Рабочая программа по литературе 7 класс (3 часа)
рабочая программа (7 класс) на тему

Бороздина Елена Александровна

Данная рабочая  программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреждений «Литература»  под редакцией В.Я. Коровиной.- М. :Просвещение, 2015 г.  и базисного учебного плана МКОУ «Быстрецкой СОШ им.Орехова Т.Ф.». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа по литературе73.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Быстрецкая средняя общеобразовательная школа имени                                                                                    Героя Советского Союза Орехова Т.Ф.»»  

    

 Рассмотрено                                    Согласовано                                     Утверждаю

    На заседании МО                      Заместитель директора                            Директор МКОУ

Протокол № ________                    школы по УВР МКОУ                      «Быстрецкая СОШ»

                                                          «Быстрецкая СОШ»                 _____Кривошейцева Т.А.

_____________2015 г.                  ___________Т.Н. Багликова               Приказ № _________

                                                       _____________2015 г.                         _____________2015 г.

Рабочая программа

по литературе

Базовый уровень

    

7 класс

Учитель: Бороздина Елена Александровна

                                               

2015 год

I. Пояснительная записка

         Данная рабочая  программа по литературе для 7 класса создана на осно-ве федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреждений «Литература»  под редакцией В.Я. Коровиной.- М. :Просвещение, 2015 г.  и базисного учебного плана МКОУ «Быстрецкой СОШ им.Орехова Т.Ф.».

      Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

       На изучение литературы в учебном плане отведено 3 часа (2 часа феде-ральный компонент, 1 час – школьный ), 34 рабочие недели, итого 102  часа .

        Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-куль-турных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основ-ных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими вы-разительными средствами русского литературного языка.

         Согласно государственному образовательному стандарту, изучение ли-тературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлеж-ность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззре-нием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотиз-ма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художествен-ной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художествен-ных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эс-тетическом значении; о выдающихся произведениях русских писате-лей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и ис-тории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

       Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искус-ству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

        Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к ху-дожественным произведениям, которые давно и всенародно признаны клас-сическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с клас-сическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, обще-гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

         Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

     - составление планов;

     - краткие и подробные пересказы текста;

     - изложение с элементами сочинения;

     - устные и письменные сочинения-характеристики героев;

     - анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

     - развитие художественной фантазии у детей;  

     - прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

     - придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

       Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.

     

Программа призвана обеспечить:

-   приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;

- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- воспитание речевой культуры учащихся.

Задача курса литературы 7 класса:

- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

      Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

         Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

II. Требования к уровню подготовки обучающихся:

                                   Учащиеся должны знать:

  1. Текст художественного произведения.
  2. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
  3. Особенности композиции изученного произведения.
  4. Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.

                     

                               Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
  2. Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
  3. Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
  4. Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
  5. Различать эпические и лирические произведения.
  6. Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
  7. Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
  8. Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
  9. Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
  10. Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
  11. Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.    

III. Содержание учебной дисциплины

(102 часа в год, 3 часа в неделю)

Введение (1 ч.)

     Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема лите-ратуры. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведе-нии. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремле-ние к нравственному и эстетическому идеалу.

Устное народное творчество (9ч.)

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исто-рических событиях.«Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

     Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравст-венных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула – носи-тель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собствен-ного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыст-ное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собствен-ного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклассного чтения.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и празд-ников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен (Длявнеклассного чтения).

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выра-жение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и перенос-ный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия посло-виц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

    Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

Древнерусская литература (2 ч.)

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских».Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

Из русской литературы XVIII века (3 ч.)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петров-ны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской нау-ки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Из русской литературы XIX века (38 ч.)

     Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Пол-тава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пус-тынных волн...»),«Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории Рос-сии. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

     Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

    «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы.  Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

     Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

    «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел»

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений.     «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться на-встречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представ-лений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение преда-тельства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорож-цев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведе-ния. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправ-ным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художествен-ные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красо-те русского языка. Родной язык как духовная опора человека. 

«Близнецы», «Два богача».

Нравственность и человеческие взаимоотношения. 

    Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм  Нек-расова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.

Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин».  Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина»

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».  Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повес-ти...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Матап» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспо-щадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произ-ведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

     Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова» 

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!» (1 ч. )

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Произведения русских писателей XX века (29 ч.)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

       Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свин-цовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

 «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

     Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеоб-разие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессер-дечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (началь-ные представления) 

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя лю-дей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходи-мости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о нераз-делимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публи-цистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади».Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отно-шения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрас-ного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и че-ловека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, по-нимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собствен-ного доброго поступка.

Дмитрий  Сергеевич Лихачев.   «Земля родная» (главы из книги).   Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются (1ч.)

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя

«Тихая моя Родина» (2 ч.)

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окру-жающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов).  Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии род-ной природы русскими поэтами.

Песни на стихи русских поэтов XX века (2 ч.)

А. Вертинский.   «Доченьки»;   И. Гофф.  «Русское поле»; Б. Окуд-жава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из литературы народов России  (2 ч.)

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собст-венного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окру-жающим людям разных национальностей. Особенности художественной  образности дагестанского поэта.

Зарубежная литература (5 часов)

Роберт Бернс. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честнос-ти. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра над злом.

Произведения для заучивания наизусть:

  • Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отрывок по выбору учащихся).
  • Пословицы и поговорки (на выбор).
  • М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол  ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок). 
  • А. С. П у ш к и н. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге.  Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).
  • М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтеющая нива...». Ангел (по выбору учащихся).
  • Н. В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).
  • И. С. Тургенев. Русский язык.
  • Н. А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).
  • В. А. Жуковский. Приход весны. А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...» или Благовест. И. А. Бунин. Родина (на выбор).
  • В. В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).
  • По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся (К. М. С и м о н о в. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Е. М. Винокуров. Москвичи).
  • С.А. Есенин. «Топи да болота...». Н. А. Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой...». Н. М. Рубцов. «Тихая моя родина...» (на выбор).
  • А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие...».

Произведения для самостоятельного чтения:

Фольклор. Василий Буслаев (и другие былины по выбору учителя и учащихся). Пословицы и поговорки народов мира.

Из  древнерусской литературы

Из «Моления Даниила Заточника». Наставление тверского епископа Семена.

Из русской литературы XVIII века

A.        П. Сумароков. Эпиграмма.

B.        В. Капнист. На кончину Гавриила Романовича Державина.

Из русской литературы XIX века

И. А. Крылов. Басни (на выбор).

A.        Ф. Мерзляков. «Среди долины ровныя...».

B.        А. Жуковский. Рыцарь Тогенбург.

Ф. Н. Глинка. К почтовому колокольчику.

К. Ф. Рылеев. Петр Великий в Острогожске.

 А.  С.   Пушкин.  Товарищам.   К портрету Жуковского. Полтава. Скупой рыцарь.

Н. М. Языков. Пловец.

М. Ю. Лермонтов. Завещание. Памяти А. И. Одоевского.

Н. А. Некрасов. Саша.

И. С. Тургенев. Бурмистр.

Ф. И. Тютчев. Летний вечер. Конь морской. Осенний вечер. «Что ты клонишь над водами...».

А. А. Фет. «Уснуло озеро...». Буря. «Я пришел к тебе с приветом...».

А. Н. Майков. Гроза.

Я. П. Полонский. Дорога.

Л. Н. Толстой. Детство.

А. П. Чехов. Размазня.

A.        И. Куприн. Изумруд.

Из русской литературы XX века

И. А. Бунин. Лапти.

B.        Я. Брюсов. Нить Ариадны.

А, А. Блок. «Ветер принес издалека...». «Девушка пела в церковном хоре...». «Там, в ночной завывающей стуже...».

C.        А. Есенин. 3—4 стихотворения на выбор.

А. А. Ахматова. «Я научилась просто, мудро жить...».

О. Э. Мандельштам. «Только детские книги читать...». Раковина. Домби и сын.

A.        Т. Аверченко. Вечером.

Тэффи. Свои и чужие. Модный адвокат.

Дон -Аминадо. Четыре времени года.

Н. С. Гумилев. Леопард.

М. А. Осоргин. Земля.

М. И. Цветаева. Стихи о Москве.

Н. А. Заболоцкий. Некрасивая девочка.

Я. В. Смеляков. «Если я заболею...». Хорошая девочка Лида.

B.        П. Астафьев. Мальчик в белой рубашке.
В. М. Шукшин. Критики.

А. В. Вампилов. Цветы и годы (сцена). Свидание (сценка).

Е. А. Евтушенко. «Стихотворение надел я на ветку...». «Со мною вот что происходит...».

Р. И. Фраерман. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви.

В. С. Высоцкий. Песня о друге.

A.        Н. Рыбаков. Трилогия о Кроше.

B.        С. Розов. В добрый час!

Из зарубежной литературы

Японские трехстишия (хокку,  или хайку).

Г. У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате.

Э. По. Лягушонок.

В. Гюго. Отверженные. Девяносто третий год.

 Дж. Лондон. На берегах Сакраменто.

 Р. Брэдбери.  Все лето в один день

Практические занятия

урока

Тема урока

Дата

7

Р/р Сочинение по репродукции картины В. Васнецова «Три богатыря»

16.09.15

26

Р/р Сочинение по иллюстрации В.Васнецова к поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про…купца Калашникова»

09.11.15

35

Р/р Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

30.11.15

50

Р/р Сочинение по повести Л.Н.Толстого «Детство»

19.01.16

60-61

Р/р Сочинение по повести М.Горького «Детство»

10.02.16

15.02.16

82

Р/р Сочинение «Яшка – верный товарищ»

13.04.16

99

Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса

30.05.16

КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

                        Тема

 Дата проведения

 Примечания

  план

 факт

Введение

1

Введение. Знакомство со статьёй учебника «Читайте не торопясь…»

02.09.15

Устное народное творчество

2

Предания

07.09.15

3

Былины и их исполнители

08.09.15

4

Былина «Вольга и Микула Селянинович»

09.09.15

5

Былина «Садко»

14.09.15

6

Внеклассное чтение

Былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник»

15.09.15

7

Р/р Сочинение по репродукции картины В. Васнецова «Три богатыря»

16.09.15

8

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос

21.09.15

9

«Песнь о Роланде» - вершина французского эпоса

22.09.15

10

Пословицы и поговорки

23.09.15

Древнерусская литература

11

«Повесть временных лет»

28.09.15

12

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

29.09.15

Из русской литературы XVIII века

13

Знакомство с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова

30.09.15

14

М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия...», «К статуе Петра Великого»

05.10.15

15

Знакомство с жизнью и деятельнос-тью Г.Р. Державина, его сатиричес-кими произведениями.

06.10.15

Из русской литературы XIX века

16

А.С. Пушкин. Этапы творческого пути

07.10.15

17

А.С. Пушкин. Поэма «Полтава». Образы поэмы.

12.10.15

18

Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»

13.10.15

19

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

14.10.15

20

Своеобразие жанра баллады

19.10.15

21

А.С. Пушкин «Борис Годунов»

20.10.15

22

А.С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель»

21.10.15

23

М.Ю. Лермонтов. Страницы жизни и творчества.

26.10.15

24

М.Ю. Лермонтов «Песня про…купца Калашникова». Знакомство с героями поэмы.

27.10.15

25

М.Ю. Лермонтов «Песня про…купца Калашникова». Анализ II и III частей

28.10.15

26

Р/р Сочинение по иллюстрации В.Васнецова к поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про…купца Калашникова»

09.11.15

27

Лирика М.Ю. Лермонтова. Стихотворения «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива..»

10.11.15

28

Н.В. Гоголь. Страницы жизни и творчества.

11.11.15

29

Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Знакомство с содержанием повести, её героями, бытом казаков, их взглядами на жизнь.

16.11.15

30

Изображение Запорожской Сечи в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

17.11.15

31

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Анализ 7-9 –й глав

18.11.15

32

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Анализ 10-11 –й глав

23.11.15

33

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия, Тараса Бульбы

24.11.15

34

Подготовка к сочинению о Тарасе Бульбе

25.11.15

35

Р/р Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

30.11.15

36

И.С. Тургенев. Рассказ «Бирюк»

01.12.15

37

Красота и богатство русского языка в цикле «Стихотворения в прозе»   И.С. Тургенева.

02.12.15

38

Образ человека и природы  в стихотворениях в прозе                  И.С. Тургенева

07.12.15

39-40

Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»

08.12.15

09.12.15

41

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда»

14.12.15

42

А.К. Толстой. Страницы жизни и творчества.

15.12.15

43

А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин»

16.12.15

44

М.Е. Салтыков-Щедрин. Страницы жизни и творчества.

21.12.15

45

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сатирическая сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

22.12.15

46

Внеклассное чтение

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Дикий помещик»

23.12.15

47

Л.Н. Толстой. Страницы жизни и творчества.

28.12.15

48

Л.Н. Толстой. Повесть «Детство». История создания.

29.12.15

49

Главы «Классы», «Наталья Савишна», «Детство» из повести Л.Н. Толстого

18.01.16

50

Р/р Сочинение по повести Л.Н.Толстого «Детство»

19.01.16

51

А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон»

20.01.16

52

А.П. Чехов. Рассказ «Злоумышленник»

25.01.15

53

Внеклассное чтение

А.П. Чехов. Рассказ «Тоска»

26.01.16

«Край ты мой, родимый край…»

54

Стихотворения о природе

27.01.16

Произведения русских писателей XX века

55

И.А. Бунин. Страницы жизни и творчества.

01.02.16

56

И.А. Бунин. Рассказ «Цифры». История одной ссоры.

02.02.16

57-59

М.Горький. Повесть «Детство»

03.02.16

08.02.16

09.02.16

60-61

Р/р Сочинение по повести М.Горького «Детство»

10.02.16

15.02.16

62

М.Горький. Легенда о Данко из рассказа «Старуха Изергиль»

16.02.16

63

Внеклассное чтение

Рассказ «Мать изменника» из «Сказок об Италии» М. Горького

17.02.16

64

Л. Н. Андреев. Рассказ  «Кусака»

22.02.16

65

В.В. Маяковский. Страницы жизни и творчества.

24.02.16

66

В.В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение…»

29.02.16

67

Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

01.03.16

68

А.П. Платонов. Страницы жизни и творчества.

02.03.16

69

А.П. Платонов. Рассказ «Юшка»

07.03.16

70

А.П. Платонов «В прекрасном  и яростном мире». Автобиографичность рассказа.

09.03.16

71

«В прекрасном и яростном мире». Талант мастера и человека в рассказе А.П. Платонова

14.03.16

72

Б.Л. Пастернак «Июль», «Никого не будет в доме…»

15.03.16

73

А.Т. Твардовский. Страницы жизни и творчества.

16.03.16

74

А.Т. Твардовский. Стихотворения поэта. Анализ.

21.03.16

75

Внеклассное чтение

Час мужества (интервью с участником Великой Отечественной войны)

22.03.16

76

Внеклассное чтение

Поэзия А.Т. Твардовского (урок – концерт «Грозные годы войны»)

23.03.16

77

Ф.А. Абрамов «О чём плачут лошади»

04.04.16

78

Е.И. Носов. Страницы жизни и творчества.

05.04.16

79

Красота родной земли. Рассказ Е.И. Носова «Кукла».

06.04.16

80

Рассказ Е.И. Носова «Живое пламя»

11.04.16

81

Ю.П. Казаков. Рассказ «Тихое утро»

12.04.16

82

Р/р Сочинение «Яшка – верный товарищ»

13.04.16

83

Д.С. Лихачёв. Главы из книги «Земля родная». Своеобразие публицистического жанра.

18.04.16

Писатели улыбаются

84

М.М. Зощенко. Рассказ «Беда»

19.04.16

«Тихая моя родина»

85

Стихотворения русских поэтов XX века о природе. В.Брюсов, Ф.Сологуб.

20.04.16

86

Стихотворения о природе. С.Есенин, Н.Рубцов, Н.Заболоцкий

25.04.16

Песни на стихи русских поэтов XX века

87

И.А. Гофф «Русское поле», Б.Ш. Окуджава «По Смоленской дороге»

26.04.16

88

А.Н. Вертинский «Доченьки»

27.04.16

Из литературы народов России

89

Р. Гамзатов «Земля как будто стала шире…», «Из цикла восьмистишья»

03.05.16

90

Внеклассное чтение

Стихи о защитниках нашей Родины, о Великой Отечественной войне. Поэзия участников войны.

04.05.16

Зарубежная литература

91

Роберт Бёрнс «Честная бедность»

10.05.16

92

Дж. Г. Байрон  «Ты кончил жизни путь, герой!»

11.05.16

93

Своеобразие японской поэзии.

16.05.16

94

Японские трёхстишия (хокку). Мацуо Басе, Кобаяси Исса.

17.05.16

95

О.Генри. Рассказ «Дары волхвов»

18.05.16

96

Р.Д. Брэдбери. Радость писать.

23.05.16

97

Р.Д. Брэдбери. Рассказ «Каникулы»

24.05.16

98

Внеклассное чтение

Л. Пиранделло. Рассказ «Черепаха»

25.05.16

99

Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса

30.05.16

100

Внеклассное чтение

Путешествие по страницам изученных произведений.

31.05.16

101-102

Резервные уроки

IV. Источники информации и средства обучения

  1. Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной.- М. : Просвещение, 2013.

  1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

  1. Ахмадуллина Р.Г. Литература. 7 класс. Рабочая тетрадь. В 2-х частях.-М.: Просвещение,2015.

  1. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004

  1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. –М.: Просвещение,2014.

  1. Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-ROM/ сост.В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.- М.: Просвещение, 2014.

  1. Литература: 7 класс: рабочая программа и система уроков по учебнику под редакцией  В.Я. Коровиной/ авт.-сост. О. В. Чермашенцева,        Н.Я. Крутова, С. Б. Шадрина . - Волгоград: Учитель, 2015.

  1. Маркитанова М.А. Дидактические материалы по литературе: 7 класс.- М.: Издательство «Экзамен», 2014.

  1. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы по литературе. 7 класс: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 10 класса 6 часов в неделю

Календарно-тематическое планирование для 10 класса по физике 6 часов в неделю...

Рабочая программа для 5 класса (5 часов в неделю) английский язык.

Рабочая программа для 5 класса ( углубленное изучение английского языка - 5 часов в неделю) к УМК "Английский в фокусе 5"....

Рабочая программа -физика- 10 класс- 5 часов в неделю

Рабочая программа написана для профильного класса (5ч) по учебнику  Мякишев Г.Я. , Буховцев Б.Б.  Сотский Н.Н  ,Физика -10кл с приложением на электронном носителе,  М: Просвещение ...

Рабочая программа Биология 8 класс 2 часа в неделю

Рабочая программа по биологии для 8 класса общеобразовательной школы по учебнику Биология 8 класс Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев  Количество часов – 68 часов (2 ч в неделю)Программа составле...

Рабочая программа для 10 класса ,2 часа в неделю (по Мякишеву)

Данное планирование создано для 10 классов,изучаемых физику 2 часа в неделю по учебнику Мякишева...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...