Рабочая программа по русскому родному языку 5-9 кл
рабочая программа на тему
поможет при составлении программы по предмету "Русский родной язык"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_russkiy_rodnoy_yazyk_i_ktp.docx | 61.27 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 «Многопрофильная»
СОГЛАСОВАНО Руководитель МО _________ С.Н.Литвиненко «_____» ___________2018 Заместитель директора ___________Е.В. Загородняя «____» ____________2018 | Пункт 2.2. Основной образовательной программы основного общего образования (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования») |
Рабочая программа
Предметная область: родной язык и родная литература
Учебный предмет: родной язык (русский)
Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), с законом Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
Планируемые результаты.
Изучение предметной области "Родной язык и родная литература" должно обеспечить:
воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Личностные результаты
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
• освоение общекультурного наследия России;
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к истории, культурным памятникам;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
- устойчивый познавательный интерес и способность к самообразованию на основе мотивации
Выпускник получит возможность для формирования:
- готовности к самообразованию и самовоспитанию;
- стремления к речевому самосовершенствованию;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
Целеполагание:
• целеполаганию, включая постановку новых целей;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели;
Планирование:
• планировать пути достижения целей;
Самоконтроль и рефлексия:
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
Речевая деятельность:
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
Умение работать с текстом:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять не только главную, но и избыточную информацию;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
• откликаться на содержание текста, понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Навыки проектной и исследовательской работы
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
ИКТ компетентность
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
• использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
• осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора.
Предметные результаты
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Выпускник научится:
Осознавать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;
понимать и истолковывать значения слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи; понимать особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;
понимать и истолковать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;
понимать и истолковывать значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знать источники крылатых слов и выражений;
понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке; распознавать слова, заимствованные русским языком из языков народов России и мира; иметь общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики;
определять различия между литературным языком и диалектами;
соблюдать нормы русского речевого этикета;
использовать словари,
осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка и правила речевого этикета;
обогащать активный и потенциальный словарный запас;
соблюдать основные орфоэпические и акцентологические норм современного русского литературного языка;
употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической;
соблюдать основные лексические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать основные грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать основные нормы русского речевого этикета;
соблюдать основные орфографические нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе);
соблюдать основные пунктуационные нормы современного русского литературного языки (в рамках изученного в основном курсе);
совершенствовать различные виды устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации), а именно:
владеть различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным, критическим‚ интерактивным) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
владеть различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
уметь дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных;
классифицировать фактический материал по определённому признаку; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между выявленными фактами;
уметь соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план текста;
проводить анализ прослушанного или прочитанного текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем; основных типов текстовых структур (индуктивные, дедуктивные, рамочные / дедуктивно-индуктивные, стержневые/индуктивно-дедуктивные);
владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; приёмами работы с заголовком текста, оглавлением, списком литературы, примечаниями и т.д.; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использование графиков, диаграмм, схем для представления информации;
владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;
уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений, поздравление; и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
уметь строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов (ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка), рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
владеть умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения сущности объекта; оценки.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»
5 класс (17 ч)
Раздел 1. Язык и культура (3 ч).
Роль родного языка жизни человека. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека.
Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа.
Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.
Раздел 2. Культура речи (6 часов).
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Правила речевого этикета: нормы и традиции.
Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (8 ч).
Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи.
Текст как единица языка и речи.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи.
Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).
Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.
Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.
Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.
6 класс (17 ч)
Раздел 1. Язык и культура (3 ч)
Краткая история русского литературного языка. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы.
Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира.
Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов.
Раздел 2. Культура речи (6ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные).
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы, антонимы, омонимы и их использование в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки в речи.
Варианты грамматической нормы. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.
Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст Язык и речь. Виды речевой деятельности(8 ч) .
Текст как единица языка и речи. Текст, тематическое единство текста. Тексты разных стилей речи.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».
Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение.
Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа).
Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа).
Структура устного ответа. Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.
Публицистический стиль. Устное выступление.
Язык художественной литературы. Описание внешности человека.
Описание состояния человека.
7 класс (17 ч)
Раздел 1. Язык и культура (3 час)
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества.
Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы. Архаизмы.
Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.
Раздел 2. Культура речи (6 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в действительных и страдательных причастиях‚ деепричастиях‚ наречиях.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы. Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи в употреблении глаголов, причастий, деепричастий и наречий.
Литературный и разговорный варианты грамматической нормы.
Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз.
Невербальный (несловесный) этикет общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. Язык и речь. Виды речевой деятельности (8ч).
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала.
Текст как единица языка и речи. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.
Сильные позиции в художественных текстах. Притча.
Комплексный анализ текста (3ч)
8 класс (17 ч)
Раздел 1. Язык и культура (3 ч)
Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова
праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские слова.
Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.
Раздел 2. Культура речи (6 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных в словах иностранного происхождения.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном, публицистическом, художественном и разговорном стилях речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Нормы построения словосочетаний по типу согласования.
Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство
Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ.
Речевая агрессия. Способы противостояния речевой агрессии.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст . Язык и речь. Виды речевой деятельности (8 ч).
Основные методы, способы и средства получения, переработки
информации.
Текст как единица языка и речи. Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации.
Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.
Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности.
Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная дискуссия
Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу.
9 класс (17 ч)
Раздел 1. Язык и культура (3 ч)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение).
Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость.
Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Раздел 2. Культура речи (6 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и речевая избыточность. Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости и речевой избыточностью.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Правильное построение словосочетаний по типу управления.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.
Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Этикет Интернет-переписки, Интернет-дискуссии, Интернет-полемики.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (8 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертексты.
Афоризмы. Прецендентные тексты.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Русский родной язык».
5 класс.
№ | Раздел. | Тема урока. | Неурочные формы |
1 | Язык и культура (3 ч). | Роль родного языка жизни человека. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. | |
2 | Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. | ||
3 | Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. | ||
4 | Культура речи (6 ч). | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. | Орфоэпическая викторина |
5 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. | Лексическая дуэль. | |
6 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка | ||
7 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка | Грамматические бои. | |
8 | Правила речевого этикета: нормы и традиции. | Ролевая игра | |
9 | Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. | ||
10 | Речь. Речевая деятельность. Текст (8 ч). | Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи. | Я поэт. |
11 | Текст как единица языка и речи. | ||
12 | Функциональные разновидности языка. | ||
13 | Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. | Я редактор. | |
14 | Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное). | Я редактор. | |
15 | Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста. | Я редактор. | |
16 | Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган. | Я редактор. | |
17 | Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ. | Конкурс сочинителей. |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Русский родной язык».
6 класс.
№ | Раздел. | Тема урока. | Неурочные формы. |
1 | Язык и культура (3 ч) | Краткая история русского литературного языка. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы. | |
2 | Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира | ||
3 | Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. | Знаки фразеологизмов (игра) | |
4 | Культура речи (6 ч). | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. | Орфоэпические бои |
5 | Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные). | ||
6 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы, антонимы, омонимы и их использование в речи. | Викторина | |
7 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки в речи. | ||
8 | Варианты грамматической нормы. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. | ||
9 | Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. | Ролевая игра | |
10 | Речь. Речевая деятельность. Текст Язык и речь. Виды речевой деятельности(8 ч) | Текст как единица языка и речи. Текст, тематическое единство тек-ста. Тексты разных стилей речи. | |
11 | Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины». | Конкурс рассказчиков | |
12 | Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. | ||
13 | Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). | Игра «Ученые» | |
14 | Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям. | ||
15 | Публицистический стиль. Устное выступление. | Я оратор | |
16 | Язык художественной литературы. Описание внешности человека. | ||
17 | Описание состояния человека. |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Русский родной язык».
7 класс.
№ | Раздел. | Тема урока. | Неурочные формы. |
1 | Язык и культура (3ч) | Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. | |
2 | Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы. Архаизмы. | ||
3 | Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи. | ||
4 | Культура речи (6 ч). | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в действительных и страдательных причастиях‚ деепричастиях‚ наречиях. | Орфоэпическая дуэль |
5 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы. Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов в речи | Знаток паронимов (игра) | |
6 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи в употреблении глаголов, причастий, деепричастий и наречий. | Я редактор | |
7 | Литературный и разговорный варианты грамматической нормы. | ||
8 | Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. | ||
9 | Невербальный (несловесный) этикет общения. | ||
10 | Речь. Речевая деятельность. Текст Язык и речь. Виды речевой деятельности(8 ч) | Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала. | Ролевая игра |
11 | Текст как единица языка и речи. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение. | ||
12 | Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре. | ||
13 | Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. | Конкурс объявлений | |
14 | Сильные позиции в художественных текстах. Притча. | ||
15 | Комплексный анализ текста | ||
16 | Комплексный анализ текста | ||
17 | Комплексный анализ текста |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Русский родной язык».
8 класс.
№ | Раздел. | Тема урока. | Неурочные формы. |
1 | Язык и культура (3ч) | Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские слова. | |
2 | Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы. | ||
3 | Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике. | ||
4 | Культура речи (6 ч). | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных в словах иностранного происхождения. | Орфоэпическая дуэль |
5 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном, публицистическом, художественном и разговорном стилях речи. | Знаток терминов (игра) | |
6 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка | ||
7 | Нормы построения словосочетаний по типу согласования. Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство | ||
8 | Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ. | Поисковики | |
9 | Речевая агрессия. Способы противостояния речевой агрессии. | ||
10 | Речь. Речевая деятельность. Текст Язык и речь. Виды речевой деятельности(8 ч) | Основные методы, способы и средства получения, переработки информации. | |
11 | Текст как единица языка и речи. Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. | ||
12 | Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении | ||
13 | Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств | ||
14 | Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление. | Ролевая игра | |
15 | Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. | ||
16 | Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная дискуссия | ||
17 | Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу. | Я к Вам пишу (конкурс писем) |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Русский родной язык».
9 класс.
№ | Раздел. | Тема урока. | Неурочные формы |
1 | Язык и культура (3ч) | Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). | |
2 | Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. | ||
3 | Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. | ||
4 | Культура речи (6 ч). | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём. | Орфоэпический поиск |
5 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и речевая избыточность. Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости и речевой избыточностью. | ||
6 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Правильное построение словосочетаний по типу управления | ||
7 | Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. | ||
8 | Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений. | ||
9 | Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Этикет Интернет-переписки, Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. | Ролевая игра. | |
10 | Речь. Речевая деятельность. Текст Язык и речь. Виды речевой деятельности(8 ч) | Язык и речь. Виды речевой деятельности. Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение. | |
11 | Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. | ||
12 | Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка. | Создатели шуток и анекдотов. | |
13 | Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. | Конкурс делового письма | |
14 | Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. | ||
15 | Публицистический стиль. Проблемный очерк. | ||
16 | Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертексты. | ||
17 | Афоризмы. Прецендентные тексты. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому родному языку
Рабочая программа по русскому родному языку предназначена для обучающихся 5-9 классов общеобразовательной школы...
Проект рабочей программы по русскому родному языку в 5 классе
Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учётом...
Рабочая программа по русскому родному языку
Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» для 5- 9 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому родному языку и н...
Аннотация к рабочей программе по русскому родному языку
Аннотация к рабочей программе по русскому родному языку...
Рабочая программа по русскому (родному) языку 9 класс
Рабочая программа по русскому (родному) языку...
Рабочая программа по русскому родному языку 8 класс
Раздел I «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)» «Русский родной язык»Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается...
Рабочая программа по русскому родному языку 9 класс
Раздел I «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)» «Русский родной язык»Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается...