Рабочая программа по чтению и развитию речи 8 класс (для детей с у/о)
рабочая программа (8 класс) на тему
Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 8 класса (у/о)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_chtenie_8_kl.docx | 25.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) автономное
образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII, VIII вида» _____________________________________________________________________
. г. Москва г.о. Троицк ,ул. Пушковых, д.5, тел. 8 (495)851-50-03
«УТВЕРЖДАЮ»
директор школы_____________Чечётина Н.П.
«_____»__________________________2015г.
Рабочая программа по
чтению и развитию речи
на 2015-2016 учебный год
для 8 б класса
(УОД)
Учитель: Варченко Е.В.
Рассмотрено на заседании ШМО «СОГЛАСОВАНО»
протокол №____ от «___»______2015г. зам.директора по УВР________Федотова Т.А.
Руководитель ШМО_______________ «____»_____________________________2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(класс 8)
(VIII вид)
Образовательная область, предмет – русский (родной) язык, чтение и развитие речи
Данная рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы Воронковой В.В. программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение предмета чтение и развитие речи отводится 3 часа в неделю (102 часа в год).
По учебному плану школы в 8 классе отведено 3 часа в неделю, (102 часа в год).
Содержание учебной программы по чтению и развитию речи сохранено полностью, а ее прохождение связано с использованием индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса и учётом особенностей психо-моторно-речевого развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая психологические особенности и возможности детей, материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний. При отборе учебного материала учитывались потенциальные возможности детей по усвоению предмета в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта каждого ученика.
Используемый учебно-методический комплект: Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2013. – Сб.1. – 224 с., Чтение. 8 класс: учеб. для специальных (коррекц.) образов. учреждений VIII вида / авт.-сост. З.Ф.Малышева. – 9-е изд.– М.: «Просвещение», 2014. – 287 с.
Материалом для обучения предмету помимо УМК является: дополнительная литература для внеклассного чтения (согласно списку, предложенному в рабочей программе), иллюстративный материал подобранный к содержанию произведений индивидуального характера, с опорой на уровень общего развития учащихся, оригинальные тексты произведений различных авторов, практические упражнения творческого характера, википедия и другие альтернативные источники интернета, содержащие сведения по предлагаемому материалу.
Программа адресована учащимся 8 б класса.
Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащихся, их потребностей и интересов, но и определяет необходимость создания в обучении условий для самоопределения их как личности. Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Данная рабочая программа определяет в целом оптимальный объем знаний и умений по чтению и развитию речи, который доступен учащимся. В то же время данный учебный предмет для восьмиклассников является необходимым, способствующим формированию внимания к чужому (авторскому) слову, когда ребёнок должен не только прочитать его, но и провести анализ полученной информации: выделить и объяснить непонятные слова (с помощью учителя), найти слова и предложения, характеризующие события, героев; выбрать и объяснить образные слова и выражения, определить отношение автора к своим героям и событиям. Что в свою очередь способствует развитию у учащихся умения наблюдать, видеть, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи, делать выводы. Такая деятельность учащихся имеет большое значение для умения общаться с окружающими их людьми в любой обстановке, способствует коррекции недостатков их психофизического развития, познавательных возможностей и интересов. В тех случаях, когда материал труден для вербального восприятия учащимися, программа предусматривает использование иллюстраций к произведениям, позволяющим более полному и точному усвоению предлагаемого материала. С целью более полного раскрытия предлагаемых тем, расширения кругозора, образовательных способностей детей, формированию читательской самостоятельности в течение всего учебного года запланированы уроки внеклассного чтения. Такие уроки будут проводиться внутри изучения предмета один раз в месяц без выделения для них отдельного часа. Список предлагаемой литературы для внеклассного чтения включает произведения многих авторов, что соответствует списку рекомендуемой литературы в авторской программе. Обучение чтению в С(К)ОШ VIII вида носит элементарно-практический характер.
Цели и задачи, решаемые при реализации программы:
- формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
- научить школьников правильно и осознанно читать вслух с соблюдением норм литературного произношения и «про себя» тексты;
- работа над беглостью и выразительностью чтения;
- читать любой текст «про себя» с выполнением заданий;
- учить работе с текстом на новом уровне: разбор текста по вопросам, выделение темы и идеи произведения, прогнозирование событий с опорой на заглавие и иллюстрации, выделение частей текста, озаглавливание их, полный и частичный пересказ произведения по плану, составление характеристик героев, обоснование своего отношения к героям и их поступкам, объяснение причин тех или иных поступков героев (с помощью учителя);
- знание основных сведений о жизни писателей и времени, в котором они творили;
- формирование внимания к авторскому слову;
- формирование читательской самостоятельности школьников;
- заучивание наизусть стихотворений и прозаических отрывков;
- повышение уровня общего развития учащихся;
- формирование нравственных качеств школьников;
- коррекция речи и мышления.
Интеграция с другими предметами:
русский язык, математика, предметы эстетического цикла, СБО, физическая культура, биология, география, история, обществознание, профессионально-трудовое обучение, внеклассные мероприятия широкого профиля.
Формы контроля: ежедневный опрос, беседы, обсуждения, дискуссии по прочитанному, увиденному, задания для контроля техники, осознанности, выразительности чтения, творческие работы (изложения. сочинения, иллюстрации), составление отзыва о книге, ведение дневника внеклассного чтения.
Планируемые результаты: Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. На всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи детей, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, мировосприятия, пространственного восприятия. Урок чтения активно содействует формированию положительных качеств личности учащихся. Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе: благодаря этой работе повышается работоспособность, увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия материала, улучшается пространственное восприятие, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности.
Исходя из потенциальных возможностей большинства детей класса основные требования к знаниям и умениям обучающихся будут сохранены и аналогичны требованиям авторской программы. к знаниям и умения учеников с тяжёлыми осложнёнными формами развития (2 человека) требования будут снижены по всем разделам программы. Этим детям предусмотрены индивидуальные домашние и классные задания, отличные от предлагаемых учащимся основной группы класса.
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
- наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок.
Обучающиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая своё отношение к ним;
- пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.
Содержание рабочей программы
№ п.п | Тема | Кол-во учеб ных часов (в авторской программе) | Кол-во учеб ных часов (в рабочей программе) |
I | УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО | 0 | 8 |
Вводное занятие. | 0 | 1 | |
Сказки. | 0 | 2 | |
Пословицы и поговорки. | 0 | 1 | |
Былина. | 0 | 2 | |
Баллады. | 0 | 2 | |
II | ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА | 0 | 38 |
Александр Сергеевич Пушкин. | 0 | 8 | |
Михаил Юрьевич Лермонтов. | 0 | 6 | |
Иван Андреевич Крылов. | 0 | 4 | |
Николай Алексеевич Некрасов. | 0 | 5 | |
Иван Саввич Никитин. | 0 | 3 | |
Иван Сергеевич Тургенев. | 0 | 9 | |
Лев Николаевич Толстой. | 0 | 3 | |
III | ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА | 0 | 56 |
Антон Павлович Чехов. | 0 | 2 | |
Владимир Галактионович Короленко. | 0 | 12 | |
Максим Горький. | 0 | 3 | |
Сергей Александрович Есенин. | 0 | 3 | |
Андрей Платонович Платонов. | 0 | 2 | |
Алексей Николаевич Толстой. | 0 | 4 | |
Николай Алексеевич Заболоцкий. | 0 | 2 | |
Константин Георгиевич Паустовский. | 0 | 3 | |
Рувим Исаевич Фраерман. | 0 | 7 | |
Лев Абрамович Кассиль. | 0 | 4 | |
Александр Трифонович Твардовский. | 0 | 3 | |
Василий Макарович Шукшин. | 0 | 3 | |
Виктор Петрович Астафьев. | 0 | 1 | |
Радий Петрович Погодин. Биография. | 0 | 5 | |
Алексей Александрович Сурков. | 0 | 1 | |
Итоги года. | 0 | 1 | |
итого | 0 | 102 часа |
Список литературы для внеклассного чтения
№ п/п | Автор | Название произведения |
1 | Астафьев В.П. | «Конь с розовой гривой». |
2 | Бондарев Ю.В. | «Юность командиров». |
3 | Гайдар А. П. | «Школа». |
4 | Есенин С.А. | Стихотворения. |
5 | Макаренко А. С. | Педагогическая поэма (отрывки). |
6 | Полевой Б.Н. | «Повесть о настоящем человеке» (отрывки). |
7 | Рубцов Н.М. | Стихотворения. |
8 | Сурков А.А. | Стихотворения. |
9 | Чехов А. П. | «Толстый и тонкий» |
В связи с тем, что в авторской программе В.В.Воронковой сетка рабочих часов на изучении тем не дана, то количество часов на прохождение всех тем определено мною самостоятельно, исходя из объёма материала, представленного в учебнике, а также потенциальных возможностей детей.
Для удобства подачи материала, систематизации знаний учащихся порядок прохождения тем и количество часов связано с их расположением в учебнике «Чтение».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи (для детей с нарушением интеллекта) 9 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей...
Рабочая программа по чтению и развитию речи 7 класс (для детей с у/о)
Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 7 класса (у/о)...
Рабочая программа по чтению и развитию речи 6 класс (для детей с у/о)
Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 6 класса (у/о)...