Формирование представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время
материал на тему
материал подготовлен для представления на научно-практической конференции в МО "Красногвардейский район"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
текст выступления на конференции | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «ООШ№14» с.Преображенское
Дьячкова Е.В.
Выдающийся педагог А. Дистервег сказал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». Создание такового напряжения для обучающихся - цель работы современного учителя в рамках ФГОС. Основными целями Федерального государственного стандарта образования нового поколения:
- формирование у обучающихся компетентности, получение знаний, применение их в практике;
- воспитание такой личности, которая:
- свободно общается на родном, на русском и иностранных языках,
- целенаправленно добывает информацию,
- способная правильно применять полученные знания в жизни, усвоившая культуру общения, не боящаяся ошибиться, уверенно чувствующая себя в обществе,
- получила правильное духовное и нравственное воспитание.
Не секрет, что круг вопросов, очерченных темой конференции, отражает сущность предметных и личностных результатов предметной области «Филология». В ООП НОО одним из первых результатов обозначено «формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания», программа ООО корректирует и развивает эти представления.
У учителей возникает логичный вопрос « Как формировать и развивать эти представления?» На мой взгляд, круг методов и форм работы в рамках гуманитарных областей необыкновенно широк и разнообразен. Изучение русского языка в любом из классов среднего и старшего звена начинается с тем о роли русского языка в мире, о его месте среди других языков, о темпах развития и взаимообогащения. Именно с этих вводных уроков начинается то самое представление о многообразии и что важнее о единстве лингвокультурного пространства. Поэтому помощниками на этих уроках являются видео и презентационные подборки, так как современный ребёнок привык всю информацию визуализировать, значит, первые представления должны быть наиболее яркими. Логическое продолжение данной работы – это использование народного материала в качестве примеров изучаемых правил. Пословицы и поговорки разных народов мира, примеры, взятые из народной жизни - не что иное, как формирование культуры современного человека на основе исторических данных.
На мой взгляд, одним из самых успешных вариантов развития языкового и культурного пространства являются интегрированные уроки: история и литература, литература и МХК, русский и адыгейские языки, преподнесённые в рамках одного образовательного пространства, способны запомниться ученикам и помочь им правильно установить организовать межпредметное пространство.
Например в нашей школе очень удачными были опробованные эксперименты русско-адыгейского, русско-английского направления, соединения предмета ОСЭ и литературы ( слайды презентации об имени собственном).
Особо хочется остановиться на уроках, формирующих речевую культуру учащихся. Это моё любимое и, по моему мнению, самое интересное и нужное направление в работе с учащимися. Ведь всё больше становится очевидным, что будущее развитие определяется, прежде всего, уровнем культуры, уровнем понимания проблем, которые необходимо решать, и мудростью человека. Мне представляется совершенно очевидным, что будущее России в значительной мере зависит от того, удастся ли сохранить национальную культуру, нормативный русский язык и образование.
Культура и язык, язык и история народа, язык и общество – эти темы всегда волновали умы не только гуманитариев, но и многих представителей так называемых точных наук. В живом языке народа отражается вся его жизнь, история его материальной и духовной культуры.
Персидский поэт и мыслитель XIII в. Саади сказал:
Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слово не сказал!
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы.
Культура речи – важнейший регулятор системы «человек – культура – язык», проявляющийся в речевом поведении.
Наше время – время активных, предприимчивых, деловых людей.
В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений и оценок. Всё это требует развития коммуникативных возможностей современного человека.
Важнейшим средством коммуникации является слово.
В художественном фильме «Дневник директора школы» есть два любопытных эпизода, имеющих прямое отношение к предмету нашего разговора.
Первый эпизод. Жена директора школы спрашивает мужа, принял ли он на работу учительницу младших классов. Он ей отвечает: «Нет» и добавляет: «К тому же она «транвай» говорит».
Второй эпизод. Директор школы беседует с молодой учительницей, которая подала заявление с просьбой принять её на работу. Директор задаёт своей собеседнице на первый взгляд совершенно безобидный вопрос: «Каким транспортом вы доехали до школы?» Она отвечает: «Троллейбусом». «Каким ещё транспортом можно доехать? – спрашивает директор. «Трамваем», - последовал ответ. Директор удовлетворённо кивнул головой и сказал: «Всё в порядке».
Речевая культура – показатель профессиональной пригодности…
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами родного языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в свое речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на школьный период. Учитель обязан совершенствовать речь ребенка, обогащать его словарный запас, развивать и повышать культуру речи и всех ее выразительных возможностей, ибо речь – это важная и широкая сфера деятельности человека.
Итак, как же я формирую речевую культуру учащихся на уроках русского языка и литературы?
Говоря о необходимости повышения культуры устной и письменной речи своим учащимся, я привожу в пример исторические сведения о воспитании детей в семье Воронцовых, видных политических деятелей эпохи правления Елизаветы Петровны. По свидетельству историков, они рано пристрастились к чтению. Отец выписал им из Голландии хорошо подобранную библиотеку. К 12 годам были прочитаны Вольтер, Расин, Корнель, Буало. Детей с ранних лет привлекали к участию в серьёзных разговорах, знакомили с иностранными послами. Программу воспитания завершали путешествия, во время которых они были обязаны каждую неделю писать отцу, дяде и другим родственникам. Вот как наставлял отец своего юного сына: «…все, что случится достопамятного, записывай, чтобы вояж служил тебе в пользу». Письма юношей производили большое впечатление своей серьёзностью, зрелостью оценок и взглядов.
Обязательна и демонстрация эпизода из к/ф «Двенадцать стульев» (экранизация романа Ильфа и Петрова).
Работа с наглядным материалом (реклама, газеты, журналы и т.д.)
Активная речевая деятельность вырастает из потребности рассказать о своих наблюдениях, мыслях, впечатлениях, чувствах, переживаниях. А такая потребность возникает и складывается тогда, когда жизнь ребенка наполнена разнообразными познавательными интересами и впечатлениями, богата духовно и эмоционально. Вот и выходит, что учить ребенка говорить - это значит учить видеть и наблюдать, думать и чувствовать, - это значит расширять его жизненный опыт.
Одним их эффективных методов формирования речевой культуры учащихся считаю применение игровых, ролевых ситуаций. Обращение на уроке к игре объясняется тем, что её эмоциональность, спонтанность позволяет: во-первых, включить учащихся в занятие неформально, стимулирует его к активному участию в уроке; во-вторых, в любом случае игры - грамматические, лексические, литературные, ролевые способствуют совершенствованию словарного запаса школьников, развитию грамматических, речевых умений и навыков, повышает интерес к предмету: в качестве примеров могут выступать такие лингвистические игры, как подбор нужных частей речи, определений, игра «третий-лишний», составление новых слов из букв орфографически трудного, составление словарных статей, игра в ассоциации и многие другие.
Пример игры: «Вам пришло sms- сообщение»:
«Привед. Как оно? Я в гламуре. Я в Аське» («Привет. Как дела? У меня хорошо. Я подключён к интернет - пейджеру ICQ)
Являясь носителями школьного сленга, учащиеся порой с трудом различают в речи сверстников привычные для слуха «словечки», при этом рекомендуя в своих sms- сообщениях или электронных письмах: «учи албанский» (намёк на то, что писать по-русски или понимать русскую речь автор текста (либо другой комментатор) так и не научился).
Игра со словом – расширяет словарный запас, развивает орфографическую зоркость, закрепляет знания о грамматических категориях (словарные слова в ССЧ – примеры)
Александр Блок в свое время писал: «Спасти русский язык от газет, улицы, специальной иностранной терминологии, политических слов и обывательщины всех видов по-настоящему может только гений, как Пушкин». Поэтому обращение к анализу хороших литературных текстов способно на зрительном уровне сформировать навык правильного говорения, орфографической и пунктуационной грамотности, по сути скрытый призыв: «Давайте говорить и писать правильно!»
Успех преподавания в большинстве своем определяется личностью учителя и его творческим подходом. А источников формирования представлений о языковом пространстве в жизни содержится очень много.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».
Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых результатов. Должно...
Система работы по развитию творческих способностей обучающихся 5-11 классов на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время
В данной работе я попыталась обосновать острую необходимость в развитии творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и во внеурочное время. Доказала, что научить всех школьников пользо...
«Развитие творческих способностей обучающихся 5 класса на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время»
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Предлагаю соединить технологию педагогических мастерских, применяемую на уроках русского язык...
Развитие творческих способностей и личности учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время
СодержаниеВведениеI. Изложение - традиционный вид учебной работы по развитию творческих способностей школьниковII. Технология развития мыслительной активности учащихся на уроках русского я...
Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время
В докладе содержатся методические рекомендации по организации исследовательской работы на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время....
ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
В статье описана проектно-исследовательская деятельность на уроках русского зыка и литературы и во внеурочное время...
ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
В современной школе необходимо использование технологий и методов, которые формировали бы активную и самостоятельную позицию учащихся в учении и были направлены на развитие познавательной и твор...