Укучыларны олимпиадага әзерләү
презентация к уроку на тему

Валиуллина Сюмбел Мухамметовна

Олимпиада школьников представляет собой интеллектуальное соревнование между учащимися, увлеченными определенной сферой знаний.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Олимпиада школьников представляет собой интеллектуальное соревнование между учащимися, увлеченными определенной сферой знаний (например, лингвистика, история, математика). На первый взгляд, они похожи на контрольные работы за весь курс изучения учебной дисциплины, НО они содержат задания повышенной сложности и творческого характера, чего, увы, нет в обычной школьной программе.

Слайд 2

П обедители и призеры олимпиад получают возможность поступить в любой ВУЗ страны без вступи-тельных испытаний (ЕГЭ и вузовских экзаменов)

Слайд 3

Олимпиада по татарскому языку Состоит из трех этапов: Школ ьный Муниципальный Республиканский

Слайд 4

Источники Сборник правил по татарскому языку Татарский язык в таблицах и схемах Интенсивный курс изучения татарского языка Татарский язык (справочник) Практический татарский язык Русско-татарский разговорник Словари Укучыларны олимпиадага әзерләү Учебники татарского языка Сайт Министерства образования и науки РТ

Слайд 5

Разделы языкознания Фонетика Лексика Словообразование Морфология Синтаксис Пунктуация

Слайд 6

теория

Слайд 7

ФОНЕТИКА Раздел языкознания, изучающий систему звуков, их сочетаемость, и их изменения ЗВУК- это минимальная неделимая единица произносимой речи

Слайд 8

татарский алфавит Татарский алфавит основан на русской графике и состоит из 39 букв А а Ж ж Н н У у Щ щ Ә ә Җ җ ң Ү ү ъ Б б З з О о Ф ф Ы ы В в И и Ө ө Х х ь Г г Й й П п Һ һ Э э Д д К к Р р Ц ц Ю ю Е е Л л С с Ч ч Я я Ё ё М м Т т Ш ш

Слайд 9

Звуки, обозначаемые дополнительными буквами татарского алфавита [ә] [ө] [ү] [җ] [ң] [һ]

Слайд 10

Гласные звуки - сузык авазлар В татарском языке имеется 9 исконных гласных: А у о ы _ тв ёрдые (гласные заднего ряда) Ә ү ө э(е) и - мягкие (гласные переднего ряда)

Слайд 11

В русских словах употребляются заимствованные русские гласные о ы э ( о (долгое), э (долгое), ы (долгое) )

Слайд 12

Гласный [а°]. В татарском языке этот звук отличается огубленностью , особенно в начальных слогах, что постепенно исчезает к концу слова: ка°ла°ла°рга — городам. Гласный [ә]. Это звук открытый, долгий. Гласные [у] —[ү]. Звук [у] не отличается от русского. Звук [ү] является мягкой парой фонемы [у ] . В конце слова могут выражать и согласный звук [w ] – дәү , бау

Слайд 13

Гласные [о] — [ө]. Это полуузкие , краткие звуки, произносимые с участием губ . Буквы о—ө пишутся только в первом слоге, несмотря на то, что слышатся: к о л ы н [ қ о л о н ]— жеребенок, с о л ы [с о л о ] — овес, к ө лк е [ к ө лк ө ]— смешно , с ө лг е [ с ө лг ө ] — полотенце.

Слайд 14

Звук [э] Употребляется в начале, в середине и в конце слова. В середине и в конце слова обозначается буквой е, например: эш (работа), эз (след), эт (собака), эремчек (творог), к е ш е ( человек ), б е л е м (знание), с е р (секрет). Буква э может передавать и согласный гортанный звук ['] ( гамза ) в словах т ә э мин ( обеспечение ), т ә э сир (влияние), ма э май (собачка). В русских заимствованиях звуки [э], [е] произносятся так же, как и в русском языке: телевизор, лекция, экран.

Слайд 15

Закон сингармонизма По этому закону в слове гласные звуки произносятся или только твердо, или только мягко, например: саумысыз (здравствуйте), дуслар (друзья), ку­наклар ( гости), көннәр (дни), төннәр (ночи), хәлләр (дела), рәхмәт (спасибо), тәртип (порядок ). Исключение составляют заимствованные слова из арабского, персидского, русского и западно-европейских языков, например: китап (книга), каләм (карандаш), сәлам (привет), сәгать (часы), гариза (заявление), директор, кабинет, театр, концерт; а также сложные слова самого татарского языка: радиотапшыру (радиопередача), билбау (пояс )

Слайд 16

РЕДУКЦИЯ Редукция гласных — это ослабление или полное выпадение гласных звуков в процессе речи. Полная редукция - гласный звук полностью выпадает: хал ы к – ха лк ы , Частичная редукция – наблюдается ослабление безударных гласных звуков: У рман – [ у рман ]

Слайд 17

Согласных звуков в татарском языке насчитывается - 28 . [п]—[б], [м], [w], [ф], [т]—[д], [н], [с]—[з], [ч]—[җ], [ш]—[ж], [л], [р], [х], [й], [к]—[г], [ қ ]—[ ғ ], [ң], [һ], [‘] ( һәмзә - гамза —гортанный взрыв). Согласные [в], [ц], [щ] употребляются только в русских заимствованиях. Согласные [б]—[п], [д]—[т], [в]—[ф], [ж]—[ш], [с]—[з], [л], [м], [н], [й], [р] не отличаются от русских звуков

Слайд 18

Специфичные звуки татарского языка следующие: Согласный [w] — графически обозначается как в, у—ү ( вакыт — время, та у — гора, вәкил — представитель, дә ү — взрослый, большой). Образуется округлением губ, полугласный. Буквой в передается также русский звонкий щелевой звук: вагон, вентилятор, витраж.

Слайд 19

Согласные по месту образования Место образования согласных Согласные Губные: губно-губные [м], [ w ], [б], [п] губно-зубные [в] , [Ф]

Слайд 20

Место образования согласных Согласные Губные: губно-губные [м], [мг], [б], [п] губно-зубные М, [Ф] Согласные по месту образования Язычные: переднеязычные зубные [3], [С], [Н], [л], [Д], [Т], [Ц] нёбно-язычные [ж], [җ], [ш], [р], [ч], [щ] среднеязычный [й] заднеязычные [ М ] , [к] Увулярные [ къ ], [ гъ ], [х], [ң] Фарингальный [һ] Ларингальный ['] ( гамза )

Слайд 21

[г], [к] г – эта буква обозначает два звука [ғ ] - в твёрдых словах – карга – ворона , гына – только [г] –в мягких словах - гөмбә к – аналогично букве г обозначает два звука [к] и [қ ] Звук [ қ ] является глухой парой [ ғ ]

Слайд 22

Ассимиляция – изменения согласных в речи Виды ассимиляции : Носовая - кае н н ар [ къа°йы н нар ] Губная – тө нб оек [ тө мб ойокъ ] Заднеязычная – ә нк әй [ ә ңк әй ], боры нг ы [ боро ң ғ ы] Акустическая - то зс ыз [ то сс о с ]

Слайд 23

Акустическая ассимиляция наблюдается в двух случаях: под влиянием звонких согласных некоторые глухие озвончаются: са к [ са° гъ ыракъ ], кү п [ кү б эрәк ]; под влиянием глухих согласных некоторые звонкие оглушаются: сү з [ сү с сэс ], бо з [ бо с сос ]

Слайд 24

Буквы Я, Ю, Е обозначают 2 звука Е - [ йы ] – елан , [ йэ ] – егет , [ э] – беренче Я - [ йа °] - яза , [ йә ] – яшел Ю - [ йу ] – юл , [ йү ] – юкә

Слайд 25

Буквы Ь, Ъ – не обозначают звуков

Слайд 26

Тестирование 1. Как называется первый раздел языкознания? А) морфология б) синтаксис в) фонетика Г) лексика 2. В каком ответе дается правильное определение фонетике? А) Раздел языкознания, изучающий систему букв; Б) Раздел языкознания, изучающий систему букв и звуков; В) Раздел языкознания, изучающий систему букв и звуков, их сочетаемость; Г) Раздел языкознания, изучающий систему звуков, их сочетаемость, и их изменения.

Слайд 27

3) Что такое звук? а) Звук – это максимальная неделимая единица произносимой речи; б) Звук – это минимальная делимая единица произносимой речи; в) Звук – это минимальная неделимая единица произносимой речи; г) Звук – это неделимая единица произносимой речи; 4) Татарский алфавит состоит из … букв а) 33 б)39 в) 32 г) 38 5) Сколько дополнительных букв имеется в татарском алфавите? А) 4 б) 5 в) 2 г) 6

Слайд 28

6) С колько всего гласных звуков в татарском языке? А) 10 б)12 в) 9 г) 6 7) Сколько всего исконных гласных? А) 9 б) 6 г) 12 д) 10 8) Какой гласный звук отличается оглубленностью , особенно в начальных слогах? А) [ о ] б) [ ө ] в) [ у ] г) [ а ] 9) Этот звук открытый, долгий А) [ ө ] б) [ ә ] в) [ ы ] г) [ о ]

Слайд 29

10) Гласные [ у ] [ ү ] в конце слова могут выражать звук а) [w] б) [ у ] в) [ ү ] г) [ в ] 11) Какие буквы пишутся тол ько в первом слоге? А) о б) ө в) о – ө г) ы 12) Буква Э в середине слова после гласной буквы может передавать звук А) [ , ] - гамза б) [ э ] в) [ э ] г) [ ө ] 13) По закону сингармонизма гласные звуки произносятся : А) тол ько твёрдо б) только мягко в) или только твёрдо, или только мягко г) и твёрдо, и мягко одновременно

Слайд 30

14) Ослабление или полное выпадение гласных звуков в процессе речи называется- а) индукция б) дедукция в) редукция 15) Какая редукция наблюдается в слове милек -милке А) полная б) частичная 16) К какому виду ассимиляции относится слово каеннар а) заднеязычная б) акустическая в) носовая г) губная 17) Какой вариант транскрипции слова Ә НКӘЙ верно? А) [ энкэй ] б) [ әнкәй ] в) [ әнекәй ] г) [ әңкәй ]

Слайд 31

ОТВЕТЫ 1) в 5) г 9) б 13) в 17) г 2) Г 6) б 10) а 14) в 3) в 7) а 11) в 15) а 4) б 8) г 12) а 16) в

Слайд 32

ПРАКТИКА

Слайд 33

Сделайте транскрипцию слов Каты калын чыга Авыл бетергеч болын Колак куян кыр Ком канат к үмәч Балчык кул ъ язма гарәп Һәйкәл яраткан ашау Йокыга чынаяк вакыт Укытучы каләм ризык Тау дәү унбер күзсез


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадага әзерләндерү планы

Районда үткәреләсе олимпиадага әзерләнү өчен...

Татар теленнән олимпиадага әзерләнәбез

10-11 сыйныф укучыларына республикакүләм  татар теле олимпиадасына әзерләнү өчен тестлар...

Татар теленнән олимпиадага әзерләнәбез

Лексикологияне кабатлау өчен  тестлар...

Олимпиадага әзерләнү (телдән сөйләү)

рәсемнәргә таянып,телдән сөйләү өчен...

Татар теле һәм әдәбият фәненнән сәләтле укучыларны олимпиадага әзерләү буенча «юл картасы»

                          мәктәптә сәләтле балалар белән эшләү системасын формалаштыру...

Олимпиадага әзерләнәбез.2 нче сыйныф

Олимпиадага әзерләнәбез.2нче сыйныф...

Олимпиадага әзерләнәбез.2 нче сыйныф.Ачкыч.

Олимпиадага әзерләнәбез.2 нче сыйныф.Ачкыч....