Тема Родины в лирике А.Блока
методическая разработка (11 класс) на тему

Методическая разработка урока литературы в 11 классе.

Цель урока - определить значение образа Родины в лирике Блока, отрабатывать навыки анализа поэтического текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_rodiny_v_lirike_bloka.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

                              Тема Родины в лирике Блока

   Цели уроков: показать значение образа России в творчестве Блока.                                                                    

                                                                      Этой теме я сознательно и бесповоротно

                                                                       посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это –

                                                                       первейший вопрос, самый жизненный, самый

                                                                       реальный. К нему я подхожу давно, с начала

                                                                       своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой

                                                                       в основном своем устремлении – как стрела,

                                                                       прямой..Ведь здесь – жизнь или смерть, счастье

                                                                       или погибель.»

                                                                                                         А.Блок  

1.Слово учителя.

  • На прошлом уроке мы отметили, что тема России входит в творчество Блока уже в 1903 года, в стихотворении «Фабрика». Затем эта тема прочно занимает одно из основных мест в творчестве поэта. Тема России постоянно, незримо, непосредственно или в подтексте присутствует во всех стихотворениях Блока. На одном из поэтических вечеров, когда Блок читал свои стихи и публика требовала прочесть о России, поэт сказал, что «это все – о России».
  • На первый взгляд в стихотворении «Незнакомка», которое мы рассматривали на прошлом уроке, нет слов «родина», «страна», но описание пригорода Петербурга невольно заставляет нас представить и всю страну. В дальнейшем поэт все острее ощущает чувство связи с Родиной. В это время складываются основные, определяющие поэзию Блока темы – родины и народа, человека, гибнущего в «страшном мире».

Задание: ответить после обсуждения на вопросы:

Что для Блока Родина?

Каковы художественные особенности стихотворений Блока о России?

  • Стихотворение «Русь» (1906) – одно из первых стихотворений , где отчетливо просматривается тема Родины.

2.Чтение и анализ стихотворения  сильными учениками (домашнее задание, 3 ученика). С.96

   

  • Первая строфа стихотворения настраивает на интонацию преклонения, молитвы: «Ты и во сне необычайна, Твоей одежды не коснусь».
  • Обратим внимание на кольцевую композицию: две заключительные строки почти повторяют первые строки: «Она и во сне необычайна. Ее одежды не коснусь».
  • Русь представляется как нечто священное, святое. Это именно Русь, а не Россия – дикая, древняя, языческая, заколдованная.
  • Мотив вьюги, который сопровождает колдовской образ девушки.
  • Исповедь лирического героя, его душевные метания, заблуждения. Благодарность за спасение души. Поэт говорит об интуитивно постижении тайны народного духа, духа Руси, которым она жива.

3.Чтение и комментарий  учителя к стихотворению «На поле Куликовом» (с.174)

  • Цикл «на поле Куликовом» - предчувствие грядущих бурь, предвидение трагедий. Поэт видит весь исторический путь страны – от «поля Куликова» до современных ему событий.
  • Переживания лирического героя переданы через ряд символов: динамичный пейзаж (закат, пожар..), полный тревоги, энергии и внутренней силы.
  • Борьба темных и светлых начал («Темный огонь» и «белый конь»)
  • Вечный непокой, тревога подчеркиваются словами «опять», «как бывало».
  • В 5 главе аллитерация: А-А-А-(Ура – а!) сменяется на О-О-О (траурный набат колокола).
  • Последняя строфа звучит грозным и страстным предостережением, призывом.

4.Чтение и анализ стихотворения «Россия» (1908). С.182

  • Начинается стихотворение так часто повторяющимся словом «опять».
  • Здесь нет стремительности движения. Неспешный ритм и обилие многоточий тоже «замедляют» движение.
  • Образ дороги, традиционный для всей русской литературы (Гоголь, Некрасов)и восходящий к фольклору, проходит через все произведение – с первой до последней строфы.
  • Признание в любви, горькой и неизбежной, передано с большой силой и искренностью.
  • Образ России приобретает конкретные черты: «лес, да поле, Да плат узорный до бровей». Так несколькими словами Блок создает зримый, ясный, узнаваемый образ.

5.Чтение и анализ стихотворения «Русь моя, вместе ль нам маяться?» (1910) С.221.

  • Стихотворение полно волнений, переживаний лирического героя. Это выражается в вопросительных предложениях, обращениях, многоточиях, в выражениях «Русь моя, жизнь моя».
  • Вновь символы контрастные (светлое и темное), «тихое зарево».

6.Беседа по заданию.

      Блоком написано еще ряд произведений, где выступает зримый, ощутимый образ России: «На железной дороге» (1910), «Грешить бесстыдно, непробудно» (1914), «Дикий ветер» (1916), «Коршун» (1916).

  • Блок создал неповторимый лирический образ России-жены. К судьбе России Блок подходит не как мыслитель, с отвлеченной идеей, а как поэт – с интимной любовью. Родина для Блока – надежда и утешение, загадочная стихия, страна громадной, еще не выявленной мощи и энергии. Блок – это человек – гражданин, который осознает свою великую ответственность за судьбу родины и народа.
  • Образы-символы (закат, пожар, передающие тревогу); антитеза (темные и светлые начала).

7.Индивидуальное задание. Сопоставительный анализ стих. Блока и Гумилева.

8. Чтение наизусть.

9.Домашнее задание.

Анализ стихотворений.

1 ряд -  «О доблестях, о подвигах, о славе…».

2 ряд – «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.».

3 ряд – «На железной дороге».

Иметь поэму «Двенадцать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 11 классе по теме: «Тема Родины в лирике А. Блока».

Данный урок позволяет на примере анализа художественных особенностей стихотворений почувствовать идейное своеобразие лирики поэта, посвященной теме Родины....

Урок литературы в 11 классе на тему: "Это всё - о России" (А.Блок). Тема Родины в творчестве А.Блока.

Урок-семинар представляет собой корректировку и углубление результатов самостоятельного осмысления и постижения лирики поэта....

Тема Родины в лирике А. Блока

В статье приведена разработка открытого урока  "Тема Родины в лирике А. Блока" в 11 классе....

Тема Родины в лирике Блока

План-конспект нестандартного урока литературы по заявленной тематике, по сути своей напоминает литературно-музыкальную композицию....

Конспект открытого урока по литературе: «Это всё – о России» (Блок). Тема Родины в творчестве А. Блока.

Место и значение образа Родины в творчестве Блока; связь этого образа с мыслями поэта о долге художника и назначении искусства. Анализ стихотворений «Русь», «Россия», «На поле Куликовом». Очен...

Урок по литературе в 11 классе по теме: "Тема Родины в лирике А.Блока"

Данный конспект урока раскрывает тему Родины в лирике А.Блока....

Тема Родины в лирике А. Блока.

Разработка урока в 11 классеТема Родины в лирике А. Блока.Цель: показать значение образа России в творчестве А.Блока.Задачи:- образовательные: познакомить учащихся с патриотической лирикой п...