Развитие речи младших школьников
статья (5 класс)
При духовно -нравственном воспитании младших школьников большое значение уделяю развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 13.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад:
«Развитие речи младших школьников»
При воспитании нравственных чувств и этического сознания большое значение для младшего школьника имеет развитие речи. Проблема снижения культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия является актуальной. Часто непонимание друг друга в дискуссии происходит из-за разного определения понятий. Поэтому я провожу внеклассные мероприятия, обучающие детей культуре речи , например, конкурсы и различные КВН по родномуязыку, литературному чтению. и т. д Это помогает. детям овладевать этикетными средствами речи, формирует умение правильно формулировать свои мысли, учит работать в группе.
Считаю, что важным средством воспитания духовной культуры является фольклор. Он помогает мне в воспитании трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Содержание его отдельных жанров и произведений составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно-этические, социально – исторические, политические ценности.
Убедиться в этом нам помог проведённый в прошлом учебном году классный час на тему «Нартский эпос осетин» по текстам народных сказании. Работая в группах, ученики провели исследовательскую работу, результатом которой стали выступления детей: «Чему нас учит эпос».
В работе с детьми уделяю большое внимание внеурочным мероприятиям, направленным на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. В начале учебного года у нас прошёл классный час «Правила поведения в школе и на уроках». , классный час «Мы в ответе за тех, кого приручили», формирует чувство ответственности за жизнь и здоровье животных, живущих в доме, воспитывает милосердие. Чтобы классный час не стал формально проведённым мероприятием, а затронула душу ребёнка, часто использую рассказы на этические темы, например «Жестокий урок», «Хъусой». Цель этих рассказов обогащать нравственный опыт ребёнка опытом других людей. При таком подходе дети активно участвуют в обсуждении темы. Так же использую психологические тренинги. Например, такой как «Расскажи мне обо мне» позволяет взглянуть на свои поступки со стороны. Классные часы «Моя родословная», «Все вместе, так и душа на месте» направлены на получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье.
Я считаю, что без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата. Но наладить этот контакт не всегда сразу удаётся. И на это есть ряд причин у меня, как у воспитателя возникают сложности в том, что родители снимают с себя ответственность за формирование моральных ценностей своего ребёнка, перекладывая всё на образовательное учреждение. А вторая - это то, что зачастую современные родители в силу своей постоянной занятости и собственной некомпетентности в вопросах духовно – нравственного воспитания, просто порой не знают, как это сделать.
Поэтому, начиная с первого класса, с родителями своих учеников провожу педагогические консультации, на которых даю рекомендации по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в семье. Девизом этих консультаций является народная мудрость: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
И ещё хотелось бы сказать об очень важном моменте в воспитании духовно-нравственной личности. Детство - это цветущий луг, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к далёкому горизонту. И как важно, чтобы рядом с тобой был любящий, опытный наставник . Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для ученика. Важно не только научить, но и вдохновить своим примером. Сделать себя добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.
Это и есть важнейшее условие успешного развития нашей Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи младших школьников с ОНР. «Аты-баты, буду я солдатом!»
Занятие по развитию речи младших школьников с ОНР. Основной целью данного занятия является воспитание патриотизма, уважения к защитникам Родины, гордости за свой народ, любовь к Роди...

Игровые технологии:развитие речи младших школьников
Работая в начальной школе, я поняла: грамотности учащихся можно добиться ежедневным упорным трудом, начиная с 1класса. И помогают мне в этом … игры. Несмотря на то, что для младших школьников возраста...

Работа по развитию речи младших школьников
Психологические основы уровня развития речи младших школьников, игры и упражнения могут быть использованы и в основной школе....

Тема: «Развитие речи младших школьников через сенсорное воспитание»
Тема: «Развитие речи младших школьников через сенсорное воспитание»...

Консультация для родителей «Особенности развития речи младших школьников»
Во время консультации «Особенности развития речи младших школьников» учитель-логопед знакомит родителей с важностью правильного развития речи для формирования полноцен...

Психологические особенности развития речи младших школьников
Психологическая природа связной речи, проблемы ее становления и развития ....