Образовательная программа по литературе поэтического кружка «Живое слово»
рабочая программа (9, 10 класс) на тему
С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа поэтического кружка «Живое слово».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_zhivoe_slovo.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ВЕРХНЕДОНСКАЯ ГИМНАЗИЯ
Образовательная программа
по литературе
поэтического кружка
«Живое слово»
Автор программы - Коренюгина Елена Ивановна,
учитель русского языка и литературы
- Целевая установка: через знакомство с аспектами поэтического мастерства развитие умений создавать стихи, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов; формирование компетентности в области стихосложения; развитие творческого потенциала учащихся.
- Уровень освоения: общеобразовательный.
Пояснительная записка.
Непредсказуемые мысли и чувства вызывают в нас произведения разных лет и непохожих друг на друга авторов. Но чтобы они оказали на нас, читателей, своё удивительное, ни с чем несравнимое воздействие, необходимо одно простое условие: художественные произведения надо любить. А для этого их надо понимать и воспринимать так, как того хотел их создатель. Здоровый нравственно и эмоционально человек не может прожить, не удовлетворяя своих духовных потребностей, не погружаясь в мир поэзии и прозы. Художественные произведения приносят нам радость поэтического восприятия мира, высшую форму наслаждения - нравственно-эстетическую.
С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа поэтического кружка «Живое слово». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить детей с теорией литературы. Очень многие ребята в школьном возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний, допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. В дальнейшем нереализованность стремлений может породить нежелательные последствия. Поэтому необходимо помочь ребёнку раскрыть свои творческие способности.
Актуальность программы:
Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст – это период, фантанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности детей, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.
Основная цель программы - через знакомство с аспектами поэтического мастерства развивать умение создавать стихи, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.
Программа ставит следующие задачи:
1. Обучающие:
* освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);
* формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;
* развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;
* развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.
2. Воспитательные:
* воспитание у детей уважения и любви к мировой литературе;
* формирование трудолюбия и требовательности к себе;
* преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности;
* формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.
Определяющее направление в предстоящей работе - научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь
- целостный анализ поэтического произведения:
- умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;
- постижение поэтической идеи;
- знакомство с различными аспектами поэтического мастерства.
Организационно-педагогические основы обучения:
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 5-10 классов в возрасте 11-16 лет. Занятия проводятся по группам: 1 группа - учащиеся 5 - 7 классов, 2 – группа – учащиеся 10 класса.
Педагогические условия реализации программы:
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
• доступность.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами, конкурсы, литературные вечера. Результатом занятий являются практические работы, выступления, праздники.
Используются следующие педагогические технологии: культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная технологии.
Программа содержит разный уровень сложности изучаемого материала, что позволит найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.
Программа развивает познавательный интерес к художественным произведениям, способность к сценической деятельности.
Ожидаемый результат:
- рост познавательной и творческой активности у ребят;
- увеличение числа школьников, занимающихся творческой, исследовательской работой.
- формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
- развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
- повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области литературы, культурологи, эстетики.
Оценка результативности:
В качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения произведений собственного сочинения, выступление на концертах, общешкольных линейках, участие в различных конкурсах.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов | |||
Теория | Практика | Всего | |||
1. | Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. | 1 | 1 | 2 | |
2. | «Я знаю силу слов…» Назначение поэта и поэзии. | 1 | 1 | 2 | |
3. | Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. | 2 | 2 | 4 | |
4. | Системы стихосложения. | 1 | 1 | 2 | |
5. | Размер стиха. | 2 | 4 | 6 | |
6. | Рифма. «Поход за вдохновением». | 2 | 4 | 6 | |
7. | Поэзия и штампы. | 1 | 1 | 2 | |
8. | Стили речи. | 1 | 1 | 2 | |
9. | Поэзия и живопись. | 1 | 1 | 2 | |
10. | Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество. | 1 | 1 | 2 | |
11. | Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов. | 1 | 1 | 2 | |
Итого | 14 | 18 | 32 |
Содержание программы
Тема 1: Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. (2 часа)
Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.
Практические работы:
Анализ поэтических текстов с целью определения их жанровой принадлежности.
Тема 2: «Я знаю силу слов…». Назначение поэта и поэзии. (2 часа)
Теория: Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой.
Практические работы: Викторины по творчеству русских поэтов. Решение проблемы: как понимать – «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).
Тема 3: Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. (4 часа)
Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.
Практические работы: Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.
Игра «Подбери тропы».
Конкурс стихотворений о природе.
Тема 4: Системы стихосложения. (2 часа)
Теория: Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая).
Практические работы: Игра «Угадай».
Тема 5: Размер стиха. (6 часов)
Теория: Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).
Практические работы: Анализ поэтических произведений русских классиков.
Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.
Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.
Тема 6: Рифма. «Поход за вдохновением». (6 часов)
Теория: Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.
Практические работы: Игра «Найди рифму».
Экскурсия в музей Велимира Хлебникова.
Конкурс стихов, посвящённый временам года.
Тема 7: Поэзия и штампы. (2 часа)
Теория: Понятие «штамп» в литературе.
Практические работы: Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность).
Тема 8: Стили речи. (2 часа)
Теория: Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения. Типы речевых ошибок и способы их исправления.
Практические работы: Игра «Составь рассказ».
Тема 9: Поэзия и живопись. (2 часа)
Теория: Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.
Практические работы: Рассматривание различных репродукций. Переложение на стихотворный текст.
Тема 10: Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество. (2 часа)
Теория: Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.
Практические работы: Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.
Тема 11: Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов. (2 часа)
Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.
Практические работы: Литературный вечер «Это мой мир».
Ожидаемые результаты к концу обучения
1. Учащиеся должны знать:
- основы теории литературы;
- композицию литературного произведения;
- жанровое разнообразие литературы;
-изобразительно-выразительные средства поэтического языка;
- систему стихосложения;
- размер стиха.
2. Учащиеся должны уметь:
- отличать прозаическое произведение от поэтического;
- писать короткие стихотворные произведения в разных жанрах;
- подбирать рифму;
- рифмовать строфы в разных размерах;
- декламировать литературные произведения.
3. Учащиеся должны приобрести навыки:
- аккуратности и трудолюбия;
- основные навыки работы в группе.
Методическое обеспечение занятий
Для занятий кружка необходима большая степень детализации, широкий диапазон сопоставлений, знакомство с разнообразным кругом новых произведений и стилей. Они должны отличаться дискуссиями в ходе бесед-разборов поэтических текстов, приподнятостью настроения и внутренней раскованностью учеников.
Ребята должны читать стихи, анализировать, спорить, работать ради самовыражения, самоутверждения, одобрения педагога и товарищей.
Для занятий кружка характерны и особые формы работы:
- увлекательные тематические занятия;
- обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах;
- чтение мемуарной литературы, книг о поэтическом мастерстве;
- занятия - концерты, конкурсы, на которых звучат стихи собственного сочинения.
Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры.
Дидактические игры:
- Подбери эпитет и обоснуй свой выбор:
И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом,
Лениво дума засыпает
Над … прудом
- Восстановите пропущенные эпитеты в стихотворении Ф.И. Тютчева или предложите собственные:
Где … серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – просто везде, –
Лишь паутины … волос
Блестит на … борозде.
- Вставьте сравнения на месте точек. Проведите конкурс на лучшее сравнение.
Пригрело землю весёлое апрельское солнышко.
Зашевелилась на опушке прошлогодняя листва,
Как будто …, и пробились сквозь неё,
Словно …, упругие стебельки.
На тонких веточках берёзы, как …,
Заблестели на солнце молодые листочки:
Лес наполнился радостными голосами, как будто … .
- Сочините стихотворение по рифмам, которые взяты из стихотворения А.К. Толстого: тает – земли – улетает – журавли – одетый – ждёт – согрето – поёт.
- Продолжите строки с рифмами:
Рак \ мак \ …;
Багаж \ гараж \ …;
Белка \ грелка \ …;
Карандаш \ пейзаж \ …
- Сочините считалку:
Тра-та-та, барабан барабанит,
Тра-та-та, …
Тра-та-та, …
Тра-та-та, …
Топ-топ-топ, бежал малыш,
Топ-топ-топ, …
Топ-топ-топ, …
Топ-топ-топ, …
Викторины
Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова
- Как называется первое стихотворение, которое Лермонтов решил выпустить в свет под своим именем? Где оно было напечатано?
- Какое стихотворение было передано царю с надписью «воззвание к революции»?
- Какие стихотворения М.Ю. Лермонтова были положены на музыку?
- На каких музыкальных инструментах играл М.Ю. Лермонтов?
- М.Ю. Лермонтов известен как живописец. Он создал цикл рисунков и картин на кавказские сюжеты. В них поэт-художник передал своё восхищение красотой и могуществом южной природы. Назовите известные вам картины поэта.
- При жизни М.Ю. Лермонтова художниками было написано 15 его портретов. Какие портреты вам известны?
- Какие художники иллюстрировали произведения М. Лермонтова?
Литературные игры
Английские шарады
Водящий уходит, а остальные загадывают фразу из известного поэтического произведения. Слова из фразы распределяются так, чтобы на каждого играющего выпало по одному слову. Все выстраиваются в порядке фразы и отвечают на вопросы водящего, употребляя в ответе своё слово. Тот, чьё слово оказалось решающим для отгадки, водит следующим.
Прогулка со словами
Сочините сказку или стихотворение со словами: дом, домище, домина, домик, домино. (Слова можно подбирать на усмотрение педагога).
Материально-техническое обеспечение
Для занятий литературного кружка необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование. В их числе:
1. Репродукции картин, фотографий поэтов и писателей.
2. CD-диски, DVD-диски с изображение пейзажей, видеофрагменты из литературных произведений, аудиозаписи музыкальных произведений.
3. Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, бумага и т. д.)
4. Компьютер, мультимедийный проектор.
5. Магнитофон.
6. Столы, стулья.
Кабинет должен быть хорошо освещён, проветриваем, иметь средства для затемнения.
Список литературы
Литература для педагога:
- Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.
- Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);
- Ладыженская Т. А. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Метод. рекомендации: Кн. для учителя. – М: Просвещение, 2000. – 96 с.: ил.;
- Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. – Л., 1974.
- Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г.
- Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – 605 с.
- Худенко Е.Д. Как научить ребёнка думать и говорить. – Калининград: КИПО, 2002. – 175 с.: ил. – Б. ц.;
Литература для обучающихся:
- Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.
- Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.
- Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009.
- Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух частях. М.: Дрофа, 2002.
- Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. : Просвещение, 1979.
- Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.
- Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.
- Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа поэтического кружка "Живое слово"
С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного ...
Программа поэтического кружка "Живое слово"
С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного ...
Рабочая программа кружка " Живое слово"
Программа внеурочной деятельности по русскому языку, предназначена для учащихся 6 класса, имеет пояснительную записку , УУД и ожидаемые результаты, содержание и тематический план....
Календарно-тематическое планирование занятий драматического кружка "Живое слово"
Календарно-тематическое планирование занятий кружка "Живое слово"...
Программа кружка "Живое слово"
Программа кружка по литературе 9 класс...
Рабочая программа кружка "Живое слово"
Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...
Программа кружка "Живое слово"
Программа интересна учителям русского языка, которые занимаются подготовкой к итоговой аттестации выпускников 9-х классов...