«Изонить» - как средство развития творческих способностей и индивидуальной одарённости ребёнка
учебно-методический материал на тему

Зайченко Лариса Михайловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izonit-kak_sredstvo_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

«Изонить» - как средство развития творческих способностей и индивидуальной одарённости ребёнка

В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание и педагоги и психологи. Психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку с рождения, не менее важным является вывод психолого – педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с детства, сохраняя и развивая их индивидуальность, побуждая ребёнка к творческой активности, поисковой деятельности. Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе при работе с различными материалами. На протяжении многих лет я руковожу творческим объединением «Начальное техническое моделирование». Главными целями в своей работе считаю: дать возможность пробудиться тому, что существует в зародыше, стать реальным и актуальным; создать условия для развития творческих способностей учащихся на занятиях; увидеть талант, поддержать его, развивать, бережно направить в нужное русло. В основном наша работа на занятиях включает в себя различные виды создания образов моделей и макетов из бумаги. Мы используем различные техники при работе с бумагой, также используем бросовый материал. Чтобы у детей не возникало ощущение обычности, рутинности, ведь необычность и новизна создают определённый эмоциональный фон, поддерживают у детей состояние творческого переживания, подъёма, форма и содержание занятий должны быть разнообразными. Поэтому в современных условиях надо искать новые пути творческого развития ребенка. С этой целью решила ввести в свою работу новую технику, которая относится к плоскостному моделированию. Эту технику называют «изонить» (изонить – изображение нитью, или «ниткография»). В основе каждой работы лежит силуэтное изображение предмета, которое «заполнено» нитью. На первый взгляд, техника «изонити» кажется очень сложной, но это не так! Достоинство этой техники в том, что она не сложна в освоении, она не требует особой предварительной подготовки, есть возможность исправить работу на любой стадии, не повредив ее, и даже первые пробные работы получаются красивыми и аккуратными, что стимулирует ребят к творчеству, да и фантазии нет предела. Результат, как правило, виден уже на первом занятии, что очень важно для самих ребят. Для того чтобы создавать работы в данной технике, не требуется каких – либо сложных приспособлений и дорогостоящих материалов. Всё, что нужно для творчества – это цветные нитки, иглы, ножницы, картон. Такого нехитрого набора достаточно для создания, как простой  несложной работы, так и большой трудоёмкой. Изделия, выполненные в технике «изонити», отличаются не только своей простотой выполнения, но и красотой и даже изяществом. Широки возможности «изонити» для творческого проявления личности. Вы берете в руки лист картона, цветную нить с иголкой и творите чудо! Основная цель при работе в  этой технике –  побудить детей к творчеству, выявить их способности к плоскостному моделированию. Формирование и развитие творческих способностей возможно лишь при наличии определённых качеств личности (любознательность, целеустремлённость, воля и т.п.).  Работа в технике «изонити» формирует такие качества личности, как: настойчивость; умение доводить начатое дело до конца; последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующие целенаправленных волевых усилий; усидчивость, аккуратность и терпение; развивает абстрактное мышление и умение концентрировать внимание; глазомер; мелкую моторику и координацию движений рук. Эта техника понравилась детям, причём увлеклись ей  как девочки, так и мальчики. Они с большим удовольствием осваивают новую технику, им интересно и очень нравится заниматься «изонитью».

Я хочу остановиться на методике работы с детьми при изготовлении изделий в технике «изонить». Структура занятия включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная. Вводная часть - каждое занятие начинается с организационного момента. Именно здесь создаётся эмоциональное настроение у детей. При использовании техники «изонить» на творческих занятиях с детьми, прежде всего, обращаю внимание на атмосферу занятия. На занятиях недопустимы педагогический нажим, повышенный голос. Почувствовав доброжелательную атмосферу, дети сразу находят себя, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны; при создании атмосферы, побуждающей к творчеству, сохраняю ровную, доброжелательную интонацию, спокойный тон на протяжении всего занятия. В основной части или практической, объясняю новый материал, дети выполняют задание, а при необходимости помогаю советом и провожу индивидуальную работу, максимально положительно подкрепляю действия ребенка (похвала, одобрение), считаю необходимым  похвалить ребёнка даже за небольшие успехи. Очень важна заключительная часть, в ней подводится итог занятия, и анализируется работа. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия - важное условие успешного развития детского продуктивного творчества. Во - первых, детям это нравится, они часто задают вопросы «А я хорошо сделал?», «У меня красиво получилось?». Они очень любят рассматривать свои работы, постоянно проявляют живой интерес к созданным изделиям; а во - вторых, позволяет ребёнку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задуматься над тем, что у него получилось, как его поделка выглядит среди работ других детей и как оценивается. Когда работа удаётся – это доставляет ребёнку огромное наслаждение, и великое огорчение, если работа не получилась. Здесь важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а самостоятельная работа над заданием укрепляла его уверенность в своих силах и развивала навыки трудовой деятельности, воспитывала стремление добиваться положительного результата. Поэтому,  я всегда готова в любой момент помочь ребенку (но не подменять его в работе!). Развивая интерес к занятию, предоставляю детям, как можно больше самостоятельности, помогаю в выполнении поставленных задач. Я не ставлю задачу точно повторить образец, а с его помощью стремлюсь вызвать у детей желание творить самому, изменять, усовершенствовать. Детям предоставляется возможность самостоятельно выбрать фон, подобрать цвета и сочетание нитей, придумать композиционное решение изображения. Дети учатся самостоятельно придумывать новые образы и интересные решения для своих изделий. Поэтому можно смело сказать: предлагаемый вид деятельности оказывает значительное влияние на творческое развитие каждого ребёнка. 

Этапы работы.

1. Исследовательский этап: приступая к изготовлению поделки, ребенок сначала внимательно рассматривает предложенный образец.

2. Прогностический этап: ребенок выстраивает (планирует) план действий (что будет делать сначала, а что потом).

 3.Подготовительный этап: ребенок подбирает материал (картон, нитки по фактуре и цвету, и т.д.).

 4. Аналитический этап: ребенок анализирует конструктивную структуру, приемы выполнения (заполнения угла, окружности).

 5. Практический этап: ребенок реализует задуманное, сверяет результат с образцом.

В работе соблюдаю принцип «пошагового обучения». Последовательное освоение техники «изонить» позволит перейти к самостоятельному творчеству и воплощению своих идей. Постепенно задания на каждом этапе усложняются: ребенок сам моделирует предмет, внося собственные изменения и дополнения. Включение в творческий поиск по реализации замысла способствует проявлению творческого воображения. Я стараюсь оказывать обучающимся помощь в самовыражении и создавать условия для творческой самостоятельности в создании нового, оригинального изделия.  При этом выступаю в роли помощника и наставника.

Создавая свои работы, видя результат своей деятельности, дети ощущают сильные положительные эмоции, прилив энергии, удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности. Я очень надеюсь, что моя работа не пройдет бесследно для детей. В дальнейшем они будут творчески подходить к любой заданной им работе, доводить начатое ими дело до конца, радовать своей самостоятельностью, трудолюбием, терпением, творческой неординарностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.

Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...

«Деятельностный подход в обучении географии как средство развития творческих способностей и одарённости учащихся»

Из опыта работы Сорокиной Марины Владимировны, учителя географии МБОУ «СОШ им.В.Г.Шухова»  г.Грайворона Грайворонского района Белгородской области.Современный мир предъявляет новые требования к в...

Роль учителя в развитии творческих способностей и предметной одарённости учащихся на уроках математики.

Изучив психолого-педагогическую литературу по данной проблеме и опыт работы учителей в данном направлении хочу предложить следующую систему работы с одарёнными детьми, которую можно применить каждому ...

Эвристические методы поиска творческого решения задач как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии

Данная работа раскрывает возможности применения эвристических методов решения творческих задач, поиска новых решений.Это рациональные или логические методы решения изобретательских задач. Метод морфол...

Обобщение опыта «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся»

Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество? Как побудить к созданию стихотворений, сказок, рассказов? Эти вопросы постоянно задаёт себе современ...