Воспитание ответственности и любви к «братьям нашим меньшим». ( по рассказу А.П.Чехова «Каштанка»)
план-конспект урока (5 класс) на тему
Урок литературы в 5 классе на тему воспитания ответственности и любви к "братьям нашим меньшим"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок литературы 5 класс | 20.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. Букина Марина Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
МБОУ« Безруковская основная общеобразовательная школа»
Название материала: Воспитание ответственности и любви
к «братьям нашим меньшим».
( по рассказу А.П.Чехова «Каштанка»)
Предмет: литература
Возраст: 11 лет
Класс: 5
Тема: Воспитание ответственности и любви к «братьям нашим меньшим» ( по рассказу А.П.Чехова «Каштанка»)
Эпиграф: «Мы в ответе за тех, кого
приручили»
А.де Сент – Экзюпери
«Маленький принц»
Цели:
развивать навыки правильного и осознанного чтения, умение эмоционально откликаться на прочитанное;
учить устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать взаимосвязь происходящих событий с картинами природы;
развивать умение формировать свои эмоционально-оценочные суждения;
обогащать внутренний мир детей;
воспитывать любовь к животным
Учитель:
Вступительное слово
В этом году исполняется 150 лет со дня рождения великого русского писателя, драматурга, врача А.П.Чехова.
Антон Павлович Чехов родился в 1860г. в городе Таганроге, в большой семье, у него было пять братьев и одна сестра. Его отец Павел Егорович был владельцем бакалейной лавки, дети помогали отцу в лавке, по очереди сидели в лавке. При своих очень скудных средствах отец всем детям дал образование в гимназии, учил музыке.
Отец был страстным любителем музыки, самоучкой играл на скрипке. Мать Евгения Яковлевна была простая, тихая женщина. Она вносила в жизнь детей много ласки и добра.
Когда Антоше исполнилось восемь лет, его отдали в гимназию, где уже учились старшие братья. Когда Антоша был в четвертом классе гимназии, при таганрогском уездном училище был открыт ремесленный класс, где обучали сапожному и портняжному ремеслу. В этот класс принимали желающих и из других учебных заведений. Антоша с братьями Иваном и Николаем стали учиться в этом классе. Антоша учился портняжному ремеслу, выучился шить себе брюки и жилеты и был очень доволен.
В архиве таганрогского уездного училища в книге заказов до сих пор сохранилась запись: «Ученику Чехову (Антону) брюки из его материала, им же сделанные».
После гимназии Антон Чехов поступает в университет, на медицинский факультет. Чехов становится студентом и писателем. Сначала печатается в журналах и подписывается под своими работами Антоша Чехонте.
Антон Павлович действительно был врачом, он лечил бесплатно больных, раздавал лекарства, принимал участие в борьбе с эпидемией холеры.
Из Москвы Антон Павлович переселяется в деревню Мелихово.
Чехову очень нравилось жить в Мелихове. (слайд с домом) Ему нравилось сажать деревья, ставить скворечники, пускать рыбок в пруду, нравилась собственная комната с письменным столом, с камином, с большим окном.(слайд кабинет)
Зимой окна до половины заносило снегом, и Чехову особенно весело было, когда с сугроба заглядывали в них зайцы.
Весной в окна смотрели цветущие яблони, за которыми ухаживал сам Антон Павлович. Он любил цветы, животных; его радовала близость с природой.
У Чехова сформировалось отношение к живой природе, как к соучастнику человеческой жизни. В чеховских рассказах деревья, цветы, облака, собаки, волки чувствуют и думают, как люди, это можно увидеть в рассказах «Агафья», «Каштанка», «Белолобый», «Страх». Герои его рассказов огорчаются, радуются, волнуются, грустят.
Сегодня мы с вами будем работать с рассказом «Каштанка», который дома вы прочитали. Обычно у любого произведения есть прототипы.
Обратимся (знакомство с термином) к литературоведческому словарю - прототип (от греч. прообраз)- реальное лицо, представление о котором послужило автору основой для создания литературного характера, типа.
Как вы думаете был прототип у героини этого рассказа?
Ответы учеников: Да, у писателя, наверное, была собака, может, ему кто - то рассказал похожую историю.
Учитель: Действительно, у героини рассказа « Каштанка» был прототип.
Послушаем сообщения учеников о происхождении сюжета этого произведения.
Сообщения ученика:
“Впервые рассказ был опубликован в 1887 году в газете “Новое время” Рассказ имел название “В ученом обществе”. С измененным названием “Каштанка” рассказ вышел в 1892.
В доме Чехова часто бывал артист Василий Григорьев, и Чехов нередко записывал его меткие словечки, а однажды написал целый рассказ о случае в Тамбове, о собаке, попавшей в цирк. Это и послужило темой для “Каштанки”. Земляк Чехова из Таганрога, не окончив гимназии, стал работать учеником у столяра. У этого столяра была рыжая собака, которую звали Каштанкой. С этой Каштанкой друг Чехова часто ходил на прогулку, она была верным спутником, участником всех мальчишеских проказ. И все думали, что Антон Павлович описал именно эту Каштанку”.
Учитель:
Существует еще одна история создания «Каштанки»?
Сообщение ученика:
О происхождении сюжета этого [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] рассказывает знаменитый клоун-дрессировщик В. Дуров в книге «Мои звери». Он утверждает, что Чехов использовал историю, произошедшую с его рыжей собакой Каштанкой, которую Дуров подобрал на улице, обучил, и которая во время очередного представления сбежала к старому хозяину.
Учитель
Кто является главной герои ней рассказа?
Ответы учеников:
Собака Каштанка
Почему рассказ называется именно так?
Почему именно Каштанка? Как связано с каштаном?
Ответ учеников: Рассказ назван по имени главного героя. Собака была рыжего цвета.
Каштан – дерево с плодами коричневого цвета, вероятно, шерсть у собаки была коричневая, каштановая, поэтому собаку назвали Каштанка.
Учитель:
Дайте характеристику Каштанки, свои ответы подтвердите текстом
Ответы учеников:
Молодая собака – помесь таксы с дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу. Каштанка делила все человечество на две неравные части: на хозяев и на заказчиков. Первые, то есть, хозяева, ели, пили, имели право бить ее, а вторых она сама имела право хватать за икры.
Веселая, подвижная, умная, преданная
Учитель:
Зачитайте отрывки, которые вам больше всего понравились.
2-3 учащихся зачитывают отрывки
Учитель:
Теперь работа по группам
Каждой группе задание.
1 группа работает с вопросом – Что случилось с Каштанкой, что чувствовала Каштанка, когда осталась одна?
2 группа работает с вопросом - Что испытала Каштанка, оказавшись в новой обстановке? Как она себя вела?
3 группа работает с вопросом - Что нравилось Каштанке в новой жизни и чего ей не хватало?
Ответы подтвердите текстом:
1 группа
Она бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился Каштанкою овладели отчаяние и ужас, стала горько плакать, от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту.
2 группа
С умилением и любопытством глядела на незнакомца, много съела, разлеглась среди комнаты, протянула ноги, и, чувствуя во всем теле приятную истому, завиляла хвостом. В первый же вечер, когда Незнакомец потушил лампу, но вдруг неожиданно ею овладела грусть. Она вспомнила Луку Александрыча, его сына Федюшку, уютное место под верстаком
3 группа
Нравилось, что незнакомец дает много еды, обстановка, запахи не нравились.
Она вспомнила Луку Александрыча, его сына Федюшку, уютное место под верстаком. Вспомнила она, что в длинные зимние вечера, когда столяр строгал или читал вслух газету, Федюшка обыкновенно играл с нею Он заставлял ее ходить на задних лапах, изображал из нее колокол, давал ей нюхать табаку” Зато у незнакомца есть одно очень важное преимущество – он дает много есть и, ни разу не ударял ее, не затопал ногами и ни разу не крикнул: “По-шла вон треклятая!” где лучше – у незнакомца или у столяра?”
Учитель:
Каштанке было хорошо у незнакомца?
Ответы учеников:
У незнакомца Каштанке было хорошо, ее кормили, у нее было свое тепленькое местечко.
Учитель:
Какие чувства испытала Каштанка при встрече со старым хозяином?
Ответы учеников:
- Огромная радость Каштанки – встреча со старыми хозяевами в цирке и возвращение к ним. “вместо слов “Талант! Талант!” услышать мнение столяра: “А ты, Каштанка, недоумение
Учитель:
У Чехова есть особенность - все его произведения кажутся незаконченными, Выполняя домашнее задание, вы на некоторое время вы становились писателями. У вас было задание закончить рассказ Чехова «Каштанка»,
Ответы учеников: зачитывают мини -сочинения
Учитель: Спасибо, ребята никто из вас не написал, что Каштанка вернулась к незнакомцу, где ее кормили, где у нее был свой матрасик, где у нее был успех, и она сама похорошела? Почему, ребята?
Ответы учеников:
Собака самое преданное животное, она всегда помнит своего хозяина.
Каштанка чувствует бесконечную преданность и любовь к первому своему хозяину, другу. У каждого из вас есть собака , которая по своей воле никогда вас не поменяет на другого хозяина, ваша собака всегда рада вам, с радостью бежит к вам навстречу, лижет руки, у нее никогда не бывает плохого настроения, она не может вас обидеть.
Учитель:
Вспомните, как смотрит на вас ваша собака – с любовью и преданностью, она настоящий друг.
Правильно ли выбран эпиграф к нашему уроку?
Ответы учеников:
Эпиграф выбран правильно, ведь мы действительно не должны бросать тех, кто нас любит, тех, кого мы приручили.
Мы действительно несем ответственность за тех животных , которые были взяты в наш дом.
Учитель: Я согласна с вашими ответами и уверена, что никто из вас не выбросит на улицу кошку или собаку , вы добрые и отзывчивые ребята!
Итоги урока:
Понравилось ли на уроке? Что нового вы узнали?
Что запомнилось больше всего?
Что вы сегодня сделаете, когда увидите своего преданного друга?
Список литературы:
1. Н.Н.Скатов. Нужен Чехов// Литература в школе.- 2004. - №7. – с.2-5.
2 . С. Прокурова . А.П. Чехов и Л.А.Авилова .// Литература в школе.- 2004. - №7. –
с.23-28.
3. Э.С.Афанасьев. Гоголь – Чехов :эстетика «малых величин» .// Литература в
школе.- 2006. - №10. – с.2-8.
4.А.Г. Головочева. А.П.Чехов и Крым: поэтика и поэзия диалога. // Литература в
школе . – 2008. - №2. - с.7-11.
5. А.П. Чехов. Избранные сочинения. Вступительная статья Г. Бердникова
«Творческое наследие Чехова в современном мире».
М., 1986 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе на тему "Повторение имени существительного на материале рассказа А.П.Чехова "Каштанка"
Повторение и систематизация знаний, полученные при прохождении темы "Имя существительное". Проверка знаний с помощью теста....
ПЛАН – КОНСПЕКТ урока «О братьях наших меньших» (по рассказу Л. Андреева «Кусака»)
Цель данного урока - познакомить учащихся с авторской позицией Л. Андреева по отношению к «братьям нашим меньшим» в рассказе «Кусака", способствовать развитию в ребёнке гуманного отношения ...
ПЛАН – КОНСПЕКТ урока «О братьях наших меньших» (по рассказу Л. Андреева «Кусака»)
Цель данного урока - познакомить учащихся с авторской позицией Л. Андреева по отношению к «братьям нашим меньшим» в рассказе «Кусака", способствовать развитию в ребёнке гуманного отношения ...
Рассказ А.П. Чехова "Каштанка" в картинках
Построчное иллюстрирование рассказа "Каштанка" А.П. Чехова. Иллюстрации создавались воспитанниками на протяжении всей моей профессиональной жизни....
Урок по литературе "Собачья верность (по рассказу А.П. Чехова "Каштанка")
Открытый урок, 5 класс...
Кроссворд по рассказу А. П. Чехова «Каштанка».
Данный кроссворд можно использовать на уроках литературы по творчеству писателя, а также отдельные вопросы использовать во внеурочной работе по предмету (в рамках предметной недели)....
Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев в рассказе Л. Н. Андреева «Кусака»"
Цели:Образовательные:1) познакомить учащихся с историей создания рассказа «Кусака»;2) учиться различать добро и зло в понятийном плане; приводить примеры из личного опыта, характеризующие понятийные к...