Рабочая программа "Русский язык как родной" для 1 класса
рабочая программа на тему
Данная программа составлена самостоятельно в связи с введением изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ
№ 373.Предназначена для углубления в лексико-семантическую составляющую предметной области "Русский язык" и направлена на воспитание патриотизма по отношению к русскому языку как родному для учащихся. Буду рада, если кто-то из коллег прокомментирует.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_kak_rodnoy.docx | 35.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Водзимонская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на
заседании ШМО
Протокол № 01 от 26.08.2017.
Принято на заседании
Педагогического совета
Протокол № 01 от 30.08.2016
Утверждено приказом по школе
№ 115-ОД от 31.08.2017
Рабочая программа
по учебному предмету
«Русский язык как родной язык»
для 1 класса
в 2017-2018 учебном году
Автор-составитель:
учитель начальных классов
Кузнецова Ольга Анатольевна
Водзимонье, 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык как родной» разработана в соответствии со следующими документами:
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МО и НРФ от 06.10. 2009г № 373);
- основная образовательная программа начального общего образования МОУ ВодзимонскаяСОШ;
-Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 1 класс: М.: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).
Содержание рабочей программы составлено в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Цели:
Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с первоначальными знаниями о языке как носителе национального самосознания русского народа и формирование на этой основе любви и уважения к родному языку;
Социокультурная цель-изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции обучающихся:
- развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи как показателя общей культуры человека.
Достижению поставленных целей способствует решение практических задач:
- Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- Освоение обучающимися первоначальных знаний о лексике русского языка;
- Овладение обучающимися умения правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания небольшого объема;
- Воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный(заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Курс «Русский язык как родной» предполагает углубление лексико-семантической составляющей программы по изучению русскому языку в 1 классе и создание условий для воспитания любви и уважения к родному языку. Учащиеся проходят первоначальное восприятие понятий «языковая семья», «национальность», «народ», «язык», «словарь», «устная и письменная речь», «рифма», «поэзия», «красота русского языка» и др. Данный курс является интегрированным и включает в себя 2 предмета – «Русский язык как родной» и «Литературное чтение на родном языке». Темы состоят из двух частей: теоретической и практической. Ведущие виды деятельности – игра, занимательные формы работы, творческий поиск информации.
В соответствии с учебным планом МОУ Водзимонская СОШ на изучение учебного предмета «Русский язык как родной» в 1 классе отводится 17 часов в год.
- Освоение учебного предмета. Планируемые результаты.
Ведущее место предмета «Русский язык как родной» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представления о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения Русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Требования ФГОС планируемым результатам по предмету
Базовый уровень | Повышенный уровень |
К концу изучения блока «Русский язык как родной» обучающиеся: 1) познакомятся с представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2) узнают, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; 3) узнают, что правильная устная и письменная речь - это показатель общей культуры и гражданской позиции человека; 4) познакомятся с первоначальными представлениями о нормах русского как родного литературного языка и правилах речевого этикета; 5) узнают, что использование языковых единиц зависит от речевой ситуации, целей и задач общения. | К концу изучения блока «Русский язык как родной» учащиеся получат возможность научиться: 1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; 3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; 5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. |
Особенности организации контроля по русскому языку как родному
В первом классе ведется безотметочное обучение, основная цель которого – сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка.
В первом классе используются три вида оценивания: текущее и итоговое.
Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках русского языка. Это даѐт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Оценкой достижения метапредметных результатов может быть защита индивидуального или группового проекта.
Для мониторинга метапредметных результатов первоклассников используются комплексные проверочные и тренировочные задания. Они помогают ученику оценить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разные ситуации; осознать, что предметные знания пригодятся ему не только при решении учебных заданий, но и при решении жизненных задач. Комплексная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность первоклассника в решении разнообразных проблем.
- Содержание учебного предмета.
Основное содержание предмета – лексико-семантическая составляющая русского языка. Различение понятий «языковая семья», «национальность», «народ», «язык», «словарь», «устная и письменная речь», «рифма», «поэзия», «красота русского языка» и др.
Первоначальное восприятие информации о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, что русский язык – государственный язык Российской Федерации.
Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры.
Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Создание условий для овладения учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач, овладения первоначальными представлениями о нормах русского как родного литературного языка и правилах речевого этикета.
Уровень графики. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Литературное чтение на родном языке.
Формирование понимания литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
Создание условий для формирования умения самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
- Тематическое планирование.
№ п/п | Тематические направления | Кол-во часов | Виды контроля | |
Контроль | Проекты | |||
Народ – язык – национальность. | 4 | 1 | ||
2. | Речь устная и письменная. | 7 | 1 | |
3. | Литературное чтение на родном языке. | 5 | ||
4. | Итоговый контроль. | 1 | 1 | |
Итого: | 17 | 1 | 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (как родному)
В 1 КЛАССЕ
№ п/п | Разделы программы. Тема урока. | Примечания (контроль) |
Для чего человеку нужен язык? | ||
Народ – язык – национальность. | ||
У языка - своя семья. Язык и устное народное творчество. | ||
Народ – язык – национальность. Проект «Русская национальная одежда» (раскрасить и подписать названия частей национального костюма) | Выставка лучших работ | |
Речь устная и письменная. Скороговорки. | ||
Игра «Разведчики» на тему «Что можно узнать о человеке, слушая его речь?» | Итоговый кластер | |
Русский алфавит или где живут буквы? | ||
Где живут слова? (о словарях). | ||
Литературные произведения на родном языке. Л.Н.Толстой «Рассказы для детей». | ||
Какие слова мы называем вежливыми? | ||
Проект-театрализованная постановка на тему «Что такое этикет? Кто-то знает… Кто-то – нет…» | Выступление на линейке | |
В гостях у Почемучкина: «Где? С кем? Как говорить?» (о речевых ситуациях). | ||
Русские народные сказки. | ||
Красота русского языка в поэзии. Стихи А.Барто. | ||
Творческая мастерская «Слово – рифма – стихотворение». | ||
Рассказы-игры. Л.Петрушевская «Пуськи бятые». | Составление рассказов-игр на родном языке. | |
Итоговый контроль. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программаРусский язык. 10 кл.
Пояснительная записка • Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне «Русский язык». • Примерная программа " Просвещение" (ФГОС). • Учебн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по___английскому языку___ в ___5___ классе (основное общее образование)на основе авторской программы курса английского языка Вербицкой М.В. к УМК “ Английский язык Forward” для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений
Данная программа предназначена для организации процесса обучения английскому языку в 5 классе общеобразовательных учебных организаций на основе линии УМК «Forward» (5–9 классы) под ред. М. В. Вербицко...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса. Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 6 класс.
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса.Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 6 класс....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....