Развитие творческих способностей учащихся через индивидуальную образовательную траекторию
статья на тему
ИОТ – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика. Она специально разрабатывается для конкретного ученика. Реализация такой программы требует тесного сотрудничества ученики и учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iot.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей учащихся
через индивидуальную образовательную траекторию
Современному обществу нужна личность с неординарным творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать оригинальные задачи. Сегодня уделяется большое внимание различным программам, направленным на развитие творческих способностей детей. Очевидно, что довольно трудно обеспечить качество, когда процесс учения осуществляется без интереса и под давлением. Поддержать, развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост способностей ребенка – это особо важная задача. При индивидуальном обучении удается наиболее полно реализовать индивидуальные возможности ученика, учесть его личностные качества.
Считается, что для сельской школы эта задача важна вдвойне, учитывая ограниченные возможности для творческой самореализации, социальное и материальное положение семей, низкий образовательный уровень родителей.
На мой взгляд, одна из эффективных форм реализации этих задач – разработка и реализация в образовательном процессе индивидуальных образовательных траекторий и сопутствующих им траекторий развития школьников.
ИОТ – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика. Она специально разрабытывается для конкретного ученика. Реализация такой программы тиребует тесного сотрудничесва ученики и учителя.
Основные элементы индивидуальной образовательной траектории – это смысл деятельности(зачем я это делаю); постановка личной цели (предвосхищающий результат); план деятельности; реализация плана; рефлексия (осознание собственной деятельности); оценка; корректировка.
Условием достижения целей и задач личностно-ориентированного обучения является сохранение индивидуальных особенностей ученика, их уникальности, разноуровневости и разноплановости. Для этого применяю следующие способы:
- Индивидуальные задания учащимся на уроках;
- Организация парной и групповой работы;
- Формулировка детям заданий, которые предполагают их выполнение индивидуально каждым учеником;
- Предложение ученикам составить план занятия для себя, тему творческой работы.
Этапы реализации деятельности ученика, позволяющие обеспечить его индивидуальную траекторию:
- Диагностический;
- Проектировочный;
- Образовательный;
- Аналитический;
В данной работе я ставлю задачу: раскрыть сущность понятия «траектория индивидуального творчества» и поделиться некоторыми наблюдениями из собственного опыта. Интерес в этом отношении представляет концепция Н.А.Бердяева, который определяет цель творчества не как «создание культурных продуктов, а потрясение и подъем всего человеческого существа…», ибо Личность по утверждению Бердяева, всегда выступает как «творящая», вне творчества нет Личности.
В педагогике и психологии термин «творчество» рассматривается в контексте понятия творческая деятельность, «индивидуальная творческая траектория». Творчество выступает наиболее универсальной характеристикой личности, неотъемлемым свойством природы человека, который потенциально присутствует во всех людях от рождения.
Разрабатывая ИОТ начале учебного года или в новом классе, я основываюсь на таких принципах:
- Добровольность участия в проекте;
- Дифференцированный подход;
- Учет индивидуальных особенностей;
- Тесная связь с семьей ученика;
Организационный этап включает выявление и поддержку одаренных детей. На этом этапе выявляются приоритетные интересы ребенка, увлечения, занятость в дополнительном образовании, беседы с психологом, знакомство с семьей.
Этап реализации связан с непосредственной работой учащихся. Планирование работы происходит совместно. Обычно план оформляется в виде таблицы, где указываются планируемые мероприятия и результаты по предметы в рамках учебного процесса, по внеурочной деятельности и, если это необходимо, по дополнительному образованию. Такие таблицы помогают проводить мониторинг результатов.
Завершающий этап предполагает совместный анализ достигнутых результатов, выявление проблем, пути их решения и составление перспективного плана дальнейшей работы. Для каждого учащегося разрабатываются конкретные результаты.
Такая же таблица предлагается и ученику. В нее он заносит результаты своей деятельности, вносит критические замечания, намечает коррекционную работу. Такая таблица помогает в создании портфолио ученика.
Реализация ИОТ в рамках учебного процесса предполагает выбор стратегии обучения (обогащение, ускорение, углубление). Здесь я часто практикую работу ученика в качестве ассистента учителя. Итогом работы может быть результативное участие в предметных олимпиадах, турнирах, конкурсах различного уровня.
Также это может быть высокий результат итоговой аттестации, образцы творческих работ, публикация материалов и др.
Очень важным в реализации ИОТ я считаю расширение образовательного пространства, кругозора учащегося. Поэтому во внеурочной деятельности стараюсь привлечь учащихся к таким активным видам деятельности как исследовательская и проектная. Особое внимание уделяю организации экскурсий, выходов в музеи, театры как групповых, так и индивидуальные.
Опыт показывает, что грамотная организация трех элементов ИОТ: учебного процесса, внеурочной деятельности, привлечение к дополнительному образованию дают ожидаемые результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся - требование образовательных стандартов нового поколения
В статье рассмотрено понятие творческих способностей и основные направления развития творческих способностей учащихся....
ПРОГРАММА факультативного курса по БИОЛОГИИ в рамках реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся по выбору «Закономерности развития жизни» для учащихся 11- х классов
ПРОГРАММА факультативного курса по БИОЛОГИИ в рамках реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся по выбору «Закономерности развития жизни» для учащихся...
Развитие творческих способностей ученика в образовательном процессе
Работа представляет реферативное исследование классических первоисточников на заданную тему и рассказ о собственных методах развития творческих способностей учащихся основной школы на урок...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В своей статье я хочу рассказать об опыте выстраивания индивидуального образовательного маршрута в период внедрения ФГОС второго поколения, который реализуется в образовательных условиях нашей школы. ...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Выступление на педагогическом совете по теме " ИОТ развития школьника на уроках математики"...