Реализация НРК (национально-регионального компонента) в учебно-воспитательном процессе школы в условиях ФГОС.
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Реализация НРК (национально-регионального компонента) в учебно-воспитательном процессе школы в условиях ФГОС.
Кесаева Фатима Даниловна учитель осетинского языка и литературы высшей категории МБОУ СОШ №43 г.Владикавказа, Почетный работник общего образования Российской Федерации.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, своему жилищу, своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Д.С. Лихачев
Хотим ли мы раствориться в вихре истории или жить в ІIІ тысячелетии с сознанием национальной принадлежности – зависит от нас с вами и решать эту проблему в школе, призваны, в основном учителя осетинского языка и литературы.
Региональный компонент в изучении родного языка, как представляется имеет своеобразное представление – это монопредметная модель введения НРК в содержание общего образования, предполагающая углубленное изучение школьниками одного языка и литературы. Собственно говоря, родной язык, в нашем случае осетинский, уже представляет собой региональный компонент.
Начало всех начал – родной язык. Мы, учителя осетинского языка и литературы считаем, что главное – воспитать любовь к родному слову, «честное и благоговейное к нему отношение, осознание его как великого Божьего дара, как сокровенное сосредоточие мысленного, практического и духовного опыта народа».
Главное здесь - выработать у детей ответственность за сохранение родного языка как наследия предков, ощущение причастности к его развитию, ответственность за его дальнейшую судьбу. Причем наша задача заключается в том, чтобы не только изучать предмет, но и приобщать при этом школьников к огромному эмоционально-нравственному опыту наших предков.
Учителя осетинского языка закладывают прочный фундамент в освоение детьми собственной национальной культуры и явлений мировой художественной культуры, воспитывают в детях страстное стремление сохранить свою культурную самобытность, свою этническую ментальность.
Большим подспорьем в работе для них стали современные УМК по осетинскому языку, разработанные на кафедре ЮНЕСКО Северо-Осетинского государственного педагогического института, положена коммуникативная направленность обучения. Основным методологическим принципом обучения осетинскому языку является принцип «Родной край — Россия — мир». Отбор содержания учебного материала в каждом классе осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Система учебников воспитывает в детях благородное отношение к своему Отечеству, своей Родине, своей семье, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Осетии и Российской Федерации.
На уроках литературы учителя осетинского языка ставят перед собой цель не только обогатить учащихся знание творчества известных осетинских мастеров слова, но и помочь им увидеть общечеловеческие ценностные ориентиры, отраженные в образном мире разных литератур. В творчестве осетинских писателей ярко видна, любовь к родному краю, своеобразной природе, традициям и обычаям своего народа, его истории.
В условиях внедрения ФГОС нового поколения наряду с традиционными формами проведения уроков учителя используют и такие нестандартные формы как: уроки-семинары, уроки–лекции, уроки-экспедиции, уроки-экскурсии, уроки-исследования, уроки-инсценировки, учебные конференции, интегрированные уроки-практикумы, сочинения, уроки-диалоги, уроки с ролевой, деловой игрой семинары внеклассного чтения, повторительно- обобщающие диспуты, игровые: КВН, «Поле чудес», «театрализованные (урок-суд), уроки- концерты, уроки-консультации, уроки-конкурсы, уроки-соревнования зачётные викторины, защита творческих работ, проектов, творческие отчёты.
Учителями нашей школы Кесаевой Ф.Д., Плиевой З.И., Тибиловой М.А., Тедеевой А.Т. разработаны замечательные образцы интегрированных уроков, основная идея которых показать взаимосвязь, взаимообогащение родной, русской и мировой культуры духовными ценностями. «Знакомство с лучшими произведениями мировой культуры ярче, рельефнее проявляет вклад в нее родной культуры, ее неповторимость. Именно переживание и осознание внесенного родным народом в мировую сокровищницу – начало избавления от комплекса этнической несостоятельности и обретения национальной гордости»,- писал профессор И.Ф. Гончаров.
На уроках осетинской литературы, традиционной культуры осетин (ТКО) в фольклорном и этнографическом материале перед учащимися раскрывается система миропонимания, выработанная нашими предками по тем основным параметрам человеческой жизни, которая является стержнем для людей эпохи, в том числе и современной.
Богатейшую возможность для воспитания нравственности, духовности предоставляет дополнительная модель реализации НРК – внеурочная деятельность, способствует более глубокому изучению национальной самобытности народа.
В школе действуют кружки “ Край родной”, «Зодндабита», «Нарты фæткъуы». Основными направлениями внеурочной работы в кружках является патриотическое, экологическое, художественно-эстетическое, спортивное, пропаганда здорового образа жизни, взаимодействие с семьей, с общественными организациями. Для работы по этим направлениям в школе была разработаны программы кружков. Самым главным результатом является формирование у детей умения понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий и поделиться своим знанием с другими.
Викторины, КВН, устные журналы, экологические игры, конкурсы стихотворений. Позволяют расширять кругозор учащихся, активизировать их внимание, развивать мышление, прививать интерес к природе. Участие в городских и региональных мероприятиях: краеведческие конференции; литературные праздники; конкурсы чтецов; конкурсы сочинений; конкурсы рисунков; уроки в краеведческом музее ;встречи с интересными людьми позволяют воплощать творческие замыслы учителя и учащихся, что дает возможность развивать тягу к знаниям. Практика показывает, что учебный материал с таких занятий запоминается лучше.
С развитием компьютерных технологий в современном мире перед учителем стоит важная задача - научить учащихся использовать компьютер в повседневной жизни и учебной деятельности, а не только для развлечения. С этой целью проводится цикл уроков на интерактивной доске, что повышает интерес к учёбе и к предмету и в оригинальной форме преподносит учащимся сведения о родном крае.
В своей деятельности учителя немаловажную роль отводят проектной деятельности. Её суть состоит в следующем: через решение одной или целого ряда проблем показать практическое применение полученных знаний. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Внеурочная деятельность позволяет расширить тематику проектов, выбирать самостоятельно тему. Учащиеся школы Тедеева Арина, Хинчагова Диана, Фомин Никита стали призёрами региональной научной конференции со своими проектными работами.
Национально – региональный компонент способствует формированию личности выпускника как достойного представителя региона (хранителя, пользователя и создателя социокультурных ценностей Осетии), гарантирует право нормированных знаний истории, культуры, природы республики каждым учеником, повышает статус образования как фактора развития региона, углубляет знания.
Нам хочется верить, что у детей возрастет интерес к истории, культуре, традициям и прежде всего к родному языку своего края и наше молодое поколение выберет осознанную любовь к родному дому, городу, к Родине, а самыми ценными для себя посчитает такие качества как, милосердие, честность и доброту к людям.
Закончить свое выступление мне хочется словами великого ученого, корифея в области этнопедагогики, профессора Г.Н. Волкова, который говорит: «Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, а без личности нет народа».
Использованная литература:
- Новицкая М.Ю. Использование духовно-нравственного потенциала народной культуры в современной системе образования. // Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие. Сб. статей по материалам научно-практического семинара "Государственная политика Российской Федерации по формированию духовных и нравственных ценностей у детей и молодежи". М., 2004. С. 69-73.
- Нигматов З.Г. Региональная специфика гуманитарного образования. // Материалы международной конференции (Москва 17-20 июня 2002г.) – М. 2003.
- Кузьмин М.Н. Региональная образовательная политика РФ: ее составляющие и тенденции – М.2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Национально-региональный компонент в учебно-воспитательном процессе
НРК подразумевает систематическое и последовательное включение в учебный процесс материалов страноведческого характера, культуроведческих сведений, раскрывающих содержание духовной культуры народа, а ...
Карелина З.Г., Терскова С.А. Азовское море. Цифры и факты. Урок в 5-м классе // Региональный компонент в учебно-воспитательном процессе / Сост. Л.Е. Кулешова. Краснодар: Перспективы образования, 2008. – С. 22-26.
Интегрированный урок математики и кубановедения в 5 классе....
План проведения курсов «Подготовка и реализация физкультурно-спортивного комплекса ГТО в учебно-воспитательном процессе»
ГБОУ РТ школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей-как экспериментальная площадка по ГТО...
Методика преподавания темы «Информация и информационные процессы» в средней школе в условиях ФГОС
laquo;Методика преподавания темы «Информация и информационные процессы» в средней школе в условиях ФГОС»...
Реализация профессионально - коммуникативной компетенции в ходе учебно - воспитательного процесса
Коммуникативная компетенция - это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, ...
Методический совет "Составляющие компоненты качественного учебно-воспитательного процесса"
Характер мероприятия: аналитический (полиаспектный, модульный анализ), при котором анализируется и обследуется несколько направлений учебно-воспитательного процесса за конкретный период учебной ...
Реализация казачьего компонента в учебно-воспитательном процессе
Данная презентация представляет собой отчёт о проделанной работе в рамках реализации казачьего компонента в МБОУ "Гапкинская СОШ"...