Конспект урока в 5 кл "Тундось минек ёнкссо"
план-конспект урока (5 класс) на тему

Вельдяскина Татьяна Петровна

Урок "Весна в нашем крае"  для 5 кл , изучающие эрзянский  язык.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_konkurs.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

               5 класс

 Тема урока «    Тундось  минек  ёнкссо ».

Цели: 

1.систематизация и углубление знаний по теме;

2.создать условия для формирования УУД.

Задачи:

-учебные: совершенствование навыков чтения и монологической речи;  

- развивающие: развитие умения логически выстраивать учебный материал,

-воспитательные: формирование навыков коллективной деятельности; уважительного  отношения к природе   мордовского  края; .

-личностные:  умения  выражать  своё  отношение  к результату;

-познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации; чтение  произведений мордовских авторов;

-коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера;

- регулятивные: оценивать учебные  действия в  соответствии с  поставленными  задачами.

- продолжить работу над составлением простых речевых фраз на эрзянском языке;

Тип урока: комбинированный,

Оборудование:  русско –эрзянский  словарь, карточки, учебник, презентация

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающего

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

1.Приветствие: - Шумбрачи,  эйкакшт.  Эрзянь келень уроконть течи ютавтса мон. Монь лемем Татьяна Петровна.– Ушодтано минь урок?  -  Мон мизолдан  тынянк, тынь мизолдадо монень. Арсян тенк  паро  важодема.

-Течи  эйсюрковонь     – чи.

2. Ютавтано  кортамонь ливчакавтомка:       (проводят  ученики).

- Кода лемезэ республиканть? –Зяро  республикасо  ошт? Лецтясынек.

3.Налксетяно налксемасо «Ош – веле». Апраксино,Алексеевка, Ардатов, Саранск, Мачкассы, Медаево, Инсар, Краснослободск, Альза, Киржеманы, Ковылкино, Темников, Б.Ремезёнки, Б.Маресево, Рузаевка

Ответы  детей Кода  леметь?  Зяроце классо тонавтнят?  Зяро иеть? Косо эрят?

7 ошт

 

Актуализация знаний и постановка учебной задачи (проблемы) Определение темы, целей урока, плана.

                 Основная  часть.

         

Закрепление

Конец урока

Рефлексия

Мы живём в Мордовии. Это наша Родина. Здесь мы учимся, работаем. Здесь живут  наши  близкие и родные нам люди. Мы любим свой край,  родную землю. Эрзянские и мокшанские языки звучат  сегодня в школах Мордовии. А иначе не должно быть. Это наши национальные языки. Красив, певуч  эрзянский язык.  Вот как сказала о своём  родном языке  известная сказительница С.М.Люлякина. Кодамо мазый эрзянь келесь. Сон прок  чудикерькс  чуди. Те кельсэнть кортнесть покштянок,  бабанок. Те  кельсэнть  кортнетяно минь тынк марто.  Её стих –ие «Моро эрзянь кельде»  знают многие из нас. К её словам написана музыка.  Кунсолосынек моронть, конанть морасы  Елена Воронина.

Эрзянь кель, эрзянь кель,

Ашо килей, чуди лей,

Чольдердиця  горнипов,

Гайсэ морыця цёков.

Ребята, я прочитаю отрывок из произведения мордовского писателя К.Абрамова на эрзянском яэыке, а вы  скажите  о чём он.

Ламонь коряс чарькодеви кодамо шкась сась. Вармась пувазеви лембе ёндо.  Коштось леткеми, чевтелгады.  Чись мерят пейди.  Васня штадыть пандо чаматне, мейле сёрмалгадсть  паксятне. Чистэ чис касыть – ламолгадыть чудикерькстнэ. Леесь  теке сыргози, тапасы сэнь вельтявксонть,  лиси берёконть велькска.  Модась карми эжеме, лексезеви. Появи васень тикще. Чувтнэ пижелгадыть. Панжовить  цецятне.

-О чём текст?

- По каким словам  вы догадались? Подчеркните их.

- О чём  будем говорить на  уроке?

   Уроконть темась «Тундось минек  ёнкссо» Слайд №4

-А вам нравиться весна?

-Как  относитесь к ней?

- Что же вы ждёте от нашей встречи? Что хотите узнать, что услышать, что увидеть?

Да, вы совершенно правы.  Итогом нашей работы будет творческий проект.  Слайд №5

-Арседе,  кие сась инжекс? (прослушать пение скворца)

-Мекс сынь морыть?

втынк тундонь ковтнень?

-Тему «Весны» раскрывали не только писатели, но и художники. (просмотр картин)

-Какие моменты изображены?

- Какие приметы весны  изобразил художник?

-Мы познакомились с картинами  нашего  земляка известного  художника  Мордовии – Ф.В. Сычкова.

-Необходимо картину оживить. И для этого нам нужно стать кем?

- Писатель – это кто?

Стать писателем очень трудно. Я прошу помочь в одном деле.  Будем работать в парах. Я подготовила вам  текст, из  которого выпали слова. Помогите восстановить текст.

1.Сась ……. . Аштить лембе …….  . Лато прясо  новольсть ….. . Менельсэнть маней …..  Эйкакштне ведьга  нолдтнить … .Гайтевстэ морыть … .

Слова для справок: нармунтне, чипаесь, тундось, венчкеть,  эйсюротне ,  чить.

Даю вам время  2 мин. Покажите готовность

- Доказали, что можете быть  писателями.

-Вадрясто важодиде.  Ней тейтяно оймсема минутка.

 Работа с учебником стр 81 .Обратимся к произведению А. Богомолова.

- Предположите, о чём говорится в стихотворении по иллюстрации.

Чтение стихотворения учителем. Детьми.

-Что вы поняли  из прочитанного?

-Чтение стих-я по цепочке.  Хором.

- Соотнесите текст с  иллюстрацией. Что бы вы дорисовали?

А сейчас объединимся в группы. Попробуем стать переводчиками.

Перевести текст на эрзянский язык. Можете пользоваться словарём.

 Весна.  Греет солнце.  Тает снег. Текут ручьи. Мальчики пускают  кораблики. Прилетели птицы: грачи, скворцы. Дети повесили скворечник.                          Нолдтнить

Время работы в группе 3 мин. Не забывайте о правилах работы в группе:

–работать дружно;

-выслушай каждого;

- не перебивайте  товарищей;

-обсуждение ведите шёпотом;

- определите    кто отвечает.

-покажите готовность групп.

- Давайте не только переведём наш текст, но и создадим творческий проект. Первые 2  группы  переводит по 2 предложения, а остальные по одному.  Двое  из группы читают перевод, а двое выходят к доске и   находят  соответствующую   картинку   предложений.

-Мезе лись?  Мезе эрси тунда? Кодамо тундось?

-Давайте подведём итоги. Вернёмся к теме урока.

      Кто желает высказаться?

   Кому трудно, продолжите мои слова.

-Мне понравилось   ……..

-Я узнал………….

-Мне было сложно………

    Ребята, вы помогли мне  показать красоту весны. Весна - не просто одно из времён года. Это волшебная пора, когда оживает природа, греет ласково солнце, поют радостно птицы. Время прекрасного настроения.

      Сегодня на уроке вы все очень старались.  Молодцы. Я хочу поблагодарить вас за активную работу и подарить цветок. Это цветок   радости и весеннего настроения.

К.Г.Паустовский сказал: «Любовь к родной природе - один из важнейших признаков любви к своей стране»

Пообещаем беречь,  любить   природу и нашу Мордовию.

Вечкеде  эсь ёнкссонк  эрьва иень шкасто.    Улыбнитесь  миру  и  тогда он улыбнётся  вам. Уледе шумбрат.  Вастомазонок.

     

 О весне

О весне нашего края.

Составлять предложения.

Переводить прочитанное.

Читать произведения о весне.

Письмар

Сась тундось.

Эйсюрков

Чадыков,

Панжиков.

     

Писателями.

Человек, который пишет  литературные произведения.

Работают в парах.

Встаёт  пара. Отвечает один.

Читают.

птиц

Групповая работа.

Морыть нармунть, панжовить цецят.

Весна красивое время года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Конспект урока "Тундась сась"

Конспект урока в 5 классе на тему "Тундась сась...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

конспект урока эрзянского языка в 6 классе "Пертьпельксэнь полавтовомась. Чувтотне тунда вирьсэ ды пиресэ"

конспект урока эрзянского языка в 6 классе "Пертьпельксэнь полавтовомась.  Чувтотне тунда вирьсэ ды пиресэ"...