конспект урока стихотворение А.С. Пушкина "Зимнее утро"
план-конспект урока (6 класс) на тему

Иксанова Вероника Римовна

Конспект урока "Стихотворение А.С. Пушкина "Зимнее утро"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_14.stihotvorenie.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 14. Стихотворение  «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха.

        Цель: познакомить со стихотворением А.С. Пушкина «Зимнее утро», развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста, дать понятие об антитезе, о двухсложных размерах стиха.

Планируемые результаты: умение извлекать из текста необходимую информацию, анализировать поэтический текст, аргументировать свою точку зрения, отличать ямб от хорея, строить монологическое высказывание, воспринимать литературоведческие тексты.

  1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих на учебном занятии).
  2. Проверка домашнего задания: выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Узник»
  3. Работа по теме урока.
  1. Слово учителя с элементами беседы.

Стихотворения, в которых изображаются картины природы, относятся к жанру пейзажной лирики. Природа для поэзии – зеркало, в котором она яснее видит свой облик. Природа не только тема поэзии, но и ее идеал – пример истинной красоты, гармонии, целесообразности.

  1. Работа со стихотворением «Зимнее утро» (выразительное чтение стихотворения учителем.  Предварительно чтение статьи о стихотворении стр.55. Обсуждении вопросов 1,2 статьи «Размышляем о прочитанном» стр.56.
  2. Знакомство с понятием антитеза – противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи. (запись в тетради нового термина и его определение).
  3. Работа по развитию речи (обсуждение вопроса рубрики «Совершенствуем свою речь» стр.57).
  4. Анализ поэтического текста, работа над выразительным чтением:
  • Какое настроение создается в первой строфе? (радости, бодрости, восхищения природой).
  • С помощью каких средств, создается такое настроение? (прежде всего, с помощью эмоционально окрашенной лексики первой строфы: мороз, солнце, чудесный, друг прелестный, красавица, Аврора, звезда).
  • Прочитаем выразительно первую строфу, стараясь передать ее настроение. Как и почему меняется настроение во второй строфе? (лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение: вьюга злилась, мутном небе, мгла, бледное пятно, тучи мрачные, печальная сидела).
  • Как бы изменилось настроение стихотворения, если бы не было второй строфы? (исчезли бы острота восприятия, чувство удивления, неожиданности).
  • Прочитаем выразительно вторую строфу. Интонация может быть несколько монотонной, перечислительной. Паузами подчеркнем переход от грустных воспоминаний к радости. ( и ты печальная сидела (пауза) А нынче (пауза) погляди в окно)
  • Сравнения обычно выражаются оборотами со словами как, будто, словно. Найдите в стихотворении такое сравнение (Луна как бледное пятно).
  • Сравнения могут быть выражены и существительными в творительном падеже: «Великолепными коврами…снег лежит». Почему поэт использует такое сравнение? (Передает восторг перед красотой природы, создает ощущение мягкости, пушистости, роскошности этих снежных ковров).
  • Есть ли в стихотворении еще подобная конструкция? («Звездою севера явись»).

Критик Белинский писал о стихе Пушкина: «… он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч, густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря».

  • Какой прием помогает Белинскому создать такой яркий образ стихов Пушкина? (сравнение).
  • Какими красками можно нарисовать картину, изображенную в третьей строфе (чистыми, прозрачными: голубой, зеленой, серебристой, оттенить картину черными штрихами, рисующими «прозрачный лес»).
  • Какие образы, эпитеты, слова повторяются в стихотворении и с какой целью? (однокоренные слова блестя, блестит, блеском передают ощущение праздничности, нарядности природы; повторение эпитета милый (встречается дважды) создает настроение радостного и немного печального умиления).
  • Куда стремится лирический герой из уюта комнаты? (герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение свободы, воли, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы и красоты жизни).
  1. Работа со статьей «Двухсложные размеры стиха». (стр. 58-59). (Обучающиеся читают статью, записывают определение двухсложных размеров в тетради, приводят примеры стихотворений написанных ямбом («И.И. Пущину», «Зимнее утро») и хореем («Зимний вечер». Для лучшего запоминания размеров предложить применять мнемонические правила например: поле-поля, земли – земля (в первых словах ударение на первый слог – это хорей, во вторых словах на второй слог – это ямб).
  1. Закрепление изученного материала.
  • Лексика второй строфы стихотворения противопоставлена лексике первой. Благодаря противопоставлению подчеркивается выразительность стиха, усиливается впечатление от красоты и восхищения природой в дальнейшем описании. Как называется такой прием в литературоведении (антитеза). (Далее обсуждение 3 вопроса рубрики «Размышляем о прочитанном» стр.57).
  • Как отличить ямб от хорея?
  1. Подведение итогов урока.

Что изображает А.С. Пушкин в стихотворении «Зимнее утро» (картину природы, пейзаж, а через него  - свое настроение, свои чувства, переживания).
А.С. Пушкин наполнил содержание пейзажной лирики размышлениями об очень сложных вопросах человеческой жизни: о том, в каких отношениях находятся человек и природа, как соотносятся явления природы и движения души человека, есть ли в природе разумное, божественное начало, или она стихийна и бессмысленна. Таково и стихотворение «Зимнее утро». В нем поэт показал связь внутреннего состояния человека с меняющейся природой.

Зима не усыпляет человека, а призывает его к действию, бодрит. Разбушевавшаяся стихия (мгла носилась, вьюга злилась) стремится к гармонии и восстанавливает ее третья строфа). Пушкин подчеркивает таинственное единство человека и природы: движение, красота природы пробудили лирического героя к жизни, творчеству, радости воспоминаний.

Домашнее задание

  1. Выучить наизусть стихотворение «Зимнее утро».
  2. Выучит определение двухсложных размеров стиха, подобрать примеры стихотворений, написанных ямбом и хореем.
  3. Прочитать роман А.С. Пушкина «Дубровский»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе для 5 класса по теме "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро""

Представлен конспект урока литературы в 5 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро"" по программе Г.С. Меркина...

Поэтическое наследие И.С.Тургенева. Триптих «Вариации» /анализ стихотворения И.С.Тургенева «Утро туманное, утро седое…» («В дороге»)/

Цель урока:               –   познакомить обучающихся с поэтическим наследием И.С.Тургенева–   выявить основн...

Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""

В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...

Конспект и презентация к уроку литературы "Причуды матушки-зимы" (А. С. Пушкин "Зимнее утро").

Разработка представляет собой интегрированный урок литературы, ИЗО и музыки. Дети познакомятся с пейзажной лирикой Пушкина, а именно со стихотворением "Зимнее утро". Вспомнят, что такое композиция, из...

План-конспект урока в 10 классе "Утро Обломова".

План-конспект урока в 10 классе "Утро Обломова" может использоваться в качестве методического материала для учителей по литературе....

Конспект урока литературы в 5 классе. А.С. Пушкин. Стихотворение "Зимнее утро"

Урок был проведен в ходе эксперимента с целью выявления влияния музыки на воприятие лирики Пушкина....

Конспект урока: сочинение по картине Т.Н. Яблонской “Утро”

В данном уроке учитель знакомит учеников с произведением художника Т.Н. Яблонской. На основе ее картины ученики пишут сочинение. В начале урока учитель вместе с учениками обсуждает картину....