Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Акиньшина Анна Геннадьевна

Н.С. Лесков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_46_literatura.docx17.7 КБ
Файл urok_46_literatura.pptx863.61 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша».

  1. О.Н.У.
  2. Проверка д/з (проверочная работа по тексту)
  3. Словарная работа (слайд 1). Введение в тему урока

На доске слова из текста произведения. Давайте прочитаем их.

Кунсткамера – музей, собрание редких вещей;
Кизлярка – виноградное кислое вино;
Нимфозория – нечто диковинное, микроскопическое;
Дансе – танец;
Мелкоскоп – микроскоп;
Свистовые – вестовые, посланные для передачи вести;
Тугамент – документ;
Озямчик – крестьянская одежда вроде пальто;
Грандеву – встреча, свидание;
Долбица – таблица.

- Эти слова обычные, мы употребляем их в своей речи?

- А как можно охарактеризовать, назвать эти слова?

- Теперь, ответив на мои вопросы, подумайте какова тема нашего урока?

- Запишем тему нашего урока: Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша» (слайд 2).

- А какова цель нашего урока? (обратить внимание на жанровые особенности сказа, на связь сказа с народным творчеством; осмыслить своеобразие изображения Лесковым особенностей русского национального характера).

4. Работа по теме урока

1) Беседа

- Почему так много в тексте произведения необычных, искаженных слов?

(Рассказчик – простой человек, малограмотный, который изменяет иностранные слова, чтобы было «понятнее». Многие слова приобрели юмористический смысл в духе народного понимания.)

- Для чего автор использует в тексте необычные слова?

(Необыкновенный слог и манера повествования автора придают произведению оригинальность).

- Какие элементы фольклорных произведений вы заметили?

(Зачин: царь «захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть; повторы: император удивляется чудесам, а Платов остается равнодушен к ним; мотив дороги: «сели в карету и поехали»; концовка сказа содержит назидание: «А доведи они Левшины слова в свое время до государя, - в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был»).

- Сюжет произведения прост. Юрий Нагибин определяет его так: «Англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали».

Скажите, что ....

- Что такое сюжет художественного произведения?

2) Игра «Рассыпанные открытки» (слайд 3).  

- Перед вами иллюстрации, на которых изображены основные эпизоды из произведения. Восстановите сюжетную последовательность.

«Англичане дарят русскому императору блоху»

«Николай Павлович посылает Платова в Тулу»

«Работа тульских мастеров»

«Левша на царском приеме»

«Левша в Англии»

«Возвращение Левши в Петербург и его бесславная смерть»

(правильное расположение картинок  - 3,1, 2, 5, 4, 6)

3) Работа с таблицей

Давайте понаблюдаем  за языком сказа. Начертите таблицу (слайд  4).

Найдите в тексте: просторечия, устаревшие слова, заимствованные слова, фразеологические обороты (заполнение таблицы)

просторечия

устаревшие слова

заимствованные слова

фразеологические обороты, характерные для устной речи

дерябнул, приноровлено, откудова,

отопрусь, пустяковина,

шабаш

карета,

извозчики

ажидация, плезирная, форейтор,

 цейгаузы

дать маху,

 как снег на голову

5.Подведение итогов. Рефлексия

- Какие выводы о языке сказа мы можем сделать?

Запись в тетрадь:

  1. широко используется лексика разговорного стиля
  2. много неполных предложений, частиц, обращений, междометий, вводных слов
  3. автор прибегает к самым различным средствам художественной выразительности, но отдаёт предпочтение, которые присущи устному народному творчеству

6. Д/задание составить кроссворд по сказу «Левша»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кунсткамера – музей, собрание редких вещей; Кизлярка – виноградное кислое вино; Нимфозория – нечто диковинное, микроскопическое; Дансе – танец; Мелкоскоп – микроскоп; Свистовые – вестовые, посланные для передачи вести; Тугамент – документ; Озямчик – крестьянская одежда вроде пальто; Грандеву – встреча, свидание; Долбица – таблица.

Слайд 2

Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша».

Слайд 4

просторечия устаревшие слова заимствованные слова фразеологические обороты, характерные для устной речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обзор жизни и творчества Н.С.Лескова. Особенности сюжета повести «Очарованный странник» («Чернозёмный Телемак», 1873).

Урок литературы в 10 классе по творчеству Лескова. Биографические данные писателя, анализ сюжета повести "Очарованный странник"...

Языковые особенности сказа Н.С. Лескова "Левша"

Материалы к уроку литературы в 6 классе...

ЛЕВША - НАРОДНЫЙ УМЕЛЕЦ И ПАТРИОТ СВОЕЙ РОДИНЫ. МАСТЕРСТВО И ТАЛАНТЛИВОСТЬ РУССКОГО НАРОДА. (По сказу Н.С.Лескова "Левша".)

ЛЕВША - НАРОДНЫЙ УМЕЛЕЦ И ПАТРИОТ СВОЕЙ РОДИНЫ. МАСТЕРСТВО И ТАЛАНТЛИВОСТЬ РУССКОГО НАРОДА. (По сказу Н.С.Лескова "Левша".)        ЦЕЛИ:- заинтересовать учащихся лич...

Учебная презентация к уроку литературы в 6 классе "Языковые особенности сказа Н. С. Лескова "Левша"

Учебная презентация построена на основе статьи, опубликованной в журнале "Литература в школе" № 6 в 2000 году...

Презентация к уроку по произведению Н.С. Лескова "Левша" (тема: Диалог культур в сказе Н.С. Лескова "Левша")

Презентация, позволяющая провести чёткий анализ взаимооотношений героев в произведении, выявить авторскую идею....

Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова. Традиции житийной литературы в повести «Очарованный странник»

Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова. Традиции житийной литературы в повести «Очарованный странник»...