Рабочая программа по русскому языку.5класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 450 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Тальменская средняя общеобразовательная школа №2»
Тальменского района Алтайского края
«Рассмотрено»: | «Согласовано»: | «Утверждаю»: |
рук. МО гуман. предметов | Зам. директора по УВР | директор школы |
_____________Сыровежкина М. Ю. | ___________Фурсова Г.Д. | ___________Кривошапкин В.Н. |
Протокол №1 от 22.08.2014 | 25 августа 2014 г. | Приказ №67 от 29.08.2014 |
Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык» 5 класс
(базовый уровень) вторая ступень
на 2014-2015 учебный год
Составитель:
Бочарова Т.В.
учитель русского языка
и литературы
Тальменка 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку// Официальные документы в образовании, 2004, №5), примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского (М.Т. Баранов, .А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Программа по русскому языку. - //Программы для общеобразовательных учреждений – М., 200_ г.). Программа рассчитана на 210 часов (6 часов в неделю).
Программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
- обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Задачи обучения
- приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
- овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
- формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;
- освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.
Таким образом, программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
Речевая деятельность:
- Аудирование: понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
- Чтение: владеть техникой чтения, выделять в тексте главную и второстепенную информацию, разбивать текст на смысловые части и составлять простой план, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста, владеть ознакомительным и изучающим видами чтения; прогнозировать содержание текста по заголовку, извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов, правильно расставлять логические ударения и паузы, выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
- Говорение: доказательно отвечать на вопросы учителя, подробно и сжато излагать прочитанный текст, создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль, выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств;
- Письмо: подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи, создавать письменные высказывания разных типов речи, составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма, писать небольшие по объему тексты, пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста, выражать свое отношение к предмету речи, находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования и рассуждения, подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста.
Фонетика и орфоэпия:
- выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги, не смешивать буквы и звуки;
- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания;
- работать с орфоэпическим словарём;
Графика:
- правильно произносить названия букв;
- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
Морфемика:
- выделять морфемы;
- подбирать однокоренные слова;
- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
Лексикология:
- объяснять лексическое значение слов;
- пользоваться толковым словарём;
- распределять слова на тематические группы;
- различать прямое и переносное значение слов;
- отличать омонимы от многозначных слов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте;
Морфология:
- различать части речи;
- правильно указывать морфологические признаки существительного, прилагательных, глаголов;
- уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени;
Орфография:
- находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
Синтаксис и пунктуация:
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово;
- выделять основы предложений с двумя главными членами;
- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
- составлять простые и сложные предложения;
- опознавать предложения осложнённые однородными членами, обращениями, вводными словами;
- находить предложения с прямой речью;
- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях;
- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Содержание тем учебного курса
Язык – важнейшее средство общения (2ч + 1ч)
Повторение пройденного в Ι – IV классах (17ч+3ч)
- Части слова. Орфограмма. Место орфограммы в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, у, а после шипящих. Разделительные ъ и ь
Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное: три склонения существительных, род, число, падеж. Правописание гласных и падежных окончаний имён существительных Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, число, падеж. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа.
Глагол: время, лицо, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и ΙΙ спряжения, буква ь во втором лице ед. ч.. Правописание -тся и -ться в глаголах. Раздельное написание НЕ с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами..
- Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис и пунктуация. Культура речи ( 29ч +7ч )
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные. Невосклицательные и восклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения; второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Распространённые и нераспространённые предложения (с двумя главными членами).
Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Предложения, осложнённые обращением. Обращение, знаки препинания при обращении.
Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
ΙΙ. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
ΙΙΙ. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (17ч + 3ч )
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твёрдые и мягкие согласные. Твёрдые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и Ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова.
Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
ΙΙ. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласной е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях ( в том числе орфоэпических)
ΙΙΙ. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи ( 8ч + 2ч )
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. других языковых Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
ΙΙ. Умение пользоваться толковым словарём, словарём антонимов др. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
ΙΙΙ. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображённого на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (24ч + 4ч)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов.. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –лож- - -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
ΙΙ. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
ΙΙΙ. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Самостоятельные и служебные части речи ( 1 ч.)
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное (21ч +4 ч)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Грамматические различия одушевлённых и неодушевлённых существительных. Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадях, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет и журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имён существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного числа или множественного числа.
Морфологический разбор слов.
Буквы О-Ё после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ИЯ, -ИЙ, -ИЕ. Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных.
ΙΙ. Умение согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными, род которых может быть определён неверно ( например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного ( инженеры, выборы) и родительного падежей множественного числа (чулок, мест и т.д.)
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
ΙΙΙ. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (13ч + 4ч)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких – по родам и числам, а кратких – по родам и числам.
ΙΙ.Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
ΙΙΙ. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (36ч + 6ч)
- Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределённая форма глагола. (инфинитив на -ТЬ (-ТЬСЯ), -ТИ (-ТИСЬ), -ЧЬ (-ЧЬСЯ). Правописание -ТЬСЯ и -ЧЬ в неопределённой форме (повторение)
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Буквы Е-И в корнях глаголов с чередованием: -бер-/-бир-, -мер-/-мир-, -дер-/ -дир-, -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -стел-/-стил-.
Раздельное написание НЕ с глаголами.
ΙΙ. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.)
Умение согласовывать глагол – сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным.. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы ( например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повторения слов.
ΙΙΙ. Понятие о рассказе, особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного в V классе. ( 6 ч + 2 ч)
Планируемые результаты
К концу Vкласса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения(с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять их.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в V классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты(в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста(в соответствии с изученным языковым материалом).
Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста(в соответствии с языковым материалом).
Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
Учебно-тематический план
№ | Содержание | Коли-чество часов | Контрольные работы | Развитие речи |
1 | Общие сведения о языке | 3 | - | 1 |
2 | Повторение изученного в начальных классах | 20 | 1 | 3 |
3 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 36 | 1 | 7 |
4 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | 20 | 1 | 3 |
5 | Лексика. Культура речи. | 10 | 1 | 2 |
6 | Морфемика. Орфография. Культура речи. | 28 | 1 | 4 |
7 | Морфология. Орфография. Культура речи. | 85 | 3 | 14 |
8 | Повторение и систематизация изученного. | 8 | 1 | 2 |
Итого: | 210 часов | 9 | 36 |
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
№ п\п | Наименование документа | Автор | Годы издания |
1. | Государственный стандарт основного общего образования | 2006 | |
2. | Программа по русскому языку для 5 - 9 классов. | М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. | |
3. | Учебник. Русский язык. 5 класс. «Просвещение» | Баранов М.Т.,Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. | 2008 |
4. | Методические пособия | О. В. Беляева, О.А. Даценко. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс. – М., «ВАКО» Л.В.Шибалова. Русский язык.5класс. контрольные и проверочные работы. «Экзамен» Л.Г.Ларионова. Русский язык. Карточки-задания.5класс Т.А.Ладыженская. Такие разные диктанты.5-9класс, «Ювента» Н.Соловьева. Русский язык. Диктанты и изложения. «Просвещение» | 2007 2013 2011 2007 2012 |
Урочно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе (210 часов)
№ | Тема урока | Количество часов | Вид учебной деятельности | Контроль знаний |
Язык - важнейшее средство общения(2ч+1р.р.) | ||||
1 | Язык и человек. | 1 | Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах. | Устный опрос |
2 | Язык и речь. Язык и его единицы | 1 | ||
3 | Р/Р. Стили речи | 1 | Составление наглядной таблицы, характеризующей различные стили речи на основе теоретического материала. | Устный опрос, составление конспекта |
Повторение пройденного в I-IV классах(17ч+3р.р.) | ||||
4 | Части слова | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
5 | Орфограмма. Место орфограмм в словах. | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
6 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
7 | Правописание проверяемых согласных в корне слова | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
8 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
9 | Буквы и, у, а после шипящих. | 1 | Беседа, практикум Словарный диктант | Фронт. опрос. |
10 | Разделительные Ъ и Ь | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
11 | Раздельное написание предлогов с другими словами | 1 | Беседа, практикум | Инд. опрос. |
12 | Р/Р Текст | 1 | Беседа, практикум. | Инд. опрос. |
13 | Р/Р Обучающее изложение по упр.66 | 1 | Обсуждение и составление плана для написания изложения | Письм. опрос |
14 | Части речи. | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
15 | Глагол. -Тся и –ться в глаголах. | 1 | Беседа, практикум | Инд. опрос |
16 | Р/Р Тема текста. | 1 | Комбинированный урок: беседа, практикум, отработка навыка выделения основной темы текста. | Фронт. опрос. |
17 | Личные окончания глаголов | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос |
18 | Имя существительное | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
19 | Падежные окончания имен существительных. | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
20 | Имя прилагательное | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
21 | Местоимение | 1 | Беседа, практикум, словарный диктант | Фронт. опрос. |
22 | Закрепление и обобщение изученного по разделу «Повторение изученного в начальных классах» | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
23 | Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 1-4 классах» | 1 | Написание диктанта. | Письменный опрос. |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.(29ч+7р.р.) | ||||
24 | Синтаксис. Пунктуация | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
25 | Словосочетание | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
26 | Разбор словосочетания. | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
27 | Предложение | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
28 | Грамматическая основа предложения | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
29 | Р/Р Сжатое изложение | 1 | Комбинированный урок: беседа, практикум, отработка навыков находить главную мысль в тексте, умение кратко пересказать суть текста | Письм. опрос. |
30 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
31 | Виды предложений по интонации. | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
32 | Р/Р Сочинение на свободную тему | 1 | Сочинение | Письм. опрос. |
33 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
34 | Сказуемое | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
35 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
36 | Нераспространенные и распространенные предложения. | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
37 | Второстепенные члены предложения. Дополнение | 1 | Беседа, практикум | Инд. опрос. |
38 | Определение | 1 | Беседа, практикум | Инд. опрос. |
39 | Обстоятельство | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
40 | Р/Р Связный текст | 1 | Обсуждение, практикум | Письм. опрос. |
41 | Предложения с однородными членами | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос |
42 | Знаки препинания в предложении с однородными членами | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
43 | Обобщающие слова при однородных членах предложения | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
44 | Предложения с обращениями | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
45 | Самостоятельная работа по теме «Второстепенные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами». | 1 | Практикум | Письм. опрос. |
46 | Р/Р Письмо | 1 | Сочинение | Инд. опрос, письм. опрос. |
47 | Синтаксический разбор простого предложения | 1 | Беседа, практикум | Инд. опрос. |
48 | Пунктуационный разбор простого предложения | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
49 | Простые и сложные предложения | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
50 | Р/Р Подготовка к написанию сочинения по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка». | 1 | Обсуждение элементов картины, выбор основной темы сочинения | Фронт. опрос.. |
51 | Р/Р Сочинение повествовательного характера с элементами описания по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка». | 1 | Сочинение | Письм. опрос. |
52 | Сложные предложения. | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
53 | Синтаксический разбор сложного предложения | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
54 | Прямая речь Косвенная речь | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
55 | Диалог | 1 | Беседа, практикум | Инд. опрос. |
56 | Р/Р Выборочное изложение по упр.248 | 1 | Письм. опрос. | |
57 | Повторение пройденного по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». | 1 | Беседа, практикум, словарный диктант | Уплотн. опрос. |
58 | Закрепление материала по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
59 | Контрольная работа по теме: «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». | 1 | Диктант | Письм. опрос |
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи(15ч+3р.р.)+2ч из резерва | ||||
60 | Фонетика. Гласные звуки | 1 | Беседа, практикум | Инд. опрос и фронт. опрос |
61 | Согласные звуки. | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
62 | Позиционные чередование гласных и согласных | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
63 | Согласные твердые и мягкие. | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
64 | Р/Р Подготовка к написанию изложения текста с элементами описания и повествования по упр.273 | 1 | Повторение видов текста | Фронт. опрос. |
65 | Р/Р Обучающее изложение текста с элементами описания и повествования по упр.273 | 1 | Изложение | Письм. опрос. |
66 | Согласные звонкие и глухие. | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
67 | Графика. | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
68 | Алфавит | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
69 70 | Обозначение мягкости согласных при помощи Ь. | 1+1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
71 | Введение в тему: « Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я» | 1 | Беседа, практикум | Фронт.опрос |
72 | Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я. | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
73 | Орфоэпия. | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
74 75 | Фонетический разбор слова. | 1+1 | Беседа, практикум | Фронт.опрос |
76 | Самостоятельная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи». | 1 | Практикум, тестирование | Письм. опрос. |
77 | Р/Р Сочинение-описание предмета по картине Ф,П, Толстого «Цветы, фрукты, птица». | 1 | Сочинение | Письм. опрос. |
78 | Повторение и систематизация изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика». | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
79 | Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика». | 1 | Диктант | Письм. опрос. |
Лексика. Культура речи(8ч+2р.р.) | ||||
80 | Слово и его лексическое значение. | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
81 | Слова однозначные и многозначные | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
82 | Прямое и переносное значение слов. | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
83 | Омонимы | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
84 | Синонимы. | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
85 | Р/Р Подготовка к сочинению по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» | 1 | Обсуждение элементов картины, выбор основной темы сочинения | Фронт. опрос. |
86 | Р/Р Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» | 1 | Сочинение | Письм. опрос. |
87 | Антонимы | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
88 | Повторение по теме «Лексика. Культура речи» | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
89 | Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи» | 1 | Диктант | Письм. опрос. |
Морфемика. Орфография. Культура речи(22ч+4р.р.)+2ч из резерва | ||||
90 | Морфема – наименьшая значимая часть слова | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
91 | Изменение и образование слов. | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
92 | Р/Р Сочинение повествовательного характера по личным впечатления по упр.378 | 1 | Сочинение | Письм. опрос. |
93 | Окончание | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
94 | Основа слова | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
95 | Корень слова | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
96 | Р/Р Сочинение – рассуждение на материале п.74 | 1 | Сочинение | Письм. опрос. |
97 | Суффикс. Суффиксы имен существительных. | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
98 | Суффиксы имен прилагательных. | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
99 | Приставка и её назначение в слове. | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
100 | Р/Р Выборочное изложение по тексту повествовательного характера с элементами описания по упр.400 | 1 | Изложение | Письм. опрос |
101 | Чередование звуков. | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
102 | Беглые гласные. | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
103 | Варианты морфем. | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
104 | Морфемный разбор слова. | 1 | Беседа, практикум | Инд. опрос. |
105 106 | Правописание гласных и согласных в приставках. | 1+1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
107 | Буквы З и С на конце приставок. | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
108 | Закрепление темы «Правописание З – С на конце приставок». | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
109 | Буквы О-А в корнях -ЛАГ- ЛОЖ-. | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос |
110 | Буквы О-А в корнях -РАСТ- РАЩ -РОС- | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
111 112 | Правописание корней с чередованием гласных. | 1+1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
113 | Буквы О-Ё после шипящих в корне | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
114 | Буквы Ы-И после Ц | 1 | Беседа, практикум | Инд.опрос |
115 | Р/Р Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень» | 1 | Сочинение | Письм. опрос. |
116 | Закрепление изученного по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи» | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
117 | Контрольная работа по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи». | 1 | Диктант | Письм. опрос. |
Морфология. Орфография. Культура речи(1ч) | ||||
118 | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
Имя существительное(20ч+4р.р.)+1ч из резерва | ||||
119 | Имя существительное как часть речи. | 1 | Беседа, практикум | Инд. опрос и фронт. опрос. |
120 | Р/Р Доказательство в рассуждении. Сочинение – рассуждение по материалу п.89. | 1 | Сочинение | Письм. опрос. |
121 | Существительные одушевленные и неодушевленные | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
122 | Существительные собственные и нарицательные | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
123 | Р/Р Сжатое изложение повествовательного характера. | 1 | Изложение | Письм. опрос. |
124 | Морфологический разбор имён существительных. | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
125 | Род имён существительных. | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
126 | Имена существительные только множественного числа | 1 | Беседа, практикум | Инд. опрос. |
127 | Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа. | 1 | Беседа, практикум | Инд. опрос. |
128 | Три склонения имен существительных. | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
129 | Падеж имен существительных | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
130 131 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | 1+1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
132 | Существительные на – ИЯ, -ИЕ, -ИЙ. | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
133 | Закрепление темы «Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном числе». | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
134 | Самостоятельная работа по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном числе». | 1 | Практикум | Письм. опрос. |
135 | Р/Р Изложение повествовательного характера с элементами описания по упр.546 | 1 | Изложение | Письм. опрос. |
136 | Множественное число имён существительных. | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
137 | Закрепление темы «Множественное число имен существительных». | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
138 | Правописание О,Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | 1 | Беседа, практикум | Инд. опрос. |
139 | Самостоятельная работа по теме «Правописание О – Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных». | 1 | Практикум | Письм. опрос. |
140 | Р/Р Сочинение по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье». | 1 | Сочинение | Письм. опрос. |
141 | Систематизация и обобщение по теме «Имя существительное» | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
142 | Закрепление по теме «Имя существительное». | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос.. |
143 | Контрольный диктант по теме « Имя существительное» | 1 | Диктант | Письм. опрос. |
Имя прилагательное(12ч+4р.р.)+1ч из резерва | ||||
144 | Введение в тему «Имя прилагательное как часть речи» | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос |
145 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
146 | Закрепление темы «Имя прилагательное как часть речи». | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
147 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
148 | Буквы О-Е в окончаниях прилагательных с основой на шипящую. | 1 | Беседа, практикум | Инд. опрос. |
149 | Самостоятельная работа по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных». | 1 | Практикум | Письм. опрос. |
150 | Р\Р Описание животного. Изложение по материалу п.103. | 1 | Изложение | Письм. опрос. |
151 | Прилагательные полные и краткие. | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
152 153 | Краткие прилагательные с основой на шипящую. | 1+1 | Беседа, практикум | Инд. опрос. |
154 | Р/Р Подготовка к сочинению по картине А.Н. Комарова «Наводнение». | 1 | Обсуждение элементов картины, выбор основной темы сочинения | Фронт. опрос. |
155 | Р/Р Сочинение-описание животного по картине А.Н. Комарова «Наводнение» (по упр. 599) | 1 | Сочинение | Письм. опрос. |
156 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
157 | Обобщение изученного по теме «Имя прилагательное» | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
158 | Р/Р Сочинение – повествование по данному плану(упр.606). | 1 | Сочинение | Письм. опрос. |
159 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
160 | Контрольный диктант по теме « Имя прилагательное» | 1 | Диктант | Письм. опрос. |
ГЛАГОЛ (36ч+6р.р.) | ||||
161 | Введение в тему «Глагол как часть речи» . | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
162 | Закрепление темы «Глагол как часть речи».. | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
163 | Введение в тему «НЕ с глаголами» | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
164 | Закрепление темы «НЕ с глаголами». | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
165 | Самостоятельная работа по теме «Не с глаголами» | 1 | Практикум | Письм. опрос |
166 | Р/ Р Рассказ | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
167 | Р/Р Композиция рассказа. Сочинение по материалу п.108 | 1 | Сочинение | Письм. опрос. |
168 | Неопределенная форма глагола | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
169 | Закрепление темы «Неопределенная форма глагола». | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
170 | Введение в тему «Правописание –ТСЯ и – ТЬСЯ в глаголах» | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
171 | Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
172 | Закрепление темы «Правописание –ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах». | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
173 | Виды глагола | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
174 | Видовые пары | 1 | Беседа, практикум | Инд. опрос. |
175 | Закрепление темы «Виды глагола». | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
176 | Знакомство с темой «Буквы Е и И в корнях с чередованием». | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
177 | Буквы Е-И в корнях с чередованием | 1 | Беседа, практикум | Инд. опрос. |
178 | Правописание Е-И в корнях с чередованием | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
179 | Закрепление темы «Е и И в корнях с чередованием». | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
180 | Р\Р Невыдуманный рассказ о себе(по материалу п.113). | 1 | Сочинение | Письм. опрос. |
181 | Время глагола. | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
182 | Прошедшее время. | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
183 | Настоящее время. | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
184 | Будущее время | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
185 | Введение в тему «Спряжение глаголов» | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
186 | Спряжение глаголов | 1 | Беседа, практикум | Инд. опрос. |
187 | Закрепление темы «Спряжение глаголов». | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
188 | Спряжение глагола с безударным личным окончанием | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
189 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 1 | Беседа, практикум | Письм. опрос. |
190 | Закрепление темы «Спряжение глаголов с безударным личным окончанием». | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
191 | Самостоятельная работа по теме «Спряжение глагола». | 1 | Практикум | Письм. опрос. |
192 | Морфологический разбор глагола | 1 | Беседа, практикум | Инд. опрос. |
193 | Р/Р Сжатое изложение повествовательного характера(по упр.701). | 1 | Изложение | Письм. опрос. |
194 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице ед. числа | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
195 | Правописание Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице ед. числа | 1 | Беседа, практикум | Инд. опрос. |
196 | Употребление времён | 1 | Беседа, практикум | Инд. опрос. |
197 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол». | 1 | Беседа, практикум | Инд. опрос. |
198 | Р/Р Подготовка с сочинению-рассказу по картине О. В. Попович «Не взяли на рыбалку». | 1 | Беседа, практикум. | Фронт. опрос. |
199 | Р/Р Сочинение-рассказ по картине О. В. Попович «Не взяли на рыбалку». | 1 | Сочинение | Письм опрос. |
200 | Закрепление изученного по теме «Глагол» | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
201 | Подготовка к контрольной работе по теме «Глагол». | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
202 | Контрольная работа по теме «Глагол». | 1 | Диктант | Письм. опрос. |
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе(6ч+2р.р.) | ||||
203 | Разделы науки о языке. | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
204 | Р/Р Подготовка к сочинению на одну из предложенных тем. | 1 | Беседа, практикум | Фронт. опрос. |
205 | Р/Р Сочинение на одну из предложенных тем по типам: описание, повествование, рассуждение. | 1 | Сочинение | Письм. опрос. |
206 | Орфограммы в приставках и корнях слов. | 1 | Беседа, практикум | Инд. опрос. |
207 | Орфограммы в окончаниях слов. | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
208 | Употребление букв Ъ и Ь знаков. Ь на конце слов после шипящих. | 1 | Беседа, практикум | Уплотн. опрос. |
209 | Знаки препинания в простом и сложном предложении. | 1 | Беседа, практикум | Инд. опрос. |
210 | Годовой контрольный диктант | 1 | Диктант | Письм. опрос. |
Список справочной литературы:
- Для учащихся:
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995.
- Баранов М.Т. Русский язык: справочные материалы. М., 2007
- Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. М.,2006
- Баранов М.Т.Школьный орфографический словарь русского языка/М.Т.Баранов.-11-е изд.-М., 2007
- Власова Е.И. Обучение школьников разным видам чтения.
- Голуб И.Б. Секреты хорошей речи. –М.: Международные отношения, 1993. -153с.
- Граник Г.Г,Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии -М.: Просвещение, 1991. 240с.
- Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М., 2005
- Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. –М.: Просвещение, 1990. – 253с.;
- компьютерный диск « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5 класс.
- Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998. -300с.
- Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997. -340с.
- Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/М.С.Лапатухин, Е.В.Скорлуповская, Г.П.Снетова; под ред. Ф.П.Филина.-2-е изд.,дораб.-М.,1998
- Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2006
- Лопатухина Т.А., Короленко Ж.В. Компетентностный подход к созданию системы упражнений для обучения видам иноязычной речевой деятельности.
- Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. М.,2006
- Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов. М.,2006
- Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
- Орг. А.О. Олимпиады по русскому языку. –М.: Просвещение, 1994. -107с.;
- Панов Б.Т.Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка/Б.Т.Панов, А.В.Текучев.-3-е изд., испр.и доп.-М.,1991
- Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. М.,1998
- Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русского языка(по произведениям русских писателей XVIII-XXвв.) М., 1996
- Семенюк А.А. Школьный толковый словарь русского языка. М.,2006
- Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений (10-11 классы.). – М.: Дрофа, 1996. -269с.;
- Соловьёва Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление её результатов (для студентов и аспирантов)
- Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. –Санкт – Петербург.: Литера, 2006. -60с.
- Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М.,1991
- Ушаков Д.Н. Орфографический словарь/Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков.-41-е изд.-М.,1990
- Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. М.,1997
- Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 1998, 701с.
- Для учителя:
- 700 изложений для школьников и абитуриентов.- М.: Славянский дом книги, 2004. -574с.
- Баранов М.Т., Ладыженская Т,А. Тростенцова Л.А., Александрова О.М., Григорян Л. Т., Кулибаба И.И. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008. -222с.
- Богданова Г.А. . Уроки русского языка в 5 классе. - М.: Просвещение,2007. -230с.
- Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. –М.: Высшая школа, 1993. -335с.
- Ганжина И.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник изложений 5-7 класс.- Саратов.: Лицей, 1999. -110с.
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М.: Айрис пресс, 2000. -278с.
- Калмыкова И.Р. Элективные курсы по культуре речи для предпрофильной подготовки и профильного обучения. Программы. Филология. –Ярославль, 2006. – 32с.
- Костяева Т.А. Ориентировочное планирование по русскому языку для 5 класса // Русский язык в школе, 2003. - №4. – с.107-113
- Костяева Т.А. Ориентировочное планирование по русскому языку для 5 класса // Русский язык в школе», 2003. - №5. – с.111-116
- Костяева Т.А. Ориентировочное планирование по русскому языку для 5 класса // Русский язык в школе, 2003. -№6. –с. 107-111
- Костяева Т.А. Ориентировочное планирование по русскому языку для 5 класса // Русский язык в школе», 2003. -№7. – с. 117 – 121
- Л.В.Шибалова. Русский язык.5класс. контрольные и проверочные работы. «Экзамен», 2013
- Л.Г.Ларионова. Русский язык. Карточки-задания.5класс. 2011
- Малюшкин А.Б. Иконицкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку, 5 класс – М.: творческий центр « Сфера», 1997. -78с.
- Н.Соловьева. Русский язык. Диктанты и изложения. «Просвещение», 2012
- Никитина Е.И. Уроки развития речи. К учебнику « Русская речь. Развитие речи» 5 класс.- М.: -Дрофа, 2002. – 189с.
- О. В. Беляева, О.А. Даценко. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс. – М., «ВАКО». 2007
- Обучение русскому языку в 5 классе. Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение, 2002. -93с.
- Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. -М.: Просвещение, 1986. -206с.
- Разумовская М.М. Методические рекомендации к учебнику « Русский язык 5 класс». – М.: Дрофа, 2005. -160с.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.–М.: Международные отношения, 1994. –с.559.
- Т.А.Ладыженская. Такие разные диктанты.5-9класс, «Ювента», 2007
- Ткаченко Н. Русский язык. Диктанты 5 класс. –М.: АЙРИС ПРЕСС, 2002. -206с.
- Интернет-ресурсы:
- http://nsportal.ru/
- http://www.zavuch.ru/
- http://www.gramota.ru
- http://www.gramma.ru
- http://ruslit.ioso.ru
- http://www.vedu.ru/ExpDic/
- http://yamal.org/ook/
- http://www.ruscenter.ru/
- http://math.msu.su/~apentus/znaete/
- http://language.edu.ru/
- http://www.mapryal.org/
- http://literus.net/
- http://philolog.pspu.ru/
- http://www.slovorusskoe.ru/Main.html
- http://www.rm.kirov.ru/
- http://www.farosta.ru/
- http://rusolimp.kopeisk.ru/
- http://es1301.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 5класс
Рабочая программа по русскому языку 5класс (ФГОС)...
Рабочая программа по русскому языку. 5класс к учебнику Т. Ладыженской
Рабочая программа по русскому языку 5класс к учебнику Т. Ладыженской, рассчитан на 238 часов....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/21/picture-962119-1508566765.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 5класс
Данная программа составлена на основе Программы по русскому языку для5-9 классов общеобразовательной школы авторов Л.М. Рыбченковой и др. Количество часов для изучения предмета-5ч. в ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/01/picture-1048241-1533123021.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 5класс (ФГОС)
Рабочая программа по русскому языку для 5—9 классов составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной п...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/16/picture-371197-1389867998.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Уровень общего образованияосновное общее образование, 5 класс Количество часовпо плану 167 часов...