Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша».
- О.Н.У.
- Проверка д/з (проверочная работа по тексту)
- Словарная работа (слайд 1). Введение в тему урока
На доске слова из текста произведения. Давайте прочитаем их.
Кунсткамера – музей, собрание редких вещей;
Кизлярка – виноградное кислое вино;
Нимфозория – нечто диковинное, микроскопическое;
Дансе – танец;
Мелкоскоп – микроскоп;
Свистовые – вестовые, посланные для передачи вести;
Тугамент – документ;
Озямчик – крестьянская одежда вроде пальто;
Грандеву – встреча, свидание;
Долбица – таблица.
- Эти слова обычные, мы употребляем их в своей речи?
- А как можно охарактеризовать, назвать эти слова?
- Теперь, ответив на мои вопросы, подумайте какова тема нашего урока?
- Запишем тему нашего урока: Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша» (слайд 2).
- А какова цель нашего урока? (обратить внимание на жанровые особенности сказа, на связь сказа с народным творчеством; осмыслить своеобразие изображения Лесковым особенностей русского национального характера).
4. Работа по теме урока
1) Беседа
- Почему так много в тексте произведения необычных, искаженных слов?
(Рассказчик – простой человек, малограмотный, который изменяет иностранные слова, чтобы было «понятнее». Многие слова приобрели юмористический смысл в духе народного понимания.)
- Для чего автор использует в тексте необычные слова?
(Необыкновенный слог и манера повествования автора придают произведению оригинальность).
- Какие элементы фольклорных произведений вы заметили?
(Зачин: царь «захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть; повторы: император удивляется чудесам, а Платов остается равнодушен к ним; мотив дороги: «сели в карету и поехали»; концовка сказа содержит назидание: «А доведи они Левшины слова в свое время до государя, - в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был»).
- Сюжет произведения прост. Юрий Нагибин определяет его так: «Англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали».
Скажите, что ....
- Что такое сюжет художественного произведения?
2) Игра «Рассыпанные открытки» (слайд 3).
- Перед вами иллюстрации, на которых изображены основные эпизоды из произведения. Восстановите сюжетную последовательность.
«Англичане дарят русскому императору блоху»
«Николай Павлович посылает Платова в Тулу»
«Работа тульских мастеров»
«Левша на царском приеме»
«Левша в Англии»
«Возвращение Левши в Петербург и его бесславная смерть»
(правильное расположение картинок - 3,1, 2, 5, 4, 6)
3) Работа с таблицей
Давайте понаблюдаем за языком сказа. Начертите таблицу (слайд 4).
Найдите в тексте: просторечия, устаревшие слова, заимствованные слова, фразеологические обороты (заполнение таблицы)
просторечия | устаревшие слова | заимствованные слова | фразеологические обороты, характерные для устной речи |
дерябнул, приноровлено, откудова, отопрусь, пустяковина, шабаш | карета, извозчики | ажидация, плезирная, форейтор, цейгаузы | дать маху, как снег на голову |
5.Подведение итогов. Рефлексия
- Какие выводы о языке сказа мы можем сделать?
Запись в тетрадь:
- широко используется лексика разговорного стиля
- много неполных предложений, частиц, обращений, междометий, вводных слов
- автор прибегает к самым различным средствам художественной выразительности, но отдаёт предпочтение, которые присущи устному народному творчеству
6. Д/задание составить кроссворд по сказу «Левша»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша».
просторечия устаревшие слова заимствованные слова фразеологические обороты, характерные для устной речи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обзор жизни и творчества Н.С.Лескова. Особенности сюжета повести «Очарованный странник» («Чернозёмный Телемак», 1873).
Урок литературы в 10 классе по творчеству Лескова. Биографические данные писателя, анализ сюжета повести "Очарованный странник"...
Языковые особенности сказа Н.С. Лескова "Левша"
Материалы к уроку литературы в 6 классе...
ЛЕВША - НАРОДНЫЙ УМЕЛЕЦ И ПАТРИОТ СВОЕЙ РОДИНЫ. МАСТЕРСТВО И ТАЛАНТЛИВОСТЬ РУССКОГО НАРОДА. (По сказу Н.С.Лескова "Левша".)
ЛЕВША - НАРОДНЫЙ УМЕЛЕЦ И ПАТРИОТ СВОЕЙ РОДИНЫ. МАСТЕРСТВО И ТАЛАНТЛИВОСТЬ РУССКОГО НАРОДА. (По сказу Н.С.Лескова "Левша".) ЦЕЛИ:- заинтересовать учащихся лич...
Учебная презентация к уроку литературы в 6 классе "Языковые особенности сказа Н. С. Лескова "Левша"
Учебная презентация построена на основе статьи, опубликованной в журнале "Литература в школе" № 6 в 2000 году...
Презентация к уроку по произведению Н.С. Лескова "Левша" (тема: Диалог культур в сказе Н.С. Лескова "Левша")
Презентация, позволяющая провести чёткий анализ взаимооотношений героев в произведении, выявить авторскую идею....
Особенности языка сказа Н.С. Лескова «Левша»
конспект урока...
Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова. Традиции житийной литературы в повести «Очарованный странник»
Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова. Традиции житийной литературы в повести «Очарованный странник»...