Тема родины в лирики С. Есенина
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Тема. Тема Родины в лирике С.А.Есенина Цель: выявить, как представлена тема Родины в лирике С.Есенина; рассмотреть особенности художественного мира поэта; формировать умение вести диалог, отстаивать собственное мнение; ...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_rodiny_v_lirike_esenina.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Тема Родины в лирике С.А.Есенина
Цель: выявить, как представлена тема Родины в лирике С.Есенина;
рассмотреть особенности художественного мира поэта;
формировать умение вести диалог, отстаивать собственное мнение;
учить владеть речью как средством передачи мыслей, чувств, содержания внутреннего мира
человека;
развивать навыки анализа лирического стихотворения, выразительного чтения;
развивать художественный вкус;
воспитывать нравственные качества личности, приобщать к общечеловеческим духовным
ценностям.
Оснащение урока: презентация «Тема Родины в творчестве С.А.Есенина», видеоклипы с записями стихотворений Есенина, песен на стихи поэта.
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь»
С.А.Есенин
Ход урока
1. Организационный момент.
(Приём «Яркое пятно»)
Показ видеоклипа с записью стихотворения С.Есенина «Гой ты, Русь моя родная….»
- Какие чувства вызывает стихотворение?
- Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?
- С чем ассоциируется слово «Родина» для вас?
2. Постановка проблемного вопроса.
Проблемный вопрос:
- Как изменялась тема Родины в творчестве С.Есенина? С чем это связано?
Пути решения проблемного вопроса:
Сопоставление стихотворений разных лет на уровне исторических событий, образов, своеобразия художественного мира поэта.
3. Беседа. Анализ стихотворений.
- Какова же Родина в ранней лирике поэта?
Работа по содержанию стихотворения «Гой ты, Русь моя родная….»
- Каков центральный образ стихотворения?
(Образ родины-рая)
- Почему именно Русь, а не Россия, Родина?
(Есенин упоминает Русь патриархальную. Для него это родной рязанский край, который он бесконечно любит. Это бескрайняя земля, над которой простирается огромное голубое небо, даже, скорее, синее: «не видать конца и края - только синь сосёт глаза»)
- Какие реалистические детали изображены в стихотворении? Какую роль они играют?
( «хаты – в ризах образа» - он сравнивает с чем-то возвышенным, божественным, ведь риза-это церковное одеяние, красивое, переливающееся золотом; церковь в которой он «как захожий богомолец» разглядывает красоты природы, чувствует знакомые, близкие сердцу запахи («пахнет яблоком и медом»), слышит, как звенят чахнущие тополя, стоящие «у низеньких околиц», как где-то далеко весело пляшут люди, возможно отмечая какой-то праздник.
Каждая подробность вызывает нежность поэта. Всё это – родное для него.)
- Какие строки стихотворения отражают его основную мысль?
- Какие чувства переполняют поэта?
(Даже на рай Сергей Есенин не променяет свою родину, потому что сердце поэта навсегда принадлежит ей)
Выразительное чтение наизусть стихотворения «Край любимый!..» Беседа.
(Реализация домашнего задания)
- Каким чувством проникнуто стихотворение?
- Что необычного в любви, которую испытывает герой этого стихотворения?
(Радостное признание, ярко выраженное желание – слиться с любимой природой)
- С чем связано обилие религиозных образов в стихотворении?
(С истоками в семье Есениных)
- Какие строки завершают стихотворение? С каким чувством нераздельна радость приятия красоты родных мест?
(С острым чувством тоски, предчувствием краткости жизненного пути)
Вывод
- Какая Русь в ранних стихах Есенина? (Богомольная)
- С какой целью поэт использует религиозные образы в поэзии?
(Он обожествляет природу, Родину. В этом скрытый духовный смысл: счастлив поэт именно здесь, в родном краю, любовь к которому даёт поэту силы, ощущение счастья)
- Каким кажется заключительный вывод?
(Всё хорошо в родном краю!)
- Какую родину прославляет поэт?
( Именно рязанский край, крестьянскую Русь)
Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.
- Итак, всё хорошо, а зачем тогда покидать родной край?
(Страстная жажда нового, поиск истины побуждают поэта покинуть родные места)
Учитель: Судьба Есенина – вырваться из деревни и постоянно возвращаться в неё, тосковать о ней, о доме, о родных.
Наша задача – выяснить, изменяется ли с годами облик Родины для С.А.Есенина или он всё-таки остаётся неизменным? С чем это связано?
(Прослушивание стихотворения «Я покинул родимый дом…») Беседа.
- Каким чувством проникнуто стихотворение?
- Каков центральный образ стихотворения?
(Голубая Русь)
- Какие пейзажные образы помогают поэту сделать зрительно воспринимаемыми воспоминания о матери, родных местах?
- Каков заключительный образ стихотворения?
(Клен – хранитель родного очага. 1924 год, май. Есенин приезжает домой и видит пепелище. Первое, что он предложил сестрам – посадить клен)
- Как вы думаете, изменилось ли отношение поэта к Родине? Докажите.
Учитель: Время не стоит на месте, оно неумолимо бежит вперёд. Жизнь поэта полна испытаний, переживаний.
- Вспомните, как относился Есенин к революции?
( “В годы революции был всецело на стороне октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном”.
Да здравствует революция
На земле и на небесах!)
- А что значит «принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном»?
- Отражаются ли в поэзии новые черты, рождённые революционной действительностью?
(Стихи Есенина отражают все противоречия раннего периода становления советов в стране)
Чтение отрывка из стихотворения «Сорокоуст»
Видели ли вы,
Как бежит по степям,
В туманах озерных кроясь,
Железной ноздрей храпя,
На лапах чугунных поезд?
А за ним
По большой траве,
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги закидывая к голове,
Скачет красногривый жеребенок?
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
- Что происходит в деревне?
(Ломка частного хозяйства, деревни, патриархальных устоев. Побеждает «железный конь»)
- Символом чего является жеребёнок?
(Старой патриархальной Руси)
- Как происходило постижение «коммуной вздыбленной Руси»? Почему?
(Тяжело и болезненно, так как «железный гость» губит красоту родной земли, нарушает привычный уклад.)
Беседа по содержанию стихотворения «Русь советская»
- Спустя восемь лет поэт возвращается на Родину. Что он видит? Изменились ли родные края? Что чувствует поэт?
- Принимает ли поэт изменения, произошедшие на родине?
Приемлю всё.
Как есть всё принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
- Каким показан лирический герой?
(Поэт здесь показан истинным гражданином - цели родины он ставит выше собственных чувств. Он проявляет смирение перед приходом нового времени, сменой поколения)
- Что переживает он в душе?
(Духовный кризис)
- Чего он не может понять?
(«куда влечёт нас рок событий»)
- Какую цель он ставит перед собой?
(Служение Родине. Воспевая ее в поэзии, тем самым он проявляет себя как настоящий патриот)
- Какую Родину хочет воспеть поэт?
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, -
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким "Русь".
- Изменяется ли отношение Есенина к Родине?
(Нет, любовь к Родине (Руси) навсегда!)
- Становится ли шире взгляд поэта на Родину?
Шире стал взгляд Есенина на мир. Если раньше родиной для Есенина была одна деревенька, то теперь он становится гражданином страны Советов)
(Чтение наизусть стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…»)
Беседа по содержанию стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…»
- Какова главная тема стихотворения?
(Глубокая, выстраданная любовь к Родине)
- Что чувствует поэт, созерцая красоту родной природы?
- Как относится он к происходящему?
(Принимает жизнь такой, какая она есть)
- В каких строках говорится о серьёзных изменениях, произошедших в жизни, во взглядах поэта?
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы…
Всё равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой судьбы
- Как вы думаете, каков идеальный образ Родины для Есенина?
(Это патриархальная, Голубая Русь)
4. Итоги урока
- Изменялась ли тема Родины в творчестве С.Есенина?
–Какова эволюция темы Родины в творчестве Есенина?
Родина в изображении Есенина не была чем-то неизменным. С годами расширялся его взгляд на жизнь, он стремился понять окружающую действительность, найти своё место в жизни. И это постижение Родины было трудным и болезненным. Любовь к родному краю «мучила и жгла» поэта. Восхищение красотой родного края, изображение тяжелой жизни народа, мечта о “мужицком рае”, неприятие городской цивилизации и стремление постигнуть “Русь советскую”, “любовь к родному краю”- такова эволюция темы Родины в творчестве Есенина
Самой сильной, может быть, единственно сильной любовью.
- Что было главным для С Есенина?
«Россия,- с восхищением произносил С.А.Есенин.- Россия, какое хорошее слово: и роса, и сила, и синее что-то»
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве»
5. Выразительное чтение наизусть стихотворения Т.Зубкова Есенинское небо над Россией
Раскинулось, как голубой шатер,
А в поле василек хрустально-синий
Ведет с ромашкой звонкий разговор.
Звенит листвою изумрудной лето,
Звучат незримые колокола.
Березы – сестры русского рассвета –
Сбежались у околицы села:
В них жажда жить до трепета, до дрожи,
Им повезло – он здесь бродил в тиши.
На их коре, на их шершавой коже -
Тепло его ладоней и души.
Он чувствовал в родном многоголосье
И многоцветье, близко и в дали,
Как во поле колышутся колосья
России все и всей большой земли.
Он видел, как ложится синий вечер
Пушистой шалью на плечи села.
И в ельнике ему горели свечи,
И в городе земля его звала…
Он так любил, что мы забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная любовь его – Россия –
Земля добра и голубая даль.
И дом его со ставнями резными
По-прежнему мы входим не дыша.
Сергей Есенин – то не просто имя, -
России стихотворная душа.
6. Рефлексия.
Прослушивание песни на стихи С.Есенина
- А каково отношение к сегодняшней России?
- О чём зачастую забываем мы с вами?
7. Задание на дом
1. Выучить наизусть (по выбору) одно из стихотворений С.Есенина
2. Прочитать и проанализировать стихотворение «Возвращение на Родину»
3. Написать мини-сочинение на тему «Моя Родина» (по выбору учащихся)
«Для меня поэзия Есенина, как древняя церковь Покрова на Нерли, - стоит, белеет на зеленом лугу и из дальних веков седой старины зовет меня, современника, к себе, чтобы присесть, отдохнуть, подумать о том, кто я, человек, на земле этой есть, что я должен делать, как я обязан относиться к своему ближнему.»
В. Боков
«… Для меня нет дороже минуты, когда я открываю книги Есенина, оказываюсь в мире чутком, тревожном и добром, в мире, написанном такими красками, каких до него не знал ни один художник. С Есениным и радость звонче, и горе легче».
Л. Васильева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практикум по литературе в 9 классе «Тема Родины в лирике С.А.Есенина»
Исследование лирических текстов на данном уроке предполагает анализ эпитетов, метафор и сравнений в ряде стихотворений С.А. Есенина. В ходе групповой работы обучающимся предстоит ответить ...
Тема Родины в лирике Есенина.
Тема Родины в лирике Есенина....
Конспект урока по литературе "Тема Родины в лирике С. Есенина"
Одной из главных тем в лирике С. Есенина является тема Родины. Как писал сам поэт: "Чувство Родины - основное в моем творчестве". Именно чувство, а не тема было основным в...
Рабочие тетради к уроку по литературе "Тема Родины в лирике С. Есенина"
В содержании "Рабочих тетрадей" освещается теоретический материал урока, анализ стихотворения "Гой ты, Русь, моя родная..." и вариативные задания для самостоятельной работы....
Урок литературы в 9 классе по теме "Тема Родины в лирике С.А.Есенина".
· Расширить знания учащихся о личности С. А. Есенина и его творчестве;· показать, что тема родины – ведущая в творче...
Урок по литературе в 9 классе на тему «Сергей Есенин. Тема Родины в лирике поэта.»
Методическая разработка урока по литературе, в которой показано своеобразие лирики Сергея Есенина, даётся понятие имажинизм.. Даётся анализ стихотворений "Вот уж вечер. Роса...", Гой ты, Русь моя родн...
Тема Родины в лирике С.Есенина
Цель урока - определить развитие образа Родины в лирике поэта, развитие навыков анализа поэтического текста...