Тема Родины в лирике С.Есенина
методическая разработка (11 класс) на тему

Цель урока - определить развитие образа Родины в лирике поэта, развитие навыков анализа поэтического текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_rodiny_v_lirike_esenina.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                Тема Родины в лирике Есенина.

Цель урока: показать значение образа России в творчестве Есенина; углубление представления о есенинской поэтике; совершенствование навыков выразительного чтения и анализа поэтического текста.

                                       Ход урока

                                                            Моя лирика жива одной большой любовью –

                                                            любовью к родине. Чувство родины – основное в моем

                                                             творчестве.

                                                                                         С.Есенин. 1921 год

1.Проверка домашнего задания (примеры средств художественной выразительности из стихотворений Есенина в тетради).

Вывод: благодаря данным изобразительно-выразительным средствам, лирика Есенина мелодична, задушевна, интересна…

2.Слово учителя.

 - Тема Родины – одна из основных тем в творчестве Есенина. Эпиграф.

 - Задание: как развивается тема Родины в творчестве Есенина?

3.Сообщения учеников (анализ стихотворения). Работа в тетради.

Название стихотворения

Тема, идейное содержание, приемы воплощения образа Родины

1. В хате.                          с.23

2.Край любимый! Сердцу снятся…                            с.22

.Гой ты, Русь моя родная…      

                                           с.24

4.Тебе одной плету венок..  с.30

5.Запели тесаные дроги.. с.39

4.Я последний певец деревни…

                                           с.59

5.Спит ковыль. Равнина дорогая…                          с.102

6.Русь уходящая.              с.159

1.Нет ни одного слова, где бы говорилось о любви, восхищении. Через интонацию мы слышим авторское отношение к изображаемому. Основной прием – персонификация – « в дежке квас», печка, лавка,  куры, сени, соха…

2.Ощущение радости, счастья переполняет стихотворение. Край олицетворяется с образами природы. Край – пространство, где лирическому герою тепло и хорошо. Зеленый цвет – цвет радости. Аллитерация.

3.Восхищение родиной передает через цветопись ( «синь», «зеленых лех» ), изображение запахов ( «пахнет яблоком и медом»), обращения, сравнение, аллитерацию.

4.Признание в любви. Настроение отчасти печальное.

5.Стихотворение подводит итог дооктябрьского периода. В нем звучат все основные ее мотивы, главные из которых найдут отражение в более поздний период. Первый из мотивов связан с дорогой. Он задан уже метафорой начального стиха «Запели тесаные дроги..». Упоминание о часовнях на дорогах и поминальных крестах  вводит не только мотив веры, но и странничества, какой-то бесприютности русской души. Душевное состояние лирического героя отражает метафора «опять я теплой грустью болен».  Мы видим, как образы, сменяя друг друга, постепенно усиливают мотив печали. Он достигает наивысшей точки в четвертой строфе, насыщенной отрицаниями.

4.Прощальная обедня, панихида по России – храму, уходящей России, крестьянской культуре. Появляется черный цвет.

5.Звучат размышления автора о природе странной , мучительной и противоречивой любви к Родине. При всей бедности  и тяжести жизни «никто под окрик журавлиный не разлюбит отчие поля». Цвета стихотворения: голубой, серый, седой. Такая скромная, неяркая цветовая палитра соответствует не только русскому пейзажу, но и состоянию души поэта – тихой грусти и тоски.

6.Дает оценку историческому процессу в России.

Вывод: Бытие лирического героя Есенина: хата – деревня – край родной – Голубая Русь. От микромира деревенской избы до исторических судеб России. Выпадает Город – нечто неживое, лишенное гармонической цельности. От стихотворения к стихотворению усиливается мотив печали по поводу происходящего в стране. В 1920 году исчезает Голубая Русь, на смену приходит серая, стальная.

 Основные поэтические приемы:

  1. Персонификация.
  2. Цветовая символика.
  3. Яркие метафоры и аллитерация.

                       Любовная лирика Сергея Есенина.

Цель урока: показать динамику развития любовной лирики Есенина.

                                          Ход урока.

1.Слово учителя.

 - О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах, истоки которых – в песенном русском фольклоре. Любовь к женщине – лишь часть в проявлении чувства ко всему земному. Любимая представляется в образе природы: «Зацелую допьяна, изомну, как цвет», «Зеленая прическа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд?».  И действительно, у Есенина на протяжении всей жизни была одна любовь – к Родине.

Лишь несколько стихотворений подтверждают влюбленность поэта.

2.Чтение и анализ стихотворения.

 «Не бродить, не мять в кустах багряных…»   с. 35

3.Слово учителя.

   - В 1923 году, когда поэт вернется из-за границы, именно любовь к женщине исцелит страдающую душу поэта. Будет создан цикл стихотворений «Любовь хулигана».

  Рождение этого произведения связано с именем актрисы Камерного театра – Августой Миклашевской. Взаимоотношения Есенина с этой женщиной не были похожи ни на один из его прежних романов. Поэт испытывал благоговение перед Августой Леонидовной. Любовь эта была чистой, возвышенной, неземной.

   Встречи с Августой Леонидовной длились недолго. И весь роман, разворачивающийся перед взорами читателя в семи стихотворениях, был создан воображением поэта.

4.Чтение и комментарий к стихотворениям

1. «Заметался пожар голубой»  с.65

2. «Дорогая, сядем рядом..»      с.68

 - Выписанные из стихотворений этого цикла лучше всего характеризуют чувства героя.

 «Я б навеки пошел за тобой…» - готовность любить.

 «По-смешному я сердцем влип…» - понимание, что любовь пришла.

 «Ты стала нравиться вдвойне…» - усиление чувства.

 «Все явилось как спасение…» - зенит, вершина чувств.

 «Ведь не осталось ничего, Как желтый тлен и сырость…» - понимание того, что ничто не цветет вечно.

 « И любовь – не забавное ль дело? Знаю, чувство мое презрело…» - чувствуется ирония.

 «Разлюбил ли тебя не вчера? «, «Пусть я буду любить другую…» - любовь прожита, как прожита жизнь.

  Воображению читателя представлена целая жизнь человеческого сердца, от зарождения чувства до прощания с ним.

5.Слово учителя.

 - «Персидские мотивы» (1924-25) – попытка обрести согласие с самим собой и с миром. Романтический сюжет о любви северянина и южанки Есенин воспринял через поэзию Пушкина и Лермонтова. Стихи написаны на Кавказе, но на темы, сюжеты, тональность, сам образ любви повлияла персидская лирика. Любимая в персидской лирике превосходит своей красотой саму природу, она исключительна.

  Пятнадцать стихотворений цикла передают особый лирический сюжет – динамику, развитие чувств и настроений лирического героя.

6.Чтение и анализ стихотворения «Письмо к женщине»  с.161.

 - Основная тема – самоопределение личности в эпоху исторического перелома.  Стихотворение состоит из 2 частей. В 1 части – непонимание смысла происходящего. Во 2 -  «праздник» обретения смысла существования, связанного с осознанием себя частицей истории «земли».

  В любимой лирический герой не нашел опоры и поддержки, но не винит ее. Винит только себя.

7.Чтение и анализ стихотворения «Ну, целуй меня, целуй…»  с.95

 - Последние стихотворения проникнуты грустью, разочарованием, ностальгией по утраченному счастью.

8.Вывод:

Тема любви в творчестве Есенина развивается неоднородно. В ранний период лирический герой испытывает безудержное желание любить, чувствовать, жить. Природа и любовь, родина – слова одного ряда.  Циклы «Любовь хулигана» и «Персидские мотивы» подчеркивают разочарование в любви, в нежных и искренних чувствах.

9.Домашнее задание.

1.Выучить наизусть понравившееся стихотворение, выполнить письменно анализ его.

2.Прочитать поэму «Анна Снегина».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум по литературе в 9 классе «Тема Родины в лирике С.А.Есенина»

Исследование лирических текстов на данном уроке предполагает анализ эпитетов, метафор и сравнений в ряде стихотворений С.А. Есенина. В ходе групповой работы обучающимся  предстоит ответить ...

Тема Родины в лирике Есенина.

Тема Родины в лирике Есенина....

Конспект урока по литературе "Тема Родины в лирике С. Есенина"

Одной из главных тем в лирике С. Есенина  является тема Родины. Как писал сам поэт: "Чувство Родины - основное в моем творчестве". Именно чувство,  а не тема  было основным  в...

Рабочие тетради к уроку по литературе "Тема Родины в лирике С. Есенина"

В содержании "Рабочих тетрадей" освещается теоретический материал урока, анализ стихотворения "Гой ты, Русь, моя родная..." и вариативные задания для самостоятельной работы....

Урок литературы в 9 классе по теме "Тема Родины в лирике С.А.Есенина".

·        Расширить знания учащихся о личности С. А. Есенина и его творчестве;·        показать, что тема родины – ведущая в творче...

Урок по литературе в 9 классе на тему «Сергей Есенин. Тема Родины в лирике поэта.»

Методическая разработка урока по литературе, в которой показано своеобразие лирики Сергея Есенина, даётся понятие имажинизм.. Даётся анализ стихотворений "Вот уж вечер. Роса...", Гой ты, Русь моя родн...

Тема родины в лирики С. Есенина

Тема. Тема Родины в лирике С.А.Есенина Цель: выявить, как представлена тема Родины в лирике С.Есенина; рассмотреть особенности художественного мира поэта; формировать умение вести диалог, отстаивать с...