Конспект урока по теме "Семантика" для 8 класса
план-конспект занятия (8 класс) на тему
Конспект урока словесности для 8 класса по теме "Семантика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по теме "Семантика" | 15.92 КБ |
konspekt_uroka_po_slovesnosti_v_8_klasse_semantika.docx | 15.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по словесности в 8 классе.
Тема. Что такое семантика. Лексическое значение слова и семантика.
Цели: расширить представления о средствах языка художественной словесности; дать понятие о семантике; формировать умение определять значение слова при употреблении языка, в конкретной ситуации; совершенствовать навыки анализа текста; развивать умение сопоставлять, обобщать, делать выводы; воспитывать культуру речи.
Оборудование: портрет И.С.Тургенева, мультимедийные средства, Толковый словарь И.С. Ожегова.
Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирование навыков и умений с элементами практикума.
Ход урока
- Организационный этап.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Беседа.
-Ребята, перед вами портрет(Презентация). Кто изображен на нём? (Иван Сергеевич Тургенев). Какое знаменитое стихотворение в прозе этого писателя вы знаете? («Русский язык»). Почему Тургенев называет язык могучим, свободным?
- Язык как орудие мышления и общения прежде всего система слов, именно в слове язык обретает свою цельность и завершенность, формируясь в процессе взаимодействия слов .Что является основной единицей языка? Какой раздел русского языка изучает слова, их значения? (Лексикология) Наука, изучающая лексику, ее развитие и функционирование, называется лексикологией.
- Специальный раздел лексикологии, в котором изучаются значения слов и причины изменения значений, именуют семасиологией (от греч.semasia- значение, смысл +logos). Лексикология и семасиология тесно между собой связаны, так как значение слова выступает "душой" самого слова. Поскольку слово образует тесное формальное и смысловое единство, то его описание целесообразно вести в двух аспектах - лексикологическом и семасиологическом, не отрывая их друг от друга. Таким образом, слово имеет лексическое значение и семантическое (семантика слова).
-Назовите цель нашего урока. (Определить чем отличается лексическое значение слова от семантического.)
- Какие задачи ?
III. Актуализация опорных знаний.
- - Где мы можем найти информацию о лексическом значении слов? (В толковых словарях). Какие толковые словари вы знаете?
- Подумайте, может ли значение слова оказаться еще богаче в живом разговоре или в художественном произведении? (Может.)
2. Постановка темы урока.
- Итак, значение слова может зависеть при его конкретном употреблении, поэтому тогда говорят уже не о лексическом значении, а о семантическом. Или по-другому можно сказать о семантике слова.
IV. Работа над темой урока.
- Запись темы урока в тетради. (Презентация)
Запись определения, что такое семантика в тетради.
- Работа по учебнику. Чтение 3 и 4 абзаца. (Значение слова нет в «Толковом словаре русского языка». Значение этого слова в отрывке из рассказа И.С.Тургенева «Бирюк»)
- Формулирование выводов.
- Практическая работа по группам (6 групп по 5 человек)
Задание для 1- ой(4-ой) группы: изучить цитату из словарной статьи С.И. Ожегова о лексическом значении слова жизнь; привести собственные примеры употребления слова жизнь в каждом из пяти значений.(Составить предложения). Проанализировать предложения из художественных произведений (Нац. корпус языка)
Задание для 2-ой (5-ой) группы – слова земля.
Задание для 3-ей (6-ой) группы слово вода.
- Выступление групп. Формулирование выводов.
V. Подведение итогов урока
Составление синквейна «Семантика»
Домашнее задание: подобрать предложения из художественных произведений со словами земля, вода, жизнь (по группам)
Предварительный просмотр:
Конспект урока по словесности в 8 классе.
Тема. Что такое семантика. Лексическое значение слова и семантика.
Цели: расширить представления о средствах языка художественной словесности; дать понятие о семантике; формировать умение определять значение слова при употреблении языка, в конкретной ситуации; совершенствовать навыки анализа текста; развивать умение сопоставлять, обобщать, делать выводы; воспитывать культуру речи.
Оборудование: портрет И.С.Тургенева, мультимедийные средства, Толковый словарь И.С. Ожегова.
Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирование навыков и умений с элементами практикума.
Ход урока
- Организационный этап.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Беседа.
-Ребята, перед вами портрет(Презентация). Кто изображен на нём? (Иван Сергеевич Тургенев). Какое знаменитое стихотворение в прозе этого писателя вы знаете? («Русский язык»). Почему Тургенев называет язык могучим, свободным?
- Язык как орудие мышления и общения прежде всего система слов, именно в слове язык обретает свою цельность и завершенность, формируясь в процессе взаимодействия слов .Что является основной единицей языка? Какой раздел русского языка изучает слова, их значения? (Лексикология) Наука, изучающая лексику, ее развитие и функционирование, называется лексикологией.
- Специальный раздел лексикологии, в котором изучаются значения слов и причины изменения значений, именуют семасиологией (от греч.semasia- значение, смысл +logos). Лексикология и семасиология тесно между собой связаны, так как значение слова выступает "душой" самого слова. Поскольку слово образует тесное формальное и смысловое единство, то его описание целесообразно вести в двух аспектах - лексикологическом и семасиологическом, не отрывая их друг от друга. Таким образом, слово имеет лексическое значение и семантическое (семантика слова).
-Назовите цель нашего урока. (Определить чем отличается лексическое значение слова от семантического.)
- Какие задачи ?
III. Актуализация опорных знаний.
- - Где мы можем найти информацию о лексическом значении слов? (В толковых словарях). Какие толковые словари вы знаете?
- Подумайте, может ли значение слова оказаться еще богаче в живом разговоре или в художественном произведении? (Может.)
2. Постановка темы урока.
- Итак, значение слова может зависеть при его конкретном употреблении, поэтому тогда говорят уже не о лексическом значении, а о семантическом. Или по-другому можно сказать о семантике слова.
IV. Работа над темой урока.
- Запись темы урока в тетради. (Презентация)
Запись определения, что такое семантика в тетради.
- Работа по учебнику. Чтение 3 и 4 абзаца. (Значение слова нет в «Толковом словаре русского языка». Значение этого слова в отрывке из рассказа И.С.Тургенева «Бирюк»)
- Формулирование выводов.
- Практическая работа по группам (6 групп по 5 человек)
Задание для 1- ой(4-ой) группы: изучить цитату из словарной статьи С.И. Ожегова о лексическом значении слова жизнь; привести собственные примеры употребления слова жизнь в каждом из пяти значений.(Составить предложения). Проанализировать предложения из художественных произведений (Нац. корпус языка)
Задание для 2-ой (5-ой) группы – слова земля.
Задание для 3-ей (6-ой) группы слово вода.
- Выступление групп. Формулирование выводов.
V. Подведение итогов урока
Составление синквейна «Семантика»
Домашнее задание: подобрать предложения из художественных произведений со словами земля, вода, жизнь (по группам)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)
Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...
Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке (из цикла уроков «Ремесла Кубани») конспект урока в 7 классе
Цель: познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой. Задачи:углубить эстетические познания учащихся о народном дек...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.
ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...
План – конспект урока в 6 классе Тема урока: «Английский язык в мире» по УМК В.П.Кузовлева "Английский язык 6 класс"
Урок построен в увлекательной форме с использованием групповой работы...
Презентация урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику "Spotlight"; Конспект урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику Spotlight
Программа семинара учителей английского языка на тему: «Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС"Презентация на тему "Активные методы обчения на уроках английского я...