Урок- конспект по осетинской литературе
план-конспект урока (7 класс) на тему
Схожесть творчества Коста Хетагурова и А.С. Пушкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pushkin_ama_kosta.doc | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
Рахизфарсы районы Цёлычы хъёуы астёуккаг иумёйагахуырадон скъола
Темё: Къоста ёмё Пушкины сфёлдыстады ёнгёсад
(Гом урочы конспект ирон литературёйё 7 къласы)
Ирон ёвзаг ёмё литературёйы ахуыргёнёг
Боциты А.В.
2009 аз
Урочы нысантё:
1.Скъоладзауты ахуыр кёнын уацмысы мидис ёмё идейё ёвзарын; дыууё поэты уацмысты иудзинад бёрёг кёнынмё арёхсын, хатдзёгтё аразын.
2.Кусын ахуырдзауты дзургё ныхасы рёзтыл.
3.Гуырын кёнын сёрыстырдзинад, уарзондзинад куыд национ поэтмё, афтё поэзийы иннё автортём дёр.
Урочы техникон ёмё дидактикон ифтонгдзинад: интерактивон фёйнёг, поэтты къамтё, уацмысты чингуыты равдыст, Иры ёмё Уёрёсейы ёрдзы нывтё, аудиоёрмёг.
Урочы цыд:
1.Къласы фёйнёгыл ёмдзёвгёйы анализы схемё.
2.И/акт.фёйнёгыл зындгонд адёмты къамты рёнхъ.
Ахуыргёнёджы разныхас:
- Ёркёсут- ма ацы къамты рёгъмё ёмё дзы ссарут, уёхимё гёсгё, нё бёстёйы ёппёты хъуыстгонддёр ёмё зындгонддёр 2 лёджы хуызтё(Тынг раст, ёз дёр разы дён уемё (кёд нё арёхсой, уёд сын аххуыс кёнын)
- Фёлё мын ёххёст зёгъут, цёмён афтё хъуыды кёнут?(Уый дёр раст, уымён ёмё логикон ёгъдауёй кёд мах литературёйы урочы бадём, уёд хъуамё литературон авторты кой кёнём, ёмё ирон ёмё уырыссаг литературёйы та ацы 2 номёй хъуыстгонддёр нёй)
- Уёдё, ёвёццёгён, базыдтат нё урочы сё кой кёй кёндзыстём. Йё темё та у ахём: Къоста ёмё Пушкины уацмысты ёнгёсад - ныффыссём ёй тетрёдты дёр.
-Ацы темё цёмён снысан кодтон абоны урокмё, ууыл ма ахъуыды кёнут, кёддёра йё чи базонид.
(Раст- уымён ёмё зонём, ацы, 2014 аз, у сё дыууёйён дёр юбилейон: Къостайён -155, Пушкинён та -215-ём.)
Бирё цёмдёр сты ёнгёс ацы ёвёджиауы дыууё генион лёджы: сё райгуырды азтёй, кёд се ‘хсён 60 азы ис, уёддёр, дыууё дёр – поэттё, дыууё дёр национ литературёйы бындурёвёрджытё, фёллойгёнёг адёмы сёрхъызойтё, стыр патриотё, иу - Уёрёсейы, иннё – Ирыстоны, дыууё дёр уёздан мыггёгтёй рацёугё, фёлё сём хъал, къуыдипдзинадёй ницы уыд.
Абон сымах афёлвардзыстут уёхи иртасён куысты, ёмё хатдзёг скёндзыстут уёхёдёг дёр – цёмёй сты ёнгёс сё уацмыстё Къоста ёмё Пушкинён?
1.- Райдайём уёдё нё иртасён куыст. Табуафси, байхъусут уе ‘мбёлттём ёмё зёгъут, чи сё кёй ёмдзёвгё бакаст.(2скъоладзауы кёсынц Пушкины «Прощай, немытая Россияйы» Грисы тёлмац, ёмё Къостайы «Ракёс»)
- Чи зёгъдзён, цавёр ёмдзёвгёты рёнхъытё бакастысты уе ‘мбёлттё? Хорз, тынг раст. Цёй уёдё зёгъут уацмысты темё(сё бёстёты уёззау цард ёмё ёнамонддзинады темё)
-Уёдё сё сёйраг хъуыды та цы у? (лёджы цардён кад ёмё аргъ нёй, мёгуыртён сё намыс ёфхёрд цёуы хъёздгуытёй)
- Цавёр хатдзёг скёнын ёмбёлы, цы бакуыстам, уый фёдыл?
2. Тексттимё куыст.
- Ныр та файнёгыл(гёнён ис алы партёйыл сыфтыл) уынут 2 тексты дёр, афёлварут дзы ссарын ёнгёс рёнхъытё -хахх сё кёндзыстут уым,
(скъоладзаутё иугай цёуынц фёйнёгмё.)
- Тынг хорз, уёдё ма мын зёгъут, аивгёнён мадзёлттёй та ёнгёс цём сты? Куыд хонём ахём литературон мадзал? Ныффыссут сё уё тетрёдты.
- Цавёр ёнкъарёнтё уём ёвзёрын кёны Къостайы ёмдзёвгё? Пушкины та?
3. Ёнёниздзинад хъахъхъёнён хёс.
- Ныр та – литературон хъазт «Баххёст кён рёнхъ!»(авторты зындгонддёр амдзёвгёты рёнхъытё ахёццё кёнын кёронмё – иронау Къостайён, уырыссагау –Пушкинён(гёнён ис ерысёй-2рёнхъы:1ёмё 2 цёджындзы дёр дыууё ёвзагыл дёр авторты рёнхъытё)
- Хорз, бёрёг у, поэзи кёй уарзут ёмё кёсут, уый дёр! Байхъусём уёдё дарддёр не’ннё декламатортём.
(2 скъоладзауы та кёсынц Пушкины «Зимний вечер»-ы тёлмац ёмё Къостайы «Мёгуыры зарёг»)
Арёзт цёуы раздёры куыст ацы уацмыстыл дёр. Кёнынц та хатдзёг.
4. Хъазт «Базон рёнхъыты авторы»
- Фёйнёгыл рахизёрдыгёй уынут ёмдзёвгётёй ист рёнхъытё, баиу сё кёнут, дыууё авторёй кёцыйы сты, уыимё- галиуырдыгёй сё нёмттё.
Рёстёг куы амона, уёд ма равзарын авторты ёмдзёвгётё ёрдзы рёсугъддзинады темёйыл.(Къостайы «Сёрд», «Уалдзёг» ёмё Пушкины «Гонимы вешними», «Уж небо осенью..»
5. Кёронбёттёны куыст.
- Цавёр нысан уыди ёвёрд абон уё размё?
- Бантыст нын ёй баххёст кёнын?
- Уёдё ма хатдзёг скёнём нё куыстён – Цём бафиппайдтат Къоста ёмё Пушкины уёцмысты ёнгёсад?
(ёмдзёвгёты темёты, идейёйы дёр, суанг ёнкъарёнты дёр)
-Цавёр уыд сё уацмысты иумёйаг темё?
- Цы уыд йё сёйрагдёр хъуыды се ‘мдзёвгётён?
-Цавёр иухуызон аивадон мадзёлттёй пайда кодтой автортё?
- Уёдё нё зёрдёты та цы сёвзёрын кодтой дыууё гениалон поэты сё уацмыстёй?
- Тынг хорз. Ёмё ма байхъусут, цы зёгъы ирон куырыхон ахуыргонд Къостайы тыххёй, уырыссаг фыссёг та Пушкины тыххёй, уымё(аудиохъёлёстё(ахуыргёнёджы) Къоста ёмё Пушкины тыххёй цитатёты)
6. Хёдзармё куыст ёмё бёрёггёнёнтё.
- Афтё зёгъынц Васо Абайты ёмё Василий Распутин(фёйнёгыл сё къамтё) Сымах та цы хъуыды кёнут, ацы дыууё генийы тыххёй, уый ныффысдзыстут уёхимё сочинени «Къоста ёмё Пушкин»-ы.
- Бёрёггёнёнтё та сёвёрдзынён ахёмтё:
- Бузныг. Хёрзбон!
Уёлёмхасён ёрмёг
- Кёцытё дзы сты Къоста ёмё Пушкины рёнхъытё?
…Вся комната янтарным блеском озарена
…У людей в хоромах ясных и уютно, и тепло,
Веселым треском трещит затопленная печь…
А у нас лишь злого ветра завывание одно…
…Синичка - сестричка, где зиму живешь? …Зовет меня взглядом и криком своим
В каких ты морях или странах паришь?
И вымолвить хочет: «Давай улетим!..»
Пушкин А.С. «Гонимы вешними лучами…»
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
Пушкин А.С. «Еще дуют холодные ветры…»
Ещё дуют холодные ветры
И наносят утрени морозы.
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки,
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетела первая пчёлка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать:
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у берёзы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветёт черёмуха душиста.
Уж небо осенью дышало…
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Унылая пора! Очей очарованье!..
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
***
Александр Пушкин. Осеннее утро
Поднялся шум; свирелью полевой
Оглашено мое уединенье,
И с образом любовницы драгой
Последнее слетело сновиденье.
С небес уже скатилась ночи тень.
Взошла заря, блистает бледный день —
А вкруг меня глухое запустенье…
Уж нет ее… я был у берегов,
Где милая ходила в вечер ясный;
На берегу, на зелени лугов
Я не нашел чуть видимых следов,
Оставленных ногой ее прекрасной.
Задумчиво бродя в глуши лесов,
Произносил я имя несравненной;
Я звал ее — и глас уединенный
Пустых долин позвал ее в дали.
К ручью пришел, мечтами привлеченный;
Его струи медлительно текли,
Не трепетал в них образ незабвенный.
Уж нет ее!.. До сладостной весны
Простился я с блаженством и с душою.
Уж осени холодною рукою
Главы берез и лип обнажены,
Она шумит в дубравах опустелых;
Там день и ночь кружится желтый лист,
Стоит туман на волнах охладелых,
И слышится мгновенный ветра свист.
Поля, холмы, знакомые дубравы!
Хранители священной тишины!
Свидетели моей тоски, забавы!
Забыты вы… до сладостной весны!
***
Александр Пушкин. Октябрь уж наступил
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
(15 марта 1937, село Усть-Уда[2][3],Восточно-Сибирская область — 14 марта 2015, Москва) — выдающийся русский писатель, публицист, общественный деятель. Представитель «деревенской прозы».
Эта речь произнесена Валентином Григорьевичем Распутиным 4 июня 1999 года, на торжественном собрании в честь 200-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, со сцены Псковского академического театра драмы, носящего имя великого поэта.
… Это он, Пушкин, надолго задал тон и вкус, высоту и отечественность нашей словесности, да и всей культуре. Он окончательно освободил русский язык от косноязычия. Слово при нем стало радостным, сияющим, крылатым, способным воспроизводить мельчайшее движение чувств, услышать несказанное и поднять до небесного вострубия торжественные минуты. Это он, Пушкин, соединил в один два языка, простонародный и литературный, и подготовил к чтению всю Россию. Пушкин – мера русского таланта и русской души. Удастся ли когда-нибудь эту меру уложить без остатка в нового гения – трудно сказать. Но уже одно то, что у нас гений такого масштаба и такой красоты был, уже одно имя Пушкина внушает надежду. Оно, это имя, говорит нам о тех великих закладах, которые в нас есть и требуют пробуждения, говорит о том месте, которое должны занимать русский человек и Россия в мире, напоминает о силах, с которыми выстаивал народ во все лихие годины, говорит о том, что нам делать, как сохранить честь и вечность. Красивое слово – Пушкин, вечно молодое, светлое, звонкое, песенное, искромётное, звёздное, но и честное, надёжное, доброе, работящее, правильное слово. Но и мудрое, ёмкое, всеохватное, сытное. Сытное – рядом с хлебом и водой. Любимое на всех российских языках и наречиях слово – Пушкин».
И не будет ему забвения не только доколе будет жив хоть один
пиит, но и доколе жив будет хоть один русский человек».
Валентин Распутин
Псков, Псковская область,Пушкинский праздник поэзии, речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осетинская литература. План-конспект урока в 5-ом классе. Урочы темӕ: «Хӕрзгӕнӕг хорз ары, фыдгӕнӕг - ӕфхӕрд» (Нигеры «Дыууӕ зӕрватыччы ӕмӕ дыууӕ сыхаджы аргъау»-мӕ гӕсгӕ)
Разработка урока осетинской литературы в 5-ом классе на тему: "Харзганаг хорз ары, фыдганаг - афхард". Данный материал может быть по...
Конспект к уроку осетинской литературе "Арвы айдан"
Урочы нысантæ:1. Сбæрæг кæнын уацмысы ныхмæвæрд фæлгонцтæ, характеристикæсын раттын.2.Скъоладзауты ахуыр кæнын уацмыс анализ кæнын, хибарæй хатдзæгтæ кæнын, хъуыдытæ раст æргом...
Конспект к уроку осетинской литературе "Куыст – царды фæрæз (Мамсыраты Дæбейы радзырд «Хъæндил»-мæ гæсгæ)"
Урочы нысантæ: 1.Равзарын уацмысы сæйраг хъуыды....
Открытый урок по родной (осетинской литературе) в 8 классе на тему "Мады харзтан бафидан най"-историон-хъайтарон зараг "Задалески Нана"-ма гасга
Открытый урок по родной (осетинской литературе) в 8 классе на тему "Мады харзтан бафидан най"-историон-хъайтарон зараг "Задалески Нана"-ма гасга....
Открытый урок по родной (осетинской литературе) в 8 классе. Тема урока: Кочысаты Мухарбек "Фыдыбаста"
Открытый урок по родной (осетинской литературе) в 8 классе. Тема урока: Кочысаты Мухарбек "Фыдыбаста".Интегрированный урок...
Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Осетинская литература". Тема: «Мыййаг хœсты быдыры искуы куы фœуон мард…»
Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Осетинская литература". Тема: «Мыййаг хœсты быдыры искуы куы фœуон мард…»...
Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Осетинская литература".Тема: Æрдз æмæ адæймаджы \'хсæн удхæстæгдзинады хъуыды Агънаты Гæстæны уацау «Фæстаг бæх»-мæ гæсгæ.
Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Осетинская литература".Тема: Æрдз æмæ адæймаджы 'хсæн удхæстæгдзинады хъуыды Агънаты Гæстæны уацау «Фæстаг бæх»-м...