Рабочая программа по чтению и развитию речи 8 класс (для детей с у/о)
рабочая программа (8 класс) на тему

Варченко Екатерина Владимировна

Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 8 класса (у/о)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_chtenie_8_kl.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  специальное (коррекционное) автономное

образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII, VIII вида» _____________________________________________________________________

. г. Москва г.о. Троицк ,ул. Пушковых, д.5, тел. 8 (495)851-50-03

                                                                                                                  «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                            директор школы_____________Чечётина Н.П.

                                                                                                             

                                                                                         «_____»__________________________2015г.

Рабочая программа по

чтению и развитию речи

на 2015-2016 учебный год

для 8 б класса

(УОД)

Учитель: Варченко Е.В.

 Рассмотрено на заседании ШМО                                            «СОГЛАСОВАНО»

протокол №____ от «___»______2015г.        зам.директора по УВР________Федотова Т.А.

Руководитель ШМО_______________          «____»_____________________________2015г.    

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 (класс 8)

(VIII вид)

Образовательная область, предмет – русский (родной) язык, чтение и развитие речи

       Данная рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на  основе  программы Воронковой В.В. программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида:  5-9 классы  под редакцией  В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение  предмета чтение и развитие речи отводится 3 часа в неделю (102 часа в год).  

По  учебному плану школы  в 8 классе   отведено  3 часа в неделю, (102 часа в год).                                                                                                            

      Содержание учебной программы по чтению и развитию речи сохранено полностью, а ее прохождение связано с использованием индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса и учётом особенностей психо-моторно-речевого развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая психологические особенности и возможности детей, материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний. При отборе учебного материала учитывались потенциальные возможности детей по усвоению предмета в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта каждого ученика.

Используемый учебно-методический комплект: Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида:  5-9 кл.: В 2 сб./ Под редакцией  В.В.Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2013. –    Сб.1. – 224 с., Чтение. 8 класс: учеб. для специальных (коррекц.) образов. учреждений  VIII вида / авт.-сост. З.Ф.Малышева. – 9-е изд.– М.: «Просвещение», 2014. – 287 с.

Материалом для  обучения  предмету помимо УМК является: дополнительная литература для внеклассного чтения (согласно списку, предложенному в рабочей программе), иллюстративный материал подобранный к содержанию произведений индивидуального характера, с опорой на уровень общего развития учащихся, оригинальные тексты произведений различных авторов, практические упражнения творческого характера, википедия и другие альтернативные источники интернета, содержащие сведения по предлагаемому материалу. 

 

Программа адресована учащимся 8 б класса.

Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов  образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащихся, их потребностей и интересов, но и определяет необходимость создания в обучении условий для  самоопределения их как личности.  Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Данная рабочая программа определяет в целом оптимальный объем знаний и умений по чтению и развитию речи, который доступен  учащимся. В то же время данный учебный предмет для восьмиклассников является необходимым, способствующим формированию внимания к чужому  (авторскому) слову, когда ребёнок должен не только прочитать его, но и провести анализ полученной информации: выделить и объяснить непонятные слова (с помощью учителя), найти слова и предложения, характеризующие события, героев; выбрать и объяснить образные слова и выражения, определить отношение автора к своим героям и событиям. Что в свою очередь способствует развитию у учащихся умения наблюдать, видеть, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи, делать выводы. Такая  деятельность учащихся имеет большое значение для умения общаться с окружающими их людьми в любой обстановке, способствует коррекции недостатков их психофизического развития, познавательных возможностей и интересов. В тех случаях, когда материал труден для вербального восприятия учащимися, программа предусматривает использование иллюстраций к произведениям, позволяющим более полному и точному усвоению предлагаемого материала. С целью более полного раскрытия предлагаемых тем, расширения кругозора, образовательных способностей детей, формированию читательской самостоятельности в течение всего учебного года запланированы уроки внеклассного чтения. Такие уроки будут проводиться внутри  изучения предмета один раз в месяц без выделения для них отдельного часа. Список предлагаемой литературы для внеклассного чтения включает произведения многих авторов, что соответствует списку рекомендуемой литературы в авторской программе. Обучение чтению в С(К)ОШ VIII вида носит элементарно-практический характер.

Цели и задачи, решаемые при реализации программы:

     

  • формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
  • научить школьников правильно и осознанно читать вслух с соблюдением норм литературного произношения и «про себя» тексты;
  • работа над беглостью и выразительностью чтения;
  • читать любой текст «про себя» с выполнением заданий;
  • учить работе с текстом на новом уровне: разбор текста по вопросам, выделение темы и идеи произведения, прогнозирование событий с опорой на заглавие и иллюстрации, выделение частей текста, озаглавливание их, полный и частичный пересказ произведения по плану, составление характеристик героев, обоснование своего отношения к героям и их поступкам, объяснение причин тех или иных поступков героев (с помощью учителя);
  • знание основных сведений о жизни писателей и времени, в котором они творили;
  • формирование внимания к авторскому слову;
  • формирование читательской самостоятельности школьников;
  • заучивание  наизусть стихотворений и прозаических отрывков;
  • повышение  уровня общего развития учащихся;
  • формирование нравственных качеств школьников;
  • коррекция речи и мышления.

Интеграция с другими предметами:

русский язык, математика, предметы эстетического цикла, СБО, физическая культура, биология, география, история, обществознание, профессионально-трудовое обучение, внеклассные мероприятия широкого профиля.

Формы контроля: ежедневный опрос, беседы, обсуждения, дискуссии  по прочитанному, увиденному, задания для контроля техники, осознанности, выразительности чтения, творческие работы (изложения. сочинения, иллюстрации), составление отзыва о книге, ведение дневника внеклассного чтения.

Планируемые результаты:  Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. На  всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи детей, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, мировосприятия, пространственного восприятия.  Урок чтения активно содействует формированию положительных качеств личности учащихся.  Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе:  благодаря этой работе повышается работоспособность,  увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия материала,  улучшается  пространственное  восприятие, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы  - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности.

Исходя из потенциальных возможностей большинства детей класса  основные требования к знаниям и умениям обучающихся будут сохранены и аналогичны требованиям авторской программы. к знаниям и умения учеников с тяжёлыми осложнёнными формами развития (2 человека) требования будут снижены по всем разделам программы. Этим детям предусмотрены индивидуальные домашние и классные задания, отличные от предлагаемых учащимся основной группы класса.

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

  • наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок.

  Обучающиеся должны уметь:

  • читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
  • выделять главную мысль произведения;
  • давать характеристику главным  действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая своё отношение к ним;
  • пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.

Содержание рабочей программы

п.п

Тема

Кол-во учеб ных часов (в авторской программе)

Кол-во учеб ных часов (в рабочей программе)

I

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

0

8

Вводное занятие.

0

1

Сказки.

0

2

Пословицы и поговорки.

0

1

Былина.

0

2

Баллады.

0

2

II

ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

0

38

Александр Сергеевич Пушкин.

0

8

Михаил Юрьевич Лермонтов.

0

6

Иван Андреевич Крылов.

0

4

Николай Алексеевич Некрасов.

0

5

Иван Саввич Никитин.

0

3

Иван Сергеевич Тургенев.

0

9

Лев Николаевич Толстой.

0

3

III

ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

0

56

Антон Павлович Чехов.

0

2

Владимир Галактионович Короленко.

0

12

Максим Горький.

0

3

Сергей Александрович Есенин.

0

3

Андрей Платонович Платонов.

0

2

Алексей Николаевич Толстой.

0

4

Николай Алексеевич Заболоцкий.

0

2

Константин Георгиевич Паустовский.

0

3

Рувим Исаевич Фраерман.

0

7

Лев Абрамович Кассиль.

0

4

Александр Трифонович Твардовский.

0

3

Василий Макарович Шукшин.

0

3

Виктор Петрович Астафьев.

0

1

Радий Петрович Погодин. Биография.

0

5

Алексей Александрович Сурков.

0

1

Итоги года.

0

1

итого

0

102 часа

Список литературы для внеклассного чтения

№ п/п

Автор

Название произведения

1

Астафьев В.П.

«Конь с розовой гривой».

2

Бондарев Ю.В.

«Юность командиров».

3

Гайдар А. П.

«Школа».

4

Есенин С.А.

Стихотворения.

5

Макаренко А. С.

Педагогическая поэма (отрывки).

6

Полевой Б.Н.

«Повесть о настоящем человеке» (отрывки).

7

Рубцов Н.М.

Стихотворения.

8

Сурков А.А.

Стихотворения.

9

Чехов А. П.

«Толстый и тонкий»

В связи с тем, что в авторской программе В.В.Воронковой сетка рабочих часов на изучении тем не дана, то количество часов на прохождение всех тем определено мною самостоятельно, исходя из объёма материала, представленного в учебнике, а также потенциальных возможностей детей.        

Для удобства подачи материала, систематизации знаний учащихся порядок прохождения тем и количество часов связано с  их расположением в учебнике «Чтение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  чтению и развитию речи  для  5  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  чтению и развитию речи  для  7  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей...

Рабочая программа по чтению и развитию речи 7 класс (для детей с у/о)

Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 7 класса (у/о)...

Рабочая программа по чтению и развитию речи 6 класс (для детей с у/о)

Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 6 класса (у/о)...