Диалоговые технологии на уроках тувинского языка и литературы.
учебно-методический материал на тему

Из опыта работы учителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Тыва

МБОУ СОШ с. Эрги-Барлык Барун-Хемчикского кожууна

Доклад на тему:

«Диалоговые технологии обучения на уроках тувинского языка»

                                                             Учитель тувинского языка и литературы

                                                  Хомушку Надежда Курбазыровна

                                   

Эрги-Барлык – 2015 г.

Тема доклада: Диалоговые технологии обучения на уроках тувинского языка

                                                         Образование вне диалога превращается в искусственную,

                                                                                                                          мертвую систему.

                                                                                                                   М.М.Бахтин

    Технология учебного диалога является одной из ведущих в числе технологий личностно-ориентированного образования, а гуманизация и коммуникативная направленность обучения в последние годы выводит межличностный диалог на первое место.

  Основное назначение данной технологии состоит в том, что в процессе диалогического общения на уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей. При этом диалог рассматривается как особая социокультурная среда, создающая благоприятные условия для принятия личностью нового опыта, изменения ряда утвердившихся смыслов.

    Диалог на уроке – это особая дидактико-коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику не только овладеть диалогическим способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности( устойчивость внимания, наблюдательность, память, способность анализировать деятельность партнера, воображение). На таких уроках содержание учебного материала усваивается как вследствие запоминания, так и в результате общения, в ходе которого происходит обращение к личностно значимым смыслам, к глубинам собственного сознания.

      Диалогическая педагогическая деятельность направлена на создание педагогом такой среды, которая способствует накоплению диалогического опыта решения личностью гуманитарных проблем. Важно не просто научить ребенка склонениям и спряжениям, не просто передать накопленные человечеством знания, а помочь ему «вписаться» в контекст культуры, помочь найти общий язык с другим (миром, природой, человеком) и осознать взаимозависимость друг от друга в этом мире.

      Вести диалог - значит искать истину вместе. Учебный диалог- это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; главное в нем не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество.

      В ходе диалога учащиеся овладевают способностью и умением вести его на разных уровнях. На первом уровне как диалог с собственным Я, как общение с самим собой, собственным разумом – это личностный уровень.

    На втором уровне диалог понимается как процесс взаимодействия качественно различных ценностно – интеллектуальных позиций (Я и другой) – это межличностный уровень.

   Третий уровень диалога – мультидиалог – множественный одновременный диалог, который возникает при обсуждении проблем в малых группах по 5-7 человек.

   Диалог начинается в том случае, когда ученик делает высказывания типа «я хочу сказать», «мое мнение», «мне хочется дополнить», «моя точка зрения». Целью диалога является создание межличностного диалогического взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизненной деятельности ситуацию, в которой учащиеся забывают об условностях (урок, учитель, отметка), мешающих им проявить себя на личностном и межличностном уровнях.

   В зависимости от роли диалога в развитии личностных качеств (функций личности) выделяют следующие типы диалога, отличающиеся друг от друга степенью доверительности, взаимопроникновения в  другого.

  Хочу заметить, что организация занятий с использованием диалога – это серьезная и хорошо продуманная деятельность педагога. Технология организации таких занятий начинается с учебного пространства кабинета.  Диалоговые формы взаимодействия ориентированы на общение лицом к лицу, поэтому традиционная расстановка парт, когда дети видят затылки сидящих впереди и только одно лицо – учителя, здесь не неуместна. Необходимы варианты расстановки учебных мест в зависимости от количества групп и числа учащихся в каждой группе. Например такие:

   Типы диалога и их характеристика

Типы диалога

Их характеристика

Мотивационный

Отражает интерес его к теме, диалогической форме общения

Критический

Характеризирует критическое осмысления содержания диалога, гипотетическое рассмотрение любых решений проблемы

Конфликтный

Отличается противоречивостью отношения личности к предмету проблем

Самопрезентирующий

Демонстрация личностью выгодно для нее имиджа

Автономный

Внутренний диалог, выражающий проведения защитной реакции личности

Рефлексивный

Указывает на способность личности вести самоанализ

 

  «Тувинский язык» обладает в этом отношении широкими возможностями. Глубоко человечное содержание предметов данной области знания позволяет одновременно решать три задачи: учебно-познавательную, коммуникативно-размывающую и социально-ориентированную.

   Задача уроков-диалогов состоит еще и в том, что школьников нужно учить полноценному и полноправному участию в диалоге. Ведь практику участия в обсуждении лингвистических тем учащиеся будут приобретать на уроках тувинского языка, овладевая  умения диагностической речи.                                                                                                                                                                                                                                                                      

   Организация уроков-диалогов связана еще и с тем, что диалог на таких уроках может быть двух видов: информационный (когда в процессе восприятия каждый партнер получает новую информацию) и интерпретационный (когда в ходе диалога происходит обмен мнениями, оценка известных обоим партнерам фактов, их интерпретация).

  Информационный диалог обычно организуется учителем в процессе овладения новыми знаниями, а интерпретационный диалог может быть включен в любой структурный элемент урока (проверка домашнего задания, закрепление новых знаний, подведение итогов). Целью введения интерпретационного диалога в учебный процесс является развитие диалогической учебно-научной речи, осмысление научной информации, оперирование ею с использованием терминов (подготовленный диалог), увеличение скорости интеллектуально-речевых реакций в спонтанном диалоге.

    Какие упражнения обеспечивают содержание диалога, например, по проблеме «Условия успешного общения», проводимого после изучения темы «Общения»? Познакомимся с некоторыми из них.

     Упражнение 1. Ваша речь на уроке должна приближаться к научной, то есть быть учебно-научной. В такую речь включаются слова-термины (специальные слова, употребляющиеся для называния явлений, предметов, процессов в науке), например:

   Коммуникант – тот, кто вступает в общение. В основном значении совпадает со словами собеседник, партнер по общению.

   Коммуникативное намерение (задача, цель) – конкретная цель высказывания (убедить, разжалобить, вызвать сочувствие и т.д.).

   Коммуникативный контакт – связь, согласованность в общении.

   Составьте по одному предложению с каждым из этих терминов.

  Вводное слово учителя. Сегодняшний урок тувинского языка – но не первый в учебном году, но не первый в вашей жизни. Вспомните, а кто впервые преподавал вам урок тувинского языка?

Обращение к классу «вспомните» - это приглашения к диалогу, к совместным размышлениям.

   Учитель. Чей ответ точнее и почему?

  Учитель нацеливает учащихся на поиск аргументов и контраргументов. Диалог строится с учетом коммуникативно-речевых умений школьников данного возраста.

   Дети вряд ли ответят на вопрос одинаково – их мнения разделится. Учителю и не был нужен однозначный ответ, целью начального этапа урока-диалога было вызвать отклик учащихся.

   Учитель. Значит, вспомнить, когда вы получили первый урок тувинского языка, довольно трудно. Ваши мнения разделились. Поставим вопрос по другому: в каком возрасте человек начинает учиться тувинскому языку?

   Вводится еще один вопрос, подчеркнута отправная точка размышлений на уроке на тему «Обучение человека родному языку». Приглашение к размышлению. В вопросе содержится спорный момент.

   Учитель: Если вы начали учиться тувинскому языку с рождения, можно ли сказать, что сейчас,  к 6-му классу, вы выучились тувинскому  языку, ведь вы на нем не только говорите, но пишете и читаете?

(Дети дают ответы)

   Учитель: Я согласна с вами. Конечно вы не выучились тувинскому языку. И не потому, что вы еще не закончили школу. Тувинский язык так велик, прекрасен и разнообразен, в нем так много тайн и загадок, что изучить его можно всю жизнь.

   В согласии учителя с мнением учащихся присутствует одобрение, положительная оценка результата их размышлений. Учитель высказывает ключевую мысль диалога.

   Учитель: А сейчас я предлагаю вам подумать и  ответить на вопрос: «Кто или что учит нас тувинскому языку. Свой ответ обоснуйте».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Здоровьесбережение на уроках тувинского языка и литературы.

Здоровьесбережение на уроках тувинского языка и литературы. Тувинский язык – это сложный предмет. На этих уроках вопросам здоровьесбережения должно уделяться много внимания, т.к. темы, изуча...

О применении технологии диалогового обучения на уроках русского языка и литературы

Работа представляет преимущества и достоинства  технологии диалогового обучения, позволяющей существенно активизировать учебный процесс, сфлрмировать важнейшие коммуникативные и личностные УУД об...

Доклад "Использование диалоговых технологий на уроках русского языка и литературы"

  В  докладе «Использование диалоговых технологий на уроках русского языка и литературы»  рассматривается актуальность использования диалоговых техн...

Презентация "Использование диалоговых технологий на уроках русского языка и литературы"

 Грамотное использование диалоговых технологий на уроках русского языка и литературы делают их интересными, насыщенными, качественными, результативными, повышают мотивацию к обучению....