Анализ стихотворения Анны Ахматовой Летний сад
статья на тему
Анализ стихотворения с точки зрения изобразительных средств и картины мира, выраженной в стихотворении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Анализ стихотворения Анны Ахматовой | 24.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ стихотворения А. А. Ахматовой «Летний сад»
1. Поэтика заглавия
Летний сад является и реальным местом, и мифологическим пространством, мифологемой. Это значимый образ в стихотворениях поэтессы, он является частью петербургского мифа, распространенного у многих поэтов (Пушкин, Мандельштам, Гребенщиков и т.д.). Сад в христианской традиции – символ рая, искупления грехов. Сад – это и обозначение замкнутого пространства. Так как Летний сад несет семантику и реального, и мифологического, он соединяет в себе сакральное и профанное пространство, это рай на земле, материальный рай. Т.е. границы «здесь» и «там» объединяются у поэтессы еще в заглавии стихотворения в единое пространство реального райского сада.
2. Мифологемы
1. Райский сад
Миф о райском саде задаётся еще в заглавии и развивается на протяжении всего текста. Розы, упомянутые в в первом стихе первой строфы – символ рая. По преданию, их аромат и цвет напоминают человеку об этом чудесном месте. Выбор прилагательного «единственный», содержащего лексемы «один», «исключительный» подчеркивает то, что образ сада – ключевой, центральный в стихотворении. Лучшая в мире ограда также говорит о его исключительности. Во 2 строфе появляется профанное пространство рая (статуи), в 3 строфе царственные липы, с одной стороны, посажены в петербургском саду, следовательно, являются частью профанного мира, с другой – являют собой символ первозданности мира (липа – символ дерева-родительницы у славян).
2. Вселенский потоп
Статуи под невскою водой во 2 строфе, скрип корабельных мачт в 3-й – это маркеры библейского мифа о потопе. Как известно, Петербург – кладовая мифов и легенд. Он считается проклятым городом, т.к. был построен «на костях». За свою историю он пережил 323 наводнения, поэтому данный мифосюжет так популярен в русской поэзии (Пушкин, Д. Мережковский, Мандельштам, B.C. Печерин и др.).
3.Символы
Несмотря на заявленные акмеистами творческие принципы, такие как, первостепенное значение прямого смысла слова, переживание предметности, устремление внимания поэта к миру вещи, а не миру тайн, многие из них, так или иначе, вероятно, не всегда осознанно, обращались к мифологии и символам.
Так сад и розу в данном контексте можно назвать символом райского блаженства. Липы являют собой символ новой жизни (Древо Жизни), но у Ахматовой, образ дерева скорее соотносится с образом времени, вечностью, как и всепоглощающая водная стихия.
Корабль и лебедь в стихотворении – символы жизненного пути человека, судьбы поэзии. Эти образы соотносятся параллельно: в первой строке 3 строфы корабль в видении лирического субъекта проходит меж лип, а в первом стихе 4 строфы лебедь «плывёт сквозь века». Лебедь считается птицей поэтов. Песня умирающего лебедя — это песня поэта. Здесь мы видим отношение автора к поэзии: несмотря ни на что дело поэтов останется в веках, поэзия будет возрождаться снова, и снова.
4. Образ Петербурга
Мы отметили, что одним из текстообразующих образов стихотворения является райский сад. Также значительное место в тексте занимает сюжет Вселенского потопа. Можно сказать, что семантика райского блаженства и разрушающей силы водной стихии соотносятся как полюса. Т.е. образ Петербурга противоречивый – это и рай, и ад в одном лице.
Нельзя не отметить призрачность этого образа. В 1 строке 2 строфы появляются статуи. Они, как призраки прошлого, хранители города, его истории, помнят каждого жителя, побывавшего в райском саду. Они хранят и образ лирической героини, в молодости гулявшей по ныне затопленному Эдему.
Мотив смерти, остановки времени в единственно существующем моменте содержится и в 5 строфе («И замертво спят сотни тысяч шагов…»), здесь он усиливается, появляются сотни тысяч мертвецов, статуй, бывших когда-то людьми…
В 6 строфе автор раскрывает перед читателями масштаб трагедии города на Неве. Как известно, во время его строительства погибло около 200 тыс. человек. Поэтесса ставит тех, кто, так или иначе, отдал жизнь Петербургу, в один ряд, ряд теней, и отправляет в вечное шествие «от вазы гранитной до двери дворца»…Эти тени – античные статуи в Летнем саду, но способ их описания способствует восприятию описанных нами смыслов.
5. Образ мира
5.1 Пространство
Пространство стихотворения замкнутое. Летний сад организует это пространство. Ограда является границей художественного мира стихотворения. Потоп, прогулка лирической героини, шествие статуй – всё это происходит в ограниченном пространстве сада. Это подтверждает тот акт текста, что шествие идет «от вазы гранитной до двери дворца», т.е. от порфировой вазы до Летнего дворца Петра I.
5.2. Время
Мы отметили, что поэзия существует вне реки времени, она живет вечно, так же, как и душа человека. Теперь рассмотрим лексический уровень.
Категория времени принадлежит глаголам и причастиям. Причастие в стихотворении только одно – скрыт (страдат., прош. время), глаголов – 10. Последние употребляются от первого и третьего лица, в зависимости от того, к кому они относятся (к лирической героине – «хочу», «помню», к миру сада – «стоит» (ограда), «помнят» статуи, мерещится скрип и т.д.).
В 1 и 2 строфе эти формы находятся в контрастном и равном соотношении (в 1 строке 1 строфы – «хочу», во 2 строке той же строфы – «стоит»; во 2 строфе, соответственно – «помнят» - «помню». Далее в 3, 4 и 5 строфах – по одному глаголу 3 лица, затем в 6 строфе функцию причастия выполняет наречие «видно», в 7 – глагол 3 лица «шепчутся» и в 8 – «горит» и «скрыт».
Можно проследить динамику действия и времени в стихотворении.
1 строфа – «хочу» – направленность героини к саду, «стоит» (в значении находится в определенном месте и всегда существует, вечный сад).
2 строфа – «помнят» – «помню» - появляется ретроспективный взгляд в со стороны статуй в отношении героини и со стороны героини в отношении статуй.
3 строфа – «мерещится» - действие происходит внутри сознания лирической героини, задается мотив сна (еще один признак ретроспективы), в то же время – вечно плывущий корабль.
4 строфа – вечно плывущая сквозь века лебедь поэзии («плывет»).
5 строфа – «замертво спят» - замирание времени (призраки-статуи), градация мотива смерти, остановки времени, сна.
6 строфа – наречие «не видно» - градация мотива смерти, остановки времени.
7 - «шепчутся» ночи – происходит некое таинство, оно циклично, повторяется каждую ночь, где ночь – не только временной период, но и субъект действия, приятельница героини.
8 - слово «всё» объединяет все элементы художественного мира. «Всё горит» - как на солнце (от божьих лучей). Далее отметим, по каким причинам это определительное обобщающее местоимение оказалось именно в этой строфе.
5.3. Концепция мира
О «тайной любви», «Но света источник таинственно скрыт» - присущая символизму недосказанность есть и в ахматовских текстах, принадлежащих к акмеизму. Это космические таинства, секреты мирового устройства. Вернемся к композиции и еще раз отметим количество строф –8, т.е. символ бесконечности, цикличности. Это сквозной временной мотив произведения. Поэтому и объединяющее местоимение «всё» находится именно в 8 строфе.
Но! Глагол «хочу» говорит нам о том, что всё это происходит в сознании героини, и потому может являться ретроспекцией. Т.е. и сад, и происходящий в нем потоп, и таинства белых ночей – всё объединяет ее сознание (мысли, воспоминания). Следовательно, в данном тексте героиня организует миры внутри себя→ божественная функция (созидательная, творческая). Значит, лирической героине открыт источник таинственного света, вдохновение. И здесь мы возвращаемся к центральному (композиционно, в 4 строфе) образу лебедя – символа поэзии, плывущего «сквозь века».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий учебного межпредметного метапредметного занятия - размышления (на основе анализа стихотворений А.А.Ахматовой «Родная земля» и М.И. Цветаевой «Тоска по Родине…»)
Метапредметное занятие - размышление создаёт условия для осознания нравственной ответственнности личности за то, какой образ Родины создаёт каждое поколение на основе аналитического размышления ...
Презентация Анна Ахматова. Анализ стихотворения "Молюсь оконному лучу"
В презентации содержится материал к анализу стихотворения А.Ахматовой "Молюсь оконному лучу"...
урок литературы в 5 классе Анализ стихотворения А. Блока «Летний вечер»
Технологиская карта урока Анализ стихотворения А. Блока «Летний вечер»Задачи урока1.Выявить первоначальные впечатления через выразительное чтение стихотворений.2.Обучить приёмам анализа информаци...
Стихотворение "Письмо" (по мотивам письма Бориса Пастернака Анне Ахматовой от 1 ноября 1940 года)
Автор тешит себя иллюзией, что стихотворение может пригодиться на уроках литературы в старших классах....
Урок-практикум "Сопоставительный анализ стихотворений А. Ахматовой и М. Цветаевой. 11 класс"
Работа состоит из сопоставления стихотворений "Как люблю, как любила глядеть я..." и "Москва! - Какой огромный" по трём уровням сожности. Рассчитано на 45 минут после изучения творчества Ахматов...
Анализ стихотворения А. Ахматовой "Мужество"
Анализ стихотворения, история создания, использование художественных выразительных средств...
Анализ стихотворения А.Ахматовой "Александру Блоку"
Данный анализ стихотворения можно использовать при подготовке к уроку, а также на уроках с целью представления обучающимся образца подробного разбора стихотворения...