Рабочая программа по русскому языку 5 класс
рабочая программа (5 класс)
рабочая программа по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_klas_russkiy_yazyk.docx | 80.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Верхний Булай
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
На заседании педагогического совета Директор МКОУ СОШ с. Верхний Булай
Протокол № 1 Боровченко Н.Ю._____________________
Приказ №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По русскому языку
(учебный предмет, курс, дисциплина)
Образовательная область литература
Уровень образования базовый __________________
5 класс 170 часов в неделю
Разработана: Ерофеевой М.А
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих нормативных документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
2. Примерной программы по русскому языку основного общего образования.
3. Авторской программы по русскому языку для основной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой.
4. Учебного плана МБОУ г. Мценска «Средняя школа №4» на 2016 – 2017 учебный год.
5. Федерального перечня учебников на 2016-2017 учебный год.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Целями и задачами изучения русского языка в основной школе являются:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Общая характеристика курса русского языка.
Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В примерной программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков.
В первом (под цифрой 1) дается перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования. Во втором (под цифрой 2) перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.
Место учебного предмета в базисном учебном плане.
Русский язык – как родной и как государственный – именно это тот культурный феномен, который в наибольшей степени обеспечивает формирование у школьников чувство российской идентичности. В то же время русский язык в школах России рассматривается как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе.
Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ.
Базисный учебный (образовательный) план предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объеме 735 ч. В том числе: в 5 классе — 175 ч. (5 часов в неделю), в 6 классе — 210 ч, в 7 классе — 140 ч, в 8 классе —105 ч, в 9 классе — 105 ч.
Содержание учебного предмета
Язык и общение.
Введение (3 ч.)
Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приемы. Научный, художественный, разговорный стили речи.
Повторение изученного в начальных классах (30 ч.)
Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Части речи.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Наречие (ознакомление). Раздельное написание предлогов со словами.
Текст. Тема текста, его основная мысль. Изложение подробное, по плану. Сочинение по впечатлениям. Правка текста.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (29 ч.)
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение-повествование. Отзыв о сочинении товарища. Сочинение по картине.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. (17 ч.)
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор. Орфографические словари.
Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), картины (натюрморта). Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Подробное изложение повествовательного текста с описанием.
Лексика. Культура речи. (14 ч.)
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
Сочинение-рассуждение. Подробное изложение от 3-го лица, членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи. (21 ч.)
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове.Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слов.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Письмо-повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение.
Морфология. Орфография. Культура речи. (51 ч.)
Имя существительное (20 ч.)
Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных. Падеж имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение-повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.
Имя прилагательное (11 ч.)
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам. Морфологический разбор имен прилагательных.
Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (20 ч.)
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Время глагола.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола.
Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе. (6 ч.)
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами освоения учащимися программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
3)потребность сохранить чистоту русского языка;
4) освоение национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
5) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
6) освоение форм речевой коммуникации в различных жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами освоения учащимися программы по русскому языку являются:
- владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) осознание эстетической функции родного языка.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 5 класса.
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
речевая деятельность:
аудирование:
• понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
• владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную ин-формацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
• прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
• доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
• подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи;
• находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
• использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
• выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
• использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;
графика:
• правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
• выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
• объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
• различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;
орфография:
• находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
• выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | |
По плану | Фактически | ||
Язык и общение (3ч.) | |||
1 | Введение в курс 5 класса. Язык и человек | ||
2 | Язык и человек. Общение устное и письменное | ||
3 | Стили речи | ||
Повторение изученного в начальных классах (30ч.) | |||
4 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | ||
5 | Орфограмма | ||
6-7 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Входной контроль | ||
8-9 | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова | ||
10 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | ||
11-12 | Правописание непроверяемых согласных в корне слова. Индивидуальная работа по карточкам. | ||
13 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | ||
14 | Буквы и,у,а после шипящих. Проверочный диктант по учебнику. | ||
15 | Разделительные Ъ и Ь | ||
16 | Раздельное написание предлогов с другими словами | ||
17 | Урок развития речи. Что мы знаем о тексте | ||
18 | Урок развития речи. Обучающее изложение «Хитрый заяц». | ||
19 | Контрольное тестирование | ||
20-21 | Части речи | ||
22 | Глагол | ||
23 | -Тся и -ться в глаголах | ||
24 | Урок развития речи. Тема текста | ||
25 | Личные окончания глаголов. | ||
26 | Проверочная работа | ||
27 | Имя существительное. | ||
28 | Имя прилагательное | ||
29 | Местоимение | ||
30 | Урок развития речи. Устное сочинение по картине А.А. Пластова «Летом». | ||
31 | Урок развития речи . Основная мысль текста | ||
32-33 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в начальной школе». Работа над ошибками | ||
Синтаксис. Пунктуация (29 ч.) | |||
34 | Синтаксис. Пунктуация | ||
35-36 | Словосочетание. | ||
37 | Разбор словосочетания | ||
38 | Предложение. Грамматическая основа. | ||
39 | Урок развития речи. Сжатое изложение | ||
40 | Виды предложения по цели высказывания. Вопросительные предложения | ||
41 | Восклицательные предложения | ||
42-43 | Контрольный тест по теме «Словосочетание и предложение». Анализ ошибок, допущенных в тесте | ||
44 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее | ||
45 | Сказуемое. | ||
46 | Тире между подлежащим и сказуемым | ||
47 | Нераспространённые и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения. Дополнение | ||
48 | Определение | ||
49 | Обстоятельство. | ||
50 | Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | ||
51 | Обобщающие слова в предложениях с однородными членами предложения | ||
52 | Предложения с обращениями | ||
53 | Урок развития речи. Письмо | ||
54 | Урок развития речи. Контрольное сочинение-описание по картине Ф. Решетникова | ||
55-56 | Контрольный тест «Синтаксис простого предложения». Анализ ошибок, допущенных в тесте | ||
57 | Знаки препинания в сложном предложении. Синтаксический разбор сложного предложения | ||
58-59 | Прямая речь. Знакомство с косвенной речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью | ||
60 | Диалог | ||
61-62 | Контрольный диктант №2 по теме «Синтаксис. Пунктуация». Анализ ошибок, допущенных в диктанте | ||
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография (17 ч.) | |||
63 | Фонетика. Гласные звуки | ||
64 | Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие | ||
65 | Позиционные чередования гласных и согласных. Изменение звуков в потоке речи | ||
66 | Урок развития речи. Повествование | ||
67-68 | Урок развития речи. Обучающее изложение с элементами описания (по К.Г. Паустовскому «Шкатулка») | ||
69 | Согласные звонкие и глухие | ||
70 | Графика. Алфавит | ||
71 | Обозначение мягкости согласных с помощью ь | ||
72 | Двойная роль букв е,ё,ю,я. | ||
73 | Орфоэпия. | ||
74 | Фонетический разбор слова | ||
75 | Повторение по теме «Фонетика» | ||
76-77 | Контрольный диктант по разделу «Фонетика». Анализ ошибок, допущенных в диктанте | ||
78-79 | Урок развития речи. Описание предметов, изображенных на картине Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица». | ||
Лексика (14 ч.) | |||
80 | Лексика. Слово и его лексическое значение | ||
81 | Однозначные и многозначные слова | ||
82-83 | Прямое и переносное значение слова | ||
84 | Омонимы. | ||
85 | Синонимы. | ||
86-87 | Урок развития речи. Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». | ||
88 | Антонимы | ||
89-90 | Урок развития речи. Изложение по К.Г. Паустовскому «Первый снег» | ||
91 | Повторение изученного по разделу «Лексика». | ||
92-93 | Контрольный диктант по теме «Лексика». Анализ ошибок, допущенных в диктанте | ||
Морфемика. Орфография. Культура речи (20 ч.) | |||
94 | Урок развития речи. Выборочное изложение с изменением лица | ||
95 | Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов | ||
96 | Окончание. Основа слова | ||
97-98 | Корень слова. | ||
99 | Приставка | ||
100 | Суффикс. | ||
101 | Чередование звуков. | ||
102 | Беглые гласные | ||
103 | Варианты морфем | ||
104 | Морфемный разбор слова. Проверочная работа | ||
105 | Правописание гласных и согласных в приставках | ||
106 | Буквы з и с на конце приставок. | ||
107 | Буквы о-а в корне -лаг- - -лож- | ||
108 | Буквы о-а в корне -раст- - -рос- -ращ- | ||
109 | Буквы ё-о после шипящих в корне | ||
110 | Буквы и-ы после ц | ||
111-112 | Контрольный диктант по разделу «Морфемика. Орфография». Анализ ошибок, допущенных в диктанте | ||
113 | Урок развития речи. Сочинение. Описание картины Н.П.Кончаловского «Сирень». | ||
Морфология. Орфография. Культура речи (51 ч.) | |||
Имя существительное (20 ч.) | |||
114 | Имя существительное как часть речи | ||
115 | Урок развития речи. Доказательства в рассуждении. | ||
116 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | ||
117 | Имена существительные собственные и нарицательные | ||
118 | Урок развития речи. Элементы рассуждения. Сжатое изложение | ||
119 | Род имён существительных | ||
120 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | ||
121 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | ||
122 | Три склонения имён существительных | ||
123 | Падеж имён существительных | ||
124 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | ||
125 | Урок развития речи. Изложение с изменением лица | ||
126 | Множественное число имён существительных. | ||
127 | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных | ||
128 | Морфологический разбор имени существительного | ||
129-130 | Урок развития речи. Сочинение по картине «Февраль. Подмосковье» Г.Г. Нисского | ||
131 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное». | ||
132-133 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». Анализ ошибок, допущенных в диктанте | ||
Имя прилагательное (11ч.) | |||
134 | Имя прилагательное как часть речи. | ||
135-136 | Правописание гласных в падежных окончания прилагательных | ||
137 | Урок развития речи. Описание животного | ||
138 | Прилагательные полные и краткие | ||
139 | Урок развития речи. Сочинение-описание животного по картине А.Комарова «Наводнение» | ||
140 | Морфологический разбор имени прилагательного | ||
141 | Урок развития речи. Сочинение-описание животного на основе личных впечатлений. | ||
142 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное». | ||
143-144 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». Анализ ошибок, допущенных в диктанте | ||
Глагол (20 ч.) | |||
145 | Глагол как часть речи. | ||
146 | Не с глаголами | ||
147 | Урок развития речи. Рассказ | ||
148 | Неопределённая форма глагола | ||
149 | Правописание –тся и –ться . | ||
150 | Виды глагола | ||
151-152 | Буквы е – и в корнях с чередованиями | ||
153 | Урок развития речи. Невыдуманный рассказ о себе | ||
154 | Время глагола. | ||
155 | Настоящее время | ||
156 | Будущее время | ||
157-158 | Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | ||
159 | Морфологический разбор глагола | ||
160 | Повторение изученного по теме «Глагол». | ||
161 | Правописание ь в глаголах 2-го лица единственного числа. | ||
162 | Употребление времён | ||
163 | Урок развития речи. Сочинение-рассказ по рисунку О.В. Попович «Не взяли на рыбалку». | ||
164 | Контрольный диктант по теме «Глагол». | ||
Повторение и систематизация изученного (6 ч.) | |||
165 | Разделы науки о языке | ||
166 | Орфограммы в приставках и в корнях слов | ||
167 | Орфограммы в окончаниях слов | ||
168 | Употребление букв ь и ъ. Раздельные написания | ||
169 | Знаки препинания в простом и сложном предложении | ||
170 | Итоговое тестирование. Повторение и систематизация изученного за учебный год |
Учебно-методическое обеспечение.
- Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М.Шанский/. – М.: Просвещение, 2012.
- Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс. – М.: Просвещение, 2012.
- Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: «ВАКО», 2013.
- Ефремова Е.А. Русский язык. Рабочая тетрадь к учебнику Ладыженской Т.А. "Русский язык. 5 класс". ФГОС. - М.: Просвещение, 2012.
- Е.А.Влодавская. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Ладыженской Т.А. "Русский язык. 5 класс". – М.: «Экзамен», 2013.
Печатные пособия.
1. Богданова Г.А Уроки русского языка в 5 классе/ Г.А. Богданова. СПБ., 2004
2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеоб-разовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. – М., 2008.
3. Баранов М.Т., Ладыженская Т,А. Тростенцова Л.А.. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.
4. Ганжина И.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник изложений 5-7 класс.- Саратов: «Лицей», 2000.
5. Егорова Н.В.. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс.- М.: «Вако», 2010 .
6. Костяевой Т.А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку 5 класс.- М.: Айрис пресс, 2000.
7. Никитина Е.И. Уроки развития речи. К учебнику « Русская речь. Раз-витие речи» 5- 7 классы.- М.: -Дрофа, 2002.
8. Тростенцова Л.А. Дидактический материал по русскому языку 5 класс. – М.: «Образование», 2007.
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса.
• Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений Изд.35-е. Тростенцова Л.А. Баранов М.Т. Ладыженская Т.А. Просвещение 2011.
Дополнительная учебная литература
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2001.
2. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998
3. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. – М.: Высшая школа, 1993.
4. Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах 5-11 классы. М., 2007.
5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М.: Айрис пресс, 2000.
6. Иоффе И.В. Тесты по русскому языку для 5 класса. – М.: Свет, 2009.
7. Иссерс О.И. Тесты. Русский язык 5 класс. – М.: Разум, 2008.
8. Малюшкин А.Б. Иконицкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку, 5 класс – М.: « Сфера», 2011.
9. Обучение русскому языку в 5 классе. Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
10. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. - М.: Просвещение, 2006.
11. Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Образ, 2004.
12. Рик Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: Самовар, 2001.
13. Рик Т.Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 2001.
14. Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: Самовар, 2001.
15. Ткаченко Н. Русский язык. Диктанты 5 класс. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2002.
16. Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы М.: Просве-щение. 2006.
17. Халикова Н.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5-9 клас-сы. – М.: Дрофа, 2003.
18. Шапиро Н.А. Русский язык в упражнениях: 5-7 классы. – М.: Сентябрь, 2000.
19. Шапиро Н.А. учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Сентябрь, 2000.
Справочные пособия
1. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1985.
2. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.
3. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.
4. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.
5. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
6. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.– М.: Международные отношения, 1994.
7. Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. – Санкт – Петербург: Литера, 2006.
8. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразо-вательных учебных заведений (10-11 классы.). – М.: Дрофа, 1996.
9. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 1998.
10. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.
Образовательные электронные ресурсы
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по рус-скому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/ Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуаль-ные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Кон-сультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
Диафильмы.
Многозначные и однозначные слова.
Помогла смекалка.
Слово о словах.
Две забавные истории.
Тема и основная мысль текста.
Медвежонок.
Среди знакомых предметов.
Рассказы о пунктуации.
Диапозитивы.
Материалы для работы по лексике в 5 классе.
Учись говорить правильно.
Имя существительное.
Как я вел репортаж.
Материалы для работы над описанием предметов и животных.
Сочинение-описание по жанровой картине А.А. Пластова.
Кинофрагменты.
Виды глагола.
Связь между предложениями в тексте.
Что обозначают суффиксы и приставки.
В зоопарке.
Если вы вежливы.
История маленького рысенка.
Берегите книгу.
Мультимедийные пособия.
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.
Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 5класс
Рабочая программа по русскому языку 5класс (ФГОС)...
Рабочая программа по русскому языку. 5класс к учебнику Т. Ладыженской
Рабочая программа по русскому языку 5класс к учебнику Т. Ладыженской, рассчитан на 238 часов....
Рабочая программа по русскому языку.5класс
Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Федеральный компонент госу...
рабочая программа по русскому языку 5класс
русский язык 5класс...
Рабочая программа по русскому языку.5класс
Рабочая программа по русскому языку.5класс...
Рабочая программа по русскому языку 5класс
Данная программа составлена на основе Программы по русскому языку для5-9 классов общеобразовательной школы авторов Л.М. Рыбченковой и др. Количество часов для изучения предмета-5ч. в ...
Рабочая программа по русскому языку 5класс (ФГОС)
Рабочая программа по русскому языку для 5—9 классов составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной п...