Рабочая программа по чтению и развитию речи 5 класс (для детей с у/о)
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 5 класса (у/о)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnit_zap_i_programma_po_chteniyu_5_2.docx | 27.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) автономное
образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII, VIII вида» _____________________________________________________________________
г. Москва г.Троицк.,ул. Пушковых, д.5, тел. 51-50-03
УТВЕРЖДАЮ
директор школы
Захарова Р.С.
«___»______________2012
Рабочая программа по
чтению и развитию речи
на 2012-2013 учебный год
для 5 б класса
(VIII вид)
Учитель: Варченко Е.В.
Рассмотрено и согласовано СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО зам.директора по УВР
Протокол №_______от Глазова Е.Н.
«____»______________20
«___» _________20 __ г.
Руководитель ШМО____________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(класс 5)
(VIII вид)
Образовательная область, предмет – русский (родной) язык
Данная рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы Воронковой В.В. программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, : Сб.1. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010., рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение предмета чтение и развитие речи отводится 4 часа в неделю (136 часов в год).
По учебному плану школы в 5 классе отведено 4 часа в неделю, (136 часов в год).
Содержание учебной программы по чтению и развитию речи сохранено полностью, а ее прохождение связано с использованием индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса и учётом особенностей психо-моторно-речевого развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая психологические особенности и возможности детей, материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением.
Используемый учебно-методический комплект: программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010. Чтение: учеб. для 5 кл. спец. (коррекц.)образов. учреждений VIII вида / Г.М.Гусева, Т.И.Островская. – М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2008. Дополнительная литература для внеклассного чтения (согласно списку, предложенному в авторской программе). Иллюстративный материал подобранный к содержанию произведений индивидуального характера, с опорой на уровень общего развития учащихся. Оригинальные тексты произведений различных авторов.
Программа адресована учащимся 5б класса.
Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного под -хода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащихся, их потребностей и интересов , но и определяет необходимость создания в обучении условий для самоопределения их как личности. Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Данная рабочая программа определяет в целом оптимальный объем знаний и умений по чтению и развитию речи, который доступен учащимся. В то же время данный учебный предмет для пятиклассников является необходимым, способствующим формированию внимания к чужому (авторскому) слову, когда ребёнок должен не только прочитать его, но и провести анализ полученной информации: выделить и объяснить непонятные слова (с помощью учителя), найти слова и предложения, характеризующие события, героев; выбрать и объяснить образные слова и выражения, определить отношение автора к своим героям и событиям. Что в свою очередь способствует развитию у учащихся умения наблюдать, видеть, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи, делать выводы. Такая деятельность учащихся имеет большое значение для умения общаться с окружающими их людьми в любой обстановке, способствует коррекции недостатков их психофизического развития, познавательных возможностей и интересов. В тех случаях, когда материал труден для вербального восприятия учащимися, программа предусматривает использование иллюстраций к произведениям, позволяющим более полному и точному усвоению предлагаемого материала. С целью более полного раскрытия предлагаемых тем, расширения кругозора, образовательных способностей детей, формированию читательской самостоятельности в течение всего учебного года запланированы уроки внеклассного чтения. Данные уроки будут происходить по иной нежели в авторской программе схеме. Так такие уроки будут проводиться практически после изучения каждого небольшого раздела или внутри него, а количество уроков будет увеличено (27 против 9 в авторской программе). Список предлагаемой литературы для внеклассного чтения включает произведения 19 авторов, что соответствует списку рекомендуемой литературы в авторской программе, а сам список несколько расширен.
Обучение чтению в С(К)ОШ VIII вида носит элементарно-практический характер.
Цели и задачи, решаемые при реализации программы:
- формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
- научить школьников правильно и осознанно читать вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения;
- работа над беглостью и выразительностью чтения ;
- учить читать «про себя» с выполнением заданий;
- учить работе с текстом на новом уровне: разбор текста по вопросам, выделение темы и идеи произведения, прогнозирование событий с опорой на заглавие и иллюстрации, выделение частей текста, озаглавливание их, полный и частичный пересказ произведения по плану, оценка характера героя, подбор фактов, подтверждающих эту оценку, передача содержания иллюстраций к произведению;
- формирование внимания к авторскому слову;
- формирование читательской самостоятельности школьников;
- заучивание наизусть стихотворений;
- повышение уровня общего развития учащихся;
- формирование нравственных качеств школьников;
- коррекция речи и мышления.
Интеграция с другими предметами:
русский язык, математика, предметы эстетического цикла (ИЗО, ручной труд), СБО, физическая культура, профессионально-трудовое обучение, внеклассные мероприятия широкого профиля.
Формы контроля: ежедневный опрос, беседы по прочитанному, увиденному, задания для контроля техники, осознанности, выразительности чтения.
Планируемые результаты: Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. На всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи ребёнка, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, цветовосприятия, пространственного восприятия. Урок чтения активно содействует формированию положительных качеств личности учащихся. Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе: благодаря этой работе повышается работоспособность, увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия, улучшается пространственное восприятие, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности.
Исходя из потенциальных возможностей детей основные требования к ЗУНам будут несколько видоизменены, по сравнению с аналогичными требованиями авторской программы.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух и про себя, с выполнением заданий, предложенных учителем (все ученики, исключение – 1 человек (не говорит));
- пересказывать текст по плану с помощью учителя и самостоятельно (все учащиеся, кроме 1 человека);
- выбирать иллюстрации, серии картин и т.п. отражающих содержание текста после прочтения произведения учителем (1 человек);
- отвечать на вопросы учителя (все учащиеся);
- находить необходимую для урока литературу в классной и школьной библиотеке самостоятельно;
- самостоятельно учить наизусть 6-10 стихотворений с воспроизведением их перед классом и на утренниках.
Содержание рабочей программы
№ п.п | Тема | Кол-во учебных часов (по авторской программе) | Кол-во учебных часов (в рабочей программе) |
1 | Снова в школу | 0 | 7 |
2 | Наша родина - Россия | 0 | 8 |
3 | Сказки народов России | 0 | 6 |
4 | Осень | 0 | 14 |
5 | Спешите делать добро | 0 | 11 |
6 | Зима | 0 | 23 |
7 | Страницы русской классики | 0 | 12 |
8 | Одноклассники | 0 | 9 |
9 | Исторические сказки, былины, рассказы | 0 | 9 |
10 | Весна | 0 | 8 |
11 | Твои зарубежные сверстники | 0 | 3 |
12 | Праздник со слезами на глазах | 0 | 6 |
13 | Страницы зарубежной классики | 0 | 13 |
14 | Лето | 0 | 6 |
итого | 14 тем | 0 | 136 часов |
Список литературы для внеклассного чтения
№ п/п | Автор | Название произведения | Кол-во часов |
1 | Н.Носов | «Витя Малеев в школе и дома» и др | 1 |
2 | Сказки народов мира | Сказки народов России (морд., татар.и др) | 2 |
3 | Д.Н.Мамин-Сибиряк | «Алёнушкины сказки» | 1 |
4 | Г.А.Скребицкий | «Лесной голосок», «Воришка», «Сиротка» и др. | 2 |
5 | Б.С.Житков | «Пожар в море», «Наводнение», «Обвал» и др. | 2 |
6 | Разные авторы | Стихи о зиме. | 1 |
7 | Л.Н.Толстой | Рассказы о детях и др. | 1 |
8 | П.П.Бажов | «Малахитовая шкатулка» и др. | 1 |
9 | А.П.Гайдар | «Чук и Гек». (отрывки из повести) | 1 |
10 | В.А.Осеева | «Волшебное слово», «Синие листья» и «Плохо», др | 1 |
11 | М.М.Пришвин | «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ярик» и др. | 1 |
12 | К.Г.Паустовский | «Похождение жука-носорога» | 1 |
13 | Б.Н.Полевой | «Сын полка» | 2 |
14 | М.Твен | «Приключение Тома Сойера» (отрывки из произв.) | 3 |
15 | Э.Распэ | Приключение барона Мюнхаузена (отрывки). | 2 |
16 | Братья Гримм. | Сказки | 1 |
17 | Г.Х.Андерсен | Сказки | 1 |
18 | Е.А.Пермяк | Семьсот семьдесят семь мастеров | 1 |
19 | А.М.Волков | Волшебник Изумрудного города | 2 |
итого | 19 авторов | 27 ч. |
В связи с тем, что в авторской программе В.В.Воронковой сетка рабочих часов на изучении тем не дана, то количество часов на прохождение всех тем определено мною самостоятельно, исходя из объёма материала, представленного в учебнике, а также потенциальных возможностей детей.
Для удобства подачи материала, систематизации знаний учащихся порядок прохождения тем и количество часов связано с их расположением в учебнике «Чтение»
Учебно-методический комплект учителя:
Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010.
Чтение: учеб. для 5 кл. спец. (коррекц.)образов. учреждений VIII вида / Г.М.Гусева, Т.И.Островская. – М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2008.
Дополнительная литература для внеклассного чтения (согласно списку, предложенному в рабочей программе).
Иллюстративный материал подобранный к содержанию произведений индивидуального характера, с опорой на уровень общего развития учащихся.
Оригинальные тексты произведений различных авторов.
.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи (для детей с нарушением интеллекта) 9 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей...
Рабочая программа по чтению и развитию речи 7 класс (для детей с у/о)
Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 7 класса (у/о)...
Рабочая программа по чтению и развитию речи 6 класс (для детей с у/о)
Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 6 класса (у/о)...