«Использование метода проектов на уроках родной литературы в системе духовно-нравственного воспитания»
статья (9, 10, 11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_na_urokah_osetinskoy_literatury.docx | 39.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №43 г. Владикавказа
имени Героя Советского союза А.Н. Юльева
Статья
«Использование метода проектов на уроках осетинской литературы в системе духовно-нравственного воспитания»
Автор:
Кесаева Фатима Даниловна
учитель осетинского языка и литературы
высшей категории
МБОУ СОШ №43 г.Владикавказа
Владикавказ 2018
Содержание
Введение…………………………………………………………………. | 4 |
Основная часть. Понятие духовно-нравственного воспитания…… ….5 | 5 |
Принципы организации воспитания духовности…………….………. | 6 |
Духовно-нравственное воспитание на уроках осетинской литературы | 7 |
Использование метода проектов на уроках осетинской литературы при воспитании духовности………………………………………….. | 9 |
Заключение…………………………………………………………….. | 10 |
Список используемой литературы…………………………................ | 12 |
Введение
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.
Академик Василий Иванович Абаев отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»
Воспитание детей на лучших образцах осетинской литературы – это сложная, но весьма интересная задача. Формирование духовно- нравственной личности – особая миссия, возлагаемая на литературу как учебный предмет. В напряженной социальной атмосфере сегодняшнего дня, когда бескорыстие и милосердие, патриотизм и гражданская позиция, честь и совесть становятся полузабытыми категориями, духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее страны. И осетинская литература с ее богатым прошлым и ярким настоящим, с ее огромным этическим позитивным зарядом исполняет одну из своих важнейших функций: консолидацию людей разных поколений, национальностей и конфессий. Осетинская литература является настоящей сокровищницей богатейших национальных традиций. Ей принадлежит огромная роль в процессе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Преодоление разрыва посредством приобщения молодежи к культурно-историческому наследию осетин, богатейшим традициям национальной литературы – это, на наш взгляд, важнейшая задача современной школы, а ее решение призвано отвлечь детей от бездны бездуховности, цинизма и бескультурья. Родная литература – глубинная основа духовно-нравственного воспитания современных осетинских школьников. В произведениях Т.Мамсурова, К. Хетагурова, И. Канукова, А. Коцоева, С. Гадиева, С. Кулаева, Т. Бесаева, М. Булкаты, Г. Тедеева, Г. Дзугаева, А. Токати, Г. Кайтукова, А. Царукаева и многих других осетинских писателей закреплен весь накопленный веками опыт духовной деятельности народа.
Возбуждение интереса учеников к истории, культуре и вере, повторение лучших образов из прошлого своего народа, анализ использования метода проектов на уроках родной литературы в системе духовно-нравственного воспитания - цель данной работы:
Задачи:
- Изучить понятие духовно-нравственного воспитания.
- Рассмотреть принципы организации воспитания духовности.
- Изучить вопрос духовно-нравственного воспитания на уроках родной литературы.
- Проанализировать использование метода проектов на уроках родной литературы при воспитании духовности.
Основная часть
Понятие духовно-нравственного воспитания
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Современный национальный воспитательный потенциал – это высоконравственный компетентный гражданин Осетии, принимающий судьбу республики как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях осетинского народа и многонационального народа России.
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения, сформировать общую культуру личности – вот первостепенная задача учителя родного языка и литературы.
При формировании данных качеств учащихся необходимо учитывать принципы организации воспитания духовности и нравственности.
Принципы организации воспитания духовности
Организация духовно-нравственного развития и воспитания личности, нравственного уклада жизни учащихся осуществляется на основе:
• нравственного примера педагога;
• социально-педагогического партнёрства;
• индивидуально-личностного развития;
• интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
• социальной востребованности воспитания.
Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является главным примером нравственного и гражданского личностного поведения.
В современных условиях без социально-педагогического партнёрства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами общества: семьёй, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.
Индивидуально-личностное развитие остаётся одной из важнейших задач современного образования. Педагогическая поддержка самоопределения личности, развитие её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Необходима интегративность программ духовно-нравственного воспитания.
Содержание воспитания концентрируется вокруг базовых национальных ценностей, каждая из которых превращается в воспитательную задачу. Они пронизывают все учебное содержание, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система базовых национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности.
Очевидной является необходимость социальной востребованности воспитания. Воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества. Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка.
Программы духовно-нравственного развития и воспитания должны предусматривать добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, города, области, страны. Организация воспитательного процесса в системе «школа – семья – социум» требует возвращения в систему образования педагогов, готовых не только учить, но и воспитывать обучающихся.
Духовно-нравственное воспитание на уроках осетинской литературы
Нравственное воспитание на уроках осетинской литературы способствует воспитанию чувства долга, ответственности за свои поступки, патриотизма, любви к ближнему, доброты, уважения к старшим. Ведь основной элемент воспитания при изучении осетинской литературы – это слово, художественная речь, книга.
Все обозначенные духовно-нравственные ориентиры заложены и в произведениях осетинской литературы. В творчестве осетинских писателей выражается историческая память народа, его знания и представления о жизни и мире, высокие этические и моральные нормы. Осетинская литература выражает мудрость народа, его многовековой жизненный опыт, являя собой своеобразный свод нравственных правил и обычаев.
Ее произведения, рекомендованные для изучения в средней школе, переходят границы времени и культур благодаря тому, что в них зашифрованы и нашли отражение глубинные, а потому общие для всех людей законы формирования личности.
Каждое следующее поколение детей должно активнее приобщаться к ним потому, что в лучших образцах осетинской литературы проложены психологические пути, двигаясь по которым, душа ребенка получает необходимый ей психологический опыт.
Воспитание нравственности и чувства красоты на уроках осетинской литературы мы осуществляем на примерах жизни героев. Осетинская литература – источник прекрасных образов, чувств, мыслей, которыми можно бесконечно восхищаться. Она ярко отражает народные традиции, является источником и средством эстетического воспитания.
В произведениях осетинских писателей мы встречаем много народных пословиц и поговорок, придающих изображаемому художественную меткость, реалистичность и сочность. Включенные в авторское повествование, они являются свидетельством глубокой мудрости народа. Точка зрения автора, выраженная при помощи фразеологизмов, часто становится философским обобщением, и учитель не может не обратить на это внимание учащихся.
Велика роль в развитии осетинской литературы таких публицистов, как И. Кануков, И. Тхостов, Дж. Шанаев, К. Хетагуров. Так, изучая творчество К. Хетагурова в 10 классе, следует обратиться к этнографическому очерку «Особа» и рассмотреть в нем особенности жанра публицистики (актуальность, достоверность, имена исторических лиц, язык статьи).
В процессе дискуссий учащиеся дают личностную оценку литературному произведению, героям и событиям, осмысливают авторское отношение к ним, обсуждают нравственные вопросы, поднимаемые авторами литературных произведений, и связанные с ними социальные проблемы. Главная задача учителя – это обогащение учащихся разносторонними и глубокими знаниями о своем народе, его прошлом, традициях, культуре.
Формы, методы, технологии формирования нравственной культуры могут быть разными. Метод проектов является одним из основных методов обучения при реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Проектная деятельность может активно использоваться на уроках осетинской литературы в качестве одного из средств формирования духовно-нравственного воспитания.
Использование метода проектов на уроках осетинской литературы при воспитании духовности
В современной педагогике активно разрабатывается и используется уже более двадцати лет технология проектной деятельности, ориентированная на выявление новых коллективных форм учебной деятельности в развивающем обучении и нацеленная на активизацию творческих возможностей учащихся. Целью проектной деятельности является: понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов; повышение мотивации учащихся при решении задач; развитие творческих способностей; формирование чувства ответственности; создание условий для сотрудничества между учителем и учащимся. Исследовательский проект требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результатов. Примером такого проекта может служить работа учащихся 9 класса на тему «Истинный художник народен и национален без усилий...» к юбилею народного художника М.С.Туганова. Данный проект помог раскрыть учащимся значение творчества Туганова, творческая деятельность которого его не замыкалась в рамках изобразительного искусства, а охватывала более широкий круг вопросов: искусствоведение, публицистику, драматургию, фольклористику, историю, археологию и этнографию. При изучении творчества основоположника осетинского языка и литературы работали над проектом «Адресаты любовной лирики Коста Хетагурова». В ходе работы учащимся 10 класса необходимо было собрать и обобщить материал по биографии Коста Хетагурова. Цель: как можно больше людей, особенно молодых, узнали о нашем поэте, так как наследие Коста имеет огромное воспитательное значение в формировании духовно-нравственных принципов нашего поколения. Предметом исследования явилось творчество К.Л.Хетагурова. Объект исследования – влияние творческого наследия поэта на формирование духовно-нравственных принципов подрастающего поколения. В ходе работы над проектом посетили СОИГСИ. Знакомились с архивными документами: - подбирали и изучали литературу о жизни и творчестве К.Л.Хетагурова; - используя собранный материал, подготовили доклады и презентацию. Творческий проект «Нартские сказания» в 7 классах представлял собой работу над составлением презентаций по теме. «Образы богатырей - нартов в сказаниях». Учащиеся знакомились с бытом и фольклором осетинского народа, учились определять выразительные средства, узнавали много интересного о нартских богатырях, наделенных стойкостью, бесстрашием, утверждением правды и справедливости, готовых оказать помощь слабому. Также творческим проектом можно считать инсценировки фрагментов произведений. Ребята выбирают фрагмент, распределяют роли, обсуждают персонажей, продумывают костюмы, работают над мимикой, жестами, мизансценой. Такая работа сплачивает ребят, прививает интерес к урокам, помогает определить ошибки в поведении или поступках героев. Такие проекты использованы, например, на уроке родной литературы в 5-м классе по рассказу Арсена Коцоева «Гигойы куадзæн» («Пасха Гиго»). Игровые проекты постоянно используются на уроках осетинской литературы. Это, например, инсценировки басен, сказок в 5, 6 классах. Небольшие инсценировки позволяют учащимся правильно понять поступки героев, проанализировать текст и сделать для себя определённый вывод. Все перечисленные проекты были реализованы на уроках осетинской литературы, каждый из них так или иначе касался духовно-нравственного воспитания (рассмотрены вопросы чести, совести, долга, достоинства, истории осетинского народа, культуры, традиций). Проектная деятельность позволяет ненавязчиво донести до учащихся нравственные вопросы, более подробно рассмотреть категорию духовности. Заключение Духовно-нравственное развитие и воспитание учащегося является ключевым фактором развития общества. Невозможно идти вперед, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни. Темпы и характер развития общества зависят от гражданской позиции человека, его жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития современного общества. На уроках осетинского языка и литературы рассматривается бережное отношение к родному слову, открывающему для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений. Размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают учащимся познакомиться с особенностями видения мира, понять и познать себя как представителя своего народа. Такое размышление над словом духовно обогащает учащихся, помогает познакомить их с национальными традициями, складом мышления, самобытной неповторимостью, нравственным состоянием и духовностью своего народа. При этом особо важное значение приобретают такие принципы, как этнокультурная идентификация и интеграция национального образования в общероссийское и мировое сообщество, приобщение подрастающего поколения к национальным и общечеловеческим культурным ценностям. Здесь уместно привести следующее высказывание известного ученого Василия Ивановича Абаева «Путь к общечеловеческому лежит через национальное. Другого пути нет. Чтобы стать представителем человечества, надо быть лучшим представителем своего народа». Специфика работы учителя такова, что мы сеем зерна доброты, но прорастают они не скоро. Если, после наших уроков и мероприятий учащиеся станут хоть немного чище, добрее друг к другу и окружающим, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою работу выполненной. |
Список литературы:
- Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. М., 1961.
- Багашев А. Духовно-нравственное воспитание молодежи// Воспитание школьников. – 2008. – № 9. – С. 10-13.
- Новицкая М.Ю. Использование духовно-нравственного потенциала народной культуры в современной системе образования. // Духовнонравственное воспитание: преемственность и развитие. Сб. статей по материалам научно-практического семинара "Государственная политика Российской Федерации по формированию духовных и нравственных ценностей у детей и молодежи". М., 2004. С. 69-73.
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985;
- Хетагуров К. Особа. Этнографический очерк // Собр. соч.: в 3-х т. Орджоникидзе, 1974. Т. II. С. 226-282.
- Джиоева Г. Х., Цаллагова З. Б. Этнопедагогика осетинской семьи // Воспитательная работа в образовательных учреждениях: опыт и перспективы. Йошкар-Ола, 2011. С. 108-115.
- Белякова М.Н. Духовное наследие предков // Школа духовности. – 2000. – № 6. – С. 47 – 49;
- Беляева Л.Ф. Край, где ты родился // Регион творчества / Сост. Т.В. Голованова. СПб.: КСИ, 2002. С. 18
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проекта на уроках русского языка и литературы
Презентация представляет некоторые этапы исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....
Статья "Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы"
Обобщение опыта по теме :"Использование метода проектов..."...
Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы в средней школе.
Использование метода проектов на уроках русского языка и...
Использование метода проекта на уроках русского языа и литературы.
В статье рассказывается об одной из новых педагогических технологий -методе проекта, как используют его на уроках и внеурочное время....
Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы
из опыта работы по теме...
Использование метода проектов на уроках литературы в системе духовно-нравственного воспитания
Современная школа, влияя на внутренний мир ученика, должна стремиться воспитывать такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные в...
Подпрограмма "Роль уроков внеклассного чтения в системе духовно-нравственного воспитания личности учащихся"
Подпрограмма является частью программы "Духовно-нравственное воспитание личности учащихся"...