Формирование этнокультурных традиций как источник духовно-нравственного воспитания учащихся
методическая разработка
Программа экспериментальной площадки по эрзянскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_eksperimentalnoy_ploshchadki_po_erzyanskomu_yazyku.docx | 41.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
Формирование этнокультурных традиций как источник духовно-нравственного воспитания учащихся
Содержание
- Постановка проблемы, цели и задач программы…………………………..5
- Актуальность и научная новизна программы………………………………7
- Используемые методы ……………………………………………………...11
- Этапы реализации программы……………………………………………..12
- План реализации программы……………………………………………….13
6. Ожидаемые результаты программы………………………………………..14
7.Практическая, теоретическая и познавательная значимость результатов..15
8. Список источников…………………………………………………………..16
- Постановка проблемы, цели и задач программы
Культура Республики Мордовия невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должно найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.
Цель программы-создание условий для духовно-нравственного развития и достижения максимальной социальной адаптации детей через изучение исторического наследия предков.
Задачи:
- Определить специфику духовно-нравственного воспитания школьников.
- Изучить возможности и пути использования этнокультурных традиций в работе школы по нравственному воспитанию учащихся.
- Выявить педагогические условия, обеспечивающие нравственное воспитание школьников через их приобщение к этническим традициям.
- Развивать учебно-исследовательскую, информационно-коммуникативную, социально-трудовую, эмоционально-ценностную компетенции учащихся через общение с жителями поселка, работу с местным этнокультурным материалом
- Развивать учебно-исследовательскую, информационно-коммуникативную, социально-трудовую, эмоционально-ценностную компетенции учащихся через общение с жителями поселка, работу с местным этнокультурным материалом
Объект. Учащиеся с 2 по 7 класс
Предмет.Этнокультурные традиции в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся.
Гипотеза.Духовно-нравственное развитие учащихся и их социальная адаптация дадут положительный результат, если обеспечить:
- проведение поисково-исследовательских работ по сбору местного фольклорного материала (игры, песни, сказки);
- изучение и практическое применение наследия предков;
- мониторинг интереса к исследовательской работе.
Методологической основой эксперимента являются отечественные и зарубежные теории, концепции, раскрывающие проблему духовно-нравственного воспитания, современные этноисторические концепции развития культуры и образования, положения об этнической культуре и ее воспитательных возможностях, этнопедагогическая концепция воспитания и образования.
- Актуальность и научная новизна программы
Актуальность. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Как воспитать такого ребенка? – задача не из легких в современном мире. Достичь этого можно, лишь добившись того, чтобы учащиеся знали и уважали обычаи и традиции своего народа, его историю, культуру. Потому, чем внимательнее мы будем к национальному, тем ближе к общечеловеческому, основывающемуся на принципах оптимизма и гуманизма. Стоит помнить, что младший школьный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Этнокультурный материал, аккумулирующий в себе огромный исторический, духовный и нравственный опыт, способствует процессу становления и воспитания личности на традициях культуры этноса, осмыслению ею своего места и предназначения в окружающем социокультурном пространстве.
В педагогической теории и практике проблема сущности, цели, задач, содержания духовно- нравственного воспитания получила широкое развитие. Важность нравственного воспитания подчеркивали в своих работах Я.А.Коменский, А.С.МакаренкоИ.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский, Кочеваткина О.В.,Цыганкин Д.В., Мосин М.В.и другие. В современной отечественной педагогике духовно - нравственное воспитание рассматривается как процесс превращения социально значимых требований общества во внутренние стимулы личности (Н.И.Болдырев, Э.П.Козлов, И.А.Липкина, Н.Т.Трофимова, И.Ф.Харламов, М.Г.Яновская и др.).
Ученые среди основных функций духовно-нравственного воспитания называют:
включение учащихся в различные виды деятельности и в систему общественных отношений, передачу социального опыта новому поколению,
внесение в его сознание мировоззренческих идей, знаний о моральных принципах и нормах, формирование ценностных ориентации (Р.Г.Амосова,
О.С.Богданова, Г.В.Вершинина, А.И.Каиров и др.). Особенности духовно - нравственного воспитания учащихся рассматриваются в работах Л.И.Божович, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, В.С.Мухиной, Д.Б.Эльконина и др
Между целями и задачами духовно - нравственного воспитания и практическим их воплощением в современном обществе существует ряд противоречий.
Одно из них касается социального аспекта воспитания и выражено в падении прежних и отсутствии новых идеологических норм, на основе которых формировалось бы духовно - нравственное сознание подрастающего поколения. Технократические тенденции в человеческом сознании и мышлении ослабляют роль гуманитарных аспектов общественной жизни, что влечет за собой потерю значимости категории нравственности.
Очевидна необходимость преодоления противоречия современной общественной жизни, обусловленного тем, что школьники в силу специфики возраста ориентируются на нравственный идеал, достойный подражания, но потоки современной псевдокультуры искажают представления о духовной нравственности и формируют в сознании детей иллюзорные суррогатные приоритеты, что затрудняет выполнение педагогических задач.
Противоречивой оказывается ситуация и в самой педагогической науке. Советская педагогика, интернационализируя процесс духовно нравственного воспитания, недостаточно полно использовала в воспитательном процессе этнокультурные традиции, кризис невостребованности которых привел к упущениям в области формирования гражданского сознания и национального самосознания. Между тем, задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, свою малую родину, свой народ не может быть выполнена без приобщения к духовным богатствам своего народа. Особенностью народной культуры является то, что в условиях постоянно меняющихся исторических ситуаций, уклада общественной жизни она не подвержена коренной трансформации, она стабильна благодаря вековому отбору жемчужин народной мудрости. Поэтому этнокультура - это и источник обновления содержательной основы современного воспитания, и традиционное этническое средство формирования личности.
Достигнутые результаты:
- этнокультурный компонент успешно внедрен в учебный план школы;
- идет активная работа по формированию нравственных и патриотических качеств личности учащихся на основе приобщения к народной культуре;
- показана преемственность времен и поколений, связь национального искусства с современностью (на примерах мордовской, русской культур и культуры финно-угорских народов);
- увеличилось число учеников-участников олимпиад и конкурсов, стремящихся личными достижениями поддержать статус школы;
- созданы подборки классных часов и внеклассных мероприятий по краеведческому воспитанию учащихся;
- разработаны уроки и внеклассные мероприятия по этнокультурному компоненту.
Научная новизна программы состоит в:
-рассмотрение сущности и содержания духовно-нравственного воспитания учащихся в процессе их приобщения к традициям и этнокультуре;
-выявление воспитательного потенциала народных традиций в формировании личности школьника в процессе привития ему духовно-нравственных представлений и норм;
-определение и экспериментальном обосновании педагогических условий, обеспечивающих эффективность духовно-нравственного воспитания учащихся через их деятельностное приобщение к этнокультурным традициям.
- Используемые методы
Проектно-исследовательская технология как система интегрированных процедур в образовательном процессе включает многие известные методы и способы активного обучения, как то:
метод проектов,
методы сбора и обработки данных,
исследовательский и проблемный методы,
анализ справочных и литературных источников,
поисковый эксперимент,
опытная работа,
обобщение результатов, деловые и ролевые игры и др.
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Получается, что исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность. Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования.
Таким образом, как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи».
- Этапы реализации программы
Содержание | Сроки выполнения |
Этап № 1 Организационно-аналитический | |
Обсуждение и решение на педагогическом совете вопроса о целесообразности создания экспериментальной площадки на базе школы. | июнь-декабрь 2017-2018г |
Подготовка концепции и программы эксперимента. | |
Изучение соответствующей литературы по теме эксперимента: «Формирование этнокультуры как нравственной основы личности учащихся» | |
Этап № 2 Внедренческий | |
Провести поисково-исследовательскую работу по сбору местного фольклорного материала | январь 2018 г – сентябрь 2019г |
Систематизировать и оформить полученный материал | |
Разучить игры, песни, сказания предков | |
Передать полученные знания другим детям | |
Проводить мониторинг интереса учащихся к исследовательской работе. | |
Этап №3 Информационно-аналитический | |
Анализ проведенной работы | октябрь – декабрь 2019г |
Оформление результатов эксперимента. | |
Подготовка текстов докладов пораспространению полученного опыта (на научно-практических конференциях, педсоветах) |
- План реализации программы ЭП.
№ | Мероприятие | Класс | Дата | Ответственный |
1 | Устный журнал «Красота родного края» экскурсии | 5-7 | сентябрь | учитель эрзянского языка |
2 | Конкурс рисунков на тему: «Мордовские божества» | 2-7 | октябрь | учитель эрзянского языка |
3 | Путешествие по творчеству М.Т. Петрова | 5-7 | ноябрь | учитель эрзянского языка |
Принятие участия в Межрегиональной олимпиаде по эрзянскому языку | 3-6 | ноябрь | учитель эрзянского языка | |
4 | Игры русского и мордовского народов | 2-5 | декабрь | учитель эрзянского языка |
5 | «Стихи для мамы». Конкурс | 2-4 | ноябрь | учитель эрзянского языка |
6 | «Зимние забавы мордвы» Устный журнал | 5-7 | январь | 7 класс |
7 | Знакомство с журналами «Чилисема» | 2-7 | в течение года | педагог - библиотекарь |
8 | Страницы истории (мордовская кухня) | 5-7 | февраль | учитель эрзянского языка |
Принятие участия в конкурсе «Юный исследователь» | 5-7 | февраль | учитель эрзянского языка | |
9 | Викторина «Творчество М.Т. Петрова» | 2-4 | март | педагог - библиотекарь |
10 | Рождественские праздники у мордвы | 5-7 | январь | учитель эрзянского языка |
11 | Вечер «Загадки мордовского народа» | 5-7 | январь | 6 класс |
12 | Викторина об истории нашего края «Наши соседи» | 5-7 | апрель | педагог - библиотекарь |
13 | День родного языка. КТД | 2-7 | 21 апреля | учитель эрзянского языка |
15 | Моё родное село Большая Елховка. Проект | 4-7 | апрель | учитель эрзянского языка |
16 | Мордовские сказки. Изготовление книжки-раскладушки | 2-7 | март | педагог дополнительного образования |
17 | Игра «Поле чудес» «Люби и знай традиции мордовского народа» | 2-7 | апрель | педагог дополнительного образования |
18 | Конкурс «Стихи о Родине» | 2-4 | апрель | педагог дополнительного образования |
19 | Мордовские писатели детям. | 5-7 | май | педагог - библиотекарь |
20 | Знакомство с музыкальными коллективами Мордовии. | 2-7 | май | учитель эрзянского языка |
21 | Экскурсии по родному городу | 2-4 | май | учитель эрзянского языка |
6.Ожидаемые результаты:
- определение максимально эффективных путей и средств для духовно-нравственного развития учащихся
- организация преемственности поколений по сохранению и передаче культурного наследия;
- создание условий для духовно-нравственного развития и достижения максимальной социальной адаптации детей через изучение исторического наследия предков;
- Развитие учебно-исследовательских, информационно- коммуникативных, социально-трудовых, эмоционально-ценностных компетенций учащихся через общение с жителями поселка, работы с местным этнокультурным материалом
7. Практическая, теоретическая и познавательная
значимость программы ЭП.
Практическая значимость эксперимента состоит в создании возможностей использования духовно-нравственного потенциала народной культуры в учебно-воспитательном процессе, предполагающем приобщение младших школьников к ценностям морали и культуры; практически значимыми являются способы введения этнокомпонента в содержание школьного образования.
Теоретическая значимость экспериментаэкспериментально обоснованы методы и особенности процесса формирования нравственной культуры учащихся на мордовских народных традициях. Результаты проведенной работы позволят осуществлять аналогичный подход к духовно-нравственному воспитанию учащихся в процессе их приобщения к ценностям морали и культуры других этносов; будут способствовать разработке вопросов методологии воспитания школьников разных звеньев образовательной цепи на основе этнокультурных традиций; составят основу для обобщающих научных представлений о роли этнических традиций в понимании культуры не только своего, но и других этносов.
Познавательная значимость программы заключается вобщекультурном, личностном и познавательном развитии учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Решение проблемы формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения способствует повышению эффективности учебного процесса, поскольку интерес является важным мотивом познавательной деятельности школьника, и, одновременно, основным средством ее оптимизации.
- Список источников
- Закон ФЗ №273 от 29 декабря 2012 «Об образовании в Российской Федерации»
- Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/Рос.акад. образования: под ред.А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2010;
- Стандарты второго поколения: Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков./Вестник образования. - 2009.-№ 1;
- АсмоловА.Г.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. – М. Просвещение, 2010.
- Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. – М.:Просвещение, 2013.
- Белова Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании URL: http://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-i-proektnaya-deyatelnost-uchaschihsya-v-sovremennom-obrazovanii
- Дрозд Л.Л. Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности URL: http://www.docme.ru/doc/37770/formirovanie-universal._nyh-uchebnyh-dejstvij
- Кочеваткина О.В., Кочеваткина Н.А. Примерные программы среднего общего образования. Мордовские языки – Саранск, 2013
- Кочеваткина О.В. Информационные технологии на уроках эрзянского языка – Саранск, 2009
- Цыганкин Д.В.Проектная работа учащихся на уроках мордовского языка – Саранск, 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся
Статья об основных направлениях и результатах работы школьного музейного уголка "История школы в истории города" МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...
Этнокультурные традиции башкир в духовно-нравственном воспитании личности.
На данной странице размещены статьи написанные мной в разные годы на волнующие проблемы....
Этнокультурные традиции как источник духовно-нравственного воспитания школьников
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка школьного возраста этнического самосознания, интереса национальной культуре и традициям....
«Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Воспитание у детей интереса к историко-художественному наследию своего народа»
Тема РМО: «Духовно - нравственное развитие дошкольников посредством организации народных, календарных, фольклорных праздников и развлечений. Тема доклада: «Народные традиции как средс...
Семья - основной источник духовно-нравственного воспитания ребёнка
Работа с родителями...
Басни – источник духовно – нравственного воспитания детей
Выступление...
МОРДОВСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ИСТОЧНИК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
В ситуации становления новой российской государственности, демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человек...