Мир природы в творчестве Тукая
материал на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» Елабужского муниципального района РТ
IХ региональная научно-практическая конференция школьников
«Тукаевские чтения»
«Мир природы в творчестве Габдуллы Тукая»
Выполнила:
Иванова Алина, 3 «Б» класс,
МБОУ «Средняя школа № 5»
Руководитель:
Софронова Вера Васильевна,
учитель родного языка.
Елабуга, 2018 г.
.Содержание.
I. Введение.....................................................................................................3
II. Основная часть…………………………………………………..…....4-7
- Природа и экология………………………………………………..........4
- «Мир природы в творчестве Габдуллы Тукая» …………………....5-6
III. Заключение………………………………………………………..........7
IV. Использованная литература…………………………………….........8
I. Введение.
Человек и природа — это два нераздельных понятия. Как человек не может обойтись без природы, так и природа не может существовать без человека. Для нас природа – это глубокие синие озера и реки, густые леса, звенящие, хрустальные родники. Иногда, кажется, что человек забыл, что без природы он не может существовать. Ведь он дышит ее воздухом, ест плоды, пьет воду. И так мало заботится, чтобы сохранить свое окружение!.. Ведь беречь природу-долг каждого.
В воспитании любви к окружающей среде огромную роль играют литературные произведения, ведь именно писатели самыми первыми забили тревогу об охране природы. Через литературу они призывали людей встать на защиту своей матушки-земли, учили видеть эту красоту: утренний рассвет, шелест дождя, сияние солнца, красота роз и солнечных ромашек...
Тема моей научной работы : « Экология в творчестве Г.Тукая».
Актуальность исследования. Несмотря на то, что жизнь и творчество Г. Тукая изучено очень хорошо, все тайны еще не раскрыты, потому что Г.Тукай – это не только великий поэт и писатель, а еще и художник, рисовавший словом, поэтому тема природы у Г. Тукая заслуживает более подробного изучения.
Цель и задачи исследования – Целями исследования являются:
- Знакомсто с термином “Экология”
- Обзор стихотворений, посвященных природе и проблеме экологии.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
II. Основная часть
1. Природа и экология
Что же это такое природа? Для нас природа это - вода, воздух, солнце, животные, растения, т.е. все то, что нас окружает. А экология? Красивое иностранное слово… И сейчас, пожалуй, не найдешь человека, который не слышал бы его. Эколо́гия (греч.слово) состоит из двух частей: эйкое — обиталище, жилище, дом, имущество и логос — закон, учение, наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель еще в 1866 году в своей книге «Общая морфология организмов». Это понятие вошло в нашу жизнь, ведь человек не может жить без природы. Для нас, жителей Земли очень важно, чтобы наша планета оставалась чистой.
Если она так и будет пополняться грязью, то все растения могут погибнуть, и животные погибнут, в том числе мы тоже можем погибнуть. Поэтому нужно беречь природу, чтобы не только мы, но и наши дети могли любоваться ее, чувствовать запах цветов и радоваться чистому небу…
2. «Мир природы в творчестве Габдуллы Тукая»
Мое знакомство с великим поэтом Г.Тукаем началось еще в детском саду и продолжилось уже в школе. «Су анасы» и «Шүрәле», « Ребенок и бабочка » - все это я запомню на долго, ведь именно в них можно увидеть всю любовь поэта к родным местам. Он смотрит на природу как на таинственный и загадочный мир - мир сказки. Здесь все красиво : «от малины, земляники всё в лесу пестрым- пестро», «бархатистым одеялом расстилается трава», «птичий щебет, звонкий лепет раздавались в тишине», «лес словно войско Чингисхана, многошумен и могуч», «солнечный свет ласкает и любит». Давайте, попробуем услышать и увидеть все это глазами самого Г.Тукая…
Лишь денек!
Не обижай
И не трогай меня, малышок!», - так заканчивается одно из самых любимых моих стихотворений « Ребенок и Бабочка». В таком коротком диалоге заключен очень глубокий смысл. Бабочка - это самая красивая, нежная, беззащитная часть природы. Для бабочки важно все - солнце, воздух, бескрайние леса и поля, душистые луга, ее жизнь всего лишь день и чтобы насладиться им, бабочке необходимо еще и милосердие человека.
Для меня всегда казалось смешным, как лесного жителя ловко обманул простой юноша, и я никогда не задумывалась, для чего поэт выбрал именно такой сюжет. Оказалось это не только сказка для нас - детишек, но и зов на помощь. Если сравнить поведение Шурале и человека, что же мы увидим? Человек пришел рубить лес, да так заработался, что даже ничего вокруг не замечал, а Шурале выступает в роли защитника леса, и теперь уже не он отрицательный герой, а человек. Получается, он обидел не только лесного жителя, но и саму природу.
А что же мы видим в «Су анасы?» И кто она? В древних временах, люди поклонялись природе и считали, что у всего есть хозяин, защитник - у солнца, земли, леса. А хранителем воды считалась Су анасы ( Водяная), она оберегала воду не только для рыб и растений, но и для людей, ведь по мнению самого автора, Су анасы могла жить только в чистой воде. И этот поступок мальчика нам всем дал понять, что нельзя не только брать чужое, а еще и так поступать с природой.
Если каждый человек начнет безнаказанно вырубать леса, загрязнять воду и воздух, то леса, луга и реки, в которых могут обитать Шурале, Су анасы могут остаться только в сказках.
Для Г.Тукая важно, чтобы люди научились ценить и любить свое окружение, в его стихах мы можем увидеть как дружбу человека и животного («Гали и коза»), так и жестокость людей («Бедняга заяц»), где человек ничем не отличается от волка. Животные и птицы для него как люди. Ласковая кисонька, прекрасная ласточка, верный друг Акбай и т.д.- каждый из них ждет от нас защиты.
Очень много стихов Г.Тукай посвятил временам года, в них мы видим настроение самого поэта, потому что Г.Тукая и природа - это одно целое. Весна – одно из любимых времён года поэта, потому что весна это перемена не только в природе, но и в душе каждого человека, в том числе и самого поэта. Природа у Г.Тукая - ветер, дождь, роса, буран, солнце, луна - “умеет говорить, плакать, радоваться”.
III. Заключение.
Природа в творчестве Г.Тукая занимает огромное место, потому что Тукай и природа одно целое. Почему же она так важна для него? В чем особенность природы Г.Тукая в отличии от других писателей и поэтов?
Любовь к природе заложено у поэта еще в детстве. Как нам известно,его детство прошло в деревне. Если лето - это сенокос, ягоды, рыбалка; осень- уборка урожая,а зима это целая жизнь...
Но люди не стоят на месте, строятся заводы и фабрики. Хоть поэт и не изучал экологию, но он понимал, как влияет человек на природу. Всеми своими силами пытался научить их любить свою родину и все живое ,что нас окружает. Несмотря на то, что прошло уже много лет, тема экологии остается актуальной и наша задача через стихи великого поэта воспитать в себе защитника природы.
IV. Использованная литература
- Нуруллин И.З. Напевы мятежного саза. О жизни и творчестве Габдуллы Тукая. – М.: Детская литература, 1986. – 222 с.
- Г. Тукай. Избранное в двух томах. т.2. Казань, Таткнигоиздат, 1961г.
- Г.Тукай. Стихотворения, поэмы и сказки. Казань, Таткнигоиздат, 1986 г.
4. Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация - викторина "Жизнь и творчество Г.Тукая"
Презентацию можно использовать в викторине, посвященной творчеству Г.Тукая....
Тест по творчеству Г.Тукая
Габдулла Тукай тормышы һәм иҗаты буенча тест (Рус мәктәбенең 7 сыйныфындагы тат. төркемнәре өчен)...
Тест по творчеству Г. Тукая (на тат. языке)
Габдулла Тукай иҗаты һәм тормышы буенча тест....
Интеллектуальная игра "Жизнь и творчество Г.Тукая".
Г.Тукайның тормыш юлы һәм иҗаты буенча интеллектуаль уен - Тамчы шоу эшкәртмәсе....
Презентация к уроку татарского языка на тему: "Жизнь и творчество Габдуллы Тукая"
Презентация к уроку татарского языка на тему:Жизнь и творчество Габдуллы Тукая" с содержанием иллюстраций, заданий и кроссворда....
Методическая разработка урока по теме "Природа творчества. История и современность народных художественных промыслов".
Данная методическая разработка включает в себя разработку урока. Будет полезна учителям трудового обучения и технологии....
Рецензия на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу естественнонаучной направленности «Природа, творчество, экология» для учащихся 12-16 лет
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Природа, творчество, экология» для учащихся 12-16 лет самостоятельно разработана Берш...