Родительское собрание на тему «Психологические особенности старших подростков»
методическая разработка (9 класс)
Повышение уровня психологической компетентности родителей, расширение представления об особенностях подросткового возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod._sobranie_psihologicheskie_osobennosti_starshih_podrostkov.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ»
ФИО учителя: | Насырова Миляуша Сальмановна | Аудитория | Родители учащихся 9 ю класса | Дата/время: | сентябрь | Место проведения: | школа | |
Тема мероприятия: | Родительское собрание на тему «Психологические особенности старших подростков» для родителей учащихся 9 ю класса | Цели и задачи мероприятия: | Повышение уровня психологической компетентности родителей, расширение представления об особенностях подросткового возраста. | |||||
Демонстрируемая компетенция: | Ответственный наставник | Демонстрируемая зона роста: | Сопровождение родителей в области педагогики и психологии | |||||
Краткое описание того, как вы отразите результаты профессионального развития на этом мероприятии | Просмотренный мной вебинар на тему «Формирование психолого-педагогической культуры родителей через многообразные формы обучения и просвещения», а также обучающие видеопрезентации на канале «Образование для всех» были очень полезными для моего профессионального развития. В родительском собрании я использовала материалы этих курсов, которые помогут мне в организации деятельности по оказанию консультативной помощи родителям в решении проблем воспитания детей в семье, в преодолении психолого-педагогических проблем, связанных с воспитанием детей. |
Время/ | Этапы мероприятия | Детальное описание этапов мероприятия | Актуальность | Материалы/ |
3 минуты | Вводная часть. | Учитель: Сегодня нам представляется важным рассмотреть вопрос о психологических особенностях старших подростков. Но вы можете сказать: «А зачем, я воспитываю двух-трёх детей, я и так всё знаю, могу сама или сам дать совет». Вот и замечательно, в течение нашей встречи вам представится такая возможность. А достаточно ли вы знаете подростковую психологию? В начале моего выступления я предлагаю вам выполнить тест «Знаете ли вы подростковую психологию?». Затем я его обработаю и в конце нашей встречи сообщу результаты. Бланки подписывать не нужно (анонимно), можете поставить свою подпись, чтобы при желании, забрать свой бланк ответов для самоанализа. | Данный этап помогает сконцентрировать внимание родителей, подготовить их к восприятию информации.. | Мультимедийная презентация |
40 минут | Основная часть. |
Просмотр видеоролика «Посмотрите на воспитание под другим углом». Итак, уважаемые родители, воспитание не всегда означает наказание, тем более, если дело касается старшеклассника. Современный старшеклассник – продукт современной жизни, он сложен, интересен, противоречив. В старшем школьном возрасте завершается физическое созревание индивида. Возраст от 15 до 18 лет принято считать периодом ранней юности. Каковы же психологические особенности подростков в данный возрастной период? Физическое и психическое развитие гармонизируется, в отличие от подросткового периода, основной чертой которого была неравномерность развития. Центральным процессом юности, по Э. Эриксону, является формирование личностной идентичности, чувства преемственности, единства, открытие собственного «Я». Новым и главным видом психологической деятельности для юношей становится рефлексия, самосознание. Вот почему старшеклассников так привлекает возможность узнать что-то новое о себе, о своих способностях. В плане умственного развития этот возраст не показывает каких-либо качественных новообразований: здесь укрепляются и совершенствуются те процессы развития формального интеллекта, которые начались в подростковом возрасте. Однако определенная специфика здесь имеется, и вызывается она своеобразием развития личности старшего школьника. Самосознание юношей и девушек преимущественно устремлено в будущее. Этот возраст полон романтизма и в то же время опасений, как сложится жизнь в будущем. Юность – пора становления мировоззрения. Для этого есть все предпосылки: сформировалось абстрактно-логическое, теоретическое мышление, достигнута психологическая самостоятельность, приближается социальная зрелость. Учение приобретает большую ценность, чем раньше, и все больше времени посвящается самообразованию. Старший школьник миновал эпоху подростковых кризисов и конфликтов. Приобретение знаний связывается с планами на будущее. Молодые люди ищут себя через различные роли, перспективы соотносятся с собственными возможностями. В эмоциональной сфере юношей сохраняется повышенная ранимость, чувствительность, экзальтация сменяется депрессией. Они осознаются не как результат внешних воздействий, а как состояние «Я». Очень болезненно воспринимаются и собственная внешность, и собственные способности, хотя способы выражения эмоций стали шире и лучше контролируются. Старший школьник может быть уже способен к глубоким «взрослым» переживаниям, серьезным и устойчивые чувствам. При переходе к юности улучшается коммуникабельность, появляются самостоятельность, уравновешенность, самоконтроль. Для юношей, как и для подростков, по-прежнему чрезвычайно значимо общение со сверстниками. Но если у подростков оно носило поверхностный характер, то теперь общение стало более интенсивным и глубинным. Юноши и девушки порой одержимы стремлением найти свое второе «Я». Поиски друга, объекта любви добавляют немало волнений и переживаний в этом возрасте. Меняются взаимоотношения со взрослыми. Если желание видеть в своих родителях друзей, советников не удовлетворяется, еще больше возрастает стремление найти друга или подругу. Одновременно старший школьный возраст не лишен трудностей и конфликтов. Это касается в первую очередь несоответствия между физической и психической зрелостью учащихся и их социальным статусом. Старшеклассник, достигший физической зрелости и по интеллектуальному развитию иногда превышающий своих наставников, находится на содержании у родителей, он имеет фактически те же права и обязанности, что и любой школьник другого возраста, его деятельность жестко регламентирована взрослыми, а возможности проявления инициативы во многом ограничены современными формами школьной жизни. Такое искусственное затягивание детства чревато, как известно, опасными последствиями. Инфантильность, отсутствие чувства ответственности за свои действия, пассивная общественная позиция, потребительское отношение к взрослым, проявление школярства в учебе – нередкие явления наших дней. Кроме того, имеются, к сожалению, у некоторых старших школьников элементы безверия и цинизма. В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей и т.д. Этот опыт обычно абстрактен. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности. Профессиональное самоопределение стимулирует развитие новых интересов к учебным дисциплинам. Нередко родители прививают интерес к определенным дисциплинам и видам деятельности. Например, родители внушают детям, что для успеха в любой профессиональной деятельности необходимо овладеть иностранным языком. Все эти психологические особенности раннего юношеского возраста мы учли при составлении мониторинга деятельности ПС по профессиональному самоопределению подростков.
Учитель: Уважаемые родители! Предлагаю вам разделиться на 3 команды (по рядам в классе). В течение 5 минут подготовьте для соперников типичную ситуацию из их (родителей) школьной жизни, связанную с проблемами, обусловленными особенностями подросткового возраста. Каждая команда предлагает свою ситуацию соперникам, а те предлагают варианты решения. После этого озвучивается собственный вариант решения. Когда родители готовят ситуации, я обрабатываю анкеты. Озвучиваю результаты исследования «Знаете ли вы подростковую психологию?»
Предлагаю родителям вместе составить памятку «Как вести себя со старшими школьниками?» | Это основной этап родительского собрания, где происходит непосредственное восприятие новой информации. Этому способствует использование видеоролика, решение проблемных ситуаций, составление памятки. | Видеоролик, мультимедийная презентация |
2 минуты | Заключение. | Период, когда ребенок становится подростком, сложен не только для него, но и для нас – тех взрослых, которые с ним взаимодействуют. Неудивительно, что у нас тоже могут возникнуть те или иные трудности во взаимодействии с ним. Мы с вами рассмотрели сегодня психологические особенности ранней юности. В зависимости от индивидуальных особенностей у подростков могут возникнуть специфические трудности при прохождении подросткового возраста. | Подводятся итоги собрания. | Мультимедийная презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание Психологические особенности старших подростков
Родительское собрание на Тему "Психологические особенности старших подростков"...
Родительское собрание. Психологические особенности старших подростков.
МОРодительское собрание о подростках 15-18 лет, их возрастных особенностях.УРО Сусанинская средняя общеобразовательная школаКарпушРоева Анна Эдуардовна класснМОУ Сусанинская средняя общеобр...
Презентация к родительскому собранию по теме : «Психологические особенности старшеклассников».
В презентации рассказывается о возрастных особенностях ранней юности,даются рекомендации родителям о том, как помочь своему ребёнку в становлении самосознания и улучшить заимоотношения с девушками и ю...
Презентация к родительскому собранию по теме : «Психологические особенности ранней юности».
Презентацию можно использовать в качестве сопровождения родительского собрания в 9 классе....
Презентация к родительскому собранию "Психологические особенности старших подростков"
Рекомендовано для использования классными руководителями....
Родительское собрание на тему:Психологические особенности старших подростков
Цели нашей встречи:1) Познакомить родителей с психологическими особенностями проявлениями поведенческого характера в подростковом старшем возрасте2) Сформировать у родителей положительную мотивацию на...
Родительское собрание на тему: Психологические особенности подростков
Да, подросшие дети - не подарки. Очень сложно порой вести себя с ними сдержанно и спокойно. Но важно помнить мудрые слова: "И это пройдет". Возьмите за правило, ложась спать, анализировать п...