Нет важнее человека, чем мама
план-конспект урока (8 класс) на тему

Никеева Виктория Васильевна

Какое нежное красивое слово "Мама". Нет ближе и роднее человека, чем мама. Без неё на свете трудно жить. Дети знакомятся  со стихотворением "Мама" Санджи Каляева,  с песней "Мама"  калмыцкого композитора и певца Аркадия Манджиева 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл halmg_literatur_8_klass.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

                     Хальмг литератур 8 класс.

                             «Экяс дунгя кун уга»

-Мендүт, куукд.                                                                                       -Мендүд, багш.

-Мини нерн Виктория Васильевна, эндр би тана класст

хальмг литературин кичәл өгнәв.

- Здраствуйте ребята, меня зовут Виктория Васильевна                   - Здраствуйте.

сегодня я у Вас буду вести урок калмыцкой литературы.

  -Тадн нанд ода теңгрин бәәдлин

 тускар цөөкн зәңг тогтатн.

- Ребята давайте поговорим о погоде.

- Эндр һаза ямаран өдр зогсчана? Нарн бәәнү аль уга?                     - Сяяхн одр зогсчана. Нарн бәәнә.

-Какая сегодня погода на улице?                                                           -Светит солнышко. Ясно.

- Салькн уләнә? Ямаран салькн уләнә?                                                 -Уләнә. Хаврин салькн, уләнә.

-Дует ли ветер на улице? Какой ветер дует?                                        -Дует теплый  ветер

үүкд ода нанд келтн, ямаран жилин цаг hаза?                                    - Хавр.

- Скажите мне, пожалуйста, какое время года на улице?                    - Весна.

- Йир сән.

- Ягад тадн медвт хавр ирснь, хаврин темдг келтн?                            - Со ахрдна, одр утдна.

- По каким приметам вы узнали приход весны?                                 -День длинее, ночь короче.

-Молодцы, хорошо.                                                                                                

- Хаврин ямаран гурвн цаг меднят?                                                      - Мога, морн, хон.

-Какие три весенних месяца знаете?                                                     - Март, апрель, май.

- Сян. Хорошо.

 - Эндр сарин ямаран одр?                                                                     - Мога сарин тавн.

- Какое сегодня число?                                                                           - Пятое марта.                                                                                                                                                                                                           - Куукд ода эн зург хялягяд, зянг тогтатн. (Рассказ по картине).

- Посмотрите на картину и составьте мне предложения о весне.      

- Эн зургт тадн ю узжянят? Ямаран жилин цаг?                                    - Хаврин хальмг тег.

- Что изображено на картине? Какое время года?                                  - Калм.степь. Весна.

- Ямаран онгтя цецгуд узжянят? Келтн нанд.                                         - Улан, оошг, шар цецг.

- Какого цвета цветы?                                                                                - Красные, розовые, желтые.                                                                              

- Ямаран нертя эн цецгуд?                                                                         -Бамб цецг.

- Как называются эти цветы?                                                                    - Тюльпаны.

- Сян. Йир сян. Очень хорошо.

-Дякяд тадн ю узжянят? Юн идшлня кеер?                               - Кеер дала морд, ход, укрмуд идшлня.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

-Кого вы видите высоко в небе?                                                       -Степных орлов.

-Тенгрт тадн ю узжянят?                                                                   -Тенгрт гярд шовуд нисчяня.  

- Куукд одахн мадн ямаран няр темглдлявидн?                              -Цаган –сар.

- Какой праздник мы отмечали прошлые выходные?                     - Праздник весны. Цаган-сар.

-

                                                                                                                                                                                                                                                                         

- Ода куукд даржнгуд келтн.                                                                 1.Темяч темянд терг татж,

                                                                                                                   Тергян дуургяд темс ачж.        

                                                                                                                   2.Аавин кол деер

                                                                                                                   Ээжин хар дах.

                                                                                                                   Ээжин кол деер

                                                                                                                   Аавин хар дах.

                                                             (Физминутка)

- Ня. Ода куукд цугар босад амрлгн кехм.                        

Хур, хур нааран йов, хуц махн цааран йов.

Мондр, мондр цааран йов, морня махн наран йов.

-Куукд келтн нанд, ямаран сян одр оорджяня?                                                      - Мога сарин няямн.

-Ребята, скажите мне пожалуйста какой праздник приближается?                     -Восьмое марта.

-Ода куукд мана кичялин тор Калян Санжин бичсн шулг «Ээж»

- Ребята тема нашего урока стихотворение Санджи Каляева «Мама».

  НА ДОСКЕ НАПИСАНЫ СЛОВА: ЭЭЖ, МАМА, ОЛГИГИМ  СААТУЛЛА, ООРМ ОР ЦЯЯЛГЛЯ, ООРМ МАНАЧ БОЛЛА.

 УЧАЩИЕСЯ  ЧИТАЮТ СТИХОТВОРЕНИЕ ПО СТОЛБИКАМ.

-Эн шулг кеня тускар?                                                                               - Шулг экин тускар.

-О ком говорится в стихотворении?                                                          -О маме.

- «Ээж» гисн угяс энкр юмн бяядви?                                                         -Уга.

- Что может быть дороже слова «мама»?                                                  -Нет ничего дороже и роднее.  

 Экяс энкр кун уга. Эк мадниг бичкн цагас авн хяляня.

Нет ближе и роднее человека, чем наша мама.  

 

 - Ода куукд нанд экин тускар  улгурмуд келтн.  

- Расскажите мне какие пословицы о маме вы знаете?  

 1. Экяс дунгя кун уга.                                                                            

 2. Экин санан – урнд, урня санан кодэд.

 3.Ухата эк – булин кишг.

-Орчлултн эн гурвн улгур.

-Переведите пословицы на русский язык.

-Куукд намаг сонгстн, ода тадн эн шулгяс удан

эгшгудтя угмуд олад, девтртян бичтн.

-Ребята, послушайте меня вам надо найти в тексте

слова с двойными гласными и записать тетрадь.

-Подчеркнув карандашом.

                 ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

-Ээжд нерядсн шулгуд бяяня, дала дун чигн бяяня.

- Очень много стихотворений и песен посвящено мамам.

- Манжин Аркадин дун «Ээж мини» ода сонстн.

- А сейчас прослушайте песню Аркадия Манжиева «Мама».

-Куккд хойр амн угяр тадн нанд эвряннь экин тускар келтн.                          - Мини эк цаган саната,

                                                                                                                                 -Ухата. Сяяхн.

-Расскажите мне о своих мамах.

 -Куукд тадн эвряннь экнртян бас сян белг белдчкуд?                                      - Белдчкувидн.

- Ребята, вы наверное все приготовили подарки своим мамам?                      - Да. Приготовили.

-Куукд, тана  ширя деер, таднд  би  цаас тявчкляв. Узжянят?                           -Узжянявидн.

- Ребята, у вас на столах лежат заготовки из которых

мы будем делать тюльпанчик.

-Тадн эврян меджянят, кенд эн бамб цецг мадн нерядхм?                               - Экнртян.

-Вы наверное догадались, для кого мы делаем наши подарки?                       - Нашим мамам.

 УЧАЩИЕСЯ ВЫПОЛНЯЮТ ОРИГАМИ С УЧИТЕЛЕМ. (ПОКАЗ).

-Куукд келтн нанд? Тадн экнртян ягад нокд болжанат?

- Нежядяр босат келтн.                                                                                           -Ааг-сав уганав.

                                                                                                                                 - Герян ахулнав.

                                                                                                                                 -Ус зооняв.  

                                                                                                                                 - Хот чаннав.

- Йир сян. Тадн цугар экнртян нокд болжанат. Сян куукд.

-Очень хорошо. Вы все помощники своим мамам.

- Куукд хойр амн угяр тадн нанд эвряннь экин тускар келтн.

Повторить слова написанные на доске. Запомнить.

Подведение итогов.

-Куукд таднд эн кичялд ю таасгдв?                                             - Экин тускар умшсн шулг…

-Что вам понравилась на уроке?                                                 - Стихи о маме, подарок-тюльпанчик.

- Тадн ю медвт?                                                                              -Экяс дунгя кун уга.

-Что вы узнали ?                                                                             -Нет никого роднее, чем мамочка.

 -Куукд таднд кичял таасн болхла, эвряннь улан альман нааран олгтн.

- Ребята если вам понравилось на уроке, красное яблоко вы повесьте на наше дерево.

- Эс таднд кичял таасгдсн уга, ноган альман бас наран олгтн.

- Если вы не поняли урок зеленое яблоко тоже повесьте на дерево.

Эндр тадн ийр сяяняр колдвт. Цугар ни-негн бяятн. Сургулян сяяняр суртн!

-Сегодня вы все хорошо поработали. Живите дружно. Учитесь на отлично!

    Выставляю оценки за урок.

-Мана гиичд би бас ханлтан оргжяняв.

-Эн орджях куукд кууня сян одрля би тадниг эврянь халун зуркясн йоряжяняв.

Куукдтя – шуугтаган ни – негн бяятн. Кок тенгр дора, корстя газр деер олн

 Деедс бурхд таниг евятхя!

Сян байрта харгжай!

                                                                                                                               

Хальмг келня багш: Никеева В.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час - концерт «Мамы разные нужны, мамы разные важны».

«Мама» - самое первое слово, его малыш произносит, не научившись еще и ходить. Пока ребенок маленький, мама и кормит его, и поит, и укачивает в колыбели. Мама и пожалеет, и приласкает, и наставит на п...

Сценарий праздника 8 Марта "Мамы разные нужны! Мамы разные важны!"

Сценарий праздника 8 марта на тему "Мамы разные нужны! Мамы разные важны!" был разработан для учащихся 1-6 классов школы для глухих детей. В подготовке и проведении праздника приняли участие учителя н...

Внеклассное мероприятие посвящённое 8-му марта, тема: "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны"

Тема: "Мамы разные нужны, мамы разные важны"Цель:    воспитание любви и чувства благодарности к маме и бабушкеПодготовительная работа:    Портреты мам и бабушек. Рис...

Мамы разные нужны. Мамы разные важны.

Первые профессии, о которые узнает ребенок, - это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни: воспитатель, врач, продавец, кассир в магазине, водитель автоб...

Уроки о Великой Отечественной Войне на английском языке. Образовательный проект "Самый важный человек. Урок памяти". Методическая разработка.

Урок о войне, песня о войне, сценка о войне, грамматические упражнения с военной тематикой. Описание цикла уроков английского языка для 8 класса общеобразовательных школ по программе "Спотлайт&qu...

«В жизни каждого важна и нужна мама»

Цель: Поддержание традиций бережного отношения к женщине, закрепить семейные устои, отметить значение в нашей жизни главного человека – матери.Задачи:- формировать уважительного отнош...