конспект урока стихотворение А.С. Пушкина "Зимнее утро"
план-конспект урока (6 класс) на тему
Конспект урока "Стихотворение А.С. Пушкина "Зимнее утро"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_14.stihotvorenie.docx | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 14. Стихотворение «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха.
Цель: познакомить со стихотворением А.С. Пушкина «Зимнее утро», развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста, дать понятие об антитезе, о двухсложных размерах стиха.
Планируемые результаты: умение извлекать из текста необходимую информацию, анализировать поэтический текст, аргументировать свою точку зрения, отличать ямб от хорея, строить монологическое высказывание, воспринимать литературоведческие тексты.
- Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих на учебном занятии).
- Проверка домашнего задания: выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Узник»
- Работа по теме урока.
- Слово учителя с элементами беседы.
Стихотворения, в которых изображаются картины природы, относятся к жанру пейзажной лирики. Природа для поэзии – зеркало, в котором она яснее видит свой облик. Природа не только тема поэзии, но и ее идеал – пример истинной красоты, гармонии, целесообразности.
- Работа со стихотворением «Зимнее утро» (выразительное чтение стихотворения учителем. Предварительно чтение статьи о стихотворении стр.55. Обсуждении вопросов 1,2 статьи «Размышляем о прочитанном» стр.56.
- Знакомство с понятием антитеза – противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи. (запись в тетради нового термина и его определение).
- Работа по развитию речи (обсуждение вопроса рубрики «Совершенствуем свою речь» стр.57).
- Анализ поэтического текста, работа над выразительным чтением:
- Какое настроение создается в первой строфе? (радости, бодрости, восхищения природой).
- С помощью каких средств, создается такое настроение? (прежде всего, с помощью эмоционально окрашенной лексики первой строфы: мороз, солнце, чудесный, друг прелестный, красавица, Аврора, звезда).
- Прочитаем выразительно первую строфу, стараясь передать ее настроение. Как и почему меняется настроение во второй строфе? (лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение: вьюга злилась, мутном небе, мгла, бледное пятно, тучи мрачные, печальная сидела).
- Как бы изменилось настроение стихотворения, если бы не было второй строфы? (исчезли бы острота восприятия, чувство удивления, неожиданности).
- Прочитаем выразительно вторую строфу. Интонация может быть несколько монотонной, перечислительной. Паузами подчеркнем переход от грустных воспоминаний к радости. ( и ты печальная сидела (пауза) А нынче (пауза) погляди в окно)
- Сравнения обычно выражаются оборотами со словами как, будто, словно. Найдите в стихотворении такое сравнение (Луна как бледное пятно).
- Сравнения могут быть выражены и существительными в творительном падеже: «Великолепными коврами…снег лежит». Почему поэт использует такое сравнение? (Передает восторг перед красотой природы, создает ощущение мягкости, пушистости, роскошности этих снежных ковров).
- Есть ли в стихотворении еще подобная конструкция? («Звездою севера явись»).
Критик Белинский писал о стихе Пушкина: «… он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч, густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря».
- Какой прием помогает Белинскому создать такой яркий образ стихов Пушкина? (сравнение).
- Какими красками можно нарисовать картину, изображенную в третьей строфе (чистыми, прозрачными: голубой, зеленой, серебристой, оттенить картину черными штрихами, рисующими «прозрачный лес»).
- Какие образы, эпитеты, слова повторяются в стихотворении и с какой целью? (однокоренные слова блестя, блестит, блеском передают ощущение праздничности, нарядности природы; повторение эпитета милый (встречается дважды) создает настроение радостного и немного печального умиления).
- Куда стремится лирический герой из уюта комнаты? (герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение свободы, воли, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы и красоты жизни).
- Работа со статьей «Двухсложные размеры стиха». (стр. 58-59). (Обучающиеся читают статью, записывают определение двухсложных размеров в тетради, приводят примеры стихотворений написанных ямбом («И.И. Пущину», «Зимнее утро») и хореем («Зимний вечер». Для лучшего запоминания размеров предложить применять мнемонические правила например: поле-поля, земли – земля (в первых словах ударение на первый слог – это хорей, во вторых словах на второй слог – это ямб).
- Закрепление изученного материала.
- Лексика второй строфы стихотворения противопоставлена лексике первой. Благодаря противопоставлению подчеркивается выразительность стиха, усиливается впечатление от красоты и восхищения природой в дальнейшем описании. Как называется такой прием в литературоведении (антитеза). (Далее обсуждение 3 вопроса рубрики «Размышляем о прочитанном» стр.57).
- Как отличить ямб от хорея?
- Подведение итогов урока.
Что изображает А.С. Пушкин в стихотворении «Зимнее утро» (картину природы, пейзаж, а через него - свое настроение, свои чувства, переживания).
А.С. Пушкин наполнил содержание пейзажной лирики размышлениями об очень сложных вопросах человеческой жизни: о том, в каких отношениях находятся человек и природа, как соотносятся явления природы и движения души человека, есть ли в природе разумное, божественное начало, или она стихийна и бессмысленна. Таково и стихотворение «Зимнее утро». В нем поэт показал связь внутреннего состояния человека с меняющейся природой.
Зима не усыпляет человека, а призывает его к действию, бодрит. Разбушевавшаяся стихия (мгла носилась, вьюга злилась) стремится к гармонии и восстанавливает ее третья строфа). Пушкин подчеркивает таинственное единство человека и природы: движение, красота природы пробудили лирического героя к жизни, творчеству, радости воспоминаний.
Домашнее задание
- Выучить наизусть стихотворение «Зимнее утро».
- Выучит определение двухсложных размеров стиха, подобрать примеры стихотворений, написанных ямбом и хореем.
- Прочитать роман А.С. Пушкина «Дубровский»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе для 5 класса по теме "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро""
Представлен конспект урока литературы в 5 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро"" по программе Г.С. Меркина...
Поэтическое наследие И.С.Тургенева. Триптих «Вариации» /анализ стихотворения И.С.Тургенева «Утро туманное, утро седое…» («В дороге»)/
Цель урока: – познакомить обучающихся с поэтическим наследием И.С.Тургенева– выявить основн...
Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""
В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...
Конспект и презентация к уроку литературы "Причуды матушки-зимы" (А. С. Пушкин "Зимнее утро").
Разработка представляет собой интегрированный урок литературы, ИЗО и музыки. Дети познакомятся с пейзажной лирикой Пушкина, а именно со стихотворением "Зимнее утро". Вспомнят, что такое композиция, из...
План-конспект урока в 10 классе "Утро Обломова".
План-конспект урока в 10 классе "Утро Обломова" может использоваться в качестве методического материала для учителей по литературе....
Конспект урока литературы в 5 классе. А.С. Пушкин. Стихотворение "Зимнее утро"
Урок был проведен в ходе эксперимента с целью выявления влияния музыки на воприятие лирики Пушкина....
Конспект урока: сочинение по картине Т.Н. Яблонской “Утро”
В данном уроке учитель знакомит учеников с произведением художника Т.Н. Яблонской. На основе ее картины ученики пишут сочинение. В начале урока учитель вместе с учениками обсуждает картину....