Конспект урока по теме "Семантика" для 8 класса
план-конспект занятия (8 класс) на тему

Бондаренко Ольга Леонидовна

Конспект урока словесности для 8 класса по теме "Семантика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 Конспект урока по словесности в 8 классе.

Тема. Что такое семантика. Лексическое значение слова и семантика.

Цели: расширить представления о средствах языка художественной словесности; дать понятие о семантике; формировать умение определять значение слова при употреблении языка, в конкретной ситуации; совершенствовать навыки анализа текста; развивать умение сопоставлять, обобщать, делать выводы; воспитывать культуру речи.

Оборудование: портрет И.С.Тургенева, мультимедийные средства, Толковый словарь И.С. Ожегова.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирование навыков и умений с элементами практикума.

                         Ход урока

  1. Организационный этап.
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Беседа.

-Ребята, перед вами портрет(Презентация). Кто изображен на нём? (Иван Сергеевич Тургенев). Какое знаменитое стихотворение в прозе этого писателя вы знаете? («Русский язык»). Почему Тургенев называет язык могучим, свободным?

  -  Язык как орудие мышления и общения прежде всего система слов, именно в слове язык обретает свою цельность и завершенность, формируясь в процессе взаимодействия слов .Что является основной единицей языка? Какой раздел русского языка изучает слова, их значения? (Лексикология) Наука, изучающая лексику, ее развитие и функционирование, называется лексикологией.

-  Специальный раздел лексикологии, в котором изучаются значения слов и причины изменения значений, именуют семасиологией (от греч.semasia- значение, смысл +logos). Лексикология и семасиология тесно между собой связаны, так как значение слова выступает "душой" самого слова. Поскольку слово образует тесное формальное и смысловое единство, то его описание целесообразно вести в двух аспектах - лексикологическом и семасиологическом, не отрывая их друг от друга. Таким образом, слово имеет лексическое значение и семантическое (семантика слова).

   -Назовите  цель нашего урока. (Определить чем отличается лексическое значение слова от семантического.)

- Какие задачи  ?

III. Актуализация опорных знаний.

  1.  - Где мы можем найти информацию о лексическом значении слов? (В толковых словарях). Какие толковые словари вы знаете?

 - Подумайте, может ли значение слова оказаться еще богаче  в живом разговоре или в художественном произведении? (Может.)

2. Постановка темы урока.

 - Итак, значение слова может зависеть при  его конкретном употреблении, поэтому тогда говорят уже не о лексическом значении, а о семантическом. Или по-другому можно сказать о семантике слова.

IV. Работа над темой урока.

  1. Запись темы урока в тетради. (Презентация)

Запись определения, что такое семантика в тетради.

  1. Работа по учебнику. Чтение 3 и 4 абзаца. (Значение слова  нет  в «Толковом словаре русского языка». Значение этого слова в отрывке из рассказа И.С.Тургенева «Бирюк»)
  2. Формулирование выводов.
  3. Практическая работа по группам (6 групп по 5 человек)

Задание для 1- ой(4-ой) группы: изучить цитату из словарной статьи С.И. Ожегова о лексическом значении слова жизнь; привести  собственные примеры употребления слова жизнь в каждом из пяти значений.(Составить предложения). Проанализировать предложения из художественных произведений (Нац. корпус языка)

Задание для 2-ой (5-ой)  группы – слова земля.

Задание для 3-ей (6-ой) группы слово вода.

  1. Выступление групп. Формулирование выводов.

V. Подведение итогов урока

                 Составление синквейна «Семантика»

  Домашнее задание: подобрать предложения из художественных произведений со словами земля, вода, жизнь (по группам)

             



Предварительный просмотр:

                                 Конспект урока по словесности в 8 классе.

Тема. Что такое семантика. Лексическое значение слова и семантика.

Цели: расширить представления о средствах языка художественной словесности; дать понятие о семантике; формировать умение определять значение слова при употреблении языка, в конкретной ситуации; совершенствовать навыки анализа текста; развивать умение сопоставлять, обобщать, делать выводы; воспитывать культуру речи.

Оборудование: портрет И.С.Тургенева, мультимедийные средства, Толковый словарь И.С. Ожегова.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирование навыков и умений с элементами практикума.

                         Ход урока

  1. Организационный этап.
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Беседа.

-Ребята, перед вами портрет(Презентация). Кто изображен на нём? (Иван Сергеевич Тургенев). Какое знаменитое стихотворение в прозе этого писателя вы знаете? («Русский язык»). Почему Тургенев называет язык могучим, свободным?

  -  Язык как орудие мышления и общения прежде всего система слов, именно в слове язык обретает свою цельность и завершенность, формируясь в процессе взаимодействия слов .Что является основной единицей языка? Какой раздел русского языка изучает слова, их значения? (Лексикология) Наука, изучающая лексику, ее развитие и функционирование, называется лексикологией.

-  Специальный раздел лексикологии, в котором изучаются значения слов и причины изменения значений, именуют семасиологией (от греч.semasia- значение, смысл +logos). Лексикология и семасиология тесно между собой связаны, так как значение слова выступает "душой" самого слова. Поскольку слово образует тесное формальное и смысловое единство, то его описание целесообразно вести в двух аспектах - лексикологическом и семасиологическом, не отрывая их друг от друга. Таким образом, слово имеет лексическое значение и семантическое (семантика слова).

   -Назовите  цель нашего урока. (Определить чем отличается лексическое значение слова от семантического.)

- Какие задачи  ?

III. Актуализация опорных знаний.

  1.  - Где мы можем найти информацию о лексическом значении слов? (В толковых словарях). Какие толковые словари вы знаете?

 - Подумайте, может ли значение слова оказаться еще богаче  в живом разговоре или в художественном произведении? (Может.)

2. Постановка темы урока.

 - Итак, значение слова может зависеть при  его конкретном употреблении, поэтому тогда говорят уже не о лексическом значении, а о семантическом. Или по-другому можно сказать о семантике слова.

IV. Работа над темой урока.

  1. Запись темы урока в тетради. (Презентация)

Запись определения, что такое семантика в тетради.

  1. Работа по учебнику. Чтение 3 и 4 абзаца. (Значение слова  нет  в «Толковом словаре русского языка». Значение этого слова в отрывке из рассказа И.С.Тургенева «Бирюк»)
  2. Формулирование выводов.
  3. Практическая работа по группам (6 групп по 5 человек)

Задание для 1- ой(4-ой) группы: изучить цитату из словарной статьи С.И. Ожегова о лексическом значении слова жизнь; привести  собственные примеры употребления слова жизнь в каждом из пяти значений.(Составить предложения). Проанализировать предложения из художественных произведений (Нац. корпус языка)

Задание для 2-ой (5-ой)  группы – слова земля.

Задание для 3-ей (6-ой) группы слово вода.

  1. Выступление групп. Формулирование выводов.

V. Подведение итогов урока

                 Составление синквейна «Семантика»

  Домашнее задание: подобрать предложения из художественных произведений со словами земля, вода, жизнь (по группам)

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке (из цикла уроков «Ремесла Кубани») конспект урока в 7 классе

Цель:  познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой. Задачи:углубить эстетические познания учащихся о народном дек...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Презентация урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику "Spotlight"; Конспект урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику Spotlight

Программа семинара учителей английского языка на тему: «Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС"Презентация на тему "Активные методы обчения на уроках английского я...