Методическая разработка выступления на семинаре.
статья (5, 6 класс) на тему
Игровые технологии на уроках русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игровые технологии на уроках русского языка и литературы. | 23.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания. У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса.
Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.
Следует отметить, что дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков русского языка. Но время не стоит на месте. Современная жизнь предъявляет всё более высокие требования к ученику как личности. Значит, необходимо перевести дидактическую игру сделать её творческой.
Игровые формы на уроке русского языка.
Лингвистические состязания.
Лексико-фразеологические игры.
* «Собери фразеологизм» .
Расхлебывать следы глядя в пятки баклуши на ночь заметать душа уходит бить кашу
Заметать следы – «уничтожать улики»
Душа уходит в пятки у кого – «кто-либо испытывает сильный страх, потрясение, вызванное внезапным испугом, неожиданной неприятностью»
Расхлебывать кашу – «распутывать сложное, хлопотное или неприятное дело»
Бить баклуши – «предаваться безделью, лени, совсем ничего не делать»
На ночь глядя – «поздно вечером, в позднее время»
* «Угадай-ка». Загадки:
Учащимся даются загадки-шутки: по предложенным фразеологизмам необходимо догадаться, о чем идет речь?
1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают; его всюду суют (нос)
2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не белье, а их развешивают
( уши)
3. Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле;
на него бросают слова и деньги (ветер)
4. Его можно проглотить; за него тянут; на нем вертится то, что
вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего (язык)
5. Ее толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, не желая говорить; в нее прячут концы нечестные
люди; иногда они выходят из нее сухим (вода
- Подбери синонимы.
«Найди пару»
Ученикам предлагаются полярные характеристики значений фразеологических оборотов, а также двенадцать фразеологизмов, спроектированных на экране в хаотичном порядке. Все предложенные фразеологизмы ученики должны сгруппировать по парам.
Характеристики значений:
Сходство – различие
Начало – конец
Множество – меньшинство
Согласие – ссора
Молодость – старость
Правда – обман
Фразеологизмы:
Как сельдей в бочке, в один голос, на закате лет, как две капли воды, раскрывать глаза, встречать в штыки, как небо и земля, первые шаги, в самом соку, оставить с носом, кот наплакал, дышать на ладан.
Ответы:
Сходство – различие: как две капли воды - как небо и земля
Начало – конец: первые шаги - дышать на ладан
Множество – меньшинство: как сельдей в бочке - кот наплакал
Согласие – ссора: в один голос - встречать в штыки
Молодость – старость: в самом соку - дышать на ладан
Правда – обман: раскрывать глаза - оставить с носом
- Географические названия.
Учитель засекает время (2-3 мин.). Нужно подобрать как можно больше фразеологических оборотов, в которых встречаются имена собственные.
Например: Авгиевы конюшни; ахиллесова пята; нить Ариадны; дамоклов меч; танталовы муки; сизифов труд; а Васька слушает, да ест; я ему про Фому, а он мне про Ерему; мели, Емеля, - твоя неделя; на Маланьину свадьбу; Фома неверующий; куда Макар телят не гонял; драть как сидорову козу; Федот, да не тот; двуликий Янус; мамаево побоище; иудин поцелуй; лавры Герострата и т. п.
Акростих
Задача: К данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определенной буквы.
К
Кануть в лету
О
Обетованная земля
С
Сорвать маску
М
Мозолить глаза
О
От доски до доски
С
Сбросить иго
В. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.
- «Мягкая посадка»
При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит.
Как проходит игра? Например, изучается тема «Спряжение глагола». Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и воз вращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.
- «Третий лишний»
Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д.
Например:
• лимонный, карманный, соломенный (лишнее - соломенный);
• горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное);
• революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).
- Игра «Я работаю волшебником»
Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях. Например, превратить имена нарицательные в собственные.
Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм (город Изюм).
- Игра «По щучьему велению»
Игра помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой.
Например: «По щучьему велению, по моему хотенью, назовите мне слова с орфограммой –тся-, -тъся- в глаголах» и др.
- Оживить урок, повысить его познавательное значение, привить любовь к языку можно при помощи использования в учебной работе произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, сказок, загадок. Загадки - распространенная и любимая детьми форма народного творчества. Отгадывание загадок не только развлечение, но и проверка сообразительности. Загадка развивает ум, смекалку, будит мысль. Отгадывание загадок вырабатывает у ребенка умение сравнивать предметы и явления природы. Использовать загадки можно при проверке и закреплении изученного материала, а также при объяснении и самостоятельной работе.
Например, при изучении темы "Сложные имена существительные" можно использовать загадки для словарных диктантов.
Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер "ТУ".
"Пылесос".
Черная речка под землей
Сотни километров течет
. "Нефтепровод".
Также очень нравится ученикам игра «Собери загадку». Использовать ее можно, например, при изучении темы «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».
Зашел дом в я зеленый
Нем в недолго и пробыл
Дом оказался этот
Другом в быстро городе (Вагон)
Чтобы развить навыки работы учащихся со словарями всех видов, включаем в урок игру под названием «Справочное бюро». Дети отыскивают в словарях правильное написание слова, его толкование, этимологию, сферу употребления, наличие синонимов, антонимов, использование во фразеологических оборотах. Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием. Такая игра способствует воспитанию навыков работы со словарями: нахождению слов в алфавитном порядке, умению читать и понимать словарную статью, обогащает словарный запас учеников, вырабатывает внимательность, интерес к слову.
Невозможно перечислить всего богатства и разнообразия элементов игровых технологий, применяемых на уроках русского языка. Одно бесспорно: использование их позволяет расширить знания учащихся, полученные на уроках, выработать навыки пользования богатством русского языка, привить любовь к нему и возбуждает интерес к дальнейшему его изучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка выступления "Основные принципы художественного воспитания детей"
Успех художественного воспитания детей дошкольного возраста обеспечивается тем, что ребенок чрезвычайно отзывчив ко всему эмоциональному, я...
Методическая разработка практико-ориентированного семинара для педагогов школы по организации исследовательской и проектной деятельности с учащимися
Представленный материал поможет вам провести эффетивную подготовку коллег школы по организации исследовательской деятельности с учащимися 1-11 классов...
Методическая разработка научно-практического семинара "Первые библиотеки на Руси" (с использованием комплексного анализа текста)
Данный семинар был проведен для библиотекарей с участием учеников 5 класса. На этом семинаре был представлен исторический материал о первых библиотеках на Руси во времена княжения Ярослава Мудрого, а ...
Методическая разработка выступления на семинаре по теме: «Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках обществознания как фактор их социальной адаптации»
Автор: Ткачев Виталий ВикторовичДолжность: преподаватель общеобразовательных дисциплин(обществознание, история)Место работы: Государственное автономное образовательное учреждениесреднего профессиональ...
Методическая разработка по физкультуре "Семинар по стритболу. Правила и тактика".
В семинаре излагаются основные правила и положения игры "Стритбол 3х3", а также популярные тактические схемы взаимодействий игроков на площадке....
Методические разработки к Городскому семинару "Опыт организации образовательного процесса детей с Расстройствами Аутистического Спектра"
Представления игры "Откравенный разговор". Ресурс социально-психологический игр для нормализации отношений участников образовательного процесса....
Методическая разработка "Практико-ориентированный семинар "Активация творческого мышления педагогов декоративно-прикладного отдела с использованием ТРИЗ-технологий"
Разработка создана в помощь педагогам, которые хотят применять ТРИЗ-технологий в своей работе....