Рабочая программа по чтению и развитию речи 6 класс (для детей с у/о)
рабочая программа (6 класс) на тему
Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 6 класса (у/о)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_6_progr.docx | 29.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) автономное
образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII, VIII вида» _____________________________________________________________________
. г. Москва г.о. Троицк ,ул. Пушковых, д.5, тел. 8 (495)851-50-03
«УТВЕРЖДАЮ»
директор школы_____________Чечётина Н.П.
«_____»__________________________2013г.
Рабочая программа по
русскому (родному) языку.
Чтение и развитие речи.
на 2013-2014 учебный год
для 6 б класса
(VIII вид)
Учитель: Варченко Е.В.
Рассмотрено на заседании ШМО «СОГЛАСОВАНО»
протокол №____ от «___»______2013г. зам.директора по УВР_____________________
Руководитель ШМО_______________ «____»_____________________________2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(класс 6)
(VIII вид)
Образовательная область, предмет – русский (родной) язык, чтение и развитие речи
Данная рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы Воронковой В.В. программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, : Сб.1. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010., рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение предмета чтение и развитие речи отводится 4 часа в неделю (136 часов в год).
По учебному плану школы в 6 классе отведено 4 часа в неделю, (136 часов в год).
Содержание учебной программы по чтению и развитию речи сохранено полностью, а ее прохождение связано с использованием индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса и учётом особенностей психо-моторно-речевого развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая психологические особенности и возможности детей, материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний. При отборе учебного материала учитывались потенциальные возможности детей по усвоению предмета в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта каждого ученика.
Используемый учебно-методический комплект: программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010; чтение: учеб. для 6 кл. спец. (коррекц.) образов. учреждений VIII вида / И.М.Бгажнокова, Е.С.Погостина. – М.: «Просвещение», 2006.
Материалом для обучения предмету помимо УМК является: дополнительная литература для внеклассного чтения (согласно списку, предложенному в рабочей программе), иллюстративный материал подобранный к содержанию произведений индивидуального характера, с опорой на уровень общего развития учащихся, оригинальные тексты произведений различных авторов. практические упражнения творческого характера
Программа адресована учащимся 6б класса.
Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащихся, их потребностей и интересов , но и определяет необходимость создания в обучении условий для самоопределения их как личности. Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Данная рабочая программа определяет в целом оптимальный объем знаний и умений по чтению и развитию речи, который доступен учащимся. В то же время данный учебный предмет для пятиклассников является необходимым, способствующим формированию внимания к чужому (авторскому) слову, когда ребёнок должен не только прочитать его, но и провести анализ полученной информации: выделить и объяснить непонятные слова (с помощью учителя), найти слова и предложения, характеризующие события, героев; выбрать и объяснить образные слова и выражения, определить отношение автора к своим героям и событиям. Что в свою очередь способствует развитию у учащихся умения наблюдать, видеть, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи, делать выводы. Такая деятельность учащихся имеет большое значение для умения общаться с окружающими их людьми в любой обстановке, способствует коррекции недостатков их психофизического развития, познавательных возможностей и интересов. В тех случаях, когда материал труден для вербального восприятия учащимися, программа предусматривает использование иллюстраций к произведениям, позволяющим более полному и точному усвоению предлагаемого материала. С целью более полного раскрытия предлагаемых тем, расширения кругозора, образовательных способностей детей, формированию читательской самостоятельности в течение всего учебного года запланированы уроки внеклассного чтения. Данные уроки будут происходить по иной нежели в авторской программе схеме. Так такие уроки будут проводиться практически после изучения каждого небольшого раздела или внутри него, а количество уроков будет увеличено до 32 против 9 в авторской программе). Список предлагаемой литературы для внеклассного чтения включает произведения многих авторов, что соответствует списку рекомендуемой литературы в авторской программе, а сам список несколько расширен. Обучение чтению в С(К)ОШ VIII вида носит элементарно-практический характер.
Цели и задачи, решаемые при реализации программы:
- формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
- научить школьников правильно и осознанно читать вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения;
- работа над беглостью и выразительностью чтения ;
- учить читать «про себя» с выполнением заданий;
- учить работе с текстом на новом уровне: разбор текста по вопросам, выделение темы и идеи произведения, прогнозирование событий с опорой на заглавие и иллюстрации, выделение частей текста, озаглавливание их, полный и частичный пересказ произведения по плану, оценка характера героя, подбор фактов, подтверждающих эту оценку, передача содержания иллюстраций к произведению;
- формирование внимания к авторскому слову;
- формирование читательской самостоятельности школьников;
- заучивание наизусть стихотворений;
- повышение уровня общего развития учащихся;
- формирование нравственных качеств школьников;
- коррекция речи и мышления.
Интеграция с другими предметами:
русский язык, математика, предметы эстетического цикла (ИЗО, ручной труд), СБО, физическая культура, биология, география, природоведение, окружающий мир, профессионально-трудовое обучение, внеклассные мероприятия широкого профиля.
Формы контроля: ежедневный опрос, беседы, обсуждения, дискуссии по прочитанному, увиденному, задания для контроля техники, осознанности, выразительности чтения, творческие работы (изложения. сочинения)
Планируемые результаты: Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. На всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи ребёнка, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, цветовосприятия, пространственного восприятия. Урок чтения активно содействует формированию положительных качеств личности учащихся. Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе: благодаря этой работе повышается работоспособность, увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия, улучшается пространственное восприятие, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности.
Исходя из потенциальных возможностей большинства детей класса основные требования к знаниям и умениям обучающихся будут сохранены и аналогичны требованиям авторской программы. к знаниям и умения учеников с тяжёлыми осложнёнными формами развития (2 человека) требования будут снижены по всем разделам программы. Этим детям предусмотрены индивидуальные домашние и классные задания, отличные от предлагаемых учащимся основной группы класса.
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
- наизусть 10 стихотворений.
Обучающиеся должны уметь:
- читать вслух осознанно, правильно, выразительно; читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- определять основные черты характера действующих лиц;
- пересказывать текст по плану полно и выборочно.
Содержание рабочей программы
№ п.п | Тема | Кол-во учебных часов (по авторской программе) | Кол-во учебных часов (в рабочей программе) |
1 | Вводный урок. День Знаний | 0 | 1 |
2 | Наша родина - Россия | 0 | 4 |
3 | Человек и природа | 0 | 17 |
4 | Будь человеком | 0 | 5 |
5 | Страницы зарубежной классики | 0 | 8 |
6 | Страницы русской истории | 0 | 11 |
7 | Спешите делать добро | 0 | 12 |
8 | Зима | 0 | 26 |
9 | Весна | 0 | 14 |
10 | Рассказы про зверей | 0 | 20 |
11 | Праздник со слезами на глазах | 0 | 5 |
12 | Страницы русской и зарубежной классики | 0 | 13 |
итого | 0 | 136 часов |
Список литературы для внеклассного чтения
№ п/п | Автор | Название произведения | Кол-во часов |
1 | Разные авторы | Стихи о Родине русских поэтов | 1 |
2 | В.Бианки. | Дробинка. Птичья песенка. Голубые лягушки. Сумасшедшая птица. Морской чертёнок. | 2 |
3 | А.П.Гайдар | Тимур и его команда. | 3 |
4 | Дж. Родари | Путешествие голубой стрелы. | 3 |
5 | Н.Носов | Приключения Незнайки и его друзей | 3 |
6 | Н.Носов | Незнайка в солнечном городе | 2 |
7 | Н.Носов | Незнайка на Луне | 2 |
8 | Е.Пермяк | Волшебные истории | 1 |
9 | Е.Пермяк | Голубые белки. Лесной. | 1 |
10 | Е.Пермяк | Волшебная правда… | 1 |
11 | В.Астафьев | Васюткино озеро. | 1 |
12 | В.Астафьев | Белогрудка. Злодейка. | 1 |
13 | Г.Скребицкий | Длинноносые рыболовы | 1 |
14 | Г.Скребицкий | Замечательный сторож | 1 |
15 | Д.Н.Мамин-Сибиряк | Сказка про Воробья Воробеича | 1 |
16 | К.Паустовский | Кот-ворюга | 1 |
17 | М.Пришвин | Кладовая солнца | 1 |
18 | М.Пришвин | Барсук. Лесной доктор | 1 |
19 | С.Маршак | Почта военная | 1 |
20 | Л.Кассиль | Улица младшего сына | 2 |
21 | А.М.Волков | Огненный бог марранов | 1 |
22 | А.М.Волков | Жёлтый туман | 1 |
итого | 32 ч. |
В связи с тем, что в авторской программе В.В.Воронковой сетка рабочих часов на изучении тем не дана, то количество часов на прохождение всех тем определено мною самостоятельно, исходя из объёма материала, представленного в учебнике, а также потенциальных возможностей детей.
Для удобства подачи материала, систематизации знаний учащихся порядок прохождения тем и количество часов связано с их расположением в учебнике «Чтение»
Учебно-методический комплект учителя:
Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010.
Чтение: учеб. для 6 кл. спец. (коррекц.) образов. учреждений VIII вида / И.М.Бгажнокова, Е.С.Погостина. – М.: «Просвещение», 2006.
Дополнительная литература для внеклассного чтения (согласно списку, предложенному в рабочей программе).
Иллюстративный материал подобранный к содержанию произведений индивидуального характера, с опорой на уровень общего развития учащихся.
Оригинальные тексты произведений различных авторов.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи (для детей с нарушением интеллекта) 9 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей...
Рабочая программа по чтению и развитию речи 7 класс (для детей с у/о)
Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 7 класса (у/о)...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 9 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 9 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...