Урок литературы в 11 классе в форме «Круглого стола» на тему «Нужен ли идеал человеку и обществу?»
методическая разработка (11 класс)
- Свет отвлекает от мрака внутреннего мира. Хорошо, когда свет берет верх над человеком» Ф. Кафка
- Я подумал, что чутье художника стоит иногда мозгов ученого, что то и другое имеют одни цели, одну природу и что может быть, со временем, при совершенстве методов им суждено слиться вместе в гигантскую, чудовищную силу, которую трудно представить себе. А. П. Чехов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_kl_kruglyy_stol.docx | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 11 классе в форме «Круглого стола» на тему «Нужен ли идеал человеку и обществу?»
Эпиграфы к уроку:
- Свет отвлекает от мрака внутреннего мира. Хорошо, когда свет берет верх над человеком» Ф. Кафка
- Я подумал, что чутье художника стоит иногда мозгов ученого, что то и другое имеют одни цели, одну природу и что может быть, со временем, при совершенстве методов им суждено слиться вместе в гигантскую, чудовищную силу, которую трудно представить себе. А. П. Чехов.
- Вступительное слово учителя :
- Что мы ждем от участников «Круглого стола»?
1. Знание художественных текстов и исследований ученых – литературоведов.
2. Аргументация и ее словесное оформление
3. Владение терминологией
4. Лаконичность
5. Понимание взаимодействия художественного и научного мировосприятия.
- Работа по теме:
- Определение учащимися понятий «Утопия» и «Антиутопия»
- Наблюдение над инсценировкой фрагментов из пьесы А.П.Чехова «Чайка»
- Вывод : антиутопия в художественной литературе:
Художественная зарисовка:
1) того , чего пока нет, но
2) уже в сознании человека присутствует как желанное, благословенное общество.
Синтезируются идеалы:
То, чего пока нет
+ То, что уже есть в сознании
+ То, что хотелось бы совершенствовать.
- В каком роде художественной литературы более всего выражается утопия?
Учащиеся рассказывают о сказках, о Калевале, о «Сказке об Иване – дураке и трех его братьях» Л. Толстого.
Например, в сказке Толстого выделяется главный критерий ценности человека:
Иван думает о других, «свое отдает», лишен чувства зависти, ненависти, злобы, но главное – он трудится, хотя и Царь. А обычай у него в царстве таков: « У кого мозоли на руках – полезай за стол, а у кого нет – получай объедки»
Учитель: В произведениях, созданных в разное время , звучат одни и те же принципы: труд – естественная потребность и обязанность человека, взаимоотношения людей основаны на любви и понимании друг друга, человек бережно относится к родной природе.
Эти принципы звучат в разное время в произведениях. Во всех утопиях идет наблюдение над умственным, физическим развитием человека, ощущением счастья, над проявлением индивидуальности личности.
Это звучит у Чернышевского в романе «Что делать?», у Лескова в «Левше», в «Очарованном страннике» . Примечательно, что Н. Бердяев дал высокую оценку личности Н. Чернышевского, сказав о его «уникальной образованности».
- Параллельно с утопией возникает недоверие, критическое, сатирическое изображение того, что передает утопия, скепсис по отношению с различным утопическим построением, настроениям .
Это нашло отражение и в романах Ф. М. Достоевского «Бесы», «Преступление и наказание». Особенно ярко антиутопия обозначилась в XX веке. Почему?
Обратимся к творчеству известного австро-венгерского писателя начала XX века – Ф Кафки. Известно его высказывание : «Искусство – зеркало, иной раз оно «уходит вперед, как часы».
Произведения Кафки подводят к рассмотрению проблемы: Человек и власть , общество, взаимоотношения с другими людьми, его самопознание, ответственность за то, что происходит вокруг . Кафка умел рассказывать неправдоподобно о правдоподобном.
- Обратимся к другому писателю -- Е. Замятину и его роману «Мы».
- Какие общечеловеческие проблемы нашли свое отражение в романе?
- Какими факторами из биографии Замятина вы можете подтвердить это?
- Какое ещё произведение , написанное более ,чем через 10 лет, очень напоминает по проблематике, элементам сюжета, деталям роман Замятина «Мы»?
Этот роман автор назвал своей «самой шуточной и самой серьезной вещью».
- Как в романе отражена действительность (реальное в нереальном )?
- В чем видел автор залог духовного совершенствования человека?
В 60-е годы более остро отмечено отчуждение человека от своей сущности. Эта проблема звучит в повести Л. Леонова «Бегство Мистера Мак-Кинли ». В произведении нет нападения на сам идеал , речь идет об ответственности за то, что происходит в мире.
В 80 и 90 гг об этом размышляли герои Зиновьева, Домбровского, Маканина.
- Что показалось важным в повести Маканина «Лаз»?
В повести «Лаз» находим критическое изображение идеалов, проблему не реализации элементарных норм человеческой жизни. В итоге размышлений приходим к выводу, что антиутопия – путь движения к истине. И вновь звучит Кафка: «Свет отвлекает от мрака внутреннего мира», «Грусть безысходна. А речь идет о надежде, об исходе, о будущем», «Жизнь без истины невозможна», «Ненависть возникает из невозможности любить ».
Урок заканчивается чтением фрагментов из творческих работ учащихся («Мой Куприн», « Что есть красота?» ( по роману О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»)
Стоит рассказать о том, что до урока учащимся был роздан перечень предлагаемых для прочтения произведений по теме урока *сами учащиеся дополнили этот список )
- Томас Мор «Остров Утопия»
- Кампанелла Г. «Город Солнца»
- Чернышевский Н.Г «Что делать?»
- Толстой Л.Н. «Сказка об Иване – дураке»
- Достоевский Ф.М. «Бесы», «Дневники писателя»
- Замятин Е. «Мы»
- Леонов Л. «Бегство Мистера Мак – Кинли»
- Хаксли О. «О дивный новый мир»
- Кестлер А. «Слепящая тьма»
- Стругацкие «Улитка на склоне»
- Маканин В. «Лаз», «Там была пара»
- Зиновьев А. « Зияющие высоты»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в форме "Круглого стола" на тему "Нужен ли идеал человеку и обществу"
Конспект урока в 11 классе в форме круглого стола....
Урок в форме "Круглого стола" на тему "Нужен ли идеал человеку и обществу"
Конспект урока в 11 классе в форме круглого стола....
Родительское собрание - тренинг в форме круглого стола на тему "Произвольность"
Роидмтельское собрание для родителей подготовительной группы детского сада или 1 класса на тему: "Произвольность". Родительское собрание в форме круглого стола с участием детей, Имеет практическую и т...
Урок в форме круглого стола по теме: \'\'Environmental Protection’’
Урок в форме круглого стола по теме: ''Environmental Protection’’(9 класс, учебник Клементьевой Т.Б., Шеннон Д.“Сч...
Итоговый урок в 6 классе в форме командной игры на тему: "Материаловедение , машиноведение и моделирование ночной сорочки"
Презентация к итоговому открытому уроку по технологии в форме командной игры по темам: "Материаловедение, машиноведение и моделирование ночной сорочки"...
План-конспект теоретического занятия№8 в форме круглого стола по теме «Орфоэпические нормы русского языка» (курс «Русский язык», «Русский язык и культура речи»)
В условиях перехода на ФГОС формирование языковой и речевой компетентности студентов колледжа невозможно без знания русского языка. Поэтому актуальным методом в формировании коммуникативной комп...
Методическая разработка открытого урока в форме круглого стола «Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды».
Открытый урок в форме круглого стола «Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды» проведен среди учащихся 9-х классов в рамках недели биологии с целью...