от конца) и оно как бы провисает от этого: БЕЗДАРНОСТЬ…
Игорь Северянин написал:
Я так устал от льстивой свиты
И от мучительных похвал...
Мне скучен королевский титул,
Которым Бог меня венчал.
Вокруг — талантливые трусы
И обнаглевшая бездарь...
И только Вы, Валерий Брюсов,
Как некий равный государь...
Согласитесь, неожиданная рифмовка: «Бездарь – государь». И К.И. Чуковский, который не жаловал кубофутуристов, высоко ценил творчество эгофутуристов, в частности, Игоря Северянина. Он оценил, насколько это слово ярче, уместнее, чем просто «бездарность». И вот это же словечко у Есенина. Сейчас слово бездАрь или бЕздарь входит в активный словарный запас.
«Ах, сыпь, ах, жарь,
Маяковский – бездарь.
Рожа краской питана,
Обокрал Уитмана».
<1915–1917>
Вообще эти два поэта Маяковский и Есенин всю свою поэтическую жизнь обменивались инвективами. А инвектива – это взаимные выпады, это своего рода литературный памфлет, если угодно. Вот мы с вами знаем частушку Есенина, направленную против Маяковского.
А вот как работал Маяковский над стихотворением 1924 года «Тамара и Демон». Известны ранняя и поздняя редакции. Чтобы показать неукротимый характер горной реки Терек, Маяковский использует сравнение «Бушует, как пьяный в участке». Но потом этот первоначальный вариант представляется ему невыразительным, обезличенным, и он он даёт второй вариант, который оказывается окончательным: «Терек шумит, как Есенин в участке».
А это действительно так, мы с вами знаем, что Есенин неоднократно бывал препровождён в милицейские участки и он не скрывал этого.
Я из Москвы надолго убежал,
С милицией я ладить не в сноровке.
За каждый мой пивной скандал
Они меня держали в «тегулевке».
Благодарю за службу граждан сих...
Но очень жестко спать там на скамейке.
И пьяным голосом читать какой-то стих
О клеточной судьбе несчастной канарейки.
Я вам не кенар! Я поэт!
И не чета каким-то там... Демьянам.
Пускай бываю я частенько пьяным,
В глазах моих прозрений дивный свет.
Ну и Есенин не оставался в долгу:
Мне мил стихов российский жар.
Есть Маяковский, есть и кроме.
Но он, их главный штабс-маляр,
Поёт о пробках в Моссельпроме.
Есенин не мог понять, почему Маяковский работает в рекламе, это казалось ему странным и ненужным поэту. И вот здесь сказываются различия в отношении к искусству. Маяковский считал: он готов делать всё что угодно, если это нужно его стране и если нужно работать в рекламе, как раньше, в «Окнах РОСТа», он шёл и работал там. И делал это талантливо.
Талантливые слоганы в рекламе встречаются крайне редко. Оцените, например, название книжного магазина – «Переплётные птицы». Или – «Вершки и корешки»: Тоже талантливо, по-моему. И Маяковский умел создавать талантливые слоганы, работая в рекламе. Чего стоит одно короткое, меткое, сразу запоминающееся
Нигде, кроме
Как в Моссельпроме.
Вот то, что обыгрывает в этом стихотворении Есенин. Известно, что однажды в разговоре с Анатолием Васильевичем Луначарским, наркомом Просвещения, Маяковский, в частности, сказал: «Забота о чистоте мостовых тоже задача поэзии».
Посмотрите, какое разное отношение к поэтическому творчеству у этих двух поэтов. Ф вот диалог Есенина в передаче Николая Асеева (напомним, это человек из окружения Маяковского):
«Маяковский убеждал Есенина:
– Бросьте вы ваших Орешиных и Клычковых! Что вы эту глину на ногах тащите?
– Я глину, а вы – чугун и железо! Из глины человек создан, а из чугуна что?
– А из чугуна памятники!» (1924)
Здесь огромный пласт для размышлений – какие они поэты, что для них главное. Обратите внимание, в этом диалоге у Маяковского выпад не в адрес имажинистов (Вадима Шершеневича, Анатолия Мариенгофа), ему гораздо опаснее представляется новокрестьянское окружение поэта. Здесь тоже информация для размышления.
Безусловно, поэты хорошо понимали творчество друг друга и понимали значение этого творчества. Вот, например, что вспоминал Иван Старцев: «Есенин из левых своих современников почитал Маяковского: «Что ни говори, а Маяковского не выкинешь. Ляжет в литературе брев-ном, и многие о него споткнутся». Как талантливо показана мощь Маяковского!
А одним из первых показал общее и различное у поэтов Иван Розанов, литературный критик, библиограф, который написал и о Есенине, в частности. Посмотрите на таблицу: здесь всё точно, справедливо. Это самое первое наблюдение об их сходстве и различиях: Иван Розанов, 1921 год.
1924 год – год смерти Ленина и оба пишут стихи, откликаясь на событие – Маяковский – Поэмой «Владимир Ильич Ленин», Есенин – большим стихотворением «Русь Советская». И вновь очевидна разница в отношении к своей лире:
Маяковский:
«Я всю
свою
звонкую
силу поэта
тебе отдаю,
атакующий класс»
(«Владимир Ильич
Ленин», 1924)
Есенин:
«Отдам всю душу Октябрю и Маю,
Но только лиры милой не отдам
Я не отдам её в чужие руки
Ни матери, ни другу, ни жене,
Лишь только мне она свои вверяла звуки
И песни нежные лишь только пела мне».
(«Русь советская», 1924)
Поэты настолько хорошо понимали значение творчества друг друга, что учились друг у друга. Вот, например, уроки Маяковского в поэзии Есенина. Маяковский как футурист был автором многих неологизмов. Ведь если проблематика футуризма – протест против буржуазной капиталистической действительности, т.е. социальный протест, то поэтика – это использование неологизмов.
И вот по принципу Маяковского Есенин в поэме «Песня о великом походе» и др. своих произведениях образует интересные глагольные неологизмы. Приведу частушку из этой поэмы:
Ах, цветик мой, цветик маковый,
Ты скорее, адмирал, отколчакивай…
И Маяковский, в свою очередь, учился у Есенина. И главным уроком, полученным от Есенина, был урок лиризма, потому что, без преувеличения, Маяковский является лирическим поэтом, причём лирическим поэтом трагического склада. В этом убеждает стихотворение «Домой!» 1925 года. Стихотворение написано на борту океанского лайнера и «Домой!» не случайно с восклицательным знаком: здесь такая щемящая ностальгия…И вот любопытно, что эти строки не вошли в окончательную редакцию – Маяковский отказался от них. А строчки удивительные: Н. Асеев говорил, что если бы Маяковский ничего не написал, кроме этих строк, уже за них можно было бы ему поставить ему памятник. А строчки совершенно есенинские:
Я хочу
быть понят
моей страной,
а не буду
понят –
что ж,
по родной стране
пройду
стороной,
как проходит
косой дождь.
Есенинская группа Института мировой литературы Российской Академии наук готовит летопись жизни и творчества Есенина в 5 томах 7 книгах и там множество документов и материалов, которые впервые вводятся в литературоведческий оборот и вот, в частности, свидетельство Есенина о Маяковском. Это апрель1925 года. То пророчество, о котором я говорила ранее.В Баку одному из знакомых в ответ на его «Эх, Сережа, если бы ты не пил!»Есенин ответил: «Сказал бы, почему я пью, да ты не поймешь. Не могу я расколоть свою душу надвое <…>, не могу, как тот знаменитый футурист… Зато у него и выходит крикливо, барабанно: совесть свою заглушает. Но у него есть совесть, и попомнишь мое слово: он не выдержит…» . Вот это пророчество сбылось: не выдержал его заклятый друг…Но это будет позже. А сейчас Маяковский выразил своё отношение в стихотворении «Сергею Есенину». Оно написано в самом начале 1926 года – после известия о трагической гибели С. Есенина. Безусловно, это социальный заказ, потому что Маяковскому нужно было развенчать эту смерть и вместо неё дать дать что-то позитивное, оптимистическое, жизнеутверждающее. Понятен и закономерен финал:
Для веселия
планета наша
мало оборудована.
Надо
вырвать
радость
у грядущих дней.
В этой жизни
помереть
не трудно.
Сделать жизнь
значительно трудней…
Но, несмотря на то, что это социальный заказ, Маяковский самым высоким образом оценивает творчество Есенина.Он говорит:
Вы ж
такое
загибать умели,
что другой
на свете
не умел..
Ну и конечно, у народа, у языкотворца, «умер звонкий забулдыга-подмастерье». Как талантливо, как точно это сказано: Народ – языкотворец, а Есенин – это его звонкий «Забулдыга-подмастерье»…При всей разности очевидно, что сложные и противоречивые взаимоотношения двух великих творцов эпохи Серебряного века убеждают: «поэты все единой крови»…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Я живу на родине Есенина. Стихотворения рязанских поэтов о С.А.Есенине
Данный материал поможет учителю в подготовке уроков по лирике С.А.Есенина. Стихотворения рязанских поэтов сопровождаются иллюстративным материалом....
Литература. 11 кл. Основная школа. Конспект урока «Образ Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского»
Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями развития темы Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского, с жанровым своеобразием их стихов о России....
Тесты по литературе для 11 класса по творчеству Блока, Маяковского, Есенина
Материал представлен в виде автоматизированного теста. Поможет на уроках литературы в 11 классе после изучения творчества Блока, Маяковского, Есенина....
Литературная гостиная "Нет поэта без Родины...". По творчеству С.А.Есенина.
Литературный материал сопровождается видео и аудиофайлами. Материал будет интересен всем поклонникам творчеста С.А. Есенина....
Тест по творчеству Есенина и Маяковского
2 варианта тестов...